Чрезвычайно торопливый Сирано

Чрезвычайно торопливый Сирано

Московский "Театр Антона Чехова" и"Сатирикон" привезли в Санкт-Петербург "Сирано" Ростана. "Шороху" наводили в ДК им. Горького. 1993год или 1994год.
Сирано - Константин Райкин, кто ж, еще-то. Модная тогда постановка считалась. Очень.
Гастроли Виктюка я пропустил, занят чем-то был. Сильно жалел и жалею. А Ингрид - посетила. Ингрид - обрусевшая, зачем-то, шведка, полистилист. Сильно впечатленной вернулась после спектакля. В восторге! От «Служанок». От постановки.
На "Сирано де Бержерака" отправились вдвоем, предвкушая эстетическое наслаждение. Столько разговоров, "новаторство" одно обсуждалось. Приехали на "Нарвскую" - вся автостоянка уже была забита битком. Ажиотаж. Мода. Престиж. Программку взять не успели мы, или ее не было, Пьеса очень известная. Сели в середине партера, чуть справа.
Занавес пошел. Открылась сцена. Я, сразу же, заподозрил что-то нехорошее.
Начало - еще более-менее, понять, что происходит было можно, хотя уже и в сцене дуэли текст неразборчиво доходил до нашего ряда...
Отступление небольшое.
Я понимаю, что переводчик пьесы - не глупее меня, но эта "посылка", постоянно повторяющаяся, навсегда заставила меня возненавидеть очень многие аналогичные существительные русского языка оканчивающиеся на "-лка", "-нка" , "-чка" . Коробит от этой "посылки" до сих пор.
Но, Константин - великолепен, публика - визжит и гремит аплодисментами.
Далее-более. Какие-то убогие декорации в стиле сельского клуба (впечатление осталось такое, может я и не прав, давно очень происходило действо). Телега эта дебильная, терраса-балкон - в глубине сцены. Но самое главное - действие гнали так, все актеры, что у меня сложилось впечатление, что у них поезд отправляется скоро и они все страшно опаздывают. Поэтому шпарят текст, съедая половину слов, ни черта не понятно, тому, кто с сюжетом незнаком. Ну, бывает такое, что Ингрид, большая поклонница Сафо, пьесу не знала (она знала и знает многое и о многом, в пределах, приблизительных, Соллертинского). О чем пьеса, кто есть - кто, зачем и почему "тот-то" и "этот" персонаж делает "то-то" и "это", ей, Ингрид, непонятно было. Я с пьесой был ознакомлен, поэтому мне приходилось ей постоянно объяснять и рассказывать сюжет, одновременно с происходящим на сцене бардаком.
Вот Райкин отошел в тень стоя слева на авансцене, его практически не видно - силуэт. Текст говорят стоящие на балконе и под балконом актеры, а тот, кто сбоку, статичен и молчит, он, как бы, и не воспринимается залом...
Еще одно отвлечение.
В похожей ситуации, в камерном зале В ТЮЗе знаменитом, в, камерной же, постановке по Брехту, я, как-то, сидя в центре зрительного зала, изводил актеров, которые надеялись на отдых, статично замерев в углу сцены, правда при хорошем свете. Стояли, или сидели они, совершенно выпав из энергетики постановки. А зал-то - маленький, все - близко, а я злобным не отрывающимся взглядом искал их глаза, надеясь понять, что они сейчас переживают, какая у них актерская задача - сидеть аморфным истуканом и ждать нужной реплики? Покурить бы еще вышли. Они в таких ситуациях анекдоты друг другу рассказывают. А потом на актерских посиделках на телевидении смеются... над кем... Я не обращал никакого внимания на происходящий основной диалог, весьма "ораторский", и свербил взглядом "отдыхавшего", ну, уже не совсем, уже ерзавшего под моим дебильным взором, актера.
Так вот, Райкин, едва видимый, излучал просто кол-лос-с-с-альную энергию. Он в этом спектакле был настоящий молодец, в отличие о всех, и всего остального.
Сидели мы не близко, но и не слишком далеко, чтобы отнести эти вещи на счет акустики зала. Банкет, что ли, у них всех намечался, или Константину надо было куда срочно поспеть, но гнали они - запредельно.
Финальный монолог Райкин выдал - на – Ур-р-р-р-ра-а-а-а!!! - зрители стонали и хлопали в ладошки, как ненормальные! Мы же, с полистилистом сидели, как оплеванные.
Это та постановка, где Сирано садится в кресло в конце и, как бы, уплыва-а-а-а-ет в звездное небо. Опять же, как в колхозном клубе, на заднике - лампочки-типа-звезды светят, кресло с Сирано медленно двигается, постепенно уменьшаясь в размерах, как бы в небытие, становится звездочкой, мигающей словно спутник, по небу летящей, как бы.

Как же издевался над данным режиссерским решением отличный русский актер Алексей Тегленков:
- И тут надо было включить "Спэйс".

(Спэйс – эстрадный (танцевальная музыка) ансамбль зарубежный, знаменитый тогда, электронной псевдо-космической музыки)

И действительно, композиции "Спэйс" играли повсеместно на танцульках-дискотеках с похожей светомузыкой - мигающей.
Ну чтоб уж Ростана, так сказать, "добить" окончательно.

У Виктюка, за месяц-два до этого спектакля, на этой же площадке, такой халтуры не наблюдалось.

Я все понимаю. Но стыдно мне почему-то. Это же. ведь, я "потащил", расписал в деталях о Бержераке, заинтересовал полистилиста Ингрид.

Нехорошо получилось.


Рецензии