Журмачи. Фрагменты исторической хроники

Оглавление.

Вместо предисловия.
Глава 1. Откуда есть пошла…..
Глава 2. Вехи истории.
Глава 3. Занятия, быт и верования журмачинцев.
Заключение.

Вместо послесловия.

Где над даргинскою дорогой
Висит на скалах Журмачи,
Где разделил Джиус коварный
Седой Вархи с Антарачи…
Да здесь, где прадеды родились,
Родился я и вырос я:
От гор пьянеющий даргинец…..
Железный Мага.
Вместо предисловия.
 Народ отличается от населения тем, что имеет свою историю и чтит ее. Из
поколения в поколения передаются обычаи и традиции, а также памятные
исторические события. Это обуславливает непрерывную связь нынешних
поколений с прошлым и открывает будущее. Считающий себя
цивилизованным человек должен знать свою историю, которая складывается
из истории страны и истории родного села.
 20 век останется в памяти людской не столько достижениями, сколько
политическими экспериментами, самым чудовищным из которых является
попытка создание «нового» человека – человека без прошлого. У нас хотели
отнять историческую память, заставить забыть своих предков.
 Что мы знаем о прошлом нашего села? Практически ничего. Только
отрывки, обычно приукрашенные и фальсифицированные, не
подтвержденные ни фактами, ни документами. Автор ставит своей целью
собрать и проанализировать те скудные сведения, которыми можно
выстроить наиболее объективную картину становления и развития своего
села. При этом не выступает владельцем истины в последней инстанции.
Принципами данного исследования являются историзм, толерантность
высказываний, а так же объективность.
 Название села автор дает исключительно в настоящей транскрипции / Ж У
Р М А Ч И/, а не по официальному /ДЖУРМАЧИ/, так как делается попытка
избавиться от первой фальсификации. Ни в журмачинском диалекте, ни в
даргинском языке нет и не было такой буквы ДЖ. Арабское произношение
подобного сочетания звучит совсем иначе. Досталось это нам после попытки
перевести дагестанские языки на латинскую графику. После этого появились
имена и названия с несвойственными для нас произношением.
Глава 1. Откуда есть пошла…..
 Восточные ворота Кала - Корейша отворились, и из крепости выехал отряд
всадников. Их было около двух десятков. Впереди на чистом арабском
скакуне ехал младший сын кайтагского уцмия. Амир-Гамза только вчера
въехал в свою новую крепость, расположенную на вершине горы. С юга
каменистый обрыв, а с северной стороны пологий спуск делали крепость
практически неприступной. Как к восточным, так и к западным воротам вели
единственные и довольно узкие дороги. Напротив Кала – Корейша уцмий
расположил своих нукеров – там уже шло усиленное строительство. Позднее
это поселение получило название «Дибгалик», что означало «Крепкая кость»
- /дибга- крепкий, лик - кость/. А подступы к столице уцмийства еще не
были достаточно защищены, и потому Амир-Гамза и направил своего
младшего сына для решения этой задачи. Необходимо было установить
сигнальные башни и оборонительные заграждения, которые первыми встали
бы на пути неприятеля, пока нукеры придут в крепость и приготовятся к
обороне.
 Отряд всадников медленно спускался с горы, достиг реки Дживус и, по
недавно возведенному мосту, пересек ее. Они двинулись вдоль реки по
дороге, вскоре получившей название «Даргинской». За поворотом
открывалась красивая панорама, а с левой стороны реки возвышались скалы,
похожие на террасы. А выступ на их вершине был прекрасно виден с КалаКорейша. Там следовало и установить сигнальную башню, «ЦIур», а рядом
образовать поселение, где должны были жить и выполнять служебный долг
воины уцмия, так как необходимо было не только известить о приближении
врага, но и воспрепятствовать его быстрому приближению к крепости.
 В кратчайшие сроки были возведены стены трехэтажной сигнальной
башни, на скалах под башней, которые впоследствии стали называться
«ЦIуллау», то есть «под башней» /буква «р» трансформировалась в «л» при
сочетании/. Само село расположилось на небольшой возвышенности в
метрах ста от башни на южном склоне. В настоящее время село немного
изменило свое расположение, расширившись в сторону горы
«Къаркъаранмуза»/ «каменная вершина»/.
 И это село сохранилось под названием «Журмачи».
 Эти события имели место быть. Весь вопрос в том, когда именно это
происходило, кто были эти первые жители села, почему село получило
подобное название. Начнем с, казалось бы, самого простого – названия. Для
начала следует вспомнить, что названия даргинских селений в основном
отвечают на вопрос «Куда?». Это указывает на то, что возникновение сел
происходило из одного центра, в данном случае «Кала - Корейша».
 Существуют несколько точек зрения на происхождения слова «Журмачи».
Официальным, вернее сказать, общепринятым считается точка зрения,
изложенная красочным литературно-эпическим словом Р.
Магомедовым, заслуженным учителем РД, отличником народного
образования РФ:
О возникновении названия села бытует такая легенда. Сын начальника
сторожевой башни взял себе в жены дочь кала-корейшского талкана (хана),
ей предложили дать название новому поселению. И она, посмотрев вокруг и
вниз башни, увидела высокие скалы, на которых находилась сторожевая
башня. Подумав, она воскликнула: «Пусть будет называться наше село
Шурмачи! - ведь оно же в самом деле находится на скалах («шурми»
означает скалы, «чи» здесь выполняет роль предлога «на» - место на
скалах). Потом она передумала и попросила назвать село Журмачи - так
звучало более красиво.
 Следует отметить так же позицию данного автора по вопросу о
возникновении самого села - О том, что основателями села были калакорейшцы, свидетельствуют рассказы старожилов нашего села,
сохранившиеся доныне родственные связи и близкие отношения, одинаковый
диалект.
 Историк должен не только использовать источники и анализировать их, но
и всегда и все подвергать сомнению, ибо только так можно приблизиться к
истине. И потому следует критически отнестись к общепринятому мнению,
так как остаются вопросы. Во-первых – многие дагестанские села
расположены на скалах, и более высоких и крутых, так что первенство не за
нашим селом; Во-вторых – до возникновения приведенной легенды село както же называлось? В-третьих – по арабски перевод слова «скалы» совсем
иной, и, если мы придерживаемся мнения, что именно корейшиты основали
село, а доказательства подобного утверждения мы приведем ниже, должно
быть арабское название села, хотя мы не располагаем на данный счет
достоверной информацией.
 Некоторые представители нашего села, среди них Разаков Р.А.,
Шайхгасанов Салих, считают, что название села имеет армянское
происхождение. В Армении есть город Журмук и речка Журмук. В пользу
данного утверждения выступает тот факт, что армянская колонизация имела
место в истории Дагестана, наши соседи, да и мы сами говорим о себе
«Журмук». В Армении есть так же город Джермук, реки Джахук, Джил,
Дарбанд, Джардарис. Еще водопад Джермукский. Однако и здесь остаются
вопросы – а) при строительстве Кала – Корейша уже должно было быть село,
и вряд ли подобный факт остался бы не замеченным историками; б) ни в
топонимике, ни в культуре не прослеживается связь с армянами, или она нам
неизвестна. Звучит похоже, но в таком случае стоит предположит, что и
название древнего города Дербент происходит от название армянской реки
Дарбанд…..
 Не будет излишним обратиться нам к такой науке как генеалогия. ДНКгенеалогия играет в поисках наших корней, языковой принадлежности и
изучения миграционных потоков древних племен и сообществ,
генеалогических линий на просторах нашей планеты. В сравнении с
антропологией, археологией, историей- науками, рассматривающими
особенности и отличия человека в прошлом, ДНК-генеалогия уделяет
основной интерес молекулам ДНК, носителями которых являются
современные люди. Путем серии простых шагов, известных любому
обученному специалисту по секвенированию, популяционный генетик
получает в свое распоряжение ряд мутаций из интересующих участков ДНК
и в дальнейшем использует их в своей сравнительной базе. По особенностям
этих мутаций у отдельных индивидов или целых популяций, сообществ,
этносов, у граждан складывается картина, которая дает нам информацию о
путях миграций предков, тех кто является носителем ДНК, вплоть до
палеолита и таких времен, как 50-80 тысячелетий до н.э, на бескрайних
просторах нашей планеты.
 Гаплогруппа (в популяционной генетике человека — науке, изучающей
генетическую историю человечества) — группа схожих гаплотипов,
имеющих общего предка, у которого в обоих гаплотипах имела место одна и
та же мутация — однонуклеотидный полиморфизм.
 Для населения Среднего и Ближнего Востока, Дагестана и семитоязычных народов Северной и Восточной Африки характерна популяция J1.
Корневой субклад J1 (M267), будучи характерным для ассирийцев, народов
Дагестана, Чечни, не имеет связи с субкладами арабов и евреев.
 Родоначальник клана J1 (M267) родился около 19000 лет назад в
Месопотамии. Около 6-7 тысяч лет назад этот род распространился из
Междуречья на юг, север и восток - на Аравийский полуостров, Кавказ
(Дагестан) и Левант, а оттуда - в Восточное Средиземноморье.
Следовательно, стоит полагать, что наиболее известным народом древности,
с кем даргинцы /кайтагцы/ имеют генетическое родство – это ассирийцы.
Гаплогруппа J1:
Даргинцы – 69 %
Кубачинцы – 98%
Кайтагцы – 85 %.
Армяне – 8%.
 Среди армян наиболее распространена гаплогруппа R1. Наиболее
известные представители гаплогруппы J1 среди армян – это князья МеликШахназаряны - княжеский род Хачена (Нагорный Карабах). Тем самим более
вероятен факт, обратный предлагающим нам сторонниками армянского
происхождения Журмачи и журмачинцев. А именно – армяне, генетически
родственные нам, привнесли в свою топонимику родственные нам названия.
 Есть и другие точки зрения.
 Почему же мы ищем источники названия села только в топонимике и в
географических коллизиях? Если подойти с лингвистической точки зрения
вырисовывается совсем другая картина.
 Почему не предположить, что название села происходит от имени
основателя? «Журмук», «журмакла шанти» - так называют нас наши соседи.
Тогда вполне вероятно, что основатель села носил имя ЖУРМУК или близкое
по звучанию. Но мне кажется более правдоподобным и доказуемым иная
версия.
 Никто не подвергает сомнению тот факт, что возникновение Журмачи было
прямым следствием основания Кала-Корейша. Если название столица
Кайтагского уцмийства получило свое название от племени корейшитов, то
разумным смотрится предположение, что калакорейшиты подобным же
образом назвали и основанное ими же село, призванное сторожить покой
«метрополии». До образования арабского государства Мухаммедом Аравия
выглядела как лоскутное одеяло, сшитое из больших и малых племен. Даже в
армии пророка воинские части назывались по названию племен. Среди них
было небольшое племя, из которого была одна из жен первого уцмия Кайтага
Амир-Гамзы. Арабская письменность, состоящая из согласных букв, где
гласные буквы или обозначались черточками, или вообще пропускались, дает
возможность разночтению. Сочетание букв жрм можно читать, в том числе,
и как журма или журима. Есть основание утверждать, что вместе с сыном
Амир – Гамзы первыми жителями села Журмачи были его родственники по
материнской линии. Отсюда и название «Журмук», и как вытекающее из
него, «указывающее на направление» - ЖУРМАЧИ. При этом сами
журмачинцы относятся к гаплогруппе, не связанной с арабами.
 Другим спорным, но не менее интересным и актуальным является вопрос о
дате возникновения села. И здесь мы не находим общего мнения среди
историков, да и среди жителей села. Они разнятся в промежутке от 200 до
1500 лет. Слишком большая разница, чтоб найти «золотую середину», и
потому попытаемся дать оценку с чисто историко-археологической точки
зрения.
 Раскопки ни в селе, ни в окрестностях никогда не проводились. Приходится
опираться на то, что доказуемо логически и не вызовет больших разногласий.
 Память села – это отношение к захоронениям предков. Нынешние жители
села по себе знают, как разрасталось сельское кладбище. Учитывая
геометрический прогресс в демографии, а так же устные предания можно
предположить, что данное кладбище возникло 200 - 300 лет назад, то есть в
18 веке. Но было же и другое кладбище – при строительстве домов на
восточном склоне под дорогой ведущему к колодцу были обнаружены
останки захороненных по мусульманскому обряду. Это подтверждает версию
о возрождении села до 18 века. А какие же события привели к тому, что
сельчане основали новое кладбище (отсутствия места не выдерживает
критики). Остается предположить, что, а об этом будет сказано далее, что
нашествие Надир-шаха привело к таким последствия (30 – 40 годы 18 века).
А могильные плиты в местечке «Перекресток трех дорог» (Х!ябкьяйла хъяб),
учитывая что дорога от «Караван - сарая» (Жугьут1ела къатти) до Уркараха
проходила по линии Караван-сарай - Кьаре – Нагьбар – Балхьани и далее, а
Х!ябкьяйла хъяб находится на этой дороге, не является кладбищей
журмачинцев, а, скорее всего, там захоронены погибшие при столкновениях
завоеватели или защитники. Тем самим, можно утверждать, что вариант о
200-300 - летии села следует отбросить.
 Перед нами 2 варианта – 8 век или 11 век. По данным исторической науки,
Кала – Корейш основан в 11 веке. Вернее, это мнение господствует в
исторической среде. Так как Журмачи возникло непосредственно поле
основания столицы Кайтага, можно предположить тесную взаимосвязь
между этими событиями. А то, что основателем обеих населенных пунктов
является Амир – Гамза не вызывает ни сомнений, ни споров. Но Амир –
Гамза был назначен правителем Кайтага арабским завоевателем Абу –
Муслимом (Масламой) в 8 веке /Источник – Аббас-Кули Бакиханов
«Гюлистам да Ирам»/??? Выходит, что Журмачи основан или в 8 веке или
был другой уцмий Кайтага, тезка основателя династии….
 По показанию Мас'уди, арабского историка, с 332 г. (944 г.) «… сия страна
заключала в себе три провинции:
1. Кайтаг, к северу от Дербенда, коего столица Самандар (Тарки),
основанная Ануширваном. Хаган хазарский имел там свою резиденцию.
Когда Салман ибн Раби'а1 овладел Кайтагом, то хакан перенес свое
местопребывание в город Итиль»…
 Далее… «Близ Сарира находится владение Зирих-Геран (Панциродельцы),
так ныне [именуется] деревня Кубачи, жители которой - мусульмане,
христиане и евреи.
 И еще…. Автор «Дербент-наме» утверждает, что «Исфендияром и
Нушираваном страна эта была разделена на четыре провинции: 1) Гулбах, 2)
Владение Туман-шаха, 3) Кайтаг, 4) Нагорный Кумук.
 Разделения эти соответствуют и теперешнему положению страны, так что
первая провинция Алан или Гельбах означает. Засулакский Кумук, Мичикич
(Чечня) и Малую Кабарду; 2) Область Туман-Шах или Гаптах, или же, по
первому разделению, Кайтаг, есть владение Шамхальское и нижняя часть
Уцмиева; 3) Нагорный Кумук или Гун, или Авар, состоит из Кази-Кумука и
Авара; 4) Баслас, или Зирих-Геран или Сарир, или по четвертому разделению,
Кайтаг, включает в себя верхнюю часть нынешнего Кайтага, Акушинский и
Сургинский (Сюрго) магалы...
 …В 115 (734) г. Абумуслим обосновался в Дербенте. Отсюда он направил
путь в Кайтаг, жители которого после сильного сопротивления и потерь тоже
приняли ислам. Назначив правителем Кайтага одного из своих родственников
эмира Хамзу, он ушел обратно…».
 Рассмотрим, что же пишут о том периоде историки.
 Хайдак (Кайтак) - область, населенная кайтаками, говорящими на языке
даргинской группы. В первые века н. э. эта территория была известна под
названием Царство гуннов (см. Патканов К. Из нового списка географии, с.
28). Со времени обоснования здесь воинственных кочевников из западной
Сибири - савиров территорию стали называть Савир или Сувар (Артомонов
М. И. История Хазарин, с. 69; Федоров Я. А. Хазария и Дагестан, с. 19-21).
Арабские авторы Х в. заменили ее названием Джидан (ал-Мас'уди).
Примерно с 11 и по 19 вв. территория Кайтага (Кайтака) объединяла
феодальное владение под названием Кайтагское уцмийство. Причем
Кайтагом назывался Верхний или Нагорный Кайтаг (Шабахъ-Хайдак),
делившийся, в свою очередь, на 4 части: Уцари, Шуракат, Кайтаган и
Ирджамул. Нижняя, или равнинная, территория называлась Кара-Хайдак
(Убах-Хайдак). См. Гаджиев В. Г. Сочинения Гербера, с. 118). О Хайдаке см.
также Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда, с. 126-129.
 Какие же выводы можно сделать по данным источникам?
1.Образование Кайтага (Кайтагского уцмийства) непосредственно не связано
с основанием Кала-Корейша. Это поселение основано еще раньше и имело
свое название Урк!муцца. Более ранний, доарабский период подтверждается
захоронениями у восточных ворот крепости (каменные гробницы) более
характерные Сасанидскому периоду.
2.В 7 веке основывать свою столицу рядом с владениями Серира и
Зирехгерана было бы политически ошибочным ходом. На перенесение своей
столицы в Кала-Корейш уцмий мог решиться только с усилением своего
государства и ослаблением воинствующих соседей. А именно – в 11 веке.
3.Арабы основали Кала-Корейш как центр религиозной пропаганды, и в
течении 3 векоd поселение выполняло эту роль, и только после стал центром
религиозной и светской власти.
4.Основание близлежащих сел (Журмачи, Дибгалик) нужно отнести именно
периоду становления Кала – Корейша как столицы уцмийства, а именно к 11
веку.
5.Среди кайтагских уцмиев встречаются не один Амир-Гамза, и то, что
основателя уцмийства и организатора перенесения столицы на новое место, в
народной молве объединены в одном лице нет ничего удивительного. Ярким
примером такому совмещению служит Маслама (или Абу-Муслим), который
совершал походы в Дагестан как в 7, так и в 8 веках. Хотя исторически
доказано, что это 2 разных завоевателя.
6.Подобная интерпретация вовсе не противоречит высказанному выше
предположению о происхождении названия «Журмачи» от названия
арабского племени. Можно только внести коррективу в том, что «журмук»
был отдельным кварталом в Кала-Корейше, которым и поручили в
последствии выполнять роль авангарда в обороне столицы уцмийства.
Глава 2. Вехи истории.
 История свидетельствует, что развитие любой общности носит
циклический характер. Этапы возвышения и расцвета сменяются моментами
падения и забвения. Всегда есть опасность сойти с исторической дистанции и
канут в Лета. Примеров тому много. Где же сейчас великие империи
Македонского и Атиллы? Разве «Вечный город» рассчитывал, что станет
заурядной столицей на осколках своего величия? Тоже самое можно сказать и
о поселениях в Дагестане. Не станем затрагивать чувства потомков тех, чьи
города и села играли значительную роль в истории Дагестана, а ныне или
потеряли былое значение или, того хуже, сошли даже с географической
карты.
 Мы должны быть благодарны всем поколениям журмачинцев, что они
сохраняли и передавали потомкам свою малую родину, не смотря на все
перипетии исторической судьбы. И здесь мы можем выделить различные
исторические вехи, пережитые нашими предками.
1. От основания до нашествия Тимура (11 – 14 века);
2. От Тимура до Надиршаха (15 – середина 18 века);
3. Возрождение из пепла (вторая половина 18 – 1864г.);
4. В составе государства Российского:
а) в уркарахском наибстве;
б) период революций и гражданской войны;
в) советский период истории;
г) вызовы 21 века.
 От основания до нашествия Тимура (11 – 14 века);
 В начале ХШ в. в Центральной Азии произошли события, наложившие
глубокий отпечаток на судьбы народов и цивилизаций Азии и Европы, на
историю и культуру, на социальное и экономическое развитие этих народов --
образовалось централизованное монгольское государство, а затем в итоге
завоевательных войн -- огромная Монгольская империя.
 Население горных районов Дагестана также стойко и мужественно
встретило отряды завоевателей. Арабский историк Ибн ал-Асир (1166-1238)
писал о вступлении завоевателей в земли лакзов, алан, тюрских племён, где
"... ограбили и убили много лакзов-мусульман и неверующих и произвели
резню среди встретивших их враждебно жителей тех стран и дошли до
аланов..." Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камиль / Пер. с араб. П.К. Жузе. Баку. 1940.
С. 142.
 Если первый поход монгольских войск на Кавказ носил разведывательный
характер, то второй поход ставил иные цели: прочно укрепиться в этом
регионе, превратить его в плацдарм для последующих бросков на Север, в
южнорусские степи. Разгром Джалаладдина облегчил завоевание Южного и
Северного Азербайджана. Один за другим были захвачены города Марата,
Тебриз, Гянджа, Шамхор. Далее монголы вновь двинулись на Дербент.
 Планомерное завоевание Северного Кавказа началось вслед за началом
завоевания русских земель. Как известно, многочисленная монгольская
армия, подкреплённая отрядами покорённых народов, разгромила в течение
1236-1239 гг. кипчаков и волжских булгар, ворвалась в русские земли,
захватив Рязань, Коломну, Москву, Владимир, Суздаль и, наконец, Киев (1240
г).
 Именно в это время другие монгольские отряды, завоевавшие уже земли
Азербайджана, ворвались в Дагестан, "что должно было не только обеспечить
тыл улуса Джучи с этой стороны, но и создать плацдарм для вторжения его
войск в Закавказье через Дербентский проход" /Лавров Л.И. Эпиграфические
памятники Северного Кавказа. На арабском, персидском и турецких языках.
М., 1966. Ч.I. С. 187.. Рашид ад-дин пишет о монголах, что весной 1239 г.,/
"назначив войско для похода, они поручили его Букдаю и послали его к
Тимур-Кахалка с тем, чтобы он занял и область Авир" /Рашид ад-Дин.
Сборник летописей. Т.1. Кн. 2. С. 39../ Тимур Кахалка (в пер. с монгольского "
Железные ворота"), упоминаемый здесь, это Дербент, который был взят и
разрушен. Монах минорит Гильом Рубрук, посетивший город в 1253 г., писал,
что "... татары разрушили верхушки башен и бойницы стен, сравняв башни со
стеною. Внизу этого города земля считалась прежде за настоящий рай
земной" /Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М.,
1957. С. 187../
 Обосновавшись в Дербенте, монголы предприняли попытку проникнуть
вглубь гор с целью обеспечить там самим себе надёжность пребывания в
равнинной и предгорной полосе. Одна из таких попыток была предпринята
осенью 1239 г., когда удалось воспользоваться междоусобицами дагестанских
правителей. Дагестанская историческая хроника "Тарих Дагестан"
фиксирует: '"между эмирами Гумика и султанами Хайдака разбилось зеркало
согласия усилиями сатаны, наиболее заклятого из врагов, упрямство
разъединило их, ибо исчезла добродетель среди людей и распространилась
ложь, зло и порок. В этих распрях не осталось места ни благоразумию, ни
здравому смыслу"/ Шихсаидов А.Р. Дагестанская историческая хроника
«Тарих Дагестан», /Мухаммада Рафи Письменные памятники Востока:
Историко-филологические исследования. 1972. М., 1977. С.111../
 Здесь мы видим упоминание о Кайтаге, когда монголы, воспользовавшись
разногласиями среди дагестанских правителей, сумели преодолеть их
сопротивление… Какую же роль играло в этих событиях Журмачи? Самое
непосредственное. Во – первых, предупреждение столицы о надвигающей
опасности, во-вторых, первым приняло удар на себя. На скалах под
сигнальной башней располагались приспособления, способные
приостановить движение монгольского отряда. А именно – со скал
сбрасывались камни, а по отряду наносились удары силами лучников.
Выполнив задачу не дать внезапно напасть на Кала-Корейш, воины и
остальные жители села отошли к столице Кайтага. Как пишет составитель
хроник, правители Хайдака потерпели поражение, были вынуждены бежать
в Аварию, с правителями которой заключили "... союз делить добро и зло при
всех обстоятельствах…».
 Несмотря на отчаянные попытки завоевать ключевые позиции в горных
районах Северного Кавказа, продолжавшиеся четыре года, монголотатарским войскам не удалось покорить во многих местах местное
население /Молачиханов Б. К вопросу о Хазарском Семендере Дагестана / УЗ
ИИЯЛ ДФ АН СССР. Махачкала. 1965. Т. XV. С. 191-192../ Вторжение 1239-
1240 гг. в районы Центрального Дагестана также не укрепило здесь позиций
монгольских отрядов. В последующем мы уже не имеем сообщений о том,
что власть монголов здесь утвердилась. Напротив, источники
свидетельствуют о том, что внутренние районы Дагестана очень быстро
освободились из-под власти завоевателей.
 Изучение источников показывает, что монгольская власть во многих
районах Северного Кавказа не была продолжительной. В середине Х111 в., со
слов Плано Карпини здесь имелись земли, "доселе ещё не подчинённые им",
то есть монголам, а Рубрук (он писал о положении дел в 1253-1255 гг.) среди
непокорённых народов называет адыгов ("зикия", "черкесы"), алан и
дагестанцев ("лесги"). Аланы и черкесы, писал он, борются против татар, и
"некие сарацины, именуемые лесгами, равным образом не подчинены
татарам" / Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. На
арабском, персидском и турецких языках. М., 1966. Ч.I. С. 188..\
 В 14 веке народам Дагестана, да и Северного Кавказа в целом пришлось
испытать на себе противоборство двух больших и могучих государств,
образовавшихся на месте раннее единой империи Чингисхана. Это борьба
между Тимуром и Тохтамышем, где Кайтаг выступил как союзник Золотой
Орды.
 Тимур. Тамерлан. «Хромой Тимур». Этот человек для Кайтага и кайтагцев,
и не только, ассоциируется с самыми тяжелыми и кровопролитными годами в
своей истории. После его нашествия из 10 жителей Кайтага в живых остался
только один. Подобная участь была и для жителей Журмачи. И потому стоит
остановиться на изучении этой «черной» личности более подробно.
 Никто из его современников не мог представить, что в лице Тимура он
видит властелина мирового масштаба, правителя, который будет
распорядителем судеб не только Средней, но и почти всей Передней Азии. В
1376 г., когда он приютил у себя в Самарканде Тохтамыша, Тимур не был
еще выдающимся правителем. Никто тогда и не рассматривал его как
государя, равного по значению хотя бы хану Золотой Орды. Так на него,
между прочим, смотрел и обласканный им тогда Тохтамыш. Тимур по
возрасту был старше Тохтамыша и раньше его выступил на политическую
арену, однако главные этапы их карьеры были пройдены почти
одновременно. Тимур покровительствовал Тохтамышу и тратил на него
огромные средства не бескорыстно. Занятый в 70-х годах объединением
Средней Азии в единое государство, Тимур вместе с тем был все время
озабочен вопросом о создании такого внешнеполитического окружения для
своего государства, при котором оно могло бы спокойно существовать. С этой
точки зрения Тимур с особой опаской поглядывал на восточные и северовосточные границы Мавераннахра. Его тогда более всего беспокоили
монгольские ханы из Семиречья и Кашгара и Улус Джучи. Тимур был
хорошо осведомлен о событиях в Золотой Орде, о смутах в ней, о Мамае,
наконец о той роли, которую начинала играть в возрождении Улуса Джучи
Ак-Орда и ее правитель Урус-хан. Объединение Золотой Орды, возрождение
могущества улуса Джучи, с точки зрения Тимура, было вредно
Мавераннахру, ибо могущественный улус Джучи всегда был угрозой
возглавляемому им государству. Тимур как правитель Мавераннахра был
очень заинтересован в ослаблении Золотой Орды. Вот почему, когда в
Самарканде в 1376 г. появился царевич Тахтами, бежавший от происков Урусхана, Тимур сразу же оценил связанную с этим возможность активного
вмешательства в дела Ак-Орды, а потом и Золотой Орды.
 Тимур сознавал, что поступки Тохтамыша рано или поздно приведут к
столкновению между ними. Знал это хорошо и сам Тохтамыш, в силу чего
энергично готовился к борьбе с своим покровителем. Готовился к
столкновению и Тимур, но не торопился, а скорее откладывал, так как считал,
что еще не настало время. Тимур был хорошо осведомлен о том, какими
огромными средствами и людскими резервами обладал в это время
Тохтамыш. До второй половины 80-х годов Тохтамыш был явно сильнее
Тимура. Только в конце 80-х годов, да и то под воздействием грабительского
похода Тохтамыша в Мавераннахр в 1387 г., Тимур принял решение повести
борьбу против Тохтамыша.
 Тимуровское войско, как и войско современного ему улуса Джучи во
времена Тохтамыша, ничем особенно существенным не отличается от
монгольского войска эпохи Чингис-хана. Тимуровское войско представляет
собой по существу ту же военную систему, что и войско Чингис-хана, только
более усовершенствованную. Чингис-хан и его военачальники гордились
монгольским войском и считали, что никто из их предшественников и их
современников не имел такого войска, какое было у них. В мирное время это
народ, который трудится, изготовляет разные полезные вещи, несет разные
повинности, платит, предоставляет подводы, поставляет корм для лошадей и
других животных. В военное время весь этот народ призывается в войска,
причем сам заготовляет себе все необходимое для похода и боя: лошадей и
других животных, платье, оружие, одним словом все вплоть до веревок и
иголок. Таким образом, монгольское войско носило характер ополчения,
созываемого на основе всеобщей повинности.
 Характерным отличием войска Тимура следует также признать и тот факт,
что воины Тимура, призванные в порядке ополчения, задерживалась иногда в
походах на сроки большие, чем пять иди даже десять лет. Ведя свои войны
почти беспрерывно с 1372 пo 1405 г., Тимур все время совершенствовал свою
военную организацию, хотя и не затрагивал самого принципа ополчения.
 В течение всего своего царствования, т. е. в течение 35 лет (с 1370 по 1405
г.), Тимур в беспрерывных походах совершенствовал свое войско, особенно
организацию боевого строя. В 1391 г., когда впервые произошло гигантское
потому времени сражение с Тохтамышем, Тимур имел уже сильно
усовершенствованное войско.
 Вот с таким врагом пришлось столкнуться кайтагскому уцмийству в конце
14 века…
 Как пишет летописец Шереф-ад-дин Али Иезди, пройдя Дербендский
проход, войско Тимура в 1395 году вступило в область кайтаков. Кайтаки
были активными союзниками Тохтамыша, и этого было достаточно, чтобы
Тимур отдал приказ о полном их истреблении. Большинство их селений было
сожжено, многие из кайтаков убиты, а многие взяты в плен.
 На реке Терек он разбил своего противника Тохтакмыша. Разгромил он и
Золотую Орду, захватив громадные богатства. А в 1396 г., вернувшись на
Кавказ, Тимур вновь вторгся в Дагестан. Пройдя между Тереком и Сулаком,
он покорил кумыков и подошел к горам Салатавии. Тогда же, в 1396 г., Тимур
захватил селение Акуша и разорил его. На помощь даргинцам пришли
аварцы и лакцы, которые также потерпели поражение. Отряды Тимура вновь
прошлись по разоренному ранее Кайтагу.
 Известно, что Тимур, покорив дагестанцев, обратил их в ислам и назначил
им мулл, которых обязал учить детей арабскому письму.
 Следует обратить внимание на следующие факты. Во -первых, столица
Кайтага уже была перенесена в Маджалис (1388 г.), а Кала-Корейш оставался
летней резиденцией уцмиев. Роль Журмачи как форпоста был несколько
иным, но все же оставалась значительной, так как Маджалис не был
укреплением, и уцмии при опасности перебирались в Кала-Корейш.
 Второе. Упоминание о том, что Тимур стал ставить мулл и обязал их учить
детей, дает нам основание полагать, что среди дагестанцев, в том числе и
кайтагцев, ислам не имел особого распространения. Это, не смотря на то, что
Кала-Корейш был одним из духовных центров мусульманства. Отсюда можно
сделать вывод о веротерпимости в уцмийстве. И потому до нас сохранились
старинные языческие верования. Они потом как бы влились в ислам, не
противоречат его основным столпам. Сейчас трудно, если не невозможно,
восстановить весь языческий пантеон журмачинцев, но некоторые мы все -
таки помним: авлия, пайма и другие сказочно-религиозные существа.
 От Тимура до Надиршаха (15 – середина 18 века);
 Если говорить о данном периоде истории нам следует обратиться к
историческому источнику как «Сражение уцмиев в Дагестане и история
событий (сражений) с иранцами». Текст хранится в рукописном фонде
ИИЯЛ (ф. 1, оп. 1, д. 287). Составлен на арабском языке. Автор и переписчик
не указаны, дата переписки 1267/1850–51 г. Сочинение известно только в
одном списке. Название хроники отсутствует в арабском тексте.
 Сочинение предоставляет в распоряжение исследователей новый ценный
материал о героической борьбе народов Дагестана против агрессии иранских
шахов в конце XVI–XVII вв. (О борьбе народов Дагестана за независимость
против Ирана и Турции в XVI–XVII вв.
Правители Фарса, после того как отделили свою религию от остальных
мусульман и стали шиитами, стали нападать на соседние страны, чтобы
обратить мусульман в свою веру и заставить их согласиться со своим
религиозным учением (мазхаб). И вот они завоевали многие страны
мусульман, пока не захватили, в их числе, область Ширван вплоть до границ
Дагестана . Затем Шах Мухаммед написал раисам Дагестана: «Я сделал
шамхала главным раисом над вами, следуйте за ним и повинуйтесь ему. Я
буду отправлять вам ежегодно часть от хараджа и дары — столько, чтобы вам
ни в чем не нуждаться». Раисы на это согласились.
 Раисом Кайтага был в это время усуми Султан Ахмед, а шамхал был
утвержден со стороны правителя Фарса — шаха. Вследствие этого жители
Дагестана разделились. Усуми собрал свое войско, вышел войной против
рафизитов (равафида) . Он сказал: «Мой долг — освободить своих братьевмусульман от рафизитов».
 Усуми полностью освободил от рафизитов мусульманские области —
Кубба, Мускур, Шаки, Кабала и весь Ширван . После этого он обосновался в
местечке Мада. Он сражался против рафизитов, захватил много их земель,
так что правители Фарса сильно боялись его и заключили с ним соглашение
платить ему ежегодно сто тысяч динаров в качестве хараджа с условием,
чтобы войско усуми не преступило реку Куру.
 Аббас I (1587–1629) собрал свое войско и вторично отправился для
завоевания области Ширван. Ханмухаммад сын Султанахмеда, узнав об
этом, собрал свое войско и приказал шамхалу и остальным жителям
Дагестана выйти на борьбу против рафизитов. Но те впали в заблуждение,
смалодушничали, приняли взятки. На борьбу вышла только незначительная
часть из области Хайдак. Усуми-хан дал рафизитам несколько сильных
сражений, убил много народу из них, так что говорили, что кровь текла
рекой. Рафизитам не пришлось радоваться победе над усуми-ханом, они
повернули назад, обратившись в бегство.
 Усуми-хан умер в те дни в городе Мада и был перевезен в город Кал'а
Курайши. Усуми вместо него стал его сын Амирхамза. . Он был храбрее
своего отца, сражался с рафизитами по-настоящему (хакк ал-джихад), и
персидский царь заключил с ним мир. Когда царь рафизитов узнал о его
смерти и о том, что за ним не последовали те, кто содействовал раньше его
власти, он вышел со своими войсками и завоевал область Ширван вплоть до
крепости Баб ал-абваб. Царь рафизитов послал коварно и тайно взятки и
подарки шамхалу, чтобы завоевать таким образом Дагестан.
 После завоевания Ширвана он задумал захватить Дагестан, послал [своего]
эмира с войсками. Когда до сына усуми Рустам-хана дошло известие о
вероломстве, он заключил договор о власти, собрал свое войско в Хайдаке,
приготовился к сражению, вышел к местности Кафари и вел с рафизитами
ожесточенные бои в течение трех дней.
 Какие же выводы мы можем сделать, опираясь на вышеизложенное?
1. Кайтаг не только восстановился после разорения Тимуром, но и стал
одним их главных игроков на политической арене Дагестана. Наряду с
тарковским шамхальством, кайтагское уцмийство играло главенствующую
роль в решении как внутриполитических, так и внешнеполитических
вопросах.
2. Кайтагских уцмиев продолжали хоронить в Кала-Корейше, который
потеряв роль официальной столицы уцмийства, все же оставался духовным и
религиозным центром. Следовательно, Журмачи оставался как передовой
рубеж Кала-Корейша. Он обеспечивал не только охрану бывшей столицы, но
и следил за сохранением культурных реликвий. Кроме того, в обязанность
журмачинцев входило содержание «даргинской» дороги в надлежащем
состоянии.
 Кайтак сыграл свою роль и в борьбе с «сотрясателем вселенной» Надиршахом. Данный аспект истории Дагестана изучен и исследован учеными. И
потому мы остановимся в только в последствиях, которые оказались наиболее
существенны для кайтагцев вообще, а для журмачинцев в особенности.
 Военные удары Надир-шаха в данном направлении обоснованы - вопервых, стремлением разрушит святыни суннитов или, по крайней мере,
снизить их значимость. Во-вторых, Кубачи представлял интерес для иранцев
как объект или источник ограбления. А на пути к данным поселениям и
находится Журмачи.
 Удар по Журмачи был нанесен с двух сторон. Если выступление иранцев по
«даргинской» дороге был ожидаемым, то теперь он был отвлекающим
маневром. Когда основное ополчение журмачинцев сражалось на южном
склоне, с северной стороны, а именно от дороги «Караван – сарай -
Уркарах», идущей в нескольких километрах от села.
 Последствия были ужасными. Практически все мужское население
героически погибло в сражении, а село и жители, старики, женщины, дети -
были уничтожены. На месте Журмачи осталось одно пепелище. Спастись
смогли только те, кто укрылся в труднодоступных скалах. Это основном дети,
заблаговременно успевшие покинуть село.
 На некоторое время Журмачи вымерло……
 Возрождение из пепла (вторая половина 18 – 1864г.);
 Гнетущая тишина над селом стояла более десяти лет. Все вокруг заросло
бурьяном. Разрушенные стены и пустые улицы представляли собой мрачную
картину. Казалось бы, история подписала для Журмачи страшный приговор
забвения …
 В село стали возвращаться повзрослевшие и, успевшие отойти от
последствий трагедии, потомки. Их приютили жители соседних сел, менее
пострадавшие в ходе войны с Надир-шахом, за что мы должны быть
благодарны свои соседям. Они не стали строить дома на старом месте,
устроили свои жилища немного севернее. Огромного труда стоило очистка
старого селения, но жизнь стала потихоньку возвращаться в Журмачи. К
этому времени можно отнести и появление нового кладбища, о чем писалось
ранее.
 Таким образом, конец 18 века – это возрождение Журмачи и становление
села как узденского. Узден – свободный крестьянин, владеющий
наследственным земельным участком (мулком), уплачивающий налоги в
пользу государства и обязанный участвовать в ополчении во время войны.
Кроме того, среди земельных участков был и вакуф – собственность мечети.
 Так как Кала – Корейш потерял былое значение, роль форпоста отпала,
хотя связь с родственными жителями бывшей столицы Кайтага
продолжались. Теперь больше употреблялось старинное название данного
поселения – «Урк1муцца».
 В этот период Журмачи явлется составной частью союза «Габш», в то же
время формально оставаясь в составе Кайтагского уцмийство. В составе
«Габши» ( Гапш.) даны деревни «Алькараз» (Уркарах), Джемели (Джурмучи),
Каракиришь (Калакорейш), Дювгешиль (Дибгалик). Возвращаясь к описанию
союза сельских обществ, надо отметить, что происхождение союза «Гапш»
(«хіябши» — в переводе с даргинского означает «три села») также связано с
местностью, которая находится на территории селений Уркарах, Дибгалик и
Калакорейш. (Хасбулатов Хасбулат Магомедович. Культура и быт общества
Гапш : 07.00.07 Хасбулатов, Хасбулат Магомедович Культура и быт общества
Гапш (Традиции и инновации) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 Махачкала,
2005 182 с. РГБ ОД, 61:05-7/821). Здесь данный автор подменивает село
Журмачи Уркарахом, хотя и в языке и в культуре, а так же в
кровнородственных связах, не говоря об историческом единстве, общее
между журмуканцами и урк!мцуццанами намного больше.
 Еще один вопрос, вызывающий особый интерес – это позиция
журмачинцев в период шамилевских войн. Обратимся к источникам.
 Относительно участия даргинских обществ Гапш, Ганк, Муйра, Сирха,
Каба-Дарго и соседних магалов Кайтага в движении Шамиля на Кавказе
историки выделяют несколько моментов. Первый из них — это попытка
имама зимой 1844 года присоединить Кайтаг к своему шариатскому
государству. С этой целью Шамиль направил в Кайтаг отряд Магомедэфенди Гумикского, который беспрепятственно дошел до Кища (магал
Ганк). Эфенди назначил здесь наибом мухаджира Омара Кайтагского (он
служил у Шамиля и был инициатором похода).
 Другие события Кавказской войны с участием сюргинцев связаны с
продвижением русских войск на Акуша-Дарго. В апреле 1844 года брат
Аслан-Кади цудахарского, согласно общему плану наступления на Кумух
общими силами акуша-даргинцев и сюргинцев, собрал около Буркун-Дарго
более 2 тыс. сюргинцев, целью которых было преградить продвижение
русских войск на Акуша-Дарго, «возмутить жителей в окрестности Чираха
и тем распространить волнение в остальной части жителей ханства КазиКумухского и в ханстве Кюринском».
Имам Шамиль обращает свое внимание на сопредельные даргинские земли в
надежде активизировать их на борьбу с царскими войсками. С этой целью в
Кайтаг был послан отряд во главе с храбрым мухаджиром Бук-Магомедом
(1851 г.) и 500 всадников во главе с легендарным Хаджи-Мурадом. Но
большинство сельских джамаатов этих мест отказалось от активного
участия в боевых действиях наибов. /Характеристика и исторические вехи
Дахадаевского районаАвтор: Гаджи Абдурахманов, Рабадан Султанбеков, Из
книги "80 лет Дахадавскому району"/
 К этому времени можно отнести и выделение отдельных родов и появление
их прозвищ, выполняющих функции фамилий.
 В составе государства Российского.
 После завершения Кавказской войны и окончательного присоединения
Дагестана к России начинается новый этап истории Журмачи, уже в
государстве Российском. Наше село относилось к Уркарахскому наибству
Кайтаго – Табасаранского округа Дагестанской области. К этому периоду, а
именно к 1886 году, относится дошедшая до нас перепись населения села
Журмачи. Ниже мы представим данную перепись в том варианте, котором
хранится в Государственном Архиве Республики Дагестан.
 По проекту районирования Дагестана, утвержденному 4-й сессией ЦИК
ДАССР VI созыва 22.11.28 г. на части территории бывших Даргинского,
Кайтаго-Табасаранского и Лакского округов как Ураринский кантон.
Постановлением ВЦИК от 03.06.29 г. переименован в район с центром в
Урари, а постановлением Президиума ЦИК ДАССР от 19.04.30 г. Ураринский
район был переименован в Дахадаевский. Центр района — с. Уркарах. И село
Журмачи было включено в состав нового территориального образования.
 Казалось бы, что проще чем писать историю села в новейшее время, когда
есть в достатке и официальные документы и сохранились предания и
рассказы старшего поколения, пока есть очевидцы и свидетели событий.
 Автор сознательно уклоняется от описания и трактовки событий
двадцатого века. Века неоднозначного, века потрясений, взлетов и падений.
Революция, гражданская война, коллективизации так перетряхнула судьбы
журмачинцев, что в оценках невозможно прийти к единому знаменателю,
объединяющую нашу небольшую диаспору в безбрежном мире. Пусть этим
займутся наши потомки
 Приведу один пример в свое оправдание. В 60-70-годы 20 века, когда в
зимний период почти все мужчины села были на заработках, все хозяйство
оставалось на руках женщин. После подведения итогов трудового года,
каждая семья получала от колхоза причитаемое им по трудодням часть
урожая. В основном зерном. А это зерно еще надо было помолоть. И ездили
наши женщины, загрузив телеги и ослов в с.Падар на мельницу. И вот
однажды, к возвращающимся с мельницы, к ним пристал путник, держащий
путь далее в горы. Это был седовласый старик непонятного возраста. Но был
прекрасно знаком с жителями села Журмачи, с теми, кто уже давно покинул
бренный мир. Путник рассказывал разные истории и расспрашивал о своих
знакомых. Среди возвращающихся с мельницы была и моя мать, Разакова
Аттаба. Старик знал ее отца, Аскандарова Разака. В ходе разговора он
поинтересовался, кто у нее муж. Она ответила, что это Ибрагимбек, сын
Султанахмеда. Старик замолчал на некоторое время. Покачал головой и
сказал: «Знаешь, дочка, если бы кровь ваших родителей пустили бы в одну
канавку – она бы не смешалась». Странник продолжил свой путь дальше. А
мама приводила этот рассказ нам в пример, что не стоит иногда ворошить
прошлое.
Глава 3. Занятия, быт и верования журмачинцев.
 Авторы книги "80 лет Дахадавскому району" Гаджи Абдурахманов и
Рабадан Султанбеков пишут, что «Первые земледельческие поселения
возникли здесь в IV тысячелетии до н.э., на что указывают сохранившиеся до
наших дней многочисленные горные террасы, которые как гигантские
ступеньки поднимаются по склонам гор в окрестностях селений Джурмачи,
Кала-Корейш, Кубачи, Ицари, Санжи, Кунки…». Понятно желание данных
исследователей «удревнить» прошлое своего района, но я, как журмачинец,
воочию видевший и частино исследоваавший подобные террасы в
окрестностях Журмачи, смею утверждать, что данный тип ведения
земледелия характерен периоду намного позднему. Кладки данных террас
полностью идентичны кладкам известковых печей, тоже находящиеся в
окрестностях села. Кроме того, сохраниться нетронутыми такие террасы в
течении 5 тысяч лет не могли, тем более при таких природных условиях и
исторических событиях.
 Несомненно, что основным занятием журмачинцев становиться
земледелие, в том числе и террасное, в узденский период. Ограниченность
территории и привело к таким формам землепользования. К возделываемым
культурам можно отнести пшеницу, ячмень, коноплю, при этом конопля
служила и материалом для изготовления паласов.
 Важную роль в хозяйстве играло скотоводство. Разводили крупный и
мелкий рогаты скот. При этом козы и бараны загонялись в сараи,
находящиеся на первом этаже строений, только в зимний период. В остальное
время для загона использовались естественные укрытия. Сайт!ула иникъ и
другие.
 Несомненным подспорьем являлись дикие дары леса – орехи, шишки,
яблоки и груши.
 Также значительным подспорьем являлся отхожий промысел. Жители
села, в основном мужчины, уходили на заработки в Азербайджан, Туркестан
и приморские районы Дагестана.
 Доминирующим строительным материалом в испокон веков были камень,
лес и глина. Камень, употреблявшийся для строительства, был двух видов:
речной и скальный. Постройки из скального камня считались более
прочными, чем из речного. На площадке с каменистым грунтом фундамент
(ебши) не закладывали. По необходимости рыли котлован согласно плану
постройки, предусмотренному хозяином. Прежде тайно от остальных по
углам закладывали серебряные изделия и само серебро в виде монет. Этому
обряду приписывали чудесное свойство сохранения в доме постоянного
благополучия. При возведении стен хозяин должен обеспечить выполнение
всех подсобных работ, так как каменщик обязан только класть стены.
Подсобные работы выполняет сам хозяин, члены его семьи, родственники.
 Надо сказать, что резной камень - лучшее из декоративных украшений
дома. Наиболее часто украшаются камин, ниши, стенные шкафы, стены над
окнами, дверями.
 Крыша была плоской, земляной. Перекрытие крыши конструировалось
следующим образом: в каждом отдельном помещении жилища вначале
укладывают на середину боковых стен центральную балку - прогон в виде
толстого круглого бревна «ццихни» или четырехгранного бревна «авмузан».
Под ним, в центре комнаты, устанавливается центральный столб - «т!ал».
Затем на небольшом расстоянии друг от друга, перпендикулярно
центральному прогону, упирая одним концом на него, другим на стену,
устанавливали бревна перекрытия. При конструировании крыши на бревна
перекрытия клали слой жердей, на них-слой соломы, на солому - слой земли,
разведенную водой
 Основным материалом для одежды были продукты животноводства:
шерсть, кожа, овчина. Из шерстяных ниток ткали сукно, которое частично
шло на продажу в Закавказье, а частью использовалось дома для шитья
одежды. Традиционную мужскую и женскую обувь - вязаную и кожаную – в
основном производили на месте. Из шерстяных же ниток вязались в каждой
семье для всех ее членов чулки и носки. Продукты животноводства,
предназначенные для изготовления одежды, проходили предварительно
процесс тщательной обработки. Шерсть мелкого рогатого скота очищалась
вручную от всякой грязи и сортировалась. После мытья и сушки шерсть
расчесывали на гребне - «дурикка», в результате чего она проходила
сортировку еще раз. Готовая пряжа подвергалась крашению. Для этого
использовали растительную краску – марену.
 Из кожи изготовлялись тулупы, обувь, ремни, лямки, кожаные части
сельскохозяйственного инвентаря. Козьи шкуры шли на выделку сафьянов, а
овечьи - на тулупы. Кожа крупного рогатого скота использовалась для
изготовления обуви «къачалайти» или «дабагъла тапри», кожаных частей
сельхозинвентаря. Из козьей шкуры кроме прочего делали маленькие
мешочки, бурдюки для хранения сыра (кьуцур), вырезали нитки для
сшивания отдельных кусков кожи и т.д.
 Журмачинка предпочитала украшать свою одежду всевозможными
изделиями из серебра; Традиционным головным убором у нее была чудкъа.
Ее шили чаще из сатина, с подборочной лентой. Поверх «чуткъа» носили
шерстяные и шелковые платки квадратной формы («к!ана»), сложенные вдвое
треугольником. «Ппалала к!ана» напоминает по покрою плед.
 Женщины косметикой почти не пользовались. Длинные густые волосы
считались украшением женщины, поэтому, чтобы волосы хорошо росли и
красиво блестели, их мыли простоквашей или яичным желтком. Чтобы
смягчить кожу рук и придать свежесть лицу, на ночь смазывали их сметаной.
С этой же целью умывались молоком.
 Не обходили стороной Журмачи и торговцы - «вачрукьянаби» ,
«базриганти» и ремесленники (ювелиры, сапожники и др.), развозившие и
продававшие свой товар и изделия по всему Дагестану. Именно через их
посредство шло проникновение дорогих тканей, обуви и украшений в среду
журмачинцев. Этим контактам и обмену способствовали традиции
гостеприимства и куначества..

 Мы уже отмечали, что исламизация завершилась не ранее конца 14 века.
До этого у журмачинцев был свой языческий пантеон, отголоски которого
сохранились до наших дней. Возглавлял пантеон даргинцев бог ЦIалла,
название которого можно перевести на русский как Владетель огня . Это
наименование свидетельствует о том, что ЦIалла, вероятно, являлся и
громовержцем.
 Гром и молнию персонифицировали. Имеются этиологические мифы,
объясняющие эти атмосферные явления. Раскаты грома журмачинцы
объясняли шумом, который производил ангел, укатывая каменным катком
небосвод .
 Почитали жумачинцы и гром («къукъу») и молнию («лямц!»). Заслышав
первый гром, они загадывали желание. Бытовал также обычай ложиться
спиной на землю с пожеланием: «Дила иццала урхьнацци, урхьнела баркат
дицци» . Во время грозы, сопровождавшейся выпадением града и ливня, для
их приостановления, устанавливали топор острием вверх
 Мясо животного, убитого молнией не употребляли в пищу и даже
закапывали в землю. Деревья, пораженные молнией, обходили стороной, так
как верили, что такие деревья могут принести несчастье. В то же время
первому весеннему грому кайтаги придавали особое значение. Заслышав
первые раскаты грома, просили его, чтобы лето было удачным.
 Для прогнозирования сельскохозяйственного года большое значение
придавалось тому, с какой стороны гремел первый в году гром. Считалось,
что, если первый гром был слышен с юга или юго-востока, год будет
урожайным, с достаточным количеством осадков.
 Первый весенний дождь считался целебным для здоровья: когда он шел,
все, кто мог, снимали головные уборы, верхнюю одежду, выходили из домов и
стояли под ним, чтобы на голове и теле не появились болячки.
 Как и все даргинцы, журмачинцы олицетворяли природные объекты: небо,
землю, небесные светила и атмосферные явления. Особое место в мифологии
занимали персонифицируемые солнце и луна. Об этом свидетельствуют
данные языка (клятвы, проклятия, молитвы), различные приметы. Например,
клялись солнцем и луной. Для усиления действий клятвы часто клялись
одновременно луной и солнцем: «бац-берхIила жайчи».
 Журмачинцы связывали зимнее и летнее солнцестояние, закат солнца
полнолуние и новолуние с нахождением солнца у своих родителей. Полагали,
что «солнце доходит до своей матери» в день летнего солнцеворота и для
того, чтобы оно не осталось гостить у нее навсегда, посвященный этому
событию. На этом празднике готовили варево из смеси злаков и бобов –
«шабши», которое раздавали подросткам . И в днем зимнего солнцестояния
«Барх!и абачу биркьяй саби».
 Солнце так же связывалось с атмосферными катаклизмами и необычными
действиями человека. Так, если вдруг при ярком солнце начинал накрапывать
дождь, говорили: «БархIихIили урцули – ккурттас хьунул лиркули».
 Среди персонифицируемых атмосферных явлений видное место занимала
радуга, которая почти повсеместно называлась ЦцурхIяб. Существовала
примета: если на небе появилась радуга ЦцурхIяб, значит, дождь
прекратится. С концами радуги были также связаны определенные
мифологические представления. Верили, что под ними находятся золотые
ножницы.
 Определенное место в демонологии занимали представления о «домовой
змее», от которой будто бы зависели благополучие, достаток, изобилие,
населяющей дом семьи. Эта змея называлась малгIун или муссирбаш.
 Особое место среди демонологических персонажей занимал домовой.
Домовой назывался Чибилс. Наряду с божественными характеристиками,
домовой воплощал в себе и определенные демонические характеристики. В
некоторых случаях его действия совпадают с функциями демона болезни.
Свидетельством тому являются его попытки, навалившись всей своей
тяжестью, душить спящего человека.
 Определенное место среди мифологических персонажей занимал образ
ведьмы - Вагьик, Представляли в облике страшной и коварной старухи с
длинными седоватыми распущенными волосами («Распущенные волосы
означают свободу и брачный возраст») . Локусом ее обитания служил лес, где
она жила в пещере или под нагромождением больших скальных глыб. Вагьик
можно было застать вечером у речки, точащей зубы. Ею пугали детей для
того, чтобы они не ходили в лес. Ее верными спутницами были Авлия и
Пайма.
Заключение.
 Ясновидящая Ванга предсказывала, что придет время, когда мертвые
встанут рядом с живыми. И вот 9 мая по всей России и далеко за её
пределами идет БЕСМЕРТНЫЙ ПОЛК. Миллионы потомков победителей
вышли на шествие, неся с собой портреты дедов и прадедов. По Красной
площади проносит портрет своего деда, Асканрова Разака, его внук
Амирбеков Руслан.
Память о тех, кто сложил свои головы
за свободу и независимость Родины, за
право ходить с гордо поднятой головой,
за возможность иметь свою историю –
именно такая память способствует
самосохранению народа, осознавшую
себя как часть этнической общности. И
журмачинцы, где бы они не находились,
будут чувствовать себя едиными, пока в
памяти народа сохраняться эти имена:
Вместо послесловия.
/Памяти дедушки/.
К!ищщала ихъла къичу
Кьукьале катх!абиан,
Ца тарумла ч!ол мухъар
Дуббатлис атх!адиан
Палттавях!ла Пашала
Хисса вях! Султ!аняхмад.
 Стук колес товарного вагона уже который день действует на нервы.
Сжавшись в комок от утренней прохлады, вспоминается, как на таком же
вагоне несколько лет назад тебя несло на восток. Теперь обратно на запад. Но
не домой. Куда уже вряд ли попадешь. Впереди фронт. Немцы рвутся на
Волгу. Почти в полузабытье проходит уже неделя. Вся жизнь проносится
перед глазами. Как в немом кино. Обрывками. Между явью и сном
выхватываются памятные мгновения. Без разбору и порядка. То милые
картинки, то воспоминания, давящие грудь.
* * *
 Летнее солнце припекает. Быки уже устали и пот льется рекой. Надо
закончит пахоту своего участка, ведь завтра опять колхозные трудодни.
Старший сын ведет быков, а младшие должны прийти. С матерью. Принесут
холодного молока на обед. Тяжелый плуг еле переворачивает каменистую
почву. Ноги подкашиваются.
Потом присаживаешься у орехового деревца, посаженного несколько лет
назад, и, наблюдая, как веселятся дети, на душу приходит успокоение.
* * *
 Поезд с грохотом тормозит. Со скрипом открывается дверь столыпинского
вагона, и укутанный в тулуп сержант бросает в вагон авоську. Там несколько
буханок черствого черного и примерзшего хлеба. На весь вагон. Делят
поровну. Все теперь в одинаковых условиях. Статьи у всех разные, но все
устали сидеть. А впереди штрафной батальон. Может и кому повезет выжить.
* * *
 Вышли с отцом спозаранку, сразу после утренней молитвы. Весь путь до
Караван-сарая отец наставляет, что он уже взрослый, что у него будет
хороший учитель. Выучиться надо. Что скоро стану алимом. Что меня будут
ждать. Чтоб помнил близких, был достойным и честным. А на душе тяжко.
Не хочется, но надо. Будь то чувствовал, что это наш последний разговор,
что, вернувшись, я не встречу отца. Его настиг предательский удар ножом.
* * *
 Поезд все дальше везет нас на запад. Теперь вместо холода нас одолевает
духота. Южный ветер на этот раз несет жару и пыль. Утолив жажду и
пожевав хлеба, снова ложусь в углу вагона. Разговаривать не охота. Каждый
стремиться развлечь себя как может. Кто- то затягивает грустную песню, а в
дальнем углу режутся в карты. Но шум вагона и стук колес на тебя уже не
действуют.
* * *
 Тихий, но настойчивый стук в дверь настораживает. Открываю, в комнату
вваливаются двое. Сначала не узнал их. А ведь учились в медресе вместе.
Гости шёпотом объясняют, что в х село пришла разнарядка – сослать
представителей духовенства. Успели предупредить. Просят приютить. Мол,
теперь ты не мулла, в колхозе работаешь. На тебя не подумают….. Весь день
гости прячутся в подвале, а по ночам ведут беседы. Не понимают, почему все
не так. А ведь утром тебе на работу….
* * *
 Время азана чувствуется подсознательно. Но не помолишься в открытую.
Только про себя. А перед глазами как после медресе оказался в Ираги.
Муллой. О жителях села только приятные воспоминания. Приняли с почетом.
Уважительное отношение. Желание детей и взрослых учиться. Учил сначала
арабскому. А когда открыли школу, предложили ее возглавить. Дали
возможность поработать, пока какому-то начальнику не показалось
странным, что бывший мулла теперь директор. Проводили тепло…
* * *
 Срежет тормозов заставил всех вздрогнуть. Дверь открыли и приказали
вылезть и построиться. Провели перекличку. Объявили, то фронт близко, что
вскоре каждый получит возможность скупить свою вину. А была ли вина??
* * *
 Перегон скота на равнину нужно было провести в указанные сроки. И не
важно какая погода. А осень оказалась дождливой и холодной. Скоро выпадет
снег. Но надо тянуть до последнего. Корма заготовили мало, может и не
хватит на зиму. Моросящий мокрый снег липнет на лицо и на одежду, все
промокли и промерзли. Загнали в загон стадо, разжигаем костер. А завтра
надо продолжить путь. Но надо в село, семью увидеть…. Только светало,
когда вернулся обратно. Пастухи хмурее тучного неба. Падеж скота.
Нескольких успели зарезать. Остальную часть стадо выгоняем с загона. И тут
председатель колхоза прискакал. Кому-то придется отвечать за общественный
скот. Начальство найдет, на кого перевести стрелки….
* * *
 Дальше поезд не идет. По сторонам охрана и движемся на запад. Почти до
вечера. Гул канонад и стрельбы все ближе и отчетливее. Добрались до какойто опушки леса. Объявили привал. Сентябрьская ночь дает возможность
переспать и в открытом поле.
* * *
 Суд был скорым. Статья «вредительство». Сибири не избежать. Тут
вспомнили духовное прошлое. Накинули еще. Все как в кошмарном сне.
* * *
 Утром двигаемся дальше. Ближе к вечеру дошли до одного холма.
Впереди перепаханная снарядами поле. Видны очертания окопов. И наших, и
немецких. Но немцев не видать. Видимо, отступили на более защищенные
позиции. Но поле дышит смертью.
 Растягиваемся на ширину. Нас хватило где-то метров на пятьсот. Справа
овраг. Слева какая-то речушка. Разбили по группам. Назначили командиров.
Подвезли оружие, если таковым считать бутылки с зажигательной смесью.
Когда спросили про винтовки, указали на поле. Мол там этого добра навалом,
забирайте. Охрана ушла. Прибыли какие то автоматчики, но устроились в
метрах 500 за нами. Заградотряд. Никуда не денешься –впереди немцы, сзади
автоматчики. Одно порадовало – привезли кашу и выдали сухпайки. Задачу
поставили ясную – сутки удержать позиции. Выживем, считай сняли
судимость. Но выживем ли?
 Занялись обустройством позиций. Немец особо не беспокоил. Пару раз
разведчик пролетел над полем и над нашими позициями. Успели укрыться в
окопах. Небольшими группами делаем вылазки на открытое поле. Кто достал
винтовку, кто немецкий автомат. Правда патронов маловато.
 Среди нас оказалось несколько бывших военных, но большинство не
держало оружие в руках. Я достал себе винтовку. Привычнее, почти как
охотничье ружье. Ночью ползем как можно дальше к немцу. Их окопы более
приспособлены. Решили первым встретить немца тут.
 Солнце медленно пронизало ночную тьму. Небо ясное, ни единого
облачко. Не хочется смотреть вдаль и выискивать движение у немца.
Раскинуть бы руки, лежа навзничь, любоваться бы природой и этим осенним
днем…….
 Гул немецких бомбардировщиков заставляет нас поспешно укрыться в
окопах. Бомбили больше наши позиции. Самолеты улетели, а спереди
раздался грохот танков. За ними шла пехота. Подпустили как можно поближе.
Укрывшийся впереди нас бывший военный метнул в танк зажигательную
смесь. И началось. Пули свистят повсюду. Крики раненных. У кого-то не
выдержали нервы, и он выскакивает из окопа и бежит назад. Но автоматная
очередь срубает его. Кто стрелял – не понятно, может и наши из
заградотряда. Бой продолжается минут десять. Может время бежит
медленно? Немец не ожидал нас тут встретить. Оставив догорать один танк,
немцы отступили.
 По цепи передается команда переползти назад в свои окопы. Мы еле
успеваем прыгнуть в окопы, как немецкие бомбардировщики налетают на
поле и утюжат поле бомбами. Штурмовики поливают нас свинцом. Дым и
грохот давят на сознание. Не слышен даже стон соседа, задетого осколком.
 Немец с большей осторожностью начинает движение. Вот они занимают
наши прежние позиции, но не останавливаются и двигаются вперед. В ушах
стоит шум, голова раскалывается, но немец все ближе, и я беру одного из них
на прицел….
 К немцу идет подмога. Теперь все поле полно их солдатами. Стреляют не
переставая, голову не поднять. С наших окопов все меньше ответных
выстрелов. Отряхнувшись от пыли и глины, вновь приподнимаюсь над
окопом. Стреляй – не промахнешься. Но все ближе надвигается волна со
свастикой. Заходят с обоих флангов. Врываются в окопы. Наша цепь
сжимается. Теперь занимаем от силы метров пятьдесят.
 В начале никто не понял, что за новый непонятный гул. Потом понимаешь
– по уже занятому немцем полю, в том числе и по нашим окопам начинают
быть из дальнобойных орудий и, как выразился один из бывших, из
«Катюш». Огненная смерч накрывает все поле, медленно, но неукоснительно
сжимаясь к нашим позициям. Похоже, мы выполнили нашу задачу – вытянул
немца на себя и помогли уничтожить врага.
 ….. Приходит понимание, что следующий залп «катюши» накроет остатки
наших позиций. Время идет медленно, как кадры кинохроники в ручном
показе. Огненная смерч, несущая нам смерть, чувствуется всем телом, кровь
застывает в жилах от понимания неизбежности……


Рецензии