Забытые письма

Фото внучки в Питере в сентябре 2022г

Накануне моего дня рождения, ранним ноябрьским утром, перед тем, как проснуться, моя умершая мать напомнила мне об этих письмах.
Я открыла глаза и стала вспоминать: «Были эти письма реально в моей жизни, или когда-то они так же приснились мне?
Неужели я сбрендила и не могу отличить явь от сна!?»
«Надо на эту тему поговорить с братом, который всю жизнь проработал врачом человеческой психики», - подумала я.
«А собственно – Чего заморачиваться!? – Были эти письма, или не были? – Какая разница?
Тем более письма эти не представляли для меня никакого интереса ни во Сне, ни на Яву.
Это я точно помню!», - с этой мыслью я поднялась с кровати. И новый день начался.

Сколько в моей жизни было разных писем? Да наш дом был завален этими письмами.
Я перетягивала пачки с письмами резинками, хранила до поры до времени в шкафу, затем на чердаке, но в конце концов их использовали для растопки печи.

Я стала писать письма, как только научилась писать.
У нас с братом разница в 10 лет.
Он после 11-го класса поступил в медицинский институт, а я пошла во второй класс.
Моя мать заставляла меня писать письма брату, и мне это занятие нравилось.
Мать диктовала, занимаясь домашними делами, а я писала.
А вот, когда я перечитывала текст нашего письма, мать садилась за стол, напротив меня, и с интересом слушала, а потом хвалила, что всё мы написали складно и правильно.

Мать не была грамотейкой, ещё при Сталине в 30-е годы окончила 4 класса деревенской школы.
Но всё же грамоту она знала, и позднее, когда я училась в Костроме, и когда переехала жить в Новосибирск, её письма были для меня самыми дорогими и любимыми.
Люди предвоенного времени (1941год) не были шибко грамотными.
Моя крёстная, например, - мамина двоюродная сестра вообще ни читать, ни писать не умела, и от рюмочки не отказывалась, но прожила дольше 80.
Много таких людей было в те времена: жили люди, детей растили, свои дома строили, скотину разводили, огороды содержали…
Крёстная тоже часто ко мне приходила с просьбой – написать письмо её детям, которые жили в Архангельске.

Я писала письма подружкам – одна бывшая одноклассница, с родителями переехала жить в Херсонскую область; другая – соседка по улице, переехала в Иркутск.
Писала я и письма сестре, которая училась в Москве.

А когда я уехала из дома и стала учиться в Костроме, помню, что самый волнительный момент был - когда заходишь в общежитие после занятий, подходишь к ящику с письмами, что висел на стене рядом с вахтой, берёшь письма из ячейки на букву, с которой начинается твоя фамилия, перебираешь…  О, Радость! – Вот оно Письмо, предназначенное тебе!
Как правило, это были письма от матери, иногда от брата или сестры.

Позднее, когда я стала работать на малой родине, то писала письма в Новосибирскую область, где обосновалась семья брата, затем семья сестры, в конце концов, и я переехала жить в Новосибирск, а за мной и родители.
И пока мы не воссоединились, наши отношения поддерживались с помощью писем.

Но вернёмся к «забытым письмам», о которых напомнила мне мать во сне.
Их было два или три(?), и приходили они с интервалом или через год, или через полгода(?).
Когда это было? – Когда я училась в старших классах? – Возможно, но не уверена.
Когда училась в Костроме и приезжала домой? – Не помню.
Помню, что в конце последнего курса пришло письмо от «Школьника» с Неи. (рассказ «Практика в Николо-Поломе», гл 3 «Видеть не желаю», Раздел «Учёба в Костроме»)http://proza.ru/2018/04/08/215
Пожалуй, я бы тоже забыла об этом письме, если б не фото, которое было вложено в него.

Всего скорее «забытые письма» приходили, когда я закончила учиться в Костроме и начала работать.
Это был плодотворный период в моей жизни. Тогда происходило много событий, знакомств, увлечений, разной общественной, комсомольской, концертной деятельности…
До каких-то непонятных, неинтересных писем мне просто не было дела.

Пришло письмо, я вытащила его из почтового ящика, прошла по коридору нашего дома, зашла в комнату, подошла к окну.
Обратный адрес был не знаком, откуда-то с Балтики(?), или с Байкала(?).
Почерк не женский, буквы под прямым углом, но верхняя часть наклонена у одних букв вправо, у других влево.
Он называл меня по имени, но смысл и цель письма были мне непонятны.
О чувствах в письме не говорилось, т.е. оно не было любовным.
Описания природы, если и были, то скудные и незапоминающиеся.
Описаний его жизни или какого-то намёка на наше знакомство, я тоже не почувствовала.
Но предложения в письме были правильными и законченными, но само письмо было совершенно неинформативно. Письмо в полторы страницы, ни о чём.
Я прочитала его один раз и куда-то забросила, и позднее уже не вспоминала.
Так, видимо, произошло и с другим письмом.
Правда, промелькнула мысль, что это пишет солдат сирота, который случайно узнал мой адрес, но со мною незнаком.
Все в армии пишут письма девушкам, вот и он решил написать.
Но почему-то он об этом не писал, ни на что не жаловался, ничего не просил и не предлагал.
Всё это было непонятно.

Может быть и не было этих писем в действительности, и они мне просто когда-то приснились.

А, может быть, это были письма от Саши? (рассказ «Несостоявшаяся любовь», раздел «Работая в Мантурове»)http://proza.ru/2018/06/22/1265
Сегодня, проснувшись утром, вспомнила, что у «Школьника с Неи», в его письме с фото, тоже были прямые буквы с верхушками вразнобой (т.е. наклон вправо-влево), только у «Школьника» почерк был мелкий, а письмо такое же неинформативное, и всего в пол страницы.
А у парня с «Байкала» почерк был довольно крупный.
Но, когда я работала в Мантурове, «Школьник» по возрасту должен служить в Армии.
А если вспомнить, что он собирался к брату в Ленинград поступать в мореходку, то не исключено, что он служил в морском флоте.
На корабле, как известно, качка, и мелким почерком письмо не напишешь.

Неужели эти письма были на самом деле!?

03.12.2022


Рецензии
Вечера доброго Вам, Галина!

А знаете, порой жалеешь, что эпистолярный жанр постепенно становится историей. Все-таки в таком занятии, как общении в письмах, было что-то душевное и, одновременно с этим, нечто заставляющее собраться, стать серьезнее. Ведь в письмах зачастую описывали свою жизнь, делились мечтаниями, чаяниями, надеждами, просили совета, спорили и укоряли... А подобное общение не терпит суеты, уже нехотя бы потому, что неразборчивый почерк не позволит понять сути послания.
И когда порой возвращаешься к старым письмам, перед глазами проносятся эпизоды жизни.
Увы, в нынешнем - СМС-общении и пересылках по всевозможным Телеграммам подобное уже невозможно.

С наилучшими пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   13.07.2023 20:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!
Вот опять обнаружила, что ваша замечательная рецензия осталась без моей благодарности. Да, я полностью согласна с вами, что эпистолярный жанр остался в прошлом, а потому утратили мы что-то значимое-душевное в наших отношениях. Я когда-то читала переписку Пушкина с Натальей Гончаровой, а ещё письма матери царя к своему чаду (кажется к Петру 1). Я была в умиление от чувств, которые передавались в письмах: сколько нежности, любви, добра... и такая благодать исходила от этих писем, на которую мы уже были неспособны, а нынешнее поколение тем более. Утеряна эта ангельская благость в отношениях маменьки и сыночка, братца и сестрицы и людей глубоко влюблённых.

Галина Шевцова   09.10.2023 17:33   Заявить о нарушении