Серия рассказов про Моё счастливое детство

Ананасовая долька.
Наверное, это самое раннее мое воспоминание из детства.
Мы не были голодными, но питание было ужасно однообразным. Рыба, хлеб и картошка. Если осенью родители заквасили капусту, то была еще и капуста.
Зимой можно было еще купить на рынке молоко. Но только зимой, его везли из далека и летом его бы недовезли, оно бы скисло. Его продавали в замороженном виде. Наливали в миску и выставляли на улицу. Морозы на дальнем востоке лютые, замерзало намертво.
Я маленький был и кто торговал тогда на рынке молоком – не знаю, но после того, как молоко оттает, в нем столько было коровьих волос, черных комочков и прочего мусора. Ну да это мелочи жизни. Мама его процеживала через марлю, всего и делов-то.
Молоко я очень любил. Да и как мне его не любить, если из молочных продуктов больше ничего не было.
Иногда родителям удавалось купить яичный порошок, тогда мама готовила шикарное блюдо, под названием омлет.
Я немного отступил от того, что хотел рассказать, но это было необходимо. Сейчас жизнь другая, и чтобы понять меня, нужно хоть немного представлять, как тогда жили люди.
Какой самый любимый праздник у детей?
Конечно, это День рождения. Тебе делают подарки, угощают, чем-нибудь очень вкусным и ты в центре всеобщего внимания.
Вот и мне, на мой День варения, родители где-то достали баночку ананасового компота с дольками.
Таких вкусных вещей я еще никогда не ел. Чайной ложечкой вылавливал дольку ананаса и запивал ее глотком компота, прямо из банки. А если попробовать сделать наоборот? Сначала набрать в рот компоту, а потом туда отправить дольку ананаса и все прожевать вместе. Наверное, будет еще вкуснее?
Взял ложечкой ананасовую дольку, в рот набрал глоток компота, поднес ложечку ко рту, а дольки в ложке нет!
Пропала долька!!!
Сначала я ее пытался найти сам, не нашел. Срочно нужна помощь. Как дети просят помощь?
Ревом. Родители дольку тоже не нашли.
Хорошо, что в банке было еще немного компота и это отвлекло мое внимание. Наверное, я бы никогда об этом и не вспомнил, если бы через полгода, в нагрудном кармане своей рубашки, не нашел какую-то желтую пластинку.
Заинтересовала она меня, побежал к маме выяснить, что это такое? Мама ведь знает все!
Мама знала, но говорить мне не хотела. Боялась, что я расстроюсь.
Я и тогда уже был упрямым и поставленной цели всегда добивался.
Добился и этой.  Пожалуй, это был один из тех немногих случаев, когда поставленной цели добиваться не стоило.
Что мне дало это знание? Что взрослые не всегда говорят правду и тоже что-то не знают. Никакая мышка не унесла мою дольку ананаса к себе в норку, чтобы угостить своих мышат. В итоге: расстройство, горечь невосполнимой утраты и очень полезный вывод, который мне очень пригодится в жизни – доверяй, но проверяй.
 А с другой стороны, не случись этого, я бы, наверное, забыл про эту баночку ананасового компота и не написал этот рассказ.
А так, есть, что рассказать внукам.



Почему я в детстве не любил врачей?
А все из-за одного случая, который произошел со мной, когда я был еще совсем маленьким.
Была у нас в семье традиция, чтобы уложить меня в постель, мне давали, когда я уже лежу в постели, одну конфетку. Были в советское время такие «голенькие» без обертки шоколадные конфеты. Их продавали в развес. Сейчас конфеты без оберток есть только в коробках. Я ел ее очень медленно, растягивал удовольствие.
Пока ел, успокаивался, а потом еще долго лежал и вспоминал эти счастливые минуты, как я ее ел.
А по-другому меня было трудно уложить, шебушной я был до ужаса.
Долго это продолжалось, не один год. Но ведь все хорошее не может длиться вечно, оно обязательно когда-нибудь заканчивается. Вот и моему счастью подошел конец в белом халате. Меня всю ночь рвало, а утром меня повели к врачу.
Врач не стал меня даже смотреть, а только спросил, что я ел перед сном, что мне давали на ночь?
Вот тут и всплыла эта несчастная конфета.
Как я понял из гневной речи врача, обращенной к моим родителям, детям лучше вообще конфеты не давать и уж тем более на ночь. Днем мне их и так никто, никогда не давал, а после этого случая перестали давать и на ночь, а я возненавидел врачей.


Виноградинка.
Конец 50-х, начало 60-х годов. Давно это было. Детвора тогда почти все свое время проводила на улице. Телевизоров, компьютеров и айфонов еще не было, сидеть дома и скучать?
Вот и я, со всеми вместе, гонял железную банку по двору, вместо мяча.
Тут из подъезда выскакивает моя сестра и кричит, чтобы я скорее шел домой. Отец вернулся из командировки и привез виноград.
Надо сказать, что винограда, в то время, на Дальнем востоке не было. Но по книжкам, по рассказам взрослых, мы - детвора, знали, что это самая вкусная ягода в мире, которую никто из нас "вживую" никогда не пробовал и не видел.
То, что сказала моя сестра, произвело сильнейшее впечатление на моих друзей. Меня тут же отправили домой, а все остались ждать моего возвращения и рассказа о том, а что такое этот виноград?
Отцу повезло, его отправили в командировку в Москву. Самолеты вроде уже в то время летали, но почему -то все предпочитали ездить поездом. До Урала состав тянули паровозы, тепловозы подключались ближе к Москве. Дорога занимала недели две.
Отец, из командировки, привез целый ящик винограда, но, за две недели дороги, а дело было летом, кондиционеров тогда еще в поезде не было, климат на ДВ резко континентальный. Летом жара под 40, зимой такой же мороз. И я не зря упомянул, что поезда тогда таскали паровозы. Открыть окно и проветрить купе не могло быть и речи. Черный дым от паровоза тут же заполнял все купе. Представляете какая была духота.
Короче, виноград весь испортился.
Прибегаю домой, отец с матерью перебирают виноград по ягодке, пытаются найти хоть что-то, что можно съесть. Я стаю рядом и молю Бога, чтобы им удалось найти хоть одну не испорченную виноградинку, чтобы я мог показать ее своим друзьям.
Я ведь обещал, и они меня ждут.
И о чудо! Такая виноградина нашлась, и она была единственная.
Моей радости не было предела. Я ее сунул в рот, даже мыть не стал и полетел во двор.
Никто не ушел, все меня ждали. Открываю рот, изо рта виноградину не достаю, держу ее аккуратненько, чтобы не раздавить зубами и всем демонстрирую.
Потом, переместив ее за щеку, произношу небольшую речь.
Типа того, что я сейчас, в вашем присутствии её раскушу, мой рот познает божественный вкус винограда. А какой он, этот вкус, я вам потом расскажу, но вы все увидите на моем лице.
Да, а где Сашка Кензерский, почему его нет?
Да здесь он, сейчас позову, только без нас не начинайте, попросил Вовка и убежал за Сашкой.
Через пару минут прилетают оба, Сашка подбегает и неожиданно хлопнув меня по спине, говорит:
- Ну и где твой виноград, давай, показывай
 А чё показывать то. От неожиданности я её проглотил.
Как же я был расстроен, да и не только я. Мы все дружно стали ругать Сашку. Но на такие мелочи он никогда не обращал внимания и опять куда-то унесся.
А потом я подумал, а может оно и хорошо, что тогда я так и не попробовал этот виноград?
Зачем выделяться, надо быть как все.


Хороший урок запоминается на всю жизнь
Гуляю я значит со своим другом - Мишкой. Дымим, нам подфартило, сумели достать пачку кубинских сигарет. Курить мы тогда еще не умели, дымили, но дым втягивали только в полость рта, нас только что приняли в пионеры, а с сигаретой в зубах мы чувствовали себя совсем взрослыми.
Навстречу идет мужичок. Увидел двух курящих пацанов и попросил закурить. Выбить щелчком пальца сигарету из пачки, у Мишки не получилось и он протянул всю пачку.
Мужичок не растерялся, сунул в пачку все свои пять пальцев и выгреб больше половины сигарет. Посмотрев на наши удивленные лица, он изрек:
- " Чай не графья"
Одну сунул в рот, остальные убрал себе в карман. Затянулся и зашелся в кашле.
- А вы что, такие курите? - удивленно спросил он.
- А ШО - умно ответил Мишка.
Кубинские сигареты были невероятно крепкие, но мы не затягивались, поэтому этого не ощущали, а из-за малого опыта даже и не знали.
После этого случая пачку с сигаретами Мишка больше никогда не протягивал. Достанет одну сигарету, не вытаскивая пачку из кармана и угостит. Я бросил курить, примерно через год, классе так в пятом, а Мишка совсем недавно, уже будучи пенсионером, лет пять назад, когда случился с ним второй инфаркт.

"Червивка"
   Так, между собой, работники совхоза называли своё плодово-ягодное вино, которое производил их совхоз. А руководил этих совхозом мой родной дядя по отцовской линии.
Давно это было, но пока он был жив, мы туда раз в несколько лет наведывались. Нравилось нам там очень. Уж умел дядя встречать гостей. Резалась скотина: барашек, свинка, птица, а иногда и бычок. А самогон какой у дяди был! Жаль, что я маленький был и мне не довелось его попробовать, но те, кто его пил, говорили, что он лучше любой водки.
Дядя, до этого работал в обкоме, где делал весьма успешную карьеру, его прочили на место Первого секретаря обкома и кое-кого это видно очень беспокоило. Поэтому, когда пришла из Москвы разнарядка, направить 25 тысяч партийных руководителей на подъем сельского хозяйства, его включили в этот список.
Сначала его поставили председателем колхоза. Но колхоза хватило всего на пару лет.
Весь обком там гулял. Колхоз обнищал очень быстро. Пропивать стало там нечего и встал вопрос, а что делать дальше?
С одной стороны, нужно отрапортовать в Москву, что решение партии, о направление партийных функционеров на подъем с/х было выполнено на отлично и дало просто блестящие результаты, а с другой стороны, что пропивать дальше? Понравилось ведь гулять на халяву и получать: парное мясо, тушки птицы, яички, которые утром достали из под курочки, в качестве подарков, так приятно привозить домой.
Было найдено гениальное решение.
Если закупочные цены на с/х продукцию спускались с самого верху и были ниже себестоимости ее производства, то на вино этого не было.
Было решено на базе нескольких колхозов создать один крупный совхоз. Со специализацией на ягодные культуры. А при нем, для падалицы, чтобы ничего не пропадало, небольшой винный заводик по производству плодово-ягодного вина.
Этот заводик оказался просто золотым дном. Совхоз стал миллионером.
А Москва убедилась в правильности своих решений, что коммунисты могут все!
При совхозе дяде организовал чуть ли не Тимирязевскую академию, которая вывела яблони с трехэтажный дом. Лазить по этим деревьям и рвать яблоки в планы не входило, нужна была падалица для вина.
Хороший был дядя, но печень не выдержала, умер совсем еще не старым.

Изумруд, так называлось судно, на котором я совершил первый в своей жизни морской круиз.
После восьмого класса, отец повез меня на Черное море. До этого моря я не видел.
Смотрю на водную гладь и не вижу ее границы. Такое у меня в голове тогда не укладывалось.
 У нас были куплены путевки на турбазу в Джугбу. Путевки тогда были рассчитаны на длительный отдых, более двадцати дней.
Сидеть столько на одном месте - утомительно. Вот мы и решили совершить морской круиз, не то в Сочи, не то в Туапсе.
В то время по Черному морю туристов катали небольшие кораблики, размером с речной трамвайчик. Для развлечений на судне был бар, где можно было попить пивка и даже купить тараньку. Но народу на кораблике было человек тридцать, а бар маленький, человек на восемь всего. Кто не поместился, тому полагалось сидеть на палубе и любоваться морскими видами.
Дорога должна была занять часа четыре. Потом экскурсия и мы плывем обратно. К ужину должны были вернуться на турбазу.
Когда наше суденышко вышло из бухты, то столкнулось с небольшим волнением моря. Высота волн была метра два в начале.
Все ничего, но у меня завтрак попросился обратно. На суденышке был туалет, ну я его и облевал.
Знаете, когда все качается, попасть в маленькую дырочку - совершенно невозможно.
Мужики те ничего, с пониманием, а вот женщины...
Должен заметить, что туалетной бумаги тогда в обиходе не было – от слова совсем. 
Стало мне немного лучше, пошел искать отца. Его я нашел в буфете, из-за качки, желающих попить пивка, резко поубавилось.
А дальше хуже, море разошлось уже не на шутку, высота волн достигала четырех метров. Но деваться нам было некуда, что назад, что вперед, расстояние примерно одно и тоже.
Корыто наше кидало как щепку. Все туристы свесились за борт и дружно блевали. Только мой отец довольный сидел в гордом одиночестве в баре и пил пиво с таранькой.
Вы видели гонки на мотоциклах?
Там лидер всегда чистый, а те, кто его догоняют, по уши в грязи.
Вот и у нас на судне было тоже самое. Кому повезло, и он занял место на носу, тот более-менее чистый, а кто ближе к корме, облеван с ног до головы.
Вместо четырех часов мы шли все семь.
Но это уже не имело значения. Сил на экскурсию все равно уже ни у кого не было. Вся группа наотрез отказалась возвращаться назад на кораблике и отправилась на вокзал. Сожалел о таком решении только один мой отец.
Круиз ему понравился.



Упущенные возможности
Что это?
Это когда чего-то очень хочешь, а в последний момент отступаешь или, по твоей глупости, обстоятельства складываются так, что ты не получаешь желаемого.
Расскажу о самом первом таком случае в моей жизни.
После 8 класса повез меня отец в Джугбу на Черное море. Это был мой первый визит на море и было мне тогда всего 15 лет. Только-только исполнилось.
Познакомился я там с одной девушкой, которая мне ужасно понравилась. Она была немного старше меня, уже студентка, но это не имело никакого значения.
Она жила одна, а я вдвоем с отцом, поэтому она пригласила меня к себе в гости.
- Приходи сегодня вечером, после ужина, ко мне, у меня есть бутылочка шампанского, до утра будем вместе.
На ужине я отцу говорю, чтобы он меня до утра не искал, я, типа того, буду с друзьями пить.
Увы, но родители не всегда понимают своих детей.
 
Сегодня пошел в парикмахерскую, постричься. Жара, голова потеет, все время мокрая. Уж очень волос много. Всегда завидовал лысым, им мочалкой можно мыть голову!
Устроился в кресле, снял очки, на парикмахершу даже не обратил внимание.
- а можно я буду вас стричь ножницами. Это стоит немного дороже.
- угу, что означает можно.
- а давайте я вам подстригу брови?
- угу, они у меня почти как у Брежнева
- а давайте у вам удалю волосы на ушах?
- угу
- могу вам и усы подстричь
- угу.
Надел очки, посмотрел в зеркало, просто супер и глянул на парикмахера. А девочка то очень даже и симпатичная. Захотелось мне её отблагодарить, за ее инициативу.
- И сколько я вам красавица должен?
Без денег я себя чувствую хуже чем без штанов, поэтому таскаю их довольно много и все они в одной пачке, перетянутые резинкой.
- 600 руб. ответила девушка.
Из пачки вытаскиваю купюру и кладу ей на столик.
- Ой, а у меня сдачи нет.
А это не за стрижку, это вам, а 600 руб я сам заплачу в кассу.
- а вы знаете, я уже закончила свой рабочий день и совсем свободна...
 


Рецензии