Северный полюс дрейфует вновь

21 мая 1937 года на дрейфующие льды вблизи Северного полюса с самолетов была высажена экспедиция в составе четырех полярников: Ивана Дмитриевича Папанина (руководитель станции), метеоролога и геофизика Евгения Константиновича Фёдорова, радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля, гидробиолога и океанографа Петра Петровича Ширшова. Так была создана первая советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1».
Через 274 дня полного опасностей дрейфа протяженностью более 2000 км льдину вынесло в Гренландское море, где экспедицию сняли пароходы «Таймыр» и «Мурман». За выдающийся подвиг в деле освоения Арктики все четыре полярника были удостоены звания Героя Советского Союза. Такое же звание было присвоено лётчикам, доставившим экспедицию на Северный полюс. А пес зимовщиков по кличке Веселый поселился на даче И.В. Сталина.
В 1950 году организуется следующая станция - «СП-2». На это раз число зимовщиков достигло семнадцати и на льдине возник целый поселок с электрическим освещением и телефонной связью. Всего на льдине побывали 58 человек и 71 самолет. Уже шла «холодная война» и изучалась возможность использования арктических льдов для промежуточной посадки бомбардировщиков при налетах на территорию США.
В дальнейшем дрейфующие станции стали действовать регулярно. Всего в 1937-2015 годах была организована 41 станция «СП». Жизнь и здоровье персонала станций часто находилась под угрозой из-за подвижек льда с разломом льдин и торошением, низких температур и т.д., при этом иногда терялась дорогостоящая аппаратура. Обеспечение деятельности «СП» было также довольно затратной задачей.
Исходя из этого, 24 июня 1954 г. заместитель начальника Управления полярных станций Главсевморпути П.А. Гордиенко направил на имя начальника Главного управления Северного морского пути докладную записку с предложением применения свободно дрейфующих судов. Эти дрейфующие станции предлагалось оборудовать на баржах или лихтерах понтонного типа водоизмещением 800–1200 тонн, которые буксировались бы ледоколами в зону молодого льда к северу от Новосибирских островов, оттуда начинался бы свободный дрейф.
В Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ) снова вернулись к этому вопросу после проблем с организацией СП-10 (октябрь 1961 г.) и экстренной эвакуации СП-8 (март 1962 г.). Предполагалось разместить станцию с 25-50 участниками экспедиции, лабораториями и вертолетом  на борту судна водоизмещением в 1500–2000 т. Запасы топлива и продовольствия планировались на 4-5 лет автономного дрейфа. Согласно расчетам, затраты на постройку трёх таких судов окупились бы за три года их службы. Проект получил одобрение Учёного совета ААНИИ, но так и не был осуществлен.
В последующие годы появлялись проекты использования в качестве дрейфующих полярных станций ледоколов проекта 97 и арктического ветерана - ледокола «Красин». Но политические и экономические изменения в стране не позволили претворить эти идеи в жизнь. Однако, в 2019 году был осуществлен проект «Трансарктика 2019», первый этап которого проходил на научно-экспедиционном судне «Академик Трёшников», на котором организовали дрейфующую научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-2019». Основные лаборатории полярников находились на борту, а рядом с судном организовали выносные пункты для выполнения разных научных задач. Хотя эта экспедиция продлилась всего полтора месяца, полученный опыт был важен для дальнейшего проведения исследований с дрейфующих судов.
В начале 2000-х к вопросу дрейфующих судов-полярных станций вернулись вновь. Руководство Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) обратилось в ААНИИ с просьбой разработать технические требования и концепт-проект такого судна. Эти работы велись в 2008-2010 годах. 8 июля 2010 года на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ проект был одобрен и стал основой для дальнейшего проектирования. Идея самоходной плавучей платформы (ЛСП) прорабатывали как в ААНИИ, так и в Центральном научно-исследовательском институте им. акад. А.Н. Крылова
Первоначально планировалось, что ЛСП будет выводится в точку начала свободного дрейфа с помощью ледокола, а после дрейфа возвращаться в порт самостоятельно. Однако, после анализа финансовых затрат на организацию дрейфующих станций оказалось, что если в 2004 году стоимость аренды ледокола составляла 8,4% от всех затрат, то в 2010 году она достигла 176%. Исходя их этого, пришли к выводу, что ЛСП должна обладать способностью действовать без ледокольной поддержки.
30 марта 2018 г. проектирование и строительство ЛСП было утверждено Постановлением Правительства РФ № 355 и распоряжением Правительства РФ № 545-р с бюджетными инвестициями на реализацию 6,96 млрд руб. Первоначально сроком ввода платформы в эксплуатацию был определён 2020 год. Контракт между АО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург) и Росгидрометом на проектирование и строительство ЛСП (проект 00903) был подписан 19 апреля 2018 г. Технический проект ЛСП разрабатывался в нижегородском АО КБ «Вымпел» (главный конструктор – М.В. Бахров). Для «Вымпела» в ААНИИ был проведен огромный комплекс модельных испытаний для оценки ледовых качеств платформы.
20 декабря 2018 года АО «Адмиралтейские верфи» (главный конструктор проекта – А.Ю. Юрьев) приступило к строительству ЛСП, а 10 апреля 2019 года в рамках проведения V Международного арктического форума ее официально заложили. Так как заказчик скорректировал свои требования, то стоимость проектирования и постройки возросла на 2 млрд рублей, а срок сдачи судна сместился на конец 2022 года.
18 декабря 2020 года, состоялся торжественный спуск судна на воду, а 21–24 мая 2022 года прошли заводские ходовые испытания в Финском заливе. 24 августа ЛСП «Северный полюс» передали заказчику – ААНИИ.
1 сентября 2022 года судно покинуло Санкт-Петербург и направилось в Мурманск в сопровождении сторожевого корабля Балтийского флота «Ярослав Мудрый», куда и прибыло 14 сентября. После приема запасов и оборудования 17 сентября ЛСП «Северный полюс» вышла в первый научно-исследовательский рейс.
Своим ходом она достигла Восточно-Сибирского моря, где 30 сентября в районе севернее Новосибирских островов подошла к выбранному по спутниковым данным, результатам вертолетной разведки и поисковым работам научно-экспедиционного судна «Академик Трешников» ледовому полю. Льдина для дрейфующей станции «СП-41» имеет размер 6,5x7,5 километра, толщина превышает 1 метр. Координаты станции в момент официального открытия 2 октября 2022 года: 82°37" северной ширины и 155°31" восточной долготы.
После того как ЛСП вмерзла в лед, в 400-500 метрах от нее был развернут научный ледовый лагерь. В весенний период (март-апрель) на льдине будет построена взлётно-посадочная полоса для осуществления снабжения и ротации личного состава с помощью авиации. В летний период (июль-август) смена членов экипажа и ученых будет возможна с использованием научно-экспедиционных судов ААНИИ или ледокола. Экспедиция сможет получать авиационную поддержку с ледовой базы «Мыс Баранова» на Северной Земле, с Земли Александры (Земля Франца-Иосифа) и с архипелага Шпицберген.
Предполагается, что дрейф ЛСП завершится в Гренландском море, откуда платформа своим ходом направится в Мурманск.
А что же представляет из себя ледостойкая самодвижущаяся платформа проекта 00903 «Северный полюс»?
Платформа построена на класс Российского морского регистра судоходства КМ Arc5 [1] AUT1-C HELIDECK-F Special purpose ship. Район плавания ЛСП неограниченный, предполагает возможность круглогодичной эксплуатации в Арктике и перемещение в точку базирования как самостоятельным плаванием, так и под проводкой ледокола.
Допустимая толщина льдов, в которых ЛСП способна идти в канале за ледоколом в зимне-весенний период - до 0,8 метра, а в летне-осенний - до 1,2 метра. При самостоятельном плавании в разреженном однолетнем льду - до 0,8 и 1 метра соответственно.
Основные технические характеристики ЛСП

Длина наибольшая 83,1 метра
Ширина наибольшая 22,5 метра
Осадка 8,6 метра
Водоизмещение 10373 тонны
Мощность главного двигателя 4 200 кВт
Скорость на чистой воде 10 узлов
Экипаж 14 человек
Научный персонал 34 человека
Автономность по запасам провизии 365 суток
Автономность по запасам топлива 2 года

На борту платформы размещены 15 научных лабораторий для изучения природной среды Арктики:
• ионосферные наблюдения;
• геологические, химические и экологические исследования;
• исследования ледовых нагрузок и механики разрушения льда;
• исследования акустической томографии Арктического бассейна;
• исследования пограничного слоя и свободной атмосферы;
• магнитные и гравитационные исследования и многое другое.
Судно оснащено системой мониторинга ледовых нагрузок, которая позволяет контролировать состояние корпуса при внешних нагрузках в различных режимах эксплуатации. Имеется ВПП для вертолета типа Ми-8 или Ми-38. В распоряжении полярников могут находиться четыре снегохода, снегоболотоход и два трактора ДТ-75.
Пропульсивный комплекс платформы состоит из полноповоротной винторулевой колонки мощностью 3500 кВт петербургской компании «МСС» с приводом от дизеля производства финской фирмы «Вяртсиля». Имеется носовое подруливающее устройство мощностью 1200 кВт. Электроэнергетическая установка платформы включает три вспомогательных дизель-генератора мощностью по 800 кВт и один аварийный мощностью 300 кВт. Теплом судно снабжают два термальных котла.
На борту предусмотрено размещение 54 человек: 34 научных сотрудника,14 членов экипажа и 6 вертолетчиков. Для этого служат 48 одноместных кают с индивидуальными санблоками и 3 запасных двухместных каюты с санблоками.
Для операций с научным оборудованием и производства грузовых операций на судне предусмотрено разнообразное крановое оборудование: два электрогидравлических крана грузоподъемностью 10 тонн и максимальным вылетом стрелы в 25 метров; мостовой кран с электроприводом грузоподъемностью 10 тонн; водолазная кран-балка грузоподъемностью 750 килограмм с вылетом стрелы 2 метра, которая обеспечивает спуск и подъем водолазной беседки с двумя водолазами на глубину до 12 метров.
Работу исследовательского комплекса на борту обеспечивает тросовая лебедка канатоемкостью 4000 метров, тросовые лебедки канатоемкостью 6000 метров, кабель-тросовая лебедка канатоемкостью 8000 метров и электрогидравлическая П-образная рама с подвижной силовой балкой грузоподъемностью 15 тонн.
Спасательное оборудование состоит из двух 30-местных шлюпок и нескольких надувных спасательных плотов вместимостью 35 человек каждый. Кроме того имеется служебно-разъездной катер вместимостью 10 человек со стационарным дизельным двигателем.


Рецензии