Прогулки по Норвегии
На контракт нас вызвали как всегда-внезапно.Накануне я звонил на судно своему сменщику,они даже и не думали меняться,хотели немножко переработать и поиметь деньжат побольше.Фортуна им не улыбнулась,дали рейс на Тана -фьорд,это было удобное место для смены экипажа,самолетом до Мурманска и автобусом до судна,поскольку фьорд этот находился рядом с границей с Россией.Но опять что-то не срослось,нам обьявили ,что смена экипажа будет на выгрузке,и что лететь нужно завтра в Боде,это городок на северо-западе Норвегии.Вечером я покидал вещи в сумку,утром поцеловал жену и сына и убыл.С Архангельска через Москву мы прилетели в Осло,а там самолетом местных авиалиний до Боде.Соседкой по креслу оказалась приятной внещности итальянка,мы разговорились,насколько позволял мой и ее английский,она летела навестить брата ,он работал на рыбной фабрике на Лофотенских островах.Я ей рассказывал о тех местах,где побывал в Италии,а побывал я во всех портовых городах ,начиная с запада -с Генуи и Специи,на юге-Палермо,а на востоке-в Монфальконе,Равенне,откуда ездили в несравненную Венецию.Она была поражена,--
---Я живу в Италии и не бывала в этих городах.
По прилету в Боде заехали в полицию,где нам поставили отметку в паспортах о прибытии в Норвегию,и мы убыли на судно.Смена прошла в обычном режиме,экипажи работали на этом судне по нескольку лет и уже все было знакомо,Через пару часов старый экипаж убыл,а нас ждала работа долгих четыре месяца.Нас выгрузили через пару суток ,и мы опять пошли на север в Тана-фьорд за грузом.К красотам фьордов Норвегии привыкнуть нельзя,мы их называли шхерами,от слова шхериться,прятаться от штормов в суровое осеннее и зимнее время,красотами этих фьордов можно только восхищаться.Капитан за ужином нам обьявил,что с месяц придется походить по Норвегии,возить кварцевый камень по металлургическим заводам,которые были разбросаны по стране от севера до юга.Была ранняя осень,начало осенних штормов,и мы были рады такому сообщению.Не нужно будет кувыркаться в открытом море,вспоминая всех богов по падежам,а тихо- мирно ходить по этим фьордам,не выходя в открытое море,по этим щхерам можно было пройти с севера от Нордкапа до города Ставангера на юге,может где-то выйдя на открытые участки на три-четыре часа. Кэп решил идти шхерами, благо разрешение безлоцманской проводки у него было,да и экономия топлива решала не последнюю роль-лишние пол-суток хода забирали из танков топливых до пяти тонн дизельного топлива.Любую свободную минуту я старался провести на палубе,наслаждаясь окрестными красотами.Начали входить в самое узкое место у входа в северные шхеры,по берегам были раскиданы там и сям разноцветные домики,окрашенные в основном в темно-красный цвет,зеленели лужайки перед этими домами,свободно паслись овцы,спираль дороги вилась по серпантину,на ней видны были машины,белые шапки гор окружали фьорд,во впадины между горами сползали ледники ,озера в горах наполнены были хрустально чистой водой и оттуда вытекали громкие речки и ручейки,водопады стремительными потоками падали с огромной высоты ,у подножия гор пламенели гроздями рябины и лес был одет в пурпур и золото.Подошли к первому мосту,перекинутому через фьорд,я поражался этим градниозным сооружениям,этим творениям человеческих рук,ибо в Норвегии их было великое множество,в одном Бергене было три красавца моста.Поздно вечером прошли городок Финнснесс,который остался по правую руку в заливе,там был завод,на который мы неоднократно приходили и гуляли по городу,прошли Тромсе с его двумя мостами,там проходишь или по проливу где город весь как на ладони или под мостом севернее города,прошли аэрдром,который раскинулся вдоль залива у подножия гор.Утром подошли к мысу Нордкап,только сам мыс был виден с моря,а нам с фьорда видна была только дорога к нему,идущая от городка Хаммерфест.У этого городка вышли в открытое море и чуть подальше у мыса Нордкин встали на рыбалку,капитаном был норвег ,и с властью договориться у него проблем не было.Наловили на уху и жаркое экипажу и на пироги еще останется и пошли дальше.Через четыре часа подошли к входу в Тана-фьорд.На судне была краболовка,экскаватором ,который присутствовал для выгрузки, а иногда и для погрузки, мы ее ставили и поднимали.Она была с буем,чтоб было видно ,где стоит.Мы ее поставили и пошли к причалу.Поблизости не было не видно ни деревеньки, ни городка,лишь где-то далеко в фьорде виднелись огоньки,а так-дикие скалы,иногда где-то в расщелине мелькнет пару кустиков.На причале присутствовал транспортер и трактор-погрузчик с трактористом,который забирал кварцевый камень из огромной кучи и грузил его в бункер транспортера.Через двенадцать часов мы были загружены под завязку ,и дождавшись прилива,поскольку был перекат и его нужно было проходить при приливе и полной воде,пошли в море.На выходе из фьорда подняли краболовку,улов был приличный,около полусотни огромных крабов пытались найти выход ,расползаясь по ней.Быстренько улов обработали ,и на ужин поварешка приготовила нам деликатес,пару клешней было вполне достаточно,чтоб наесться.Путь наш лежал почти туда же,за Боде,в глубине фьорда был завод и деревенька Салтон.Опять ,не выходя в море,пошли шхерами,и опять я любовался окружающей красотой,десятки ветряков были раскиданы по скалам,дань зеленой энергетике,опять мосты ,опять заснеженные шапки гор.Иногда смотришь,судно идет прямиком в скалу,невольно в сердце появляется страх,но за следующим поворотом открывается проход,такой узкий,что,кажется ,до берега можно дотянуться рукой.Не доходя Боде,повернули к входу в фьорд,проходили тут много раз,но все-равно оставаться равнодушным нельзя,глядя на водопады,падающие со скал,рощицы ,жмущиеся к подножию гор.Пришвартовались в устье реки ,и пара самых ретивых рыболовов помчалась на корму судна ловить рыбку._
---Речка -то тут семужная.Знающие люди говорили,-мимоходом бросил мне на бегу один из них.К нашему немалому удивлению вскоре пара рыбин уже билась о палубу,широко раскрывая рты,и через пару дней мы ели бутерброды с малосольной семужкой.Утром на следующий день спустили шлюпку,и тренировка ,и рыбку сьездить половить.Отьехали на милю ,побросали блесны,но то ли погода не та,то ли день не удачный ,треска на крючок не шла.Заехали за мысок,где поглубже,у меня клюнуло ,и я вытащил палтуса килограммов на десять.
--Все,домой,на кулебяки с палтусом хватит,-второй механик,истинный помор,запустил двигатель.После выгрузки мы проторенной дорожкой пошли в Тана-фьорд,а обратно нас ждала более дальняя дорога-почти пять дней хода до Бергена.Опять шхеры,и все красоты их,от севера до юга,прошли перед моими глазами ,и было интересно наблюдать,как менялась природа ближе к югу.В Бергене мы встали на выгрузку почти под одним из мостов,такое ощущение,с моста можно было что-либо кинуть на корму судна.Отсюда был виден еще один красавец мост,город был расположен на островах,а основная часть-на материке.Видно было часть аэродрома,откуда каждые десять минут взлетали и садились самолеты.По фьорду сновали грузовые суда,проплывали круизные лайнеры-город был туристической столицей Норвегии.В одном из них я опознал «Звезду Норвегии»,шикарный суперсовременный лайнер.Туристы сплошным потоком шли,ехали ,летели и плыли сюда,чтоб полюбоваться красотой природы-этим Раем на Земле.Они туристическими маршрутами взбирались на скалы ,откуда открывался фантастический вид на фиорды ,на лайнеры,стоящие на рейде,на водопады и ледники,на горные озера и синь неба,посещали национальные парки и угощались в барах копченым норвежским лососем и прочими вкусностями.По весне по склонам и вдоль южных щхер цвели яблони и вишни ,и как говорил приехавший на судно проверяющий из фирмы,тут росла самая вкусная в Норвегии черешня.За четыре месяца работы мы побывали пару раз в Исландии,ходили в порты Европы,сбегали на Средиземку и зашли в Марокко,побывали на Азорских островах,тоже сказочно красивых-но самые лучшие впечатления -это от фьордов Норвегии,этого (повторюсь)Рая на Земле.Описать фьорды нельзя ,их просто надо увидеть.И сейчас,уйдя на покой,я с тоской и нежностью вспоминаю то время,те двадцать пять лет,этих прекрасных двадцать пять лет-в эти годы я имел счастье видеть эту сказку,наслаждаться ею воочию,а не на картинках в красивых журналах
Свидетельство о публикации №222120300983