Последняя капля

Анне Соболевой с благодарностью за вдохновение



Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
О. Мандельштам



– Послушайте, Татьяночка, – смеясь, говорила Елена чудесным белым июньским вечером. – Никогда не связывайтесь с норвежцами.

Юное лето. Июнь – белые ночи, белые цветы, белые чашки, белая сахарная пудра, тончайшим, едва заметным слоем рассыпанная по тёмному пирожному, чёрный кофе. Тёмно-серые гранитные булыжники Старой Риги у открытого прямо на мостовую окна в пол. Отзвуки только что прослушанного органного концерта в самом сердце Домского собора, с проходящими сквозь всё тело невероятно-низкими нотами, словно пригвождающими слушателей к полу.

Удивительное удовольствие общения с лёгким светлым человеком. Белое шёлковое платье, немного белого крема и шоколадной глазури на миниатюрном эклере.

В музыкальном облаке тёплым июньским вечером так хорошо поболтать ни о чём – и девушки ведут праздные беседы, а над ними всё ещё витают вековые мелодии Гайдна, Генделя, де Гриньи и Баха.

Девушки пьют горький чёрный кофе – из маленьких белых чашек.

– Ну вот скажите, почему мне, воспитанной на шедеврах Павловска и Петербурга, надо восторгаться простейшими архитектурными решениями? – спрашивает Елена, продолжая начатую тему, и для наглядности выстраивает комбинацию на столе – из блюдца, кофейной чашки и бело-молочного стаканчика для салфеток.

– И они хотят, чтобы я восхищалась тем, что разные секции там просто меняются местами! – добавляет она и выстраивает на столике новую комбинацию. Смешав компоненты и расставив их по-другому, она включает в конструкцию миниатюрную вазочку с белыми маргаритками. И снова, продолжая рассказ, иллюстративно меняет расположение белых предметов по отношению один к другому. Татьяна внимательно следит за перемещением посуды, соглашаясь, что однотипные модули, даже выкрашенные в разные яркие цвета, не могут сравниться с каскадом фонтанов в Петергофе.

– И это всё, несмотря на единство, до надоедливости однообразно и примитивно. Понимаете, Татьяночка, – смеётся Елена, – у них напрочь пропущен «Галантный век», вот просто белое пятно в эволюции. Крестьянствовали-крестьянствовали они себе, а потом нашли нефть и сразу перескочили в эпоху технологий. Но без куртуазной культуры! Да ещё и без чувства юмора, а это очень давит.

Елена в двух словах отмечает, что мужественно восторгалась всем, что в своё время ей по-хозяйски с гордостью показывали в стране ярко-синих фьордов. И фьорды были хороши, и цвет неба и воды методично держался императорских тёмно-синих оттенков. И выкрашенные броско-однозначными и кричащими, прямолинейными красками строения казались, но только на первый взгляд, забавными и нескучными. Но обязанность всякий раз приходить в ожидаемое от неё восхищение от объектов, к которым очень долго ехали, стала выбивать Елену из равновесия.

Всё началось с первого дня, с дороги из аэропорта.

– У вас тепло, – имела неосторожность констатировать недавно покинувшая самолёт, воодушевлённая перелётом и лёгкостью встречи Елена.

– А у вас, что, нет? – услышала она недоумённый ответ в виде вопроса из уст сидевшего за рулём Магнуса.

– Нет, в Риге холоднее, – ответила она, прищуривая глаза от ослепительного солнца, бьющего в лобовое стекло машины.

– Почему? – дотошно и въедливо поинтересовался Магнус и аргументировал свои представления о климате. – Вы же – южнее!

– Но у вас же Гольфстрим! – ответила Елена прописной, как ей казалось, истиной.

– Да? – удивился Магнус и даже, оторвавшись от дороги, перевёл удивлённый и несколько высокомерный взгляд на свою спутницу. – А ты откуда знаешь?

– Знаю, – недоумённо промолвила она, понимая, что диалог выглядит странно.

Тем более, что Магнус был хорошо образованным человеком. И это удивительно не вязалось с неожиданностью вопроса.

– Почему ты это знаешь? Кто ты по образованию? Географ или синоптик? – принялся дотошно задавать странные вопросы Магнус, хотя и без этого был осведомлён о некоторых общих подробностях жизни своей гостьи.

– Филолог, – ответила она, стараясь не обращать внимания на забывчивость своего спутника.

– Странно, – высокомерно и оценочно взглянув на неё, с самовлюблёнными нотками в голосе прокомментировал и удивился тот.

Елена тоже поразилась и наивности, и самолюбованию – но про себя, не выказывая удивления и недоумения.

Впрочем, снежный ком непонимания катился с горы и увеличивался в объёмах в геометрической прогрессии.

– А что это за памятник у театра? – спрашивала она во время общей ознакомительной экскурсии по достопримечательностям Осло.

– Ай! – отмахивался Магнус. – Ты его не знаешь! Пошли дальше!

– Нет, давай подойдём посмотрим – мне интересно, – проявляя здоровую любознательность интеллигентного туриста, тянула она его к артефакту.

Магнус покровительственно и снисходительно, не скрывая общего неудовольствия, тащился за пытливой путешественницей к памятнику.

– Так это же Ибсен! – делала для себя открытие и с радостью восклицала она, читая табличку у постамента бородатого основателя новой драмы с заложенными за спину руками.

И принималась внимательно разглядывать фигуру мужчины, облачённого в длинное серо-каменное демисезонное пальто с обильными зелёными временными климатическими потёками.

– Откуда ты его знаешь? – с разоблачительно-обличительными нотками недоумевал Магнус.

– В школе проходили, в университете, – опять была вынуждена оправдываться в своей информированности Елена.

Она даже процитировала неожиданно всплывшую в памяти одну из фраз классика: «Чистая совесть – самая лучшая подушка».

– Да? А почему? – до глубины души изумился Магнус, демонстрируя некомпетентность.

– Это цитата, – пришлось пропустить неловкость момента и опуститься до подобных пояснений Елене.

– Что ты говоришь? Кто ты по образованию? – опять очень подозрительно вопросил искренне изумлённый Магнус.

А бедной Елене надо было снова рассказывать, что это базовые знания, полученные в школе, университете, да просто из книг.

Не менее душераздирающей стала сцена, когда она «неосторожно» узнала скульптурного стоящего на одной ноге обнажённого Гермеса с поднятой к блекло-голубым небесам рукой у здания Фондовой биржи.

– Ты же филолог! Откуда ты знаешь про Гермеса? – воскликнул Магнус.

Озадаченная непредсказуемостью (для неё!) вопроса Елена с методичными хрестоматийными интонациями («Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню») стала в очередной раз докладывать, что всегда много училась и читала.

За несколько дней она основательно устала от оправданий в своей общей осведомлённости в разных областях знаний и в том, что ей хорошо известны имена Эдварда Грига, Эдварда Мунка и Тура Хейердала.

– Мы это в школе/университете проходили, и вообще, – всякий раз терялась и твердила она.

Ей надоело каждый раз повторять, что она не физик, не химик, не геолог и не историк, а её общая информированность – это базовые данные, полученные благодаря старой образцовой советской системе образования. Ну и плюс синдром отличницы. В чём же её вина, если она хорошо училась, много читала и всё прекрасно помнит? Со временем это своеобразное «горе от ума» стало заметно её тяготить, а обескураженный Магнус начал подозрительно поглядывать на свою гостью, для которой многие вещи, казавшиеся ему уникальными, не были новостью.

Однако последней каплей стал концерт классической музыки. У нашей прелестницы с детства сложилась привычка – еженедельно слушать классику – воспитание, традиции, духовные потребности.

А потому в воскресенье Магнус взялся отвести её на концерт симфонического оркестра. Елена в положенный час, опять же в лучших традициях, очень красиво и продуманно оделась – в белых тонах. Соответственно, причесалась и накрасилась.

Когда она, окутанная облаком нежнейших духов, готовая отправиться в театр, «Блистательна, полувоздушна, / Смычку волшебному послушна», вышла из своей комнаты, то увидела в гостиной ожидавшего её Магнуса.

Тот терпеливо сидел на диване посреди комнаты и с оживлением смотрел в экран смартфона. Ничего предосудительного в этом не наблюдалось, не будь он одет в клетчатую рубашку, в каких все скандинавы поголовно простецки ходят по городам и весям. Елена невольно остановилась и замерла.

– Что случилось, дорогая? – уловив оторопь в её глазах и общую растерянность на лице, недоумённо вопросил Магнус.

– Послушай, дорогой, – в тон ему с некоторой заминкой сказала она и после этой скромной непритязательной преамбулы осторожно вкрадчивым тоном со всей деликатностью поинтересовалась. – А у тебя нет другой рубашки?

Магнус, одетый в стильную и модную рубашку – белого тона с перекрещивающимися тёмно-серыми, чёрными и красными линиями, образующими крупные клетки, вызывающе дисгармонировал с её классическим нарядом – как раз для прослушивания симфонии в исполнении оркестра. В традиционных представлениях Елены, её спутник должен был предстать перед нею в классическом костюме. Ну ладно – со скидкой на летнюю жару – пусть не в костюме, но хотя бы не в рубашке в клеточку – несмотря на веяния моды, комфорт, местные традиции и менталитет.

– О'кей! – сразу понял личное несоответствие представлениям дамы о его внешнем облике Магнус и поспешно удалился в гардеробную.

Он не испытывал терпения Елены, а явился назад очень скоро.

– Теперь так? – вызывающе блистая, почти утвердительно вопросил Магнус.

Надо отдать ему должное, мыслил он в правильном направлении – рубашка была в бело-чёрную клетку, а красных вкраплений в его одеянии больше не наблюдалось.

– М-м-м, – опять замялась обескураженная внешним видом и недогадливостью своего кавалера Елена и более решительно задала всё тот же вопрос, чётко выговаривая английские слова, – you don't have another shirt (у тебя нет другой рубашки?).

Осознавая, что он чего-то не понимает, Магнус мягко и деликатно взял её за руку и молча провёл в гардеробную. Комната была велика, и не менее велик был длинный шкаф-купе, занимавший изрядную её часть.

– Смотри, – призвал Магнус свою капризную красавицу и тихонько подтолкнул дверь.

Елена посмотрела вслед уехавшей вдаль высокой массивной двери и увидела длиннейшее пространство с длиннейшей блестящей никелированной перекладиной, на которой, как в магазине, одна за другой аккуратно висели на блестящих плечиках новые чистые и безупречно выглаженные рубашки. Рубашек было очень много, но, решённые в разных цветовых вариантах, они все были в клеточку.

В необозримое пространство навязчиво и издевательски уходили перекрещенные в причудливых комбинациях красные, синие, жёлтые, чёрные, белые, зелёные, сиреневые и фиолетовые полоски, создававшие крупные и мелкие – насколько хватало фантазии изготовителей и потребителей – клеточки. Но ни одной белой или просто однотонной рубашки в этом музее не наблюдалось.

А дальше?
А дальше – понятно без утомительных растолковываний – «никогда не связывайтесь с норвежцами», даже суперинтеллектуальными и имеющими высокий социальный статус. Если вам только не нравятся клеточные орнаменты.

Как музыкально высказался Гайдн, «Конец, я всё сказал».

Автор предлагает читателю не менее открытую, чем начало, концовку.

Хотя можно вспомнить старый анекдот о цвете рубашки на букву «ф» – не фиолетовой, но «фклеточку».



«И тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна».
О. Мандельштам


«Комментарии к частным беседам». – Рига, 2022.



P. S.

У этого рассказа был первый вариант.
Его не поняли бета-ридеры, поэтому пришлось немного изменить текст.
А тонкие ценители предпочли второй вариант.
Он несколько отличается от первого.
Предлагаю его здесь.

В белых тонах, или Последняя капля
(Мета-модернистский этюд)


Анне Соболевой с благодарностью за вдохновение


Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
О. Мандельштам


Знаете, в дружбе особенно притягательны взаимность и устойчивость осмысленных предпочтений.
Анна Соболева




А почему бы не обойтись без предысторий, вводных замечаний и утомительных объяснений того, что и откуда взялось? И не начать в лучших классических традициях – in medias res?

Собственно, не так и важна здесь эта самая «гуща событий». Гомер не удручал себя предисловиями.

И зачем вообще нужно это скучное и никому ненужное озвученное Горацием ab ovo («от яйца» – не снеси Леда яйцо, не родилась бы Елена, не сбежала бы с Парисом за Эгейское море – на голову всем троянцам).

Словом, года три у автора не получалось рассказать эту замечательную историю, пока не пришла в голову идея просто не трогать никакую гастрономию (то есть не идти от древнегреческого яйца до не менее древнегреческого яблока, подаренного Парисом Афродите, подтолкнувшей его к красавице Елене, из-за которой и разгорелся тот самый древнегреческий сыр-бор).

А наша красавица Елена никуда не сбегала, хотя тоже переместилась через море, но далеко не Эгейское, а Балтийское. Она просто приняла приглашение погостить у товарища N (ну ладно, условно назовём его Парисом или для местного колорита – Магнусом, или Анандом, или Бьёрном, или Галбрэндром, или Дэгфинном, или Инголфром, или Нджордром, или Логмэром, или Олом, или Торджером, или Халлвардом, или Эивиндром, или Ярлом).

– Послушайте, Татьяночка, – смеясь, говорила спустя некоторое время прекрасная (с благозвучным именем!) Елена чудесным белым июньским вечером. – Никогда не связывайтесь с норвежцами.

Юное лето. Июнь – белые ночи, белые цветы, белые чашки, белая сахарная пудра, тончайшим, едва заметным слоем рассыпанная по тёмному пирожному, чёрный кофе, тёмно-серые гранитные булыжники Старой Риги у открытого прямо на мостовую окна в пол. Отзвуки только что прослушанного органного концерта в самом сердце Домского собора, с проходящими сквозь всё тело невероятно-низкими нотами, словно пригвождающими слушателей к полу.

И удивительное удовольствие общения с хорошим человеком. Лёгкое белое платье, немного белого крема в компании шоколадной глазури на миниатюрном эклере.

В музыкальном облаке тёплым июньским вечером так приятно поболтать ни о чём.

Девушки ведут праздные беседы, а над ними всё ещё витают неумолкающие мелодии Гайдна, Генделя, де Гриньи и Баха.

– Знаете, всё-таки музыка должна быть полифонической. Монофония угнетает, она иногда слишком однобока и надоедлива своей поглощённостью одной-единственной темой, упрямой сосредоточенностью на ней, фанатичной зацикленностью на себе, – говорит Татьяночка. – Однообразие надоедливо. Голоса должны спорить, перекликаться, приходить или не приходить к общему мнению, простите, к пресловутому консенсусу.

– Ну да, – вспоминая только что прослушанное, откликается прекрасная Елена, – но у каждого это происходит по-своему. Помните, как в самом конце у Гайдна, такое демонстративное: «Конец, я всё сказал».

Девушки пьют горький чёрный кофе – из маленьких белых чашек.

– Ну вот скажите, почему мне, воспитанной на шедеврах Павловска и Петербурга, надо восторгаться простейшими архитектурными решениями? – спрашивает Елена, продолжая начатую тему, и выстраивает наглядную комбинацию на столе – из блюдца, кофейной чашки и бело-молочного стаканчика для салфеток.

А потом – как вариант – она, смешав компоненты и переделав всё, включает в пазл миниатюрную вазочку с белыми маргаритками. И снова, продолжая рассказ, иллюстративно меняет расположение белых предметов по отношению один к другому. А Татьяна внимательно следит за перемещением посуды.

– Но понимаете, Татьяночка, – смеётся Елена, – у них напрочь пропущен «Галантный век», вот просто белое пятно в эволюции. Крестьянствовали-крестьянствовали они себе, а потом нашли нефть и сразу перескочили в эпоху технологий. Но без куртуазной культуры, а заодно и без чувства юмора, что очень давит.

И Елена в двух словах отмечает, что мужественно восторгалась всем, что в своё время ей самодовольно показывали в стране ярко-синих фьордов. И фьорды были хороши, и цвет неба и воды методично держался императорских тёмно-синих оттенков. И выкрашенные броско-однозначными и кричащими, прямолинейными красками строения казались, но только на первый взгляд, забавными и нескучными. Но необходимость всякий раз приходить в ожидаемое от неё восхищение от чего угодно, к чему очень долго ехали и томились в бесконечных пробках, стала выбивать её из равновесия.

Всё началось с первого дня, с дороги из аэропорта.

– У вас тепло, – имела неосторожность констатировать недавно покинувшая самолёт, воодушевлённая перелётом и лёгкостью встречи прекрасная Елена.

– А у вас, что, нет? – услышала она недоумённый ответ в виде вопроса из уст сидевшего за рулём Магнуса.

– Нет, в Риге холоднее, – ответила она, прищуривая глаза от ослепительного солнца, бьющего в лобовое стекло машины.

– А почему? – дотошно и въедливо поинтересовался Ананд (позволим себе некоторую полифонию в преподнесении норвежских имён в отношении одного персонажа. Мы ведь решили, что монофония утомляет, правда?).

– Вы же – южнее! – аргументировал он свои представления о климате.

– Но у вас же Гольфстрим! – ответила Елена прописной, как ей казалось, истиной.

– Да? – удивился Бьёрн и даже, оторвавшись от дороги, перевёл несколько высокомерный взгляд на свою спутницу. – А ты откуда знаешь?

– Знаю, – недоумённо промолвила она, понимая, что диалог выглядит странно.

Тем более, что Бьёрн был хорошо образованным человеком, к тому же занимавшим высокую нишу в социальной пирамиде. Что удивительно не вязалось с наивностью вопроса.

– Почему ты это знаешь? Кто ты по образованию? Географ или синоптик? – принялся дотошно задавать странные вопросы Галбрэндр, хотя и без этого был осведомлён о некоторых общих подробностях жизни своей гостьи.

– Психолог, – ответила она, стараясь не обращать внимания на забывчивость Дэгфинна.

– Странно, – искоса и оценочно взглянув на неё, с самовлюблёнными нотками в голосе прокомментировал и удивился Инголфр.

Елена тоже поразилась – но про себя, не выказывая удивления и недоумения.

Впрочем, снежный ком непонимания катился с горы и увеличивался в объёмах в геометрической прогрессии.

– А что это за памятник у театра? – спрашивала она во время общей ознакомительной экскурсии по достопримечательностям Осло.

– Ай! – отмахивался Нджордр. – Ты его не знаешь! Пошли дальше!

– Нет, давай подойдём посмотрим – мне интересно, – проявляя здоровую любознательность интеллигентного туриста, тянула она его к артефакту.

Логмэр покровительственно и снисходительно, не скрывая, однако, общего неудовольствия, тащился за пытливой путешественницей к памятнику.

– Так это же Ибсен! – делала для себя открытие и с радостью восклицала она, читая табличку у постамента бородатого основателя новой драмы с заложенными за спину руками.

И принималась внимательно разглядывать фигуру мужчины, облачённого в длинное серо-каменное демисезонное пальто с обильными зелёными временными климатическими потёками.

– А ты его откуда знаешь? – с разоблачительно-обличительными нотками недоумевал Ол.

– В школе проходили, – опять была вынуждена оправдываться в своей информированности прекрасная Елена.

Она даже процитировала неожиданно всплывшие в памяти классические фразы: «Чистая совесть – самая лучшая подушка» и «В этом мире ничто не даётся даром».

– Да? А почему? – до глубины души изумился Торджер, демонстрируя и неосведомлённость, и одновременно отсутствие чувства юмора.

– Это цитаты, – пришлось пропустить неловкость и опуститься до подобных пояснений Елене.

– Что ты говоришь? Кто ты по образованию? – опять очень подозрительно вопросил искренне изумлённый Халлвард.

И прекрасной Елене надо было снова рассказывать, что это базовые знания, полученные в школе, университете, да просто из книг.

Не менее душераздирающей стала сцена, когда она «неосторожно» узнала скульптурного стоящего на одной ноге обнажённого Гермеса с поднятой к блекло-голубым небесам рукой у здания Фондовой биржи.

– Ты же психолог! Откуда ты знаешь про Гермеса? – воскликнул Халлвард.

И озадаченная непредсказуемостью (для неё!) вопроса прекрасная Елена с методичными хрестоматийными интонациями («Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню») стала в очередной раз докладывать, что всегда много училась и читала.

За несколько дней она основательно устала от оправданий в своей общей осведомлённости в разных областях знаний и в том, что ей хорошо известны Эдвард Григ, Кнут Гамсун, Эдвард Мунк и Тур Хейердал.

– Мы это в школе/университете проходили, и вообще, – всякий раз терялась и повторяла она.

И в каждой ситуации бедняжке приходилось объяснять, что она не физик, не химик, не геолог и не историк, а её общая информированность – это базовые данные, полученные благодаря старой образцовой советской системе образования. Ну и плюс синдром отличницы. Но в чём же её вина, если она хорошо училась, много читала и всё прекрасно помнит?

За неполную неделю это своеобразное «горе от ума» стало заметно тяготить Елену прекрасную.

Но последней каплей стал концерт.

Концерт классической музыки. У нашей прелестницы с детства сложилась привычка – еженедельно слушать классику – воспитание, традиции, духовные потребности.

А потому в воскресенье условно названный Эивиндром товарищ взялся отвести её на концерт симфонического оркестра.

И Елена в положенный час, опять же в лучших традициях, очень красиво и продуманно оделась – в белых тонах. Соответственно, причесалась и накрасилась.

И когда она, окутанная облаком нежнейших духов, готовая отправиться в театр, вышла из своей комнаты, то увидела в гостиной ожидавшего её Ярла.

Ярл сидел на диване посреди комнаты и с оживлением смотрел в экран смартфона. И ничего предосудительного в этом не наблюдалось, не будь он одет в рубашку в клеточку, в каких все скандинавы поголовно простецки ходят по городам и весям. Елена прекрасная невольно остановилась и замерла.

– Что случилось, дорогая? – уловив оторопь в её глазах и общую растерянность на лице, недоумённо вопросил Оден.

– Послушай, дорогой, – в тон ему с некоторой заминкой сказала она и после этой скромной непритязательной преамбулы осторожно вкрадчивым тоном со всей деликатностью поинтересовалась. – А у тебя нет другой рубашки?

Олав, одетый в стильную и модную рубашку – белого тона с перекрещивающимися тёмно-серыми, чёрными и красными линиями, образующими крупные клеточки, вызывающе дисгармонировал с её классическим нарядом – как раз для прослушивания симфонии в исполнении оркестра. В традиционных представлениях Елены, Риг должен был предстать перед нею в классическом костюме. Ну ладно – со скидкой на летнюю жару – пусть не в костюме, но хотя бы не в рубашке в клеточку – несмотря на веяния моды, комфорт, местные традиции и менталитет.

– О'кей! – сразу понял личное несоответствие представлениям своей дамы о собственном внешнем облике Тор и поспешно удалился в гардеробную.

Он не испытывал терпения Елены, а явился назад очень скоро.

– Теперь так? – вызывающе блистая, почти утвердительно и самовлюблённо вопросил Торстеинн.

Надо отдать ему должное, мыслил он в правильном направлении – рубашка была в бело-чёрную клетку, а красных вкраплений в его одеянии больше не наблюдалось.

– М-м-м, – опять замялась наша обескураженная внешним видом недогадливого Холдора прекрасная Елена и более решительно задала всё тот же вопрос, чётко выговаривая английские слова, – you don't have another shirt (а другой рубашки у тебя нет?).

Осознавая, что он чего-то не понимает, Четэль мягко и деликатно взял её за руку и молча провёл в гардеробную. Комната была велика, и не менее велик был длинный шкаф-купе, занимавший изрядную её часть.

– Смотри, – призвал Снор свою капризную красавицу и тихонько подтолкнул дверь.

Елена прекрасная посмотрела вслед уехавшей вдаль высокой массивной двери и увидела длиннейшее пространство с длиннейшей блестящей никелированной перекладиной, на которой, как в магазине, одна за другой аккуратно висели на блестящих плечиках новые чистые и безупречно выглаженные рубашки. Рубашек было очень много, но, решённые в разных цветовых вариантах, они все были в клетку!

В необозримое пространство навязчиво и издевательски уходили красные, синие, жёлтые, чёрные, белые, зелёные, сиреневые и фиолетовые полоски, перекрещенные в разнообразных комбинациях и создававшие крупные и мелкие – насколько хватало фантазии изготовителей и потребителей – клеточки. Но ни одной белой или просто однотонной рубашки в этом музее не наблюдалось.

Вот к такому яблоку (не древнегреческому, а скандинавскому) – нет, отнюдь не раздора – герои и пришли.

А дальше?

А дальше – понятно без растолковываний – «никогда не связывайтесь с норвежцами», даже суперинтеллектуальными и имеющими высокий социальный статус. Если вам только не нравятся клеточные орнаменты.

Как музыкально высказался Гайдн, «Конец, я всё сказал».

Автор предлагает читателю не менее открытую, чем начало, концовку.

Хотя можно вспомнить старый анекдот о цвете рубашки на букву «ф» – не фиолетовой, но «фклеточку».


«И тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна».
Осип Мандельштам


Рецензии
Спасибо, Светлана за рассказ! Норвежцы удивляют своей необразованностью. Выходит, они могут знать что-то в одной области, в которой работают, а в остальных выглядят, как профаны и двоечники. Удивляюсь их образованию. А их удивляет то, что по их мнению, человек не должен знать или не обязан. Для них эрудиция, наверное, незнакомое слово.Про Гольфстрим, по их мнению, должен знать географ, но не филолог! Железная логика!
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Людмила Каштанова   01.12.2024 10:51     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за прочтение и отклик, Людмила!
Мне и рассказали об этой ограниченности.
Вы замечательно это подтвердили!

С теплом и благодарностью

Светлана Данилина   02.12.2024 01:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.