Шагирт. Часть 2. Продолжение, XIX век

                1806 и ранее. Шагиртские фамилии

В материалах ревизий со 2-й (1744 год) по 6-ю (1811 год), согласно данным, опубликованным в монографии Н.В.Пислегина и В.С.Чуракова, населённые пункты в бассейне реки Буй не упоминаются. Маловероятно, что в течение почти ста лет в этих местах не было переписей. Скорее всего, документы ещё не обнаружены в архивах или, увы, утрачены безвозвратно. Шагырт появляется в качестве починка, населённого уже русскими удельными крестьянами, в 7-й ревизии 1816 года.

Починок – это небольшой новый населённый пункт, выделившийся из большого селения (выселок) или возникший в результате переселения жителей из другой местности. Когда починок разрастался в многодворное поселение, его называли деревней. Если в деревне появлялся православный храм, она становилась селом.

По  поводу второго термина «удельные крестьяне» дам разъяснение, очень важное для понимания последующего изложения. В начале XIX века в Российской империи существовало три разряда крестьян: государственные, удельные и крепостные (помещичьи). Крепостные крестьяне были собственностью конкретного помещика, государственные – лично свободные. Удельные крестьяне в юридическом отношении занимали среднее положение между государственными и помещичьими. До династической реформы 1797 года, проведённой императором Павлом, они назывались дворцовыми. Дворцовые крестьяне жили на землях, принадлежавших «дворцу», т.е. императорской семье, и были собственностью императорской фамилии.

Удельные крестьяне платили оброк и несли государственные повинности, в том числе рекрутскую, которая была общинной, то есть правительство предъявляло свои требования не к лицу, а к общине, указывая лишь число подлежащих сдаче рекрутов, в возрасте от 20 до 35 лет, и предоставляя самим общинам определять, кто и на каких основаниях должен быть сдан. Крестьяне удельного ведомства пользовались самоуправлением примерно так же, как и государственные крестьяне. Они могли приобретать недвижимость в городах, а также с согласия департамента уделов могли приобретать землю; но продавать купленную землю или дома можно было только удельным же крестьянам. Отлучки с места жительства без разрешения начальства воспрещались. Выход в мещанство и купечество дозволялся лицам мужского пола при уплате выходных денег за всех членов семьи.

Сведения о починке Шагырт мы обнаружили ранее переписи 1816 года – в Метрических книгах Христо-Рождественской церкви Камбарского железоделательного завода за 1806 и 1807 годы. В части второй Метрической книги 1806 года «О бракосочетавшихся» есть две записи:
21 января: «Починка Шагырта крестьянин отрок Прокопий Семёнов Чапкасов починка Зайцова крестьянина Василия Зайцова с дочерью девицей Фёклой оба первым браком. Венчал священник Пётр Плотников»
28 января: «Починка Шагырта крестьянин отрок Фирст Максимов Полонянкин, починка Верх Савинского  крестьянина Филипа Чапкасова с дочерью девицей Пелагией первым браком. Венчал священник Пётр Плотников»

Откуда же взялись эти люди на берегу «реки Шагырт» и когда они там появились? Общий ответ на эти два вопроса содержится в книге, изданной архимандритом Палладием, ректором Каменец-Подольской духовной семинарии в 1863 году: «Обозрение Пермскаго раскола, так называемого “старообрядства”». Этот фундаментальный труд написан на пике очередной волны в борьбе официальной церкви с учением старообрядцев, с целью показать, что это последнее «основано на лжи и обмане». Но если оставить в стороне полемическую, религиозно-идеологическую составляющую книги, то мы найдём там огромный фактологический материал.

Процитирую архимандрита Палладия (стр. 24-25): «Из Камбарского завода раскол проник прежде всего в приходы завода Михайловского, сёл Дубровского и Сайгатского. Крестьяне этих приходов в начале текущего столетия, по распоряжению начальства, переселялись на пустопорожние Башкирские земли Осинского уезда в нынешний Савинский приход. Сюда же переселялись и удельные крестьяне Сарапульского уезда Вятской губернии. Те и другие были заражены расколом. … Распространению староверства содействовали … малонаселённость южной части Осинского уезда, большие расстояния между сёлами и деревнями, лесистая местность. … Внешнею поддержкой раскола здесь долго служили раскольнические часовни и молельни в сёлах Дубровском, Сайгатском и в деревнях: Аманеевой, Букоре, Шагирте, Ильняше и Ошье».

Итак, удельные крестьяне переселялись из Сарапульского уезда Вятской губернии «на пустопорожние земли» Осинского уезда Пермской губернии «по распоряжению начальства» в начале XIX века. Данные переписей позволяют проследить их миграционный путь более детально. Замечу ещё, что один из упомянутых архимандритом Палладием раскольничьих центров – деревня Аманеево – является родиной Семёна Ивановича, отца моего деда Василия Семёновича Ощепкова.

Вернёмся, однако, к метрическим книгам. Как в них попали «заражённые расколом» Шагиртские первопоселенцы? Возможно, например, что Верх-Савинская невеста Фирста Полонянкина Пелагия (ей было на день свадьбы 15 лет, а Фирсту 16) была из семьи прихожан Камбарской церкви и настояла на венчании. Шагирт и Сава в то время относились к приходу этой церкви, поскольку она была ближайшей. Изредка свой огромный приход объезжали сами священники и совершали церковные таинства на местах.
Как бы то ни было, Якова, сына Фирста Полонянкина, родившегося в 1807 году священник Пётр Плотников крестить не стал, поскольку он «отступил от православия». Но батюшка Пётр не поленился в конце первой части Метрической книги Христо-Рождественской церкви Камбарского железоделательного завода за 1807 год сделать приписку, в которой перечислил детей, родившихся в этом году в староверских семьях починка Шагырт, честь ему и хвала за это! Для нас эта приписка бесценна.

Читаем:
«За отступлением от православия нижеподписавшимися нами не молитованы и некрещены
Казённого удельного имения у крестьян
13 января. Починка Шагырта у крестьянина Ивана Килина сын Евфимий.
20 февраля. Того же починка Шагырта у крестьянина Федора Кузмина Чапкасова сын Феодот.
25 марта. Починка Шагырта у крестьянина Евсея Яковлева Чапкасова дочь Мария.
25 сентября. Починка Шагырта у крестьянина Стахия Иосифова Килина сын Киприан.
30 октября. Того же починка у крестьянина Федора Кириллова Вахрушова сын Варлаам
20 ноября. Того же починка у крестьянина Фирста Максимова Полонянкина сын Иаков»

Прежде чем двинуться дальше, на минутку задержу ваше внимание на Киприане, родившемся 25 сентября (7 октября по новому стилю) 1807 года у крестьянина Стахия Иосифова (по другим документам – Осипова) Килина. Сейчас, сейчас, наберу побольше воздуха в лёгкие, смахну слёзы восторга и восхищения перед памятью предков и выдохну:
 «Киприан Стахиевич Килин – мой прапрапрапрадед!»

 Теперь на старой части староверского кладбища в Старом Шагирте, где похоронены наши предки, растёт вековой лес – они ведь не ставили крестов на могилах, садили дерево – а память жива! Между прочим, эта память заложена не только в сознании (естественном интеллекте), она прошита в нашем теле. Конечно, за 6 поколений генетический код каждого предка разбавляется в 2 в 6-й степени, т.е. в 64 раза. Но всё равно: хромосомы, содержащие генетическую информацию, состоят из огромного количества многоатомных молекулярных структур - пар нуклеотидов, своеобразных ячеек памяти. В самой большой хромосоме человека таких ячеек насчитывается 245 миллионов. Значит, моя хромосома имеет примерно 4 миллиона ячеек памяти, несущих информацию о Киприане. И так – в каждой из 30 триллионов клеток моего тела! Как же крепко прошил в нас Создатель память о наших предках! И каким скудоумным бывает порой наш естественный интеллект.

Ниже мы увидим, что в Шагирт переселились также семьи Киселёвых, Смолиных и Макаровых. Поэтому вот они, фамилии первых жителей починка Шагырт, в алфавитном порядке:
Вахрушевы,
Килины,
Киселёвы,
Макаровы,
Полонянкины,
Смолины,
Чепкасовы.

Теперь можно уточнить слова архимандрита Палладия «в начале XIX века». В «Ведомости земских исправников…», приведённой в упоминавшейся в 1-й части очерка работе Б.С. Давлетбаева, указано, что «Шигыр и выселок Новый Шигырт» право на владение землёй получили по жалованной грамоте 7192 года «и по договору с башк.-вотч. Уранской вол. 1806 г.» Уранская волость – это обширная территория от реки Сылва до реки Белой, сейчас частью этой бывшей волости является Янаульский района Башкортостана. Значит, кто-то заключил договор аренды или даже купли-продажи вотчинной башкирской земли. И мы знаем, кто это сделал. Покупать у башкир землю, вообще-то, было запрещено, но что нельзя делать отдельному человеку, можно государственному чиновнику. Хозяин удельных крестьян – царская фамилия, в лице Удельного ведомства («начальства») – приобрела земельный участок, а Казённая палата издала «распоряжение» об их переселении. Сельским общинам Сарапульского уезда оставалось только решить, кто поедет в пожизненную командировку на освоение «пустопорожних земель». Может быть, обустройство территории: выжигание лесов под сельхозугодья (самый большой лесной массив около села в Шагирте так и зовут: «Гарь»), возведение жилья и хозяйственных построек, началось и раньше. Документально подтверждённый факт: в 1806 году шагиртская молодёжь уже играла свадьбы на новом месте.

Казалось бы, датой основания «починка Шагырт» однозначно следует считать 1806-й год. У меня, правда, была романтическая версия о том, что первые русские поселенцы появились в Шагирте на 30 лет раньше, и это появление связано с тайными миграциями семей пугачёвских повстанцев (А.Ощепков «Шагиртские легенды»). Неужели жизнь, как всегда, оказалась весьма прозаичной: «по распоряжению начальства» – и ни шагу по своей воле.

Не будем торопиться. Есть любопытный картографический документ: карты Осинского уезда в Атласе Пермской губернии. На эти карты наносились земельные участки, закреплённые за поселениями (участки назывались «дачи»). Названия многих населённых пунктов, рек и ручьёв в нашей местности на этой карте отличаются от тех, которые звучат в текстовых документах. В части одиннадцатой карты Осинского уезда имеются дачи трёх поселений: «д. Руской Шагиртъ», расположенной на левом берегу «р. Шагыртъ» в устье ручья, обозначенного «кл. Тукшамиръ», «д. Нижн. Шагыртъ», вблизи устья «р. Шуганъ», правого притока р. Шагыртъ, и выше по Шугану – «д. Верх. Шагиръ Кужаръ тожъ». Составил карту землемер А.Земляникин, дата составления не указана.

Если, подобрав масштаб, наложить эту старинную карту на современную карту местности, то получим однозначное соответствие: Руской Шагыртъ – это Старый Шагирт, Нижн. Шагырт – Удм. Шагирт, Кужаръ – Гожан, р. Шуганъ – река Гожанка, а ключ Тукшамиръ – это речка Тапташурка. Пермская губерния до 1796 года называлась наместничеством. Значит, господин Земляникин составил карту после этой даты. Известно, что карты уездов рисовались по планам генерального межевания, составленным ранее. В этой связи отметим ещё один немаловажный для нас факт: на карте Земляникина в Русском (Старом) Шагирте не указаны дома на правом берегу Шагиртки, хотя в 1806 году они уже были! – это будет показано далее. Выходит, что землемер пользовался планами, полученными ранее 1806 и даже, может быть, 1796 года. Теперь – особое внимание! – в интернет-источниках указано, что рассматриваемые карты Осинского уезда составлялись по планам 1785 года!

Так, может быть, датой основания Старого Шагирта считать 1783-й год? И день рождения поселения отмечать вместе с Удмуртским Шагиртом – разницы в 100 лет на празднике никто не заметит.

Несомненно, что большинство первых жителей в Шагирте были переселенцами из Вятской губернии. Откуда же конкретно были переселены в Шагирт удельные крестьяне? И тут нам опять повезло. Проводя семейный поиск по ключевому слову «Килин», Наталья обнаружила на сайте «Родная Вятка» (https://rodnayavyatka.ru) сведения о починке Килин, которые имеются в материалах 3-й ревизии (1762-1764 год). Кстати, этот сайт удмуртские историки, к монографии которых я непрерывно обращаюсь, называют «одним из лучших информационных ресурсов по истории населенных пунктов бывшей Вятской губернии» и благодарят создателей и ведущих этого интернет-проекта за помощь в работе. Присоединимся же и мы к словам благодарности этим людям, искренне любящим родной край и увлечённым его историей.
      
Итак, в материалах 3-й ревизии, в переписи населённых пунктов Казанского уезда Казанской губернии 1763 года читаем:
«Дворцовой Сарапульской волости в починке вновь построенном Килине перешедшие собою той волости деревни Юрихи написанной в бывшую ревизию Ефима Тимофеева сына Килина, 50 лет у него жена Анна Трифонова дочь 51 год
Их дети написанные в бывшую последнюю ревизию [2-я ревизия 1744-1747 года]
Никита, 31 год
Малафей, 29 лет
Федор, 22 лет
Тимофей, холост, 20 лет
Рождено после ревизии
Василий, 15 лет
Дочери девы
Авдотья, 24 лет
Марфа, 16 лет
Татьяна, 15 лет
Аксинья, 14 лет
Никиты жена Анна Тимофеева, 30 лет, их дети, родившиеся после ревизии
Савелий, 11 лет
Степан, 5 лет
Федор, сего года
Дочери девы
Анна, 14 лет
Марфа, 10 лет
Малафея жена Аксинья Алексеева дочь, 30 лет, их дети, родившиеся после ревизии
Егор, 9 лет
Осип, 3 года
Михайло, сего года
Дочери девы
Прасковья, 13 лет
Аграфена, 8 лет
Федора жена Марфа Петрова дочь, 23 лет»

Почти всех внуков Ефима Тимофеевича Килина, 1713 года рождения, указанных в процитированном документе, а также ещё не родившихся на момент его составления, мы встретим в переписи починка Шагырт в 1816 году. Добавим, что в 3-й ревизии в Сарапульской волости, кроме починка Килина и деревни Юриха, перечислено ещё 107 населённыхе пунктов, расположенных на дворцовых землях, среди них: починки Зайцов и Кузнецов, деревни Макарова, Смолина и Лагунова (Пислегин, Чураков,  с. 217-222). Если взглянуть на записи в документах, которые я приводил выше, и список шагиртских фамилий, то почти всё станет ясно. Деревня Юриха находится в двух километрах от посёлка Нечкино, который расположен на правом берегу реки Камы, выше Сарапула. Расстояние между Юрихой и Шагиртом, измеренное линейкой на Яндекс-карте, составляет по прямой 93 километра.

Так скорее же, вслед за нашими героями, –  в Шагирт! Из Нечкинского приказа Сарапульского уезда Вятской губернии в Ершовский приказ Осинского уезда Пермской губернии.

               1816 год. Первые улицы Шагирта

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей», —
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.

Н.А. Некрасов

Материалы 7-й ревизии (1816 год) находятся в Центральном государственном архиве Удмуртской Республики (ЦГА УР). Мы получили сканы переписи починка Шагырт, которая озаглавлена так: «РЕВИЖСКАЯ СКАЗКА 1816 года марта 13 дня Пермской Губернии Осинского уезда починка Шагырту». В монографии Пислегина и Чуракова уточняется, что Шагырт относился к Ершовскому приказу, в котором состояло 30 населённых пунктов. В Шагырте проживало, согласно переписи, 264 человека (это полное количество людей: мужчины, женщины и дети). Больше жителей было только в центре приказа, деревне Ершёвке (494 человека), в Нижнем Армезе (282), и в Большом Тынбае (281). Про Большой Тымбай, кстати, указано, что это новопоселенный починок, основанный в 1816 году из села Нечкино и 11 деревень Нечкинского приказа, а также из села Козлово и 3 деревень Козловского приказа Сарапульского уезда Вятской губернии.

В «Ревижской сказке починка Шагырту» 1816 года переписано 27 «семей», – так называется первая графа переписного листа. На самом деле, если семьёй считать мужа, жену и их детей, то в каждой переписной «семье» проживало несколько таких семей. Для понимания лучше говорить – «хозяйство». В переписи 1816 года у всех лиц мужского пола приведены данные о том, что они «состояли» и в «последней ревизии» – 6-я ревизия, 1811 год. Так что смело можно утверждать, что люди, о которых речь пойдёт ниже, жили в Шагирте в 1811 году и, скорей всего, это и были все первопоселенцы 1806 года.
Приведу имена глав всех 27 хозяйств с указанием их возраста на 1816 год (указан через запятую, в годах). Отчества напишу в современной транскрипции, чтобы не путать с фамилиями. Порядковый номер хозяйства соответствует номеру записи в Ревизской сказке. Записи заносились в порядке расположения домов, в которые заходил переписчик. Итак:
1. Савелий Никитич Килин, 63
2. Степан Никитич Килин, 57
3. Федор Никитич Килин, 56
4. Иван Никитич Килин, 50
5. Кирило Никитич Килин, 39
6. Василий Фёдорович Килин, 46
7. Захар Фёдорович Килин, 44
8. Осип Малафеевич Килин, 55
9. Никифор Тимофеевич Килин, 48
10. Лука Никифорович Килин, 33
11. Василий Васильевич Килин, 37
12. Михайло Семёнович Киселёв, 40
13. Зотей Ильич Макаров, 42
14. Михайло Иванович Смолин, 46
15. Тимофей Иванович Смолин, 45
16. Василий Семёнович Килин, 58
17. Иван Семёнович Килин, 45
18. Демид Максимович Полонянкин, 34
19. Макар Михайлович Сочепкасов, 34 (так в документе, в последующих переписях фамилия будет указываться, как и в метрических книгах, – Чепкасов)
20. Яков Кузьмич Сочепкасов, 65
21. Евстрат Кузьмич Сочепкасов, 58
22. Агапит Кузьмич Сочепкасов, 50
23. Фёдор Кузьмич Сочепкасов, 44
24. Фёдор Кириллович Вахрушев, 39
25. Иван Никитич Килин, 42
26. Иван Иванович Килин, 37
27. Кирило Тимофеевич Килин, 36

Узнаёте внуков Ефима Килина из починка Килин? Их здесь 12! Есть и правнуки. У всех шагиртских Килиных есть гены Ефима Тимофеевича, мы его потомки в 10 поколении.

А каков порядок в построении! Сначала стоят дома сыновей Никиты, старшего из сыновей Ефима, причём тоже по старшинству, затем Фёдоровичи, Малафеевич, - и так далее. Ранжир, как по армейскому уставу. Может быть, это не случайно?  Известно, что в отдалённые провинции, в том числе в Уфимскую, на Арскую дорогу, высылали семьи стрельцов, бывших опорой допетровской армии, после кровавого подавления бунта четырёх стрелецких полков в 1698 году. Сам молодой царь Пётр лично отрубил головы пятерым смутьянам. Остальные полки были расформированы, бывших стрельцов переводили в разряд посадских людей (горожан) или крестьян и отправляли их с семьями для поселения на дворцовых землях, чем дальше, тем лучше.

Есть версия, что в Сарапульском уезде Вятской губернии в конце XVIII века жили потомки московских стрельцов. Эта версия изложена в недавно вышедшем в московском издательстве романе «Стрельцы» писателя Ивана Полонянкина, уроженца деревни Новый Шагирт. Версию косвенно подтверждают и порядок первых шагиртских домов, и тот факт, что деревня Юриха и другие населённые пункты Нечкинского приказа, откуда жители были переселены в починок Шагирт, упоминаются уже в подворной переписи Сарапульской дворцовой волости 1710-1711 года (Пислегин, Чураков, с.93-94).

Естественно возникает вопрос: где были расположены 27 вышеперечисленных домов? Сельские подворья обычно переписывались сверху вниз по течению реки, вдоль которой располагались улицы. Следовательно, дом Савелия Никитича Килина находился в верхней части нынешней улицы Заречной, дом Осипа Малафеевича Килина стоял в средней её части, а дом Демида Полонянкина – в конце улицы. Чуть дальше этого дома, на краю оврага, спускающегося к пойме Шагиртки, до конца 1980-х годов располагался пункт приёма и первичной переработки молока – «маслозавод».

Про хозяйство Полонянкиных расскажу особо. Братья Килины построили себе отдельные дома, в которых с ними проживали один или несколько сыновей с семьями. А вот в доме Полонянкиных жили семьи четырёх братьев с жёнами и детьми. Это был большой двухэтажный дом, который простоял более 150 лет. Я уверенно указываю место, где он находился, потому что застал его, правда, уже в нежилом виде: без крыши и окон. Хотя, возможно, это был дом более поздней постройки, первоначальный дом, по некоторым данным, находился на противоположной стороне улицы. Как бы то ни было, когда двухэтажный дом снесли, на его месте поставили ларёк заготконторы по приёму вторсырья.
В Ревизской сказке 1816 года (ниже – РС-16) указано, что с Демидом Максимовичем Полонянкиным, 34 лет, проживали три брата с семьями: Иван, 30 лет; Фирст, 26 лет (его венчание десять лет назад было записано в метрическую книгу); Корнило, 22 лет, - а также их мать Федосья Исаевна, 60 лет. Очевидно, что дом построил их отец Максим, ровесник Савелия Килина, но к 1811 году Максима уже не было в живых. По данным генеалогического дерева рода Полонянкиных, которое составляет автор «Стрельцов» Иван Фатеевич Полонянкин, Максим Осипович Полонянкин родился в 1752 году, а его отец Осип Семёнович – в 1715.
У всех братьев Полонянкиных, кроме Ивана, в РС-16 указаны жёны и дети, а у Ивана только два сына: Викул, 14 лет и Мирон, 8 лет. Вот и нашёлся мой второй прапрапрапрадед, отчества которого моя бабушка не знала! Причина понятна, потому что сам Мирон плохо помнил своего отца: Ивана Полонянкина община отдала в рекруты, Викул и Мирон остались на попечении дяди Демида.
В РС-16 напротив имени «Демида Максимова брат Иван» в графе «выбыло» стоит отметка: «рекрут 1812», а в графе «Ныне налицо» отмечен прочерк. Мирону было всего 4 годика, когда отец ушёл на 25 лет, служить Отечеству.

Вдумайтесь в дату этого рекрутского набора: 1812 год! Возможно, Иван Полонянкин – первый шагиртский житель, побывавший в Париже, который он посетил отнюдь не по туристической путёвке. Цель его визита была ровно такая же, как у его отдалённых потомков, через 130 лет «посетивших» Берлин и Прагу, Кенигсберг и Бухарест, Вену и Будапешт: освобождение жителей Европы от тирании кровавого деспота. От этого «чванливая Европа» до сих пор дрожит и шарахается от русской силы.

Помните, у Пушкина:
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..

Наверное, не даром великий русский поэт в этом стихотворении упоминает Пермь, подразумевая под этим всю Пермь Великую:

Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..

После дома Полонянкиных на этой улице домов нет. Дальше за изгибом оврага начинается улица Забегаевка. В 1816 году на ней дома ещё не стояли. Один из первых домов здесь срубил Мирон Полонянкин, уже со своими сыновьями. Старший сын Мирона, Поликарп ушёл в рекруты в 1853 году – по призыву-мобилизации, объявленному накануне Крымской войны. Другой сын, Никифор Миронович основательно закрепился в Забегаевке. Викул Иванович Полонянкин, прапрапрадед Ивана Фатеевича Полонянкина с семьёй дяди Фирста был откомандирован на освоение новых земель, на этот раз недалеко, за 7 вёрст выше по Шагиртке – в починок Новый Шагирт – об этом я расскажу в следующей главе.
В 1816 году от конца улицы Заречной, вокруг оврага вела дорога к мосту через Шагиртку, на месте которого сейчас остался только узкий пешеходный мостик – «переходы» по-нашему. Вдоль дороги в пойме реки были высажены вётлы для осушения склонной к заболачиванию низинной местности. Я помню эти величественные, почти 200-летние деревья с пышно зеленеющими кронами, со стволами в три обхвата из перевитой коры, правда, уже обветшавшими, с трухлявыми дуплами, в которых можно было даже спрятаться. Теперь от вётл ничего не осталось.

Представим себе: 1816 год, переписчик (важный государственный чин!) вышел из дома братьев Полонянкиных, сел в расписную кошеву, с колокольным звоном под дугой тройки лошадей тронулся по мартовскому застылку, пересёк Шагиртку и въехал на Г-образный перекрёсток двух улиц, потом проехал дальше, вверх по Тапташурке и остановился у крайнего дома молодого Макара Чепкасова (№ 19 в переписи). Прошёл от усадьбы к усадьбе и записал данные о семьях почтенных четырёх братьев Чепкасовых, которых вместе с Макаром назвал почему-то Сочепкасовыми. Свернул налево и переписал хозяйство Фёдора Вахрушева, а затем три хозяйства Килиных. Работа в починке закончилась, можно трогаться дальше – в Верхнюю Саву, благо, дорога туда и ведёт.
В пользу выдвинутой мной гипотезы о таком расположении первых шагиртских домов в Тапташурке и нижнем конце улицы Центральной говорят следующие факты. В 1980-е годы, например, в Тапташурке жил участник войны, орденоносец, заслуженный хлебороб Илларион Панфилович Чепкасов, там же находился дом его брата Моисея, погибшего на фронте, в доме жила вдова Моисея Татьяна Фроловна Чепкасова. В нижнем конце улицы Центральной в это же время стояли дома братьев Василия Анфимовича и Фадея Анфимовича Килиных. Фадей Анфимович преподавал физику и химию, был директором школы, Василий Анфимович заведовал совхозным автотранспортом – завгар! Все перечисленные мной люди (царство им небесное!) родились в Шагирте и, я думаю, жили на родовых местах.

Следующая, 8-я ревизия состоялась в 1834 году. Давайте же посмотрим, что изменилось на шагиртских улицах за эти 18 лет и как он развивался в последущие годы позапрошлого века

                1834 – 1874. Дача села Шагирта

За 18 лет в Шагирте появилось шесть новых домов. Население починка составило 315 человек. Оно могло быть и больше, но произошло важное демографическое событие – переселение более десятка шагиртских семей по очередному «распоряжению начальства» на освоение новых территорий – в починки Новый Шагирт и Ипаты. Все эти данные содержатся в 8-й ревизии, которая озаглавлена: «РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА 1834 года Апреля 25 числа Пермской губернии Осинского уезда Ершовского приказа починка Шагирта». Именно так: название починка через букву «и», а не «ы», как в предыдущих переписях.

Анализ данных переписи позволяет сделать следующие выводы: три новых дома поставили Килины, два – Чепкасовы и один дом построила семья Киселёвых. Перечислю только эти новые строения, поскольку все дома, перечисленные в переписи 1816 года, остались на месте, изменился только их порядковый номер. Новый дом поставил Алексей Фёдорович Килин, ранее проживавший вместе со старшим братом Захаром (7 – здесь и далее в скобках буду указывать номер хозяйства в списке 1816 года), и племянник Захара Фёдоровича Мирон Иванович Килин, также проживавший ранее с дядей Захаром. Эти два дома встали между усадьбами Захара Алексеевича и Осипа Малафеевича (8) Килиных. Сын Осипа Малафеевича Стафий вместе со своим сыном Киприаном поставили новый дом, рядом с домом Осипа.

Новый дом поставил Сергей Михайлович Киселёв, отделившись от хозяйства отца, Михаила Семёновича Киселёва (12). У Чепкасовых появились новые отдельные хозяйства: Евсея Агапитовича Чепкасова, сына Агапита Кузьмича (22) и Прокопия Семёновича Чепкасова, племянника, проживавшего ранее с дядей Фёдором Кузьмичом Чепкасовым (23). Прокопия мы встречали ранее в метрической книге 1806 года, где зафиксирован факт его бракосочетания с девицей Фёклой из починка Зайцова. Отсюда можно сделать предположение, что семьи Чепкасовых переселились в Шагирт именно из этого починка. А, может быть, Кузьма Чепкасов с сыновьями и были теми таинственными первопоселенцами Русского Шагирта, дома которых отметил землемер Земляникин, исходя из планов 1785 года? По возрасту всё совпадает.

В результате появления шести новых строений, в Шагирте изменилась нумерация домов. Так, в переписи 1834 года дом Осипа Малафеевича стал 10-м, а дом Стафия Осиповича, которого раньше не было, получил номер 11. Дом Полонянкиных (18) стал 22-м. Сократилось и число обитателей этого дома. В записи сведений о Фирсте Максимовиче Полонянкине, об его сыновьях и племяннике Викуле Ивановиче в графе «Из того числа выбыло» стоит отметка: «переселился сегож приказа в починок Новой Шагирт». Прежде чем переходить к этому очередному всеобщему переселению, отмечу, что   в семье Демида Полонянкина жил приёмный сын Семён Андреевич Кузнецов, 1810 года рождения. В переписи 1816 года про Семёна приводятся сведения: «переведен Сарапульской волости Нечкинского приказа из деревни Кузнецовой». Напрашивается вывод, что семья Полонянкиных пришла в починок Шагырт из деревни Кузнецовой (согласно данным 3-й ревизии, в 1763 году это был починок).

Теперь о переселении. Оно состоялось по приказу, о котором сказано: «сегож», то есть, «этот же», без указания даты и номера. Очевидно, это был приказ Казённой палаты по Осинскому уезду или даже по всей Пермской губернии. Его реквизиты, возможно, указаны в начале переписи населённых пунктов уезда. Будем искать. Согласно «этого же» приказа в Ипаты было переселено 2 семьи, в Новый Шагирт – 13. Новый Шагирт находится в 8 километрах от Старого Шагирта, вверх по течению Шагиртки. От Нового Шагирта до Ипат ещё 5 километров, но эта деревня расположена (была, теперь её нет) не на самой Шагиртке, а на её правом притоке – речке Кошманке, которую местные удмурты называют Бачра-шур.

По данным переписи от того же 25 апреля 1834 года починка Новой Шагирт, в нём проживало 106 человек, было 13 хозяйств. Все хозяйства основаны переселенцами из Шагирта, поэтому перечислю их, как написано в документе, с указанием возраста:
1. Яков Алексеев Килин, 33
2. Ананий Лукин Килин, 39
3. Степан Тимофеев Смолин, 36
4. Платон Иванов Килин, 36
5. Фирст Михайлов (ошибка, надо писать Максимов) Полонянкин, 44
6. Викул Иванов Полонянкин, 32
7. Карп Евсеев Чепкасов, 32
8. Владимир Агапитов Чепкасов, 35
9. Яков Фёдоров Чепкасов, 32
10. Кирило Фёдоров Вахрушев, 36
11. Макар Козмин Килин, 30
12. Козма Корнилов Килин, 35
13. Фёдор Зотеев Макаров, 37

Как видим, Новый Шагирт был основан сыновьями и внуками шагиртских первопоселенцев. В лучшие годы длина улицы Нового Шагирта, раскинувшейся вдоль живописного берега реки, с её многочисленными родниками, перелесками и ягодными угорами, составляла около трёх километров. Сейчас в Новом Шагирте проживает 10 удмуртских семей…

Материалы 9-й ревизии озаглавлены так: «РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА 1850 года Сентября 12 дня Пермской Губернии Осинского Уезда Села Шагирта». Вывод: Шагирт никогда не был деревней  –  из починка он гордо перепрыгнул сразу в «село». Дело в том, что в Шагирте была построена церковь. В «Пермской летописи» Василия Шишонко читаем: «После 1837 г. открыты единоверческие приходы и построены церкви: … Б. В Осинском уезде:
39) В с. Шагиртъ Вознесенская была построена в 1841 г.»

Несколько слов о замечательной «Летописи» и её авторе. Вот что было опубликовано на сайте Пермской краеведческой электробиблиотеки в 2014 году: «Василий Никифорович Шишонко (02.08.1831 – 17.11. 1889), краевед, фольклорист, этнограф, педагог, врач, общественный деятель. Из крепостных крестьян. Окончил С.-Петербургскую медицинско-хирургическую академию (1856) … С 1863 г. жил и работал в Перми секретарём губернского статистического комитета (1868, 1870–1876), инспектором народных училищ Екатеринбургского уезда (1876–1879), директор училищ Пермской губернии (1879–1889). В 1888 был избран первым общественным председателем Пермской губернской ученой архивной комиссии. Собирал и обнародовал редкие исторические материалы, старинные книги, рукописи. Автор пятитомной «Пермской летописи» с 1263 по 1715, за которую в 1887 получил Большую серебряную медаль на Екатеринбургской научно-промышленной выставке.» И далее: «Прошло 127 лет с издания седьмой книги «Пермской летописи», и за это время так никто и не смог не то, чтобы встать рядом, но и приблизиться к труду В.Н.Шишонко. Вот и думай теперь — а прогресс ли на улице? И чем занимались пермские историки всё это время?»

Единоверческие приходы открывала Пермская православная миссия, начиная с 1827 года с целью привлечь на свою сторону местных раскольников-старообрядцев. Службы в единоверческих церквях проводились по старым, дониконовским обрядам, однако священники в эти приходы назначались официальной Русской православной церковью. Деятельность миссии в Шагирте, прямо сказать, нельзя назвать успешной. Тот же В.Шишонко пишет, что в 1887 году приход Вознесенской церкви составлял 314 человек, «сверх того раскольников 1178». Судя по материалам Метрических книг, опубликованных на сайте «Поколения Пермского края», из 314 прихожан жители Шагирта составляли малую часть, в основном, это были жители окружающих деревень. «Раскольники» в церковь, даже единоверческую, вообще не ходили, поэтому сведения о них не попадали в записи метрических книг.
С другой стороны, в ревизские сказки не попадали жители населённых пунктов, не относящиеся к удельным крестьянам: купцы, священники, ремесленники, вольные поселенцы. Таким образом, данные ревизий и церковные записи не противоречат, а дополняют друг друга. Принцип дополнительности, как в квантовой механике. Будущие «пермские историки», которые займутся составлением полной истории села, должны обязательно учитывать этот принцип. Я же продолжу описание жизни удельных крестьян, отражённое в Ревизских сказках.

По данным 9-й ревизии в Шагирте было 37 хозяйств удельных крестьян (дворов), проживало 188 лиц мужского пола и 203 женского (всего 391). Таким образом, за 16 лет появилось всего четыре новых дома. Такие низкие темпы строительства объясняются, прежде всего, существовавшей тогда необходимостью согласования освоения нового земельного участка удельными крестьянами с губернской Казённой палатой, что являлось длительной и затратной бюрократической процедурой. Эта необходимость отпала только после отмены крепостного права, которое для удельных крестьян было отменено в 1858 году, на три года раньше, чем для помещичьих. Об этом подробнее расскажу чуть ниже.

Все новые дома в переписи Шагирта 1850 года приведены в конце списка. Это означает, что после предыдущей ревизии, в течение 1840-х годов, в селе появилась новая улица – нынешняя Забегаевка. Новые дома в Забегаевке поставили Абрам Осипович (сын Осипа Малафеевича) и Яков Алексеевич (внук Савелия Никитича) Килины, Мирон Иванович Полонянкин и Владимир Артамонович Макаров (внучатый племянник Зотея Ильича). К этому списку присоединился дом Ивана Евстратовича Чепкасова, сына Евстрата Кузьмича, который, видимо, был перевезён на новое место.

В 1858 году (10-я ревизия) Ревизская сказка датирована 14 апреля, переписан 41 двор, 202 лица мужского пола и 239 женского, всего 441. В этом году было ликвидировано крепостное право для удельных крестьян, необходимость в учёте ревизских душ отпала, и ревизий больше не было. Крестьяне должны были заплатить выкупной платёж и выкупить землю, отведённую в собственность. Средний по стране душевой надел удельного крестьянина составил 4,8 десятины, помещичьего 3,4 десятины, государственного 6 десятин; средний душевой выкупной платеж удельного крестьянина 3 р. 50 к., помещичьего – 6 р. 50 к., государственного 5 р. 10 к.; средний выкупной платеж на десятину надела удельного и государственного крестьянина около 80 к., помещичьего 1 р. 80 к.

В 1874 году Генеральное межевание добралось и до наших мест – всего через 109 лет после опубликования императрицей Екатериной II манифеста о необходимости установления точных границ отдельных владений! Процесс обязательного всеобщего (генерального) межевания в центральных губерниях Российской империи начался в 1766 году, а закончился в 1888 году в Пермской губернии.  «Генеральный план Пермской губернии Осинского уезда под названием села Шагиртъ» хранится в Государственном архиве Пермского края. Промежёванные участки назывались дачами, поэтому дальше я буду называть этот план Межевым планом дачи села Шагирт или просто – Планом.

По ободку межевого штемпеля на Плане идёт надпись: «Попечениемъ и милостию императора Александра II», внутри квадрата в центре штемпеля содержится девиз Генерального межевания, предложенный самой императрицей Екатериной Великой: «Каждый при своём». План составлен землемером первого разряда, инженером коллежским асессором Мошковым. Смежными землями с Шагиртской дачей на Плане обозначены: с запада и севера Уранская волость Бирского уезда Уфимской губернии; с востока – дача деревни Альняшъ Осинского уезда Пермской губернии; с юга границу согласовали представители деревень Рабак, Сухая и Новая Кырга Бирского уезда Уфимской губернии. От Шагиртской дачи план подписал («руку приложил») её поверенный Викул Николаевич Килин, в межевой книге запись сделал вместо поверенного Якова Алексеевича Килина и других понятых неграмотных священник Вознесенской единоверческой церкви села Шагирта Николай Мартинович Добротворский.

На плане указаны и обозначены в десятинах и квадратных саженях (одна десятина равна примерно одному гектару и содержит 2400 кв.сажен) площади, занятые пашней, чистым сенным покосом, строевым и дровяным лесом, болотами, ключами и речками, просёлочными дорогами, сколько земли отведено церкви. Указано, что само поселение занимает 93 десятины 1740 кв.сажён. А главное, на межевом плане приведена схема расположения дворов в поселении. На этой схеме насчитывается больше 60-ти дворов, расположенных на улицах, с которыми Шагирт встретил грядущий XX-й век. Дома находятся на правом берегу Шагиртки (Заречка и Забегаевка) и на левом берегу: вдоль речки Осиновка и вдоль речки Тапташурка, а также между этими речками и ниже по течению Шагиртки (улица Центральная).

Если привести схему 1874 года и современные карты Яндекс к одному масштабу, то легко определить места, где находились дома, о которых я рассказывал выше. Что же стало с этими постройками? Не буду говорить «за весь Шагирт», расскажу о домах моих предков Килиных и Полонянкиных.

К началу XX века в нижнем конце Забегаевки стояло пять домов, в которых жили сыновья Никифора Мироновича Полонянкина: Кузьма, Иван, Аникей и Евстигней, – а также дома его внуков: Фёдора Кузьмича и Зотея Кузьмича Полонянкиных. Теперь многие из этих домов снесены, другие многократно перестроены. На космических снимках, из которых склеены Яндекс-карты, отчётливо видны котлованы-воронки, оставшиеся от двух из этих домов, стоявших у самой кромки верескового лесика. Однако, возможно, до сих пор в одном из домов Забегаевки сохранилась надпись, крупно вырезанная на верхнем наличнике входной двери: «1841» – год постройки дома. Я сам её видел в 1980-м.

На улице Заречной наши деды и прадеды, потомки Киприяна Стафиевича Килина с огромным усилием отвоевали в конце позапрошлого века пространство в самой низине правого берега Шагиртки и на гатях из ивовых прутьев построили дом, осушили заливную пойму. Но природа победила, человеческой энергии не хватило для борьбы с естественным процессом увеличения энтропии. Дом, в котором родился мой дед Яков Иванович, его старший брат Пётр и сестра Александра, родились все семеро детей Петра Ивановича, моя мама Анна Яковлевна, дом, в котором родился я, теперь стоит заброшенным. Усадьба окончательно заболотилась. Её нынешний хозяин, единственный оставшийся в Шагирте прямой наследник первопоселенца Осипа Малафеевича, Георгий Петрович Килин построил новый просторный бревенчатый дом с цокольным этажом из красного кирпича на противоположной, более высокой стороне улицы. Старинный шестистенный дом, стоявший на этом месте – родовой дом Стафия Осиповича и Киприяна Стафиевича, – не выдержал натиска времени, его пришлось разобрать. Нынешняя усадьба Георгия Петровича обильно полита по/том его предков, земля здесь хорошо возделана и поэтому щедро плодоносит.


Рецензии