Музыка Русского Барокко. Джузеппе Сарти

 
Илл.:Марбургский университет, кузница кадров Русского барокко. Здесь учился Михайло Ломоносов.

Любой, кому дадут послушать эту музыку, с первых тактов уверенно ответит:это Моцарт. Что скромный любитель, что маститый меломан со стажем или профессиональный музыкант, и даже музыковед в теме музыки барокко.
Но это не Моцарт. Это увертюра к опере:Giuseppe Sarti - Giulio Sabino - Ouverture

Work: Giulio Sabino, dramma per musica in three acts, first performance 3 January 1781,  Teatro San Benedetto, Venice.
dramma per musica, Драма со музыкой, как в 18в. еще называлась официально жанр:Опера. Далее написано, что премьера оперы состоялась в 1781г. в Театре сан Бенедетто, в Венеции.
Автор - Джузеппе Сарти.
Что мы знаем об этом композиторе? Абсолютное большинство и не слыхало о нем.
На ю тьюбе одна эта запись и нашлась.
Я о нем знаю с 2012 года, когда собирала материалы и консультировалась со знатоками(коих оказался один из сотен кто видел мой призыв), и это был не проф. музыкант, как другие, но Меломан с большой буквы. Призыв подсказать что-нибудь о русской барочной музыке, но никто нем знал ничего, кроме имени Бортнянского, и того никто не слушал на муз. форуме. В России ансамблей старинной музыки один или два. Круг слушателей, соответственно, столь же узкий. Я всегда была неравнодушна к барокко, причем наряду с джазом и вообще всей музыки всех эпох, но Барокко всегда выделяла, как смутное dejavu.

Джузеппе Сарти - композитор, работавший по приглашению русского Двора. Тот Меломан из вк и написал мне в личку целую кипу имён, в том числе не русских композиторов, и не славянских, но работавших при дворах в России, в Польше, в Чехии и т.д. И согласился со мной, что они могут войти в мою работу о Русском Барокко. Было и имя Сарти. Оно упоминается и в немногочисленных статьях о руской музыке доглинкинской эпохи, барочной.

Меня поразила эта музыка. Значит в России это слушали задолго до Глинки, с которого, официально начинается вообще русская академическая музыка?!
В дворцах Гатчины ставились эти драмы с музыкой, на итальянском, но и на русском языках. Композиторы, либреттисты, музыканты; артисты - певцы, танцовщики, хоры — всё на самом европейском уровне своего времени! Вот вам и лапотная Русь!
Причём были и свои национальные кадры, вернувшиеся из Италии, Франции, Германии, Австро-Венгерской империи.

Подскажите, какой духовой инструмент звучит рефреном в увертюре - мне кажется, это соло трубы, а то звучали соло - английский рожок?  Напоминает мне фильм-сказку "Три орешка для Золушки", который пора пересматривать к Новому году. В нем торжественная королевская процессия, помните? И музыканты сопровождали и играли нечто подобное в старинные духовые инструменты. В этом неувядающем фильме-хите всё так исторично наряду со сказочным сюжетом (по повести чешской писательницы Божены Немцовой), съемки шли в исторических дворцах Чехии, ну и музыка стиля барокко. У нас она широко известна главным образом по Моцарту и Вивальди("Времена года") и, пожалуй, и всё. Ну еще И.-С. Бах(но вот "сыновей" уже нет, не знают, а среди них были имена, особенно Иоган-Кристиан Бах, оперный композитор, — имена в своё время более знаменитые, чем отец-Бах, открытый только 20в. по-настоящему). И это уже позднее барокко.

Я скажу так: мы, безусловно, привыкли к музыке нашей эпохи, охватывающей примерно 2 столетия, 19 и 20, первые десятилетия 21в. У нас много прекрасной музыки. Глупо сравнивать и считать, что та или эта музыка лучше или хуже. Но точно:что та музыка — другая. Двойственное чувство от барочной музыки:она восхищает безмерно! Кажется, что мы деградировали в сравнении с ней, что наши музыкальные вкусы и наша музыка измельчилась. Но понимаешь:эта музыка(барокко) принадлежит не просто другой эпохе — но другой, как мне ныне думается, цивилизации! Это другой психотип людей, иное мышление во всем, в музыке в том числе. Иная эстетика. Всё другое. Мы узнаём всё это, но понимаем, как мне думается, на уровне инстинкта, что это были совсем другие люди и другое искусство и философия, и наука, и архитектура. Всё выдаёт Другую цивилизацию.


1:56 / 8:34


Giuseppe Sarti - Giulio Sabino - Ouverture

Work: Giulio Sabino, dramma per musica in three acts, first performance 3 January 1781,  Teatro San Benedetto, Venice.

Libretto: Pietro Giovannini

Ouverture

Orchestra: Accademia Bizantina

Conductor: Ottavio Dantone
ТРЕК
Giulio Sabino, Act I: Sinfonia (Live)
ИСПОЛНИТЕЛЬ
Richard Barker, Accademia Bizantina, Ottavio Dantone
АЛЬБОМ
Sarti: Giulio Sabino (Live)

Ссылки по теме Барокко:
-------------------------
 http://stihi.ru/2020/08/03/7338
Музыка, преданная забвению(Барокко)
+Концерт ре мажор для скрипки с оркестром Йозефа Мысливечека

 http://stihi.ru/2020/08/01/141
Предисловие к книге о Русском Барокко

http://www.stihi.ru/2017/04/09/902
Город золотой. История знаменитой песни

http://stihi.ru/2022/04/03/8604
И. -С. Бах - для релакса что слушать

http://stihi.ru/2021/09/05/7289
Письма об искусстве. 18 век и почему мы им не чета

http://stihi.ru/2021/09/05/6330
О Вагнере, Вивальди, Моцарте и офиц. истории

http://stihi.ru/2020/12/15/884
Барокко. Гобойный Концерт Алессандро Марчелло(и Переложение Адажио Баха-Марчелло для клавесина-фортепиано)

 http://stihi.ru/2013/11/01/4765
И-К Бах. Взгляд на портрет кисти Гейнсборо
Эта статья из моего раннего о об одном из сыновей Иогана-Себастина:Иоганне-Кристиане Бахе, популярном в своем веке, но забытом ныне композиторе и его портрете кисти моего любимого английского живописца Томаса Гейнсборо.

http://stihi.ru/2019/10/05/3821
Четыре арии для испанского короля. Исцелить меланхолию музыкой(с произведениями Бароккоо, которые я рекомендую для релакса и целительства музыкой).

http://stihi.ru/2014/10/05/6155
О духовной родине нашей эпохи(барочная музыка и джаз, неожиданные параллели).

http://stihi.ru/2016/12/05/9613

28 ноября 2022г.
19ч.55м.

Пока писала статью и собирала ссылки из своих закромов, фоном звучит цикл "Времена  года" П.И. Чайковского
01. Январь. У камелька (00:00)
02. Февраль. Масленица (04:58)
03. Март. Песня жаворонка (08:08)
04. Апрель. Подснежник (10:34)
05. Май. Белые ночи (13:28)
06. Июнь. Баркарола (17:40)
07. Июль. Песнь косаря (23:07)
08. Август. Жатва (25:12)
09. Сентябрь. Охота (29:46)
10. Октябрь. Осенняя песня (33:10)
11. Ноябрь. На тройке (37:55)
12. Декабрь. Святки (41:20)

Исполняет Ансамбль "Концертино"
Стихи читает Алексей Баталов

В полном и аутентичном виде(не в фортепианных переложениях) слушаю этот цикл впервые. В таком целостном виде впечатление ещё ярче и полновесней, жаль только, что не всегда хватает времени, а то и сил, слушать большие музыкальные полотна и и зачастую приходится ограничиваться фрагментами или небольшими пьесами. Восприятие музыки это сложный психофизиологический процесс, требующий не только подготовленности в плане навыка слушания классики, но и требующий свежести сил, а когда их временно не хватает, устали, то лучшей музыкой является тишина...
П.И.Чайковский, как композитор, был ценителем барочной музыки, что особенно ярко проявилось в "Пиковой даме".

http://proza.ru/2022/10/20/160
Ч. 1 Книга Зеры Черкесовой Оперомания. 20 статей

http://proza.ru/2022/12/03/1375
Музыка Русского Барокко. Джузеппе Сарти

http://proza.ru/2020/08/04/175
Музыка, преданная забвению(феномен барочной музыки)

http://proza.ru/2019/10/17/980
Музыка Барокко помогает учить ин. языки. Метод Лозанова

http://proza.ru/2020/08/10/128
Исцеление музыкой и словом. Музыкотерапия

http://stihi.ru/2022/03/31/2815
Оркестр Фаусто Паппети. Со ссылками музыкотерапии


http://proza.ru/2019/10/17/980
Музыка Барокко помогает учить ин. языки.

http://proza.ru/2021/07/28/122
Отзыв об учебнике Музыка для ср. школы

http://proza.ru/2020/12/14/1967
Об исполнении В. Кутузовой Адажио Баха-Марчелло

http://proza.ru/2020/12/14/2013
Барокко. Гобойный Концерт Алессандро Марчелло

http://proza.ru/2022/04/02/821
Барокко это утраченный Золотой век?

http://proza.ru/2022/04/04/29
И. -С. Бах, что слушать для релакса и учёбы

http://proza.ru/2022/12/05/788
А. Скарлатти и Дж. Перголези. Концерт-лекция. Впечатления.


https://zera-cherkesov.livejournal.com/358651.html
https://zera-cherkesov.livejournal.com/465306.html


Рецензии