Советские красавицы в кино

Для большинства  людей белой расы есть определенные стандарты красоты. К таким актрисам относили Вивьен Ли, Марлен Дитрих, Мерелин Монро, Милен Демонжо и целый ряд итальянских кинодив — Джину Лоллобриджиду, Софи Лорен. Почему именно их я называют в числе самых красивых киноактрис, спросите? Просто все критики мира относят их к этой категории, плюсуя разве что Элизабет Тейлор.  Я, не будучи никогда киноманом, тем не менее, в школьные годы прочитывал от корки до корки журнал «Советский экран», который выписывали мои родители. Поэтому мне и запомнились именно эти актрисы, о которых писали в 50-70-годы прошлого века.

Не раз и не два читал, что чаще всего такие эталоны встречаются среди женщин- славян.  К им относят русских, украинок, полячек и еще ряд менее многочисленных национальностей.  А так как красивые женщины стремятся поражать мужчин своим внешним видом, то многие из них стараются попасть в актрисы театра и кино.  У меня есть заметки о некоторых из них, в первую очередь из числа советский актрис, но я решил объединить их в одну заметку о сразу нескольких, разделив их на разные периоды нашей страны. Все они отличаются традиционной для белой расы красотой.

В 30-40-е годы прошлого века, как мне кажется, было несколько таких красивых актрис. Я не беру смелость ставить их по рейтингу, как говорится, у всех вкусы разные.

Любо;вь Петро;вна Орло;ва — советская актриса театра и кино, певица, танцовщица; народная артистка СССР (1950). Кавалер ордена Ленина (1939), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950).

Одна из звёзд советского экрана конца 1930-х — начала 1940-х годов. Актриса получила огромную популярность, снимаясь главным образом в фильмах своего супруга Г. В. Александрова. Среди них «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947) и т. д. Её творческая деятельность способствовала развитию жанра музыкальной кинокомедии.

Типаж актрисы — человек нового времени, энергичный, оптимистичный, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.
Театровед и критик В. Вульф писал:
… Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в «Веселых ребятах» у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке.

Игра Орловой отличается реалистической простотой, жизнерадостностью, лирической непосредственностью, умелым использованием таких средств выразительности, как сатирический гротеск, музыкальная буффонада и пр.[8]. Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки.

Новая сторона дарования Орловой раскрылась в фильме «Цирк» (1936), где она создала драматический образ американской цирковой актрисы Марион Диксон, тонко передав психологию героини. В одном из номеров журнала «Советский экран» за 1960 год читаем: «В роли Марион Любовь Орлова поднимается до подлинной трагедийности, необычайно тонко раскрывая душу женщины, наполненную вначале страхом и страданием, а затем надеждой и радостью».

Одна из немногих актрис, рост которой известен — 158 см.

Я видел немало фильмов с участием этой актрисы — и «Веселые ребята», и «Цирк», и «Волга-Волга», и даже «Ошибка инженера Кочина» 1939 года выпуска.  Не могу профессионально оценивать игру этой актрисы, но сказать, что это было нечто выдающееся, тоже не могу.

Мари;на Алексе;евна Лады;нина — советская актриса; народная артистка СССР (1950), лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1948, 1951)[1].

В 1934 году, во время съёмок фильма «Вражьи тропы», познакомилась с режиссёром И. А. Пырьевым. В 1936 году они поженились.

В 1935—1945 годах — актриса киностудии «Мосфильм». Среди самых знаменитых киноработ — «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Кубанские казаки».

C 1945 по 1994 годы периодически выходила на сцену Театра-студии киноактёра (ныне — Государственный театр киноактёра), выступала с концертами и творческими вечерами по городам и весям Советского Союза.

В 1954 году вышел на экраны фильм «Испытание верности», после чего брак Ладыниной и Пырьева распался.

После этого актриса не захотела больше сниматься в кино. Ходили слухи, что причиной её исчезновения с экранов стала месть Пырьева, но подлинная причина была в другом — актриса не хотела играть возрастные роли, желая остаться в памяти зрителей молодой. Много раз ей предлагали сниматься, но она отказывалась. Лишь в 1965 году она снялась в телевизионном фильме «Люди остаются людьми» по роману Ю. Е. Пиляра, но фильм на экраны не вышел.

Злые языки говорят, что такое количество Сталинских премий у актрисы, у которой нет значимых ролей и особых талантов, только за счет того, что её муж Пырьев был руководителем киностудии Мосфильм, которая в СССР была сравнима с американским Голливудом.

Следующая актриса, о которой хочу поведать своим читателям, тоже часто играла героинь в фильмах предвоенных и военных лет, которые мне довелось посмотреть.

Валенти;на Васи;льевна Серо;ва  — советская актриса театра и кино; заслуженная артистка РСФСР (1946), лауреат Сталинской премии II степени (1947).

В конце 1930-х — в 1940-е Валентина Серова была одной из самых популярных актрис Советского Союза. Если в своём первом вышедшем на экран фильме «Строгий юноша» А. Роома она ещё фигурирует как Валентина Половикова — юная актриса с тёмными волосами, то четыре года спустя, в 1939-м, в «Девушке с характером» К. Юдина она уже блондинка Валентина Серова и исполняет главную роль. Следующий фильм Юдина «Сердца четырёх» с Серовой и Целиковской, играющими двух сестёр, был снят в 1940 году, премьера в Доме кино состоялась в мае 1941-го, но из-за войны на экраны кинотеатров он вышел только в начале 1945-го. Во время войны Валентина Серова сыграла главную женскую роль в фильме «Жди меня» по пьесе Симонова. Съёмки проходили в Алма-Ате, куда эвакуировали Ленфильм и Мосфильм. В Москве она в тот период стала актрисой театра драмы под руководством Н. М. Горчакова. Помимо съёмок в кино, до войны, а также в первые послевоенные годы Серова была ведущей актрисой театра им. Ленинского комсомола, где исполняла роли в таких спектаклях, как «Зыковы», «Как закалялась сталь», «Парень из нашего города», «Под каштанами Праги», «Так и будет», «Сирано де Бержерак», «Русский вопрос» и других.

Серова была фамилия её первого мужа, летчика-испытателя, который трагические погиб. Затем вышла замуж за писателя Константина Симонова. В годы войны её приписывают роман с полководцем Константином Рокоссовским.  Говорят, что когда Сталину доложили об этом романе и спросили, что будем делать, тот ответил: «Как что? Завидовать будем».

А вот взбалмошную сестру в фильме «Сердца четырех» сыграла актриса, которую я был не отнес в числу писанных красавиц. Широкое лицо не укладывалось в рамки стандартов красоты Любови Орловой или Марлен Дитрих.

Людмила Васильевна Целико;вская — советская актриса театра и кино; народная артистка РСФСР (1963).
Наибольшую популярность получила в 1940-е годы, снявшись в музыкальных комедиях военного времени «Антон Иванович сердится», «Близнецы», «Сердца четырёх», «Воздушный извозчик» и «Беспокойное хозяйство».

В 1938 году Целиковская дебютировала в кино в роли пионерки Вали в фильме «Молодые капитаны». В том же году влюбляется в своего однокурсника Юрия Алексеева-Месхиева, за которого выходит замуж. Молодую талантливую актрису заметил режиссёр Константин Юдин и пригласил сниматься в фильме «Сердца четырёх», где она сыграла Шуру Мурашову. После начала Великой Отечественной войны премьера фильма была отложена и он вышел на экраны только в 1945 году. Фильм имел большой успех у зрителей. По словам актрисы, это была её любимая картина, так как она играла саму себя. Например, актриса так же, как и её героиня, любила сладкое и музыку и ненавидела математику.

В 1943 году выходит фильм «Воздушный извозчик», в котором актриса сыграла роль Наташи Куликовой. Сценарий был написан Петровым Евгением Петровичем специально для неё. После этого фильма к ней пришла всесоюзная популярность — Людмилу Целиковскую узнала и полюбила вся страна. Во время съёмок фильма Целиковская влюбилась в партнёра по фильму Михаила Жарова. Ей на тот момент было 24 года, ему — 44. Вскоре они регистрируют брак. Оба уходят из семей и довольно долго живут в номере гостиницы «Москва». Вместе выступают перед советскими солдатами на фронтах Великой Отечественной. Три месяца показывают фильм и выступают перед лётчиками 3-й воздушной армии.

После войны Целиковская снялась в фильмах Константина Юдина «Близнецы» и Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство». Сценарий фильма был написан специально для жены Михаила Жарова. Романтическая комедия военного времени «Беспокойное хозяйство» получила холодный приём со стороны критиков, которые обвинили создателей в плохом вкусе, сводничестве и отсутствии прогрессивных идей. Но картина имела успех у зрителей.

Самый известный фильм 1950-х годов с участием Целиковской — фильм «Попрыгунья», в котором она сыграла роль Ольги Ивановны Дымовой. Партнёром по фильму выступил Сергей Бондарчук. В 1955 году на Венецианском кинофестивале фильм получил Серебряного льва, как лучший иностранный фильм. Однако актриса не получила никаких наград, а почётное звание «Народная артистка РСФСР» было присвоено ей только в 1963 году.

На этом я завершаю повествование о красавицах 30-40-х годов прошлого века и далее пойдет рассказ о «звездах» советского кино 50-60-х годов.  И начну его с рассказа о героине из фильма-сказки  «Хозяйка медной горы.

Тама;ра Фёдоровна Мака;рова — советская киноактриса, педагог, профессор. Герой Социалистического Труда (1982), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947), народная артистка СССР (1950)[4], кавалер двух орденов Ленина (1977, 1982).
Вместе со своим мужем, народным артистом СССР Сергеем Герасимовым, воспитали восемь поколений известных киноактёров.

Всесоюзный успех пришёл к ним в 1936 году с выходом на экраны фильма «Семеро смелых». Далее последовала череда удачных совместных работ: «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939), «Маскарад» (1941). Последняя картина была закончена перед самой Великой Отечественной войной.

С 1943 года Макарова преподавала во ВГИКе, который позже стал носить имя Герасимова; в 1968 году стала профессором учебного заведения. Вместе с мужем руководила объединённой мастерской. Делу преподавания отдавались до конца, были одной семьёй со студентами, часто задействовали их в своих картинах. Первый же выпуск целиком снялся в фильме «Молодая гвардия» (1948), который вывел на орбиту целую плеяду молодых  Шагалову, Евгения Моргунова.

Среди учеников супружеской пары  Салбиев, Николай Ерёменко-младший и многие другие. Особенно трепетно Макарова — у которой не было собственных детей — относилась к Николаю Губенко, детдомовцу, потерявшему родителей в Великую Отечественную войну: через сокурсников она передавала ему деньги, а во время занятий «учила манерам» его и ещё двух неимущих студентов, заставляя опустошить пятилитровую кастрюлю с едой.

Далее речь пойдет об актрисе, которой все мужчины приписывают титул первой красавицы.  И не случайно. Она была красавицей и в 20, и в 40, и в 60 и даже в 80 лет.  Так сохраниться до глубокой старости немногим дано.

Эли;на Авраа;мовна Быстри;цкая — советская и российская актриса театра и кино, театральный педагог; народная артистка СССР (1978), лауреат премии Правительства России в области культуры (2006). Участник Великой Отечественной войны.

Начала сниматься в кино в 1950 году. Исполняла роли Лены Алексеенко в фильме «В мирные дни», (1950), Елизаветы Максимовны («Неоконченная повесть», (1955), Аксиньи («Тихий Дон», (1957—1958), Лёли («Добровольцы», (1958), Ксении Румянцевой («Всё остаётся людям», (1963) и другие. По опросу читателей газеты «Советская культура» была названа лучшей актрисой 1955 года.

Большую известность принесла роль Аксиньи («Тихий Дон», 1957—1958). Элина Быстрицкая вспоминает: «Была огромная зрительская почта. Но одно письмо, помню, было совершенно особенное — послание от тридцати старейшин донских казаков. Они писали, что просят называться Аксиньей Донской».

С конца 1960-х годов отказывалась сниматься в кино, считая предлагаемые роли недостаточно серьёзными. Вернулась на экраны в начале 1990-х, сыграв в эпизодических ролях в перестроечных фильмах, таких как «Семь дней после убийства», «Бравые парни» и другие.

Ю;лия Константи;новна Бори;сова  — советская и российская актриса. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1969), лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1969) и Государственной премии РФ (1995). Кавалер двух орденов Ленина (1971, 1985).
С 1947 года — артистка Государственного академического театра имени Е. Б. Вахтангова.

Во многих спектаклях на сцене Вахтанговского театра партнёром Юлии Борисовой был актёр Михаил Ульянов, говоривший о ней следующее:
«Она сама — Праздник. И в этом смысле — эталон нашего театра. Она наделёна не только Божьим даром, но и Божьим отношением к этому дару, и Божьим отношением к родному театру, театру — дому. Таких актрис, как она, принято называть звёздами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета.»
— Михаил Ульянов, народный артист СССР.
Актёр Василий Лановой, коллега Юлии Борисовой по вахтанговской сцене, отзывался о ней так:
«… Глядя на Юлию Константиновну Борисову, мне иногда кажется, что в ней природа каким-то непостижимым образом сплавила всё то, из чего складывается образ Актрисы на все времена. … Её преданность театру — безгранична. … Каждая роль Борисовой — бриллиант чистейшей воды по чёткости рисунка, по строгости отбора выразительных средств, по силе внутренней убеждённости в правоте своей героини. Она — Гелена и Турандот, Настасья Филипповна, Клеопатра и Кручинина… И при этом — ни одна из них. Она — Борисова! И для тех, кто имел счастье видеть её на сцене, этим сказано всё.»
— Василий Лановой, народный артист СССР, 17 марта 2010 года.

Юлию Борисову высоко ценил и любил как актрису художественный руководитель театра Рубен Симонов, поставивший специально для неё несколько спектаклей. Его сын, Евгений Симонов, также ставил спектакли для Борисовой. Многие годы с ней занималась театральный режиссёр и педагог Александра Ремизова, одна из учениц Евгения Вахтангова.

Актриса всегда отдавала предпочтение театру, в кино снималась мало. Широкой публике Юлия Борисова известна по главным ролям Настасьи Филипповны в художественном фильме «Идиот» (1958) режиссёра Ивана Пырьева и Елены Кольцовой в биографической художественной киноленте «Посол Советского Союза» (1969) режиссёра Георгия Натансона, ставшим эталоном актёрского мастерства в кинематографе.

Кла;ра Степа;новна Лучко;  — советская и российская актриса, народная артистка СССР (1985), лауреат Сталинской премии II степени (1951).

Во время учёбы не выделялась никакими особыми талантами, но уже в это время проявилась её склонность к работе с героями, обладающими ярко-выраженными определёнными характерами и необычными судьбами. Дебютом в кино стала характерная роль тётушки Марины в фильме С. Герасимова «Молодая гвардия». Роль была второстепенной и её появление осталось незамеченным. Популярность пришла в 1950 году, после выхода на экраны фильма «Кубанские казаки», за участие в котором она получила Сталинскую премию второй степени.

Замуж вышла за партнёра по съёмочной площадке — актёра Сергея Лукьянова, который в «Кубанских казаках» сыграл роль Гордея Ворона. В 1951 году у пары родилась дочь Оксана, которую воспитала тётя Лучко, вырастившая и саму Клару.

Работу в кино сочетала с работой на сцене Театра-студии киноактёра (с 1948 года). В те годы жизнь щедро одарила актрису успехом, поклонением, личным счастьем. Но в 1965 году её постигла личная драма: умер муж. Лучко настойчиво продолжала работу. Она считала, что актёрская профессия требует постоянной тренировки, чтобы постоянно оставаться в творческой форме и быть готовой к, возможно, главной роли в жизни.

Свою новую любовь встретила в 1969 году. Вот как сама она об этом рассказывала: «Я пришла в гости к своей приятельнице Рите Квасницкой, у неё за стеной жила Аза Лихитченко, её муж Саша Менделеев был ответственным секретарём „Недели“. Аза зашла к нам и пригласила к себе, сказав, что „сейчас Дима Мамлеев придёт“. Мы перешли в соседнюю квартиру. Пришёл Дима Мамлеев — красивый, молодой, подающий надежды „известинец“. Мы очень интересно провели вечер. А когда начали расходиться, выяснилось, что все живут в этом доме, а мы с Димой — люди пришлые. И пошли мы вдвоём с Димой искать такси. Так до сих пор вместе и живём».

Вторая актриса, которая не скрывала свой высокий по тем временам рост — 170 см

Ири;на Константи;новна Ско;бцева — советская и российская актриса; народная артистка РСФСР (1974).
Ирина Скобцева была наиболее известна в качестве киноактрисы, в её фильмографии более семидесяти ролей и запомнилась телезрителям в таких работах как «Отелло» (1955), «Обыкновенный человек» (1957), «Поединок» (1957), «Серёжа» (1960), «Тридцать три» (1965), «Война и мир» (1965—1967), «Зигзаг удачи» (1968), «Ватерлоо» (1970), «Они сражались за Родину» (1975), «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983), «Зависть богов» (2000), «Наследницы» (2001), «Другая женщина, другой мужчина» (2003), «Янтарные крылья» (2003), «Артистка» (2007) и других.

В 1952 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. В годы учёбы играла в студенческом театре. Чуть позже поступила в Школу-студию МХАТ (курс заслуженного артиста РСФСР Александра Карева) и в 1955 году окончила учебное заведение.

Дебютом в кино стала роль Дездемоны в фильме «Отелло» (1955). В 1956 году фильм участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и был удостоен премии, а сама Скобцева — звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».

С 1956 года состояла в труппе Театра-студии киноактёра].
Будучи студенткой Школы-студии МХАТ, познакомилась с Сергеем Бондарчуком. В 1959 году пара поженилась.

С 1970 года преподавала во ВГИКе, являлась доцентом, вместе с Сергеем Бондарчуком вела актёрскую мастерскую.

Марианна Алексеевна Кушнерова — советская актриса, киновед и музейный работник.
Известна главной ролью в фильме 1972 года «Станционный смотритель», завоевавшем Гран-при Венецианского фестиваля телевизионных фильмов.

Известна ролью Дуни в фильме «Станционный смотритель» — одном из первых фильмов режиссёра Сергея Соловьёва — на тот момент её мужа. Она не была профессиональной актрисой, окончила киноведческий факультет ВГИКа, но до этого уже снялась в двух фильмах — в фильме Вадима Дербенёва и в короткометражке Гурама Габискирия.

Партнёр по роли известный актёр Никита Михалков так вспоминал о работе актрисы в этом фильме:
Марианна Кушнерова, сыгравшая дочку Вырина — Дуню, была очень милой, хорошо сложенной девушкой, которая чудно выглядела в костюмах того времени, хотя чрезвычайно мало понимала, что она делала. Но была тиха, скромна и выполняла всё, что требовал от неё режиссёр, — настолько, насколько могла.

Критикой замечена удачность актрисы в этой роли:
Необыкновенно портретно хороша Дуня — М. Кушнерова (как будто прямо с полотен художников пушкинской эпохи: Брюллова, Кипренского или Венецианова).
— Пушкиниана в искусстве XX века
И Дуня (Марианна Кушнерова) в фильме Соловьёва не писаная ясноглазая красавица, а застенчивая, милая девушка, покоряющая как бы изнутри идущим светом, душевной грацией, женственностью.
— Советский экран, 1973

На этом я позволю себе закончить описание творческого пути нескольких советских актрис, обладающих яркой внешностью. Многие могут со мной не согласиться, ведь это далеко не полный список красавиц советского кино. Могут спросить, почему я не упомянул обладательницу необычной внешности Татьяну Самойлову,  красивой Татьяны Лавровой,  Татьяны Дорониной, двух Наташ — Фатеевой  и  Кустинской, а также  Светланы Дружининой. Согласен, все эти женщины обладали запоминающейся внешностью, и уж тем более сыграли намного больше ролей в кинофильмах, чем Мариана Кушнерова. Но последняя на меня произвела очень сильное впечатление в фильме «Станционный смотритель», где с ней составили замечательный актерский ансамбль Никита Михалков и Николай Пастухов.

Скажу, что я придерживаюсь тоже мнения, что и Марина Ладынина. Не нравится мне смотреть на ставших очень старыми бывших красавиц. Разве можно было узнать в обезобразившей свое лицо многочисленными пластическими операциями милую Людмилу Гурченко или прежнюю красавицу Наталью Кустинскую? Возможно, я ошибаюсь.  Да, Тамаре Макаровой и Марине Ладыниной старость к лицу, как и Вере Васильевой из фильма «Свадьба с приданным», а вот на многих других «кинодив» смотреть неприятно. 


Рецензии
Судя по всему, Вы по ошибке написали не Светланы Дружининой, а Зинаиды Дружининой...

Олег Каминский   04.12.2022 09:20     Заявить о нарушении
Да, вы правы, перепутал. Уже исправил.
Спасибо.

Александр Щербаков 5   04.12.2022 10:16   Заявить о нарушении