Лимита

Живущие длительное время в Москве, наверное помнят, что этим словом называли молодёжь, приехавшую в Столицу. В основном это были молодые  юноши и девушки, которые искали своё место в жизни. Прибывшие в Столицу, они были уверены, что найдут для себя всё то, чего они не имели, проживая на периферии. Закончив школу, молодёжь стремилась в город в поисках счастья. Правда не всегда всем удавалось достичь желаемого, а для кого-то жизнь в Столице превратилась в борьбу за существование.

  Студентов, поступивших в учебные заведения Столицы лимитой не называли, хотя и им иногда в свой адрес приходилось слышать это слово, чаще всего пожилых людей, недовольных поведением молодёжи на улицах. Приезжих из других областей Союза, кто устроился на работу всегда называли лимитчиками. Это слово вошло в обиход, когда Москва перестала быть закрытой Столицей и масса людей  ринулись искать своё счастье в стольный град.

  Больше всего приезжих принимали стройки, поскольку повсеместно требовались молодые рабочие руки. Особым спросом пользовались солдаты, отслужившие свой срок в Советской армии. На вокзалах им предлагали остаться в Столице, где им будет предоставлено место в общежитии и работа. Кто-то оставался и устраивался на работу, но большинство уезжали на прежние места жительства.

  Наличие большого количества учебных заведений, давали возможность поступить  в высшее учебное заведение, в техникум или вечернюю школу. Я вспоминаю старшину нашего отделения, который закончил десятый класс в возрасте далеко за сорок, но как он был рад, что получил среднее образование. Он с гордостью показывал нам рядовым сотрудникам свой аттестат зрелости, хотя до пенсии ему оставалось служить несколько лет.

  В Москве были десятки общежитий молодёжи, где проживали юноши и девушки, прибывшие на работу и принятые по лимиту. Кто-то из молодых людей, устроившись на работу, учился на вечернем отделении учебного заведения, а некоторые из моих друзей предпочли  заочное обучение. Какие трудности им приходилось преодолевать, сочетая работу и учёбу известно было только им. Один из сотрудников нашего отделения в ВЮЗИ (Всесоюзный заочный юридический институт) пытался поступить пять раз и лишь на шестой раз он был принят на заочное отделение.

  Работать и учиться, совмещая работу с занятиями, было не всем по плечу. Кто-то не хотел отягащать себя лишними заботами, а некоторым просто хотелось после работы пожить самостоятельной городской жизнью. И таких молодых людей, окунувшихся в столичную жизнь было большинство. Замечу, что некоторые моих друзей смогли найти в себе силы, и несмотря на трудности, получить высшее образование. Некоторых своих бывших сослуживцев я встречал спустя несколько лет уже в звании майор и выше. Они добились своего, в душе я порадовался за каждого из них.

  Кто-то находил подругу жизни, женился и оставлял службу. Другие,уходили, не найдя себя в службе.
  Театры, кино, масса других развлечений кружили головы молодёжи, и не всегда они могли заставить себя трудиться на два  "фронта". Ребятам в этом плане было проще. Они не думали сразу жениться. Да и москвички на "лимиту" смотрели косо, предпочитая ребят своего круга. А какой круг знакомых у прибывших в Столицу?
 Знакомые на работе, такие же как они сами трудяги из общежития да случайные знакомства в парках и местах массового отдыха.

  Молодых девчат, при бывших с периферии на стройки, брали с удовольствием. Штукатуры, маляры и другие профессии всегда требовали большого количества женских рук. Длительного обучения процесс ознакомления с такими профессиями  не требовал,
и спустя месяц, два деревенские девчонки становились специалистами на своих рабочих местах.

  В известном фильме-Москва слезам не верит, довольно точно воспроизведена судьба
девчат, прибывших в Столицу. Но замечу, что выражение:-Москва слезам не верит, появилось в обиходе очень давно. Я вспомнил детство начало пятидесятых годов, когда школьные учебники приходилось покупать за свои деньги,  мне пришлось стоять в очереди. Желающих купить учебники было очень много, я оказался вытолкнутым из очереди взрослыми. С трудом, размазывая слёзы по щекам, я пробрался к прилавку. чтобы купить учебники. Но продавец женщина посчитала, что я влез без очереди. Увидев слёзы на глазах громко произнесла эту фразу: - Москва слезам не верит.

  Где она её услышала и к чему тогда сказала, я в то время не придал этому значения, потому, что учебник всё таки мне удалось купить.

  Возвращаясь к началу своего повествования, хочу заметить, что по моему мнению, среди девчат, было гораздо меньше желающих получить высшее или специальное образование. Их больше тревожила личная судьба. Желание выйти за москвича и получить московскую прописку, часто превалировало даже над чувствами. Принцип-свидится, слюбится,  порой толкал их на жизнь с нелюбимым.

 На совместно проводимых встречах с девчатами из женского общежития, я  встречал  девчат, которых совершенно не интересовали ребята из общежития. Со временем я понял, что главное для приезжих девчат, на этом этапе, было не получение образования, а  желание поскореее выйти замуж, пока они молоды и не потеряли женскую привлекательность.

 Многие девчата до приезда в Столицу проживали в сельской местности. Изменить привычный род занятий своих родителей было желанием  едва ли не каждой девушки. Уйти от деревенского образа жизни, где получить высшее или средне специальное образование было невозможно, было мечтой многих из них.

 Я сам вырос в деревне, обучался в деревенской школе и видел, как "исчезала" молодёжь из деревни после получения среднего образования. Кто-то из них, уехав в город, находил своё "счастье" в браке, а кому-то, чтобы не возвращаться в деревню приходилось выходить замуж совсем не по любви. Выйти хоть за кого и остаться жить в городе, нередко толкали девчат на брак с невзрачными плюгавенькими мужиками а порой, даже с инвалидами. Одна из моих одноклассниц вышла за однорукого инвалида. Она была счастлива, муж оказался хорошим человеком. Но не всегда всем так "везло".

  Выйти замуж за лимитчика в Москве не входило в планы девчат, прибывших на работу в Столицу. Не многие решались начать семейную жизнь, проживая в общежитии.  Одна из моих знакомых вышла за парня, который, как и она был прописан временно в общежитии. Им приходилось спать на кровати, где рядом стояли ещё три, выбирая время для любви, пока отсутствовали подруги Но и с этим приходилось мириться. Только высокое чувство любви заставляло их преодолевать неудобства.

  Как относятся некоторые коренные москвички к ребятам - лимитчикам, я испытал на своей "шкуре". В парк культуры имени М. Горького - крупнейшего в Москве, меня пригласил мой друг Николай. Неплохой спортсмен, любитель женщин, он пользовался успехом у женского пола. Жениться он не торопился а "прошвырнуться" в парке в поисках очередной подруги, он был не прочь.

  В вечернее время среди отдыхающих было несложно найти двух прогуливающих по аллеям парка девчат. Я не имел опыта знакомств, но друг быстро "приклеился" к двум "мочалкам", шагающим впереди нас. Разговорились, он имел опыт таких знакомств  и расставались мы, имея на руках их домашние телефоны.

  Моя знакомая Валентина не была красавицей, но слой макияжа делал её сравнительно привлекательной. А может быть она была первой женщиной, с которой я познакомился и мне так показалось. Несколько свиданий и мы уже знали кто есть кто. Наши встречи чередовались с долгими перерывами , и скоро я понял, что я у неё "клиент" для время провождения.

  Некоторое время мы продолжали встречаться. Однажды мы решили прогуляться в Зюзинский лес. Стояло тёплый июльский день. Яркое солнце, полное отсутствие отдыхающих располагало к откровенной беседе. Шагая по траве, я увидел небольшую полянку, на которой рос первоцвет. Яркий жёлтый бутон привлёк моё внимание. Я такой цветок помнил с детства, он обильно рос вблизи деревни. Он напомнил мне детство, и я не удержался и сорвал один.

  Внимательно рассмотрел его,  пахло свежестью так же, как и тогда в детстве. Необъяснимое чувство радости нахлынуло на меня в тот миг. Мне хотелось, чтобы со мной порадовалась и моя спутница. Но глубоко ошибся. Когда я рассказал ей о своём цветке детства, она небрежно взяла его у меня из рук и бросила в сторону.
Я был страшно удивлён её отношением к прекрасному цветку, который так понравился мне. Неужели он не понравился ей? Почему?

  Некоторое время мы шли молча. Но какое-то чувство неприязни промелькнуло в моём мозгу. Бросить цветок, такой прекрасный и довольно редкий в этих местах, сразу же оттолкнул меня от неё. Как потом оказалось, этот случай заставил меня по другому посмотреть на наши отношения. Наметился первый разрыв. У меня пропало желание вновь встретится с ней. Я перестал ей звонить.

  Но спустя почти месяц, я всё таки набрал её номер телефона, и был удивлён её словами в мой адрес. Она прямым текстом заявила, что я ей не пара. Она москвичка и ей лимитчик не может составить партию. Это меня огорчило, но не надолго. Я был занят учёбой, активно увлекался спортом и у меня не было время для переживания.
И здесь мне на ум пришли слова: - была без радости любовь, разлука будет без печали. Больше я ей не звонил, разошлись, как в море корабли.

  Спустя пять лет, я встретил свою бывшую любовь в автобусе, в котором мы ехали вместе с супругой. Мы поздоровались. На лице у неё не было яркого и я уже не увидел тех прежних черт, которые привлекли меня в первый день знакомства. Я успел сказать ей, что женат и у меня уже дочь. Она с каким-то сожалением произнесла, что тоже замужем, но её муж рыжий. Больше мы не успели обмолвиться словами, мы с супругой вышли на остановке.

 С некоторыми девчатами из соседнего женского общежития в Черёмушках, я позже встретился. Случайная встреча произошла, когда мы с начальником управления приезжали в один из новых районов Москвы для приёма общественного пункта охраны порядка. Вера, одна из тех, с кем мы вместе праздновали Новый год. Она была беременна и везла одного ребёнка в коляске. Мы поздоровались, но поговорить нам не пришлось, хотя мне хотелось узнать о её подруге, с которой я  познакомился в новогоднюю ночь на вечере в женском общежитии. Она была со мной весь вечер и мне даже удалось её поцеловать. Но отношения наши не сложились. У неё были планы выйти замуж за москвича, а может быть мне просто так показалось. С ней я больше так и не встретился, хотя иногда и жалел об этом.

  Вера из общежития  была уже  не та восемнадцатилетняя жизнерадостная девчонка, это была мать. В душе я порадовался за неё, думаю, что ей брак оказался счастливым.
  Вторая встреча произошла уже позднее с одной из моих соседок около станции метро "Проспект мира". Её внешний вид вызывал какую-то жалость. Она шла рядом с каким-то мужчиной, довольно неряшливого вида. Да и сама она была одета не лучше.
 Мы поздоровались, но в помещение городской столовой вошли порознь. Сидя за столом, я попытался вспомнить её такой, какой знал ещё раньше, живя в общежитии.

  Нет это была не та женщина, с которой мы отмечали день рождения её подруги. Время изменило её в худшую сторону. Она, судя по всему, не была замужем. Дальше  я не стал развивать свои воспоминания, потому, что не хотелось верить, что она превратилась в уличную проститутку. А её спутник, очередной клиент, снявший её на улице.

  Оказавшись в районе Черёмушек по долгу службы, я решил пройтись по знакомым местам. Побывать около общежития под номером сто два  по улице Большая Черёмушкинская, пройти мимо женских общежитий. Но их уже не было. Каменных пяти этажек, когда-то гремевших на весь Союз Черёмушек,  снесли и застроили новыми высотками. Здесь жили другие люди и вряд ли они помнили о тех общежитиях, которые когда-то здесь были.

  Прошло пятьдесят лет, как произошли описанные события. Сейчас многие из моих знакомых тех лет, если они живы, уже бабушки, а может и пробабушки. Я уже никогда не узнаю, как сложилась жизнь каждой из них. Кто прожил жизнь счастливо, а кому-то в жизни не повезло. В память о прошлом, я посвятил девчатам из общежития (лимите) своё стихотворение. Достаточно зайти нс мой сайт: стихи точка ру Виктор Савенков 2.

   





   


Рецензии