О тяготах оккупации в Западной Европе

Вечерний вопрос о «тяготах оккупации» в Западной Европе и личном «сопротивлении» философа Жана-Поля Сартра
Олег Яненагорский, член Союза писателей России. 2 декабря 2022 г.

Первоначально этот вопрос я сформулировал более развернуто - можно ли было в немецком плену и в оккупации ставить антифашистские пьесы, читать и писать философские произведения? И возник этот вопрос при знакомстве с биографией нобелевского лауреата по литературе 1964 года Жана-Поля Шарля Эма;ра Сартра. Источник самый обычный в наше время - https://ru.wikipedia.org/wiki/Сартр,_Жан-Поль
С детства люблю читать биографии интересных и знаменитых людей. Но с возрастом приходит критическое восприятие и появляются «вопросы». Иногда такие, что приходится изучать дополнительные материалы. Например, о «темных пятнах» в биографии нобелевского лауреата по литературе Ярослава Сейферта http://proza.ru/2021/03/09/1044 Есть публикация на ПРОЗА.РУ.
А вопросы «простые:
1.Чем «бывший коммунист» Ярослав Сейферт занимался на оккупированной нацистами территории с 1939 по май 1945 года?
2.Как Сейферт уцелел в Чехословакии в период оккупации ее нацистами и почему его не постигла судьба Юлиуса Фучика и других борцов, действительно сражавшихся с нацизмом?
3.В период оккупации Чехии нацистами Сейферт свои поэтические книги «писал в стол», таясь от оккупантов, или сборники были изданы?
4.И если книги, в которых «отразилось стремление поэта» Сейферта найти опору для сопротивления захватчикам в корнях чешской истории и культуры», были изданы в оккупированной Чехии под контролем захватчиков, то, о чем свидетельствует этот факт?
5.Почему будущий нобелевский лауреат в 1942 году призывал чехов подчиниться воле Третьего рейха»?
6.На какие средства Ярослав Сейферт жил с 1939 по май 1945 года? Ведь в Чехии тогда существовала система пайков, которые получили только те, кто работал «на нужды и во благо Третьего рейха»?
Готовясь к еженедельному семинару по истории философии, я прочитал некоторые источники по биографии Жана-Поля Сартра и возникли «дополнительные вопросы» о его жизни и творчестве в период Второй мировой войны.
1.Например Википедия сообщает, что Сартр провел девять месяцев в качестве военнопленного — в Нанси и, наконец, в Шталаге XII-D, Трир, где он написал свою первую театральную пьесу «Бариона, сын тоннера», драму о Рождестве. Именно в этот период заключения Сартр прочитал книгу Мартина Хайдеггера «Бытие и время», которая позже оказала большое влияние на его собственное эссе о феноменологической онтологии.
Напомню, что перед этим была «странная война между Третьим рейхом и Французской республикой. На франко-немецком фронте в 1939-1940 годах царило затишье. Сартр был уверен, что никаких военных действий и не последует, что эта «призрачная» война будет дипломатической и вскоре закончится. https://lektsii.com/1-75304.html А потом - в мае 1940 года немецкие войска начали реальное наступление и через две недели, практически без сопротивления, Франция сдалась. В Сталинграде отдельные дома советские солдаты защищали дольше, чем французы свою страну. И Сартр попал в немецкий плен…
Вероятно, это были «очень тяжелые времена лишения свободы», если в немецком военном плену можно было писать пьесы и читать философскую литературу...
2.Вернувшись в Париж в мае 1941 года, Сартр участвовал в создании подпольной группы Socialisme et Libert; («Социализм и свобода») вместе с другими писателями: Симоной де Бовуар, Морисом Мерло-Понти, Жаном-Туссеном Десанти, Домиником Десанти, Жаном Канапой и несколькими студентами «Нормальной школы».
Очень похоже, что «подпольная» группа ничем кроме разговоров не занималась, никакой опасности для немецких оккупантов не представляла, и поэтому вскоре сама распались. Никаких репрессий против участников группы не было.
Вместо того, чтобы участвовать в «активном сопротивлении» Сартр решил писать философские и литературные произведения. В 1943 году он написал философское исследование «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии», пьесы «Мухи» и «Выхода нет». Ни одно из произведений не было подвергнута цензуре со стороны немцев или запрещено. И это при том, что «Мухи» считается антифашисткой пьесой.
Вы можете себе представить ситуацию, когда на оккупированной нацистами территории СССР, на сцене безнаказанно ставиться антифашистская пьеса? Я себе представить такого не могу.
  Может быть, никто не знал о «подпольной деятельности» Сартра и его друзей? Может быть немецкая военная разведка (абвер) и гестапо были плохо осведомлены, что делается в оккупированной Франции?
Напротив, немцы «все знали очень хорошо» от самих французов. В июне 1940 г. Франция сдалась Германии, а к сентябрю 1940 года только абвер уже завербовал 32 000 французов. В 1942 году только Парижская комендатура получала ежедневно в среднем 1500 письменных доносов. А ведь еще и «устно стучали»… И в провинциях доносы французы немцам писали.
То есть, французы доносили немцам на своих соотечественников «много и часто». И как в таких условиях можно было ставить антифашистскую пьесу на сцене театра?
Несомненно, были действительно героические деяния отдельных французских патриотов, сражавшихся против немецко-фашистских войск вместе с бежавшими из лагерей советские военнопленными. Но в целом успехи французского Сопротивления, на мой взгляд, сильно преувеличены. И не может быть никакого сравнения с партизанским движением и советским подпольем в годы Великой Отечественной войны. 
  Надо признать, что Западная Европа в 1938-1940 годах «с большим удовольствием легла под Гитлера» и сформировала нацистский Евросоюз для похода на СССР. Как всегда – по исторической привычке борьбы против Руси-царской России-СССР-постсоветской России. Неважно, кто правит в России – Европа всегда будет против нашей страны.
  Сартр также сотрудничал в легальных и в нелегальных литературных журналах. Никаких репрессий со стороны нацистов за постановку антифашисткой пьесы и сотрудничество в нелегальных журналах не было. Более того, еще октябре 1941 года он получил должность в парижском лицее Кондорсе, которую ранее занимал учитель-еврей. Еврею было запрещено преподавать…
3.Очень интересны способы сопротивления немецкой оккупации со стороны Сартра, так сказать проявления его «личного Сопротивления».
Сартру всегда «было трудно», когда солдат вермахта спрашивал у него дорогу, а он обычно говорил, что он не знает адрес того места, куда солдат хотел пройти. То есть «соврал» философ и литератор солдату вражеской армии, как пройти в кафе или в театр, и чувствовал себя очень неловко…
Почему? Не смейтесь – потому, что сам факт разговора с солдатом вермахта означал для Сартра, что он был «соучастником оккупации»! Это вам не поезд с немецкой военной техникой под откос пустить, разгромить немецкий гарнизон или склад боеприпасов взорвать… Тут героизм нужен – сказать солдату, что не знаешь, где кафе, которое он ищет… Героизм, густо замешанный на неловкости!
Французский философ Владимир Янкелевич позднее критиковал Сартра за отсутствие политической приверженности во время немецкой оккупации и интерпретировал его дальнейшую «борьбу за свободу», как попытку искупить свою вину. Согласно Камю, «Сартр был писателем, который сопротивлялся», а «не сопротивляющийся, который писал». Почувствуйте «тонкую разницу»…
После разгрома Третьего рейха советскими войсками в Западной Европе появилось очень много борцов с нацистским режимом… «Беспощадных борцов» с уже поверженным противником.
А Сартр в придачу еще и политику СССР критиковал… как и другой нобелевский лауреат - Ярослав Сейферт.
Не ставлю под сомнение вклад Сартра в современную западную философию и его литературные достижения. Есть только «последний вопрос»: «А если бы Сартр не критиковал политику СССР, то получил бы он Нобелевскую премию по литературе»?

Фото из общедоступных и бесплатных интернет-источников


Рецензии