Сравнение английского и американского авианосцев

Это у меня далеко не первый материал про современные авианосцы. Правда, писал я об американских авианосцах,  которые до недавнего времени в гордом одиночестве бороздили  мировые океаны. А вот во время Второй мировой войны авианосцы стали основной ударной ударной силой на море и у США, и у Британии, и Японии.  В послевоенные годы вместо японский авианосцев они появились во французском флоте.

Но в прошлом году прошла информация, что свое первое плавание совершил английский авианосец и даже попал в небольшой дипломатический скандал с КНР, которые обвинили англичанина, что он зашел в территориальные воды Китая без их разрешения. Но это воды в Южно-Китайском море англичане считаю спорными, поэтому от греха подальше быстрее покинули их.

Авианосцы типа «Куин Элизабет», также «Королева Елизавета» — британские авианосцы, известные также под кодовым названием CVF[4] (Future Aircraft Carrier, «Будущий авианосец»), строящиеся на замену ныне исключённым лёгким авианосцам типа «Инвинсибл». В настоящее время спущены на воду HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales (CVF).

В мае 2011 года появилась информация о возможном переименовании второго корабля этого класса, «Принс оф Уэльс», в «Арк Ройал». Учитывая, что данное имя необычайно дорого для Королевского флота Великобритании (в разное время, с конца XVI века, его несли 5 кораблей, четыре из которых были авианосцами) это весьма вероятно, хотя и практика менять имя уже построенному кораблю «неслыханна». По состоянию на 20 апреля 2016 года строительство «Принс оф Уэльс» было объявлено завершенным на 80 %. Корабль должен быть передан Королевскому флоту в 2019 году и полностью готов к заступлению на боевое дежурство с 2023 года.

Эти корабли стали крупнейшими кораблями, когда-либо построенными для Королевского флота Британии. Полное водоизмещение кораблей 70600 тонн, экипаж 600 человек плюс 900 человек авиагруппы.

Разработка механических конструкций корабля была полностью автоматизирована; средства компьютерного моделирования были разработаны компанией QinetiQ. Проектирование корпуса исходило из требуемого 50-летнего срока службы корабля.

Особенностью корпуса было наличие трамплина, используемого для самолётов с укороченным взлётом. Поскольку срок службы самолётов F-35 составляет 20 лет, было решено оставить возможности для конверсии авианосца в гладкопалубный, рассчитанный на самолёты горизонтального взлёта. Корпус имеет девять палуб, не считая полётной. 85 000 т стали стоимостью 65 млн фунтов, необходимой для постройки двух авианосцев, поставляет компания Corus.
Предложения по мерам защиты (бортовая броня и бронированные переборки) были отклонены из-за недостатка средств.
Ангар размером 155 х 33,5;6,7 м будет вмещать до 20 самолётов и вертолётов.

Палуба авианосца обеспечивает одновременный взлёт и посадку самолётов. В передней части палубы расположен трамплин с углом возвышения 13°.
Использование катапульт и аэрофинишёров в первоначальном проекте не предполагалась, однако, в связи с решением предпочесть модификацию F-35 с горизонтальным взлетом и посадкой (F-35C), второй корабль этого класса «Принс оф Уэльс» будет оснащен катапультой и гидравлическим аэрофинишёром.

Палуба имеет три взлётные дорожки: две коротких длиной 160 м для взлёта F-35 и длинную (около 260 м) для тяжёлых самолётов. Площадь палубы составляет 13 тыс. м;. В кормовой части палубы предусматривалась одна или две точки для вертикальной посадки F-35. Газоотбойники устанавливаются в начале каждой из двух коротких взлётных дорожек и, возможно, у стенки передней надстройки.

Из ангара на полётную палубу и обратно самолёты перемещаются двумя 70-тонными бортовыми элеваторами. Один из них расположен между надстройками, второй — в корму от задней надстройки.

Штатным самолётом «Куин Элизабет» будет американский истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F-35C. Стандартная авиагруппа будет состоять из 40 машин, включая самолёты F-35C, вертолёты EH101 Merlin и вертолёты ДРЛО.

Авианосец рассчитан на 420 самолёто-вылетов в течение 5 дней с возможностью ночных операций. Максимальная интенсивность вылетов — 110 в течение 24 часов. Максимальная интенсивность взлёта самолётов составляет 24 самолёта за 15 минут, посадки — 24 самолёта за 24 минуты.

В настоящее время в качестве основной машины ДРЛО в ВМС Великобритании используется вертолёт Sea King ASaC mk7; применение самолётов ДРЛО на авианосце «Куин Элизабет» не предполагается. Контракты на проработку различных вариантов вертолётов ДРЛО получили в мае 2006 года компании Lockheed Martin UK (модернизация вертолёта EH101 Merlin), AgustaWestland (продление срока службы вертолётов Sea King ASaC mk7) и Thales UK (разработка нового вертолёта ДРЛО на основе Sea King ASaC mk7). Наиболее вероятно, что будут использованы вертолёты Sea King с продлением их срока службы с 2017 до 2022 года.

Так в общих чертах можно охарактеризовать новейшие английские авианосцы.  А вот как выглядит новейший американский авианосец, который только-только совершил свой первый переход через Атлантический океан и пришел в один из портов своего союзника по НАТО Великобритании.

Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» (англ. Gerald R. Ford class) — серия многоцелевых атомных авианосцев США, постройка которых ведётся с 2009 года. Созданы как улучшенная версия авианосцев типа «Нимиц» и отличаются от них, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, сокращённым, за счёт высокой степени автоматизации, экипажем и как следствие, меньшими эксплуатационными расходами. Помимо этого, новые авианосцы отличаются внедрением ряда новых технологий и конструктивных решений, в частности, элементов стелс-технологии. Головной корабль заложен 14 ноября 2009 года, 31 мая 2017 года введен в состав флота США. Помимо него, запланировано строительство по меньшей мере двух кораблей, по мере принятия на вооружение авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» будут заменять авианосцы «Нимиц».

При одинаковом с авианосцами типа «Нимиц» водоизмещении (около 100 000 т), «Джеральд Форд» будет иметь на 500—900 человек меньший экипаж. Это будет достигнуто за счёт уменьшения на 30 % трудоёмкости технического обслуживания устройств и систем, а также за счёт широкого внедрения автоматизации.

По сравнению с авианосцами типа «Нимиц», будет обеспечено увеличение числа самолёто-вылетов со 140 до 160 в день (и до 220 в кризисных ситуациях), увеличение на 150 % вырабатываемой электроэнергии для новых высокотехнологичных систем, внедрена система контроля за водоизмещением и остойчивостью, улучшены возможности взаимодействия с другими кораблями.

Конструкция корпуса практически одинакова с авианосцами типа «Нимиц». Характерная конструктивная особенность кораблей этой серии - передвинутая к корме «командная рубка». Более компактная надстройка сдвинута в корму и вынесена за линию борта. Надстройка оборудована мачтой из композитных материалов. Здесь расположены неподвижные радары с фазированными антенными решётками (ФАР) и система автоматического подлёта и посадки[en] (JPALS), использующая глобальную систему позиционирования GPS. Расширена полётная палуба, на ней оборудованы 18 пунктов для заправки и вооружения самолётов.

Значительно изменена внутренняя компоновка корабля и конфигурация полётной палубы. Обеспечено быстрое реконфигурирование внутренних объёмов при установке новой аппаратуры. Для уменьшения веса количество секций ангара сокращено с трёх до двух, а количество самолётоподъёмников — с четырёх до трёх.

Флагманский мостик на 70 членов экипажа для уменьшения размеров надстройки перенесен на нижнюю палубу.

Авианосцы смогут нести до 90 самолётов и вертолётов различного назначения: палубные самолёты 5-го поколения F-35, истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, самолёты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолёты электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолёты MH-60R/S, а также боевые беспилотные летательные аппараты.

Одним из существенных технологических новшеств является замена паровых катапульт C-13 на новые электромагнитные катапульты (Electromagnetic Aircraft Launch System, EMALS) фирмы General Atomics на основе линейного электродвигателя. Она позволяет разгонять боевые самолеты более плавно и избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата. Демонстрационный вариант катапульты был опробован в Тестовом центре военно-морских авиационных систем (NASC) в Лейкхерсте в штате Нью-Джерси. В случае успеха, электромагнитные катапульты обеспечат большую управляемость процесса запуска самолётов, меньшие нагрузки на самолёты и пилотов, возможность взлёта при более широком диапазоне скоростей и направлений ветра, специальные режимы запуска для беспилотных аппаратов.

Ожидается применение новых турбоэлектрических аэрофинишёров фирмы General Atomics. Натяжение синтетического троса аэрофинишёра будет регулироваться электромотором, что обеспечит более плавный пробег и отсутствие экстремальных нагрузок на трос, тормозной гак и фюзеляж самолёта.

В качестве средства ПВО самообороны корабль вооружён ракетами ESSM фирмы Raytheon с двумя 8-контейнерными пусковыми установками на 32 ракеты каждая. Ракеты предназначены для борьбы со скоростными высокоманёвренными противокорабельными ракетами. Системы ближнего радиуса действия включают зенитные ракеты RAM.

На корабле будет применена усовершенствованная система складирования и подачи боеприпасов и расходных материалов с хранилищами удвоенной высоты. Боезапас авианосца состоит из ракет, артиллерийских выстрелов, бомб и ракет «воздух-земля» для ударных самолётов, торпед и глубинных бомб для противолодочной авиации. Вооружение поднимается из арсеналов к основным пунктам обработки и сборки на уровне 02 (под полётной палубой), откуда подаются на палубу скоростными подъёмниками. 

А вот написали англичане, когда сравнивали последний авианосец типа «Нимиц»  его со своим.  Материал опубликован в открытой печати.

"Когда идёшь по полётной палубе « Джорджа Буша » (вошёл в строй в 2009 году) , возникает чувство сожаления по поводу того, как Великобритании удалось растратить своё с трудом завоеванное лидерство в области инноваций. Великобритания стала пионером морской авиации, изобрела паровую катапульту, угловую палубу и автоматизированную систему посадки («фрикадельки» на американском слэнге), не говоря уже о реактивном двигателе, радаре и паровой турбине, которая является основой движения суперавианосца . Хотя это и прискорбно, класс " Куин Элизабет" не будет иметь катапульт и финишёров, в том числе и по финансовым причинам.

В чисто боевом плане наш авианосец пока сильно отстает от ВМС США. 12-14 самолетов на борту "Куин Элизабет" не сравнимы с 44 самолетами «Джорджа Буша » в этом развертывании (с местом для авиагруппы до 90 самолетов). Наличие катапульты означает, что «Джордж Буш» также использует специальные самолеты радиоэлектронной борьбы (Growlers), самолеты-дозаправщики (адаптированные F-18) и EC3 Hawkeye, которые имеют примерно вдвое большую радиолокационную дальность, чем британские вертолёты ДЛРО".
Но в кое чём британский корабль всё же превосходит соперника.
"Куин Элизабет" кажется более комфортабельным кораблем с автоматизацией повсюду, в то время как у «Джорджа Буша » более рабочий интерьер. Хорошим примером является сравнение столовой старшин на борту « Буша » и эквивалентной столовой на QE. Обе столовые выполнены в стиле кафетерия, но на QE она гораздо больше, с коврами и подвесным потолком. На "Буше" кабели и трубопроводы выставлены напоказ, побеленные переборки и линолеумный пол создают жесткую, утилитарную атмосферу".

А теперь, что они пишут о новейшем "Джеральде Р. Форде".
"14 ноября новый авианосец ВМС США «Джеральд Р. Форд» прибыл в воды Великобритании для своего первого визита в Европу. Корабль водоизмещением 100 000 тонн — самый большой, самый дорогой и, возможно, самый мощный военный корабль из когда-либо построенных.
Командир корабля кэптэйн Пол Ланциолотта сказал: «Этот корабль крутой, великолепная система систем, высокие технологии повсюду»
На вопрос, готов ли он к бою, командир сказал: "Хотя мы мы находимся на высоком уровне готовности, мы все еще работаем над тем, чтобы подняться на самый верхний уровень, и нам еще предстоит проделать некоторые работы".
Из 23 новинок главной темой является движение к электрификации. Два ядерных реактора имеют новую и более мощную конструкцию, позволяющую паровым генераторам генерировать почти в 3 раза больше мощности, чем у "Нимица", и пиковое напряжение до 13 800 В. Помимо обеспечения энергией большинства систем корабля, это оставляет большой резерв для установки оружия направленной энергии или более мощных сенсоров в будущем.
Наиболее громким нововведением стало внедрение электромагнитной системы запуска самолетов (EMALS), заменившей паровые катапульты.

Если смотреть на палубу, система EMALS выглядит почти так же, как паровая катапульта, но под палубой система совершенно другая. Под палубой также есть заправочные и электрические станции, закрытые небольшими люками, что позволяет экипажам подключать самолеты напрямую, избегая необходимости прокладки шлангов или кабелей по палубе.

Основным преимуществом этой системы является меньший износ самолета, поскольку можно точно рассчитать стартовую мощность. Типичный паровой пуск обеспечивает скорость на 50 узлов выше, чем требуется, но оператор EMALS может выбрать точную тягу, необходимую для конкретного типа самолета, загрузки топлива/оружия и ветровых условий. Эта точность будет особенно важна в будущем, поскольку позволит значительно уменьшить катапультную силу для небольших типов самолетов без экипажа.

Большинство авиаторов сообщают, что и взлет с катапульты, и посадка с задержкой выполняются на Ford немного более плавно, чем на классе Nimitz. EMALS также экономит место, устраняя необходимость транспортировки пара из ядерных реакторов, а также конденсаторов и водоочистных сооружений.

Усовершенствованное тормозное устройство (AAG), разработанное для «Джеральд Р. Форд» , позволяет принимать большее количество самолетов, а также снижает нагрузку на планер. Поглотители энергии состоят из простых водяных турбин, соединенных с асинхронным двигателем для точного управления тормозящими силами . Компьютеры быстро рассчитывают натяжение тросов, чтобы удерживать самолет в центре и максимально плавно замедляться.

Advanced Weapons Elevator (AWE) - усовершенствованный оружейный лифт. У "Форда" 11 AWE, и неполадки с ними были одной из давних технических проблем, которые задержали его ввод в эксплуатацию. Коммандер Джим Фиш, офицер вооружения корабля, сказал, что лифты теперь «работали как чемпион », и не было никаких проблем, которые его техники не могли бы решить самостоятельно при этом развертывании. Лифты перемещаются за счет электромагнитной индукции без использования гидравлики и кабелей.

AWE рассчитаны на нагрузку в 10,8 тонн боеприпасов и могут двигаться со скоростью 45,7 метров в минуту. По сравнению с канатными подъемниками Nimitz, которые рассчитаны на 4,5 тонн и 30,5 метров в минуту, это обеспечивает значительное увеличение скорости вылета, поскольку самолет может быть вооружен быстрее и безопаснее. "Ford" может выдерживать около 160 самолето-вылетов в день по сравнению со 140 у "Nimitz".

7 AWE нижней ступени доставляют оружие из складов вооружений в места сборки, а еще 4 малых AWE верхней ступени доставляют готовое оружие на полётную палубу для размещения под крылом самолета. Что интересно, на складах боеприпасы по-прежнему в основном перемещаются вручную персоналом с использованием транспортных тележек и погрузчиков.

На «Форде» есть некоторые улучшения в стандартах размещения, и моряки сообщают, что еда была лучше, чем на других кораблях, на которых они служили. Однако многие младшие военнослужащие по-прежнему спят в кубриках на 40 человек с трехъярусными койками, в то время как на HMS Queen Elizabeth они имеют имеют двухъярусные кровати в 6-местных каютах и ;;удобные столовые с ковром и мягкой мебелью.

Основная судовая команда "Форда" насчитывает около 2600 человек, что примерно на 25% меньше, чем 3500, необходимых для Nimitz. Однако авиакрыло добавляет еще 2400 человек.

Во время нахождения в Британии моряки авианосца массово посещали берег, куда их доставляли различными плавсредствами, поскольку возможности пришвартоваться из-за огромных размеров у корабля не было.

На заставке фото: Прощальный привет. Буксир SD Tempest помогает "Ford" повернуть на восток вниз по реке Солент 18 ноября. Часть стального морского кольца вокруг России, наряду с HMS Queen Elizabeth, Ford является одним из 5 союзных авианосцев, которые в настоящее время развернуты на учениях или операциях в Евроатлантическом регионе, демонстрируя скоординированное единство, силу и решимость НАТО.
А так-то России никто не угрожает, о чём вы?


Рецензии