Puolalankoulu. Первая практика

Это были самые первые впечатления.
Моё знакомство с финской системой образования только начиналось.

1. СОЛНЫШКИ
http://proza.ru/2010/05/13/141

  Как быстро летит время!
Вот и половина моей практики - позади.
Что успела разглядеть?  В первую неделю мне предписывалось только наблюдать.
"Никакой напряжённости!"
"Учение без страха - ошибиться не страшно!" "Оценки за контрольные не оглашаются вслух." "Каждый движется вперёд относительно себя, его ни с кем не сравнивают..."
"Детей не позорят перед классом... " - Об этом мне сказали учителя, ассистентами коих являюсь здесь, это же увидела и сама.
Какая напряжённость?
Улыбаюсь, проходя утром по школьному двору, готовая отразить летящий под ноги мяч - дети в школьном дворе на всех переменах и до уроков. Здесь есть чем заняться! 
Поднимаясь в учительскую на третий этаж, прохожу под многими солнышками!
Они самодельные, очень легко представить как они были сотворены - к жёлтому картонному кругу прикреплены лучи...
Лучи подвижные - живые словно. Каждый раз рассматриваю солнышки и улыбаюсь.
На одном мелко-мелко написано "Аня".
Солнышко Аня... Остальные - безымянные.
Но я знаю, что у каждого есть своё имя...
Спокойно и солнечно в школе. Поделки, картины на стенах - всё рукотворное!
Тепло. Чисто. Дети ходят как дома - в носочках.
Деловые...
Могут на уроке расположится на полу в классе с красками или карандашами, если на парте не помещаются книга и карта одновременно. А сегодня и в коридоре настоящая художественная мастерская - огромные плакаты разрисовывают.
И учителя среди них не сразу заметишь - тоже на коленях и на полу.
Чудеса!
Это похоже...
Да! У Коменского* о методах работы в школе как о работе солнца!
Что-то вспоминается из восьми солнечных пунктиков:
" Одними и теми же лучами оно освещает все..."
"Оно производит всякое создание из его СОБСТВЕННОГО семени, а не откуда-либо еще."
Как легко это забыть, как легко рассердиться и на солнышко, и на семечко!
А стоит ли?
По словам педагога,  "нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше...".
Вон с каким интересом работают, как увлечены своим делом!
     "Тот порядок, который может служить универсальной  идеей  для искусства   ВСЕМУ УЧИТЬ И ВСЕМУ УЧИТЬСЯ, - должен быть заимствован и может быть заимствован не из чего иного, как только из указаний природы. Как только это будет точно осуществлено, созданное искусно будет протекать так же легко и свободно, как легко и свободно протекает все природное."
Следуя за природой, человек может постигнуть всё, говорил Коменский, ссылаясь на автодидактов**.
 "У человека поистине есть и лампада, и светильня, и масло, и огниво... Лишь бы только он умел высекать искры, принимать их огнивом, зажигать светильник."
  Не это ли наблюдаю сейчас?
 "Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище   изнутри, и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой..."
  "Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению."
Кажется, в этой школе научились следовать за природой...
Не потому ли так тепло и солнечно в ней?
____
*Ян Амос Коменский ( 28 марта 1592, — 15 ноября 1670) — чешский педагог-гуманист,  основоположник педагогической науки. Считается изобретателем классно-урочной системы, которая до сих пор является основой педагогики.


2.ОРИЕНТИР - СЧАСТЬЕ?
http://proza.ru/2010/05/23/197

  В настоящее время нахожусь на практике в одной из школ города Турку соседней страны.
О моих наблюдениях за образовательным процессом написано в заметке "солнышки"*.
Финское образование всех уровней - бесплатно!
Как для Финляндии, так и для Швеции характерна высокая роль, которую придают педагоги и политики дошкольным учреждениям и младшей школе в системе образования. Именно они поставлены во главу угла всей школьной системы.
Считается, что успех или неуспех ребёнка определяется именно началом его образовательного пути.
Как получается у них воспитывать в детях самоуважение, эмпатию, способность понимать чувства других, сохранять свою индивидуальность  и при этом ладить с окружающими? 
Цель - воспитание счастливых детей, - присутствует уже в дошкольныйх учреждениях - "дневных домах". Дети там уверенны в том, что их слушают и слышат, - без чувства уверенности невозможно раскрытие творческого потенциала.
 Для этой ступени необходимы педагоги самой высокой квалификации.
"Самые квалифицированные педагоги должны работать в дошкольном секторе и в младшей школе. Именно в этот период можно многое испортить, испортить всю жизнь человека. В старшем звене, конечно, тоже можно навредить, но это сделать не так легко. Поэтому самые квалифицированные педагоги должны работать именно в младшем звене", - говорит Эскил Франк, вице-ректор педагогической высшей школы в Стокгольме.
В Финляндии педагоги дошкольной ступени должны иметь высшее университетское образование и общины обязаны предоставить каждому ребёнку возможность посещать детский сад или подготовительный класс при школе. Детей, живущих в отдалённых районах, привозят в школу на специальном школьном такси.
Государство адресно инвестирует в образование каждого отдельного ребенка.
"Нам нужен каждый ученик, мы не можем себе позволить безнадежные случаи!" - говорит Юкка Сарьяла, президент центрального департамента образования в Хельсинки.
Педагогическая установка на решающее значение младшей ступени отчётливо проявляется в распределении государственных средств на образование: основной поток финансирования идет на ступень дошкольного образования и младшей школы. Роль учителя в старшем звене не так высока, как в младшей школе. Если младшая школа качественно выполняет свою работу, то расходы на старшую снижаются. Затраты средств на младшую ступень в Финляндии значительно выше, чем в ФРГ, а на старшую - ниже. В ФРГ повышенное внимание уделяется именно старшей школе. Это существенное отличие от глубоко укоренившейся как в Германии, так и в России установки на важность именно старшей ступени, задача которой - обеспечить поступление в вуз.
В Финляндии и Швеции "сильная школа" - та, которая поднимает слабых и средних учеников на самый высокий уровень, до которого они способны подняться.
В финской системе образования учителям предоставлена высокая степень свободы, гарантированная законом. Преподавательская деятельность на любом уровне неразрывно связана с исследовательской деятельностью. Эрхо Лехтонен - профессор, декан Факультета Образования Университета г. Турку отмечает, что "это является отличительной чертой образования, которое мы даём выбравшим педагогику, - "учитель - исследователь.""
Не потому ли владение всей палитрой педагогических методов и подходов в сочетании с педагогической свободой позволяет учителю держать ориентир - на счастье?

3.ЧТОБЫ НЕ ПРИСТАВАЛА
http://proza.ru/2014/04/28/1913

 Эта история давняя, но весенняя.
Произошла она во время моей самой первой школьной практики в одной из школ финского города Турку. Школа эта интересна тем, что в ней дети изучают русский язык с первого класса. Для одних обучающихся здесь детей русский язык родной, для других - первый иностранный. Иногда на уроках русского языка они в разных подгруппах занимаются, иногда - вместе. И я - учитель математики из России, была задействована часто как носитель языка, то есть, разговаривала с детьми по русски. Скажу честно, что в то время я была в некотором шоке от того, что совершенно не понимала детский школьный сленг, и поэтому очень радовалась любому общению на родном языке.
В тот весенний майский день мне повезло - оставили занимать шестой класс, предупредив, что ничего особенного  делать не надо, у каждого есть своя книга для чтения, есть своё задание по переводу. Конечно, нужно следить за порядком, да ответить  на возможные вопросы, если таковые возникнут у детей.
Но разве может учитель из России (пусть и не русского языка!) ничего особенного не делать на уроке?
Не может!
Ответив на несколько вопросов, и  обойдя всех учащихся, я подумала о том, что читают они детсадовские книжки - Агния Барто была собеседником примерно половины присутствующих. А ведь это - шестой класс! А за окном - весна!
И я - вдохновилась, испросив разрешения у детей прочесть другое стихотворение из Агнии Барто.Они великодушно разрешили, и  я пошла...читать это:
Агния Барто
Первая любовь

Каждый может догадаться -
Антонина влюблена!
Ну и что ж! Ей скоро двадцать,
А на улице весна!

Только звякнет телефон,
Тоня шепчет: - Это он!

Стала ласковой и кроткой,
Ходит легкою походкой,
По утрам поет, как птица...

Вдруг и младшая сестрица
Просыпается чуть свет,
Говорит:- Пора влюбиться!
Мне почти тринадцать лет.

И Наташа на уроке
Оглядела всех ребят:

"Юрка? Слишком толстощекий!
Петя ростом маловат!
Вот Алеша славный малый!
Я влюблюсь в него, пожалуй".

Повторяет класс по карте,
Где Иртыш, где Енисей,
А влюбленная на парте
Нежно шепчет:- Алексей!

Алик смотрит огорченно:
"Что ей нужно от меня?"
Всем известно, что девчонок
Он боится как огня,

Он понять ее не в силах!
То она глаза скосила,
То резинку попросила,
То она вздыхает тяжко,
То зачем-то промокашку
Подает ему любя.

Алик вышел из себя!
Поступил он с ней жестоко
Отлупил после урока.

Так вот с первого свиданья
Начинаются страданья.

Чтение моё было вдохновенным, я даже успевала удивляться - как это у меня всё помнится?
Закончила "выступление" вполне довольная собой, и  замерла перед таким же замершим классом. Все они смотрели в одну точку, и этой точкой был Игорь П., хорошо говорящий на двух языках. До меня стало доходить, что дети ничего не поняли из моего представления лишь тогда, когда соседка Игоря спросила его - о чём стих?
Игорь встал, и гораздо более выразительно, чем это делала я, перевёл всё стихотворение на финский одним предложением:
-Пацан отлупил девчонку, чтоб не приставала! -
При этом его сжатый кулак поднимался и опускался над головой бедной соседки.
Теперь класс вопросительно смотрел на меня, видимо ожидая оценки переводчика.
И я, забыв почему-то о весне, твёрдо поставила точку:
-Да. Чтобы не приставала.


Рецензии