Мой друг Ричард. Рассказ

      Мой друг Ричард.

       Рассказ.

      Такого ужаса и растерянности Ксения никогда до этого момента не испытывала в жизни.

      Середина августа. Девять дней прошло после трагической смерти мужа в автомобильной аварии. Травмы, не совместимые с жизнью.

       Вызов в милицию к следователю. Возврат связки ключей и механических часов, завод которых остановился в 18 часов - время остановки сердца.

       Дни и ночи – в полной прострации: автоматические действия, ускользающие тотчас вопросы, выполнение чьих-то команд, фиксация начавшегося дождика, звон тарелок в столовой. 

       Просьба директора школы забрать вещи мужа из кабинета информатики и передать ей ключи.

       Пошли с дочерью утром к открытию школы. Одна мысль – как я буду теперь ходить по коридорам, заходить в учительскую, зная, что никогда не услышу больше его голос, не увижу его в компании молодых учителей за шахматной доской, в спортивном зале у волейбольной сетки.

      Никогда! Это слово - пуля, пробивающая сердце навылет! Это звон разбившегося стекла на веранде внезапно от ураганного порыва ветра! Это разряд короткого замыкания на столбе, когда искры осыпались на тротуар печальной мелодией прощания!

     «Никогда не говори «никогда»!» - Ксения поднялась на второй этаж. Железная дверь в кабинет информатики была распахнута.

     - А вдруг он там? Живой! – остановилась, сердце взорвалось сотней ударов в минуту. – Невозможно!

      Дверь была взломана – часть дверного косяка раздроблена топором или ломом, на полу - куски отбитого кирпича.

      В кабинете хозяйничали варвары. На учебных столах – растерзанные тетради, учебники, компьютеры опрокинуты. Старинный сейф в углу с отжатой дверцей открыт настежь.

     - Мама! Не прикасайся ни к чему! Нужно вызвать милицию! – дочь застыла за спиной в ужасе.

      Приехавшие сотрудники начали опрашивать всех, но в прошедшее воскресенье никто в школе не появлялся.  Вывод: искали деньги или водку, не нашли - выместили злость на новых компьютерах

      «Неужели ученики? Но они боготворили своего «компьютерного гения», на чьи уроки сбегали с других уроков, пропадали свободное время по вечерам. В середине восьмидесятых годов Иван был первым и единственным компьютерщиком в районе. Он стал разрабатывать и внедрять обучающие программы по физике, биологии, истории.

          Мальчишки шли в вузы на факультеты математики и программирования. Такая черная неблагодарность! Если не дети решились на этот разбой, значит, кто-то из родителей, знакомых. Но они учились здесь, в единственной районной школе. Столько выпусков было у Ивана за тридцать лет работы!» - чуть не ушла из школы.

        Дочери и родители отговорили.  Погромщиков не нашли. Потери для школы были минимальные – сломана дверь и украдено несколько дорогих микрокалькуляторов.

      «Середина девяностых годов. Развал везде. Дом опустел. Двух студенток, проводила на учебу в город. Нужно выживать и учить детей.  Сорок лет недавно исполнилось. Слезы, отчаянье, тоску спрячь и будь сильной!» - твердила, собираясь на линейку первого сентября. 

        Посмотрела на себя в прихожей в зеркало: осунувшееся лицо, одни зеленые глаза да нос, платье болтается, пришлось пояс искать.

       Ксении дали классное руководство в пятом «Б» классе.

         ***************
         В середине сентября ее рано утром разбудил дверной звонок. На крылечке стояла Алевтина Сергеевна, председатель родительского комитета класса.  Из большой спортивной сумки выглядывала потешная мордашка черненького в кудряшках щенка. И, что интересно, – глаз не было видно, только мокрая черная пуговка носика.

      - Ксения Андреевна! Выручайте! Мне сказали, что вы любите собак!   Родственники привезли Аленке в подарок породистую собачку! Две ночи у нас – кошмар!  Скулит, диван порван, лужи на полу, ковры скрутили! Дочь заявила: - Мне он не нужен! Ой! Дождалась!

      Из сумки на босоножки Алевтины Сергеевны полилась тонкая струйка.

      Женщина проворно вытащила щенка из сумки, посадила на деревянное крыльцо:

     - Ксения Андреевна! Щенок теперь ваш!

       Ксения опешила. Такой красавец мог присниться только в самом волшебном сне! И беленькая полосочка на абсолютно черном кудрявом клубке вьющейся шерсти, даже без намека на глаза. Словно  детская плюшевая игрушка!

      - Как его зовут? Сколько стоит это чудо? 

     - Какие деньги! Аленке скажу, что отдала охотникам! Это порода барбет – французская водяная охотничья собака. Надеюсь, что вы поладите с моей дочерью! Нам в средней школе нужна только золотая медаль!

- Спасибо! – Ксения зашла в дом с щенком в руках. – Ричард! Отлично! Коротко – Рич! 

 От миски теплого молока малыш не отказался. Ксения постелила детское одеяльце в уголке и убежала в школу.

Много лет спустя, вспоминая свое депрессивное состояние, даже нежелание жить, двигаться, готовить еду, убираться, проверять тетради, появляться в школе, где любая мелочь напоминала больно о страшной потере, Ксения поняла, что сумела вернуть самообладание, прежний оптимизм, только благодаря этому чудесному существу.

 Дома после уроков стало ясно, что спокойная жизнь закончилась. Просяной веник разгрызен. Миска с водой опрокинута.

 -  Ричард, пошли познавать мир! Тебе скучно, а мне оставаться дома тошно!

  Ксения посадила щенка в сумку.

Бабье лето не торопилось на покой, хотя ночи стали прохладнее, вода в реке уже не манила своей глубиной. Лесная опушка оглушила тишиной. Безмолвие застывших деревьев было под стать настроению, чтобы оглохнуть, ослепнуть и не видеть тех тропинок, где гуляли с Иваном, жгли костры, смеялись и радовались своему счастью быть вдвоем, а потом приводили сюда дочек, пели песни под гитару с друзьями, жарили шашлыки.

Ричард заскулил в сумке. Выпустила его на свободу, присела на прогретый солнцем обрывистый берег, наблюдая за малышом. Тот деловито обнюхал ближайший куст, подошел к кромке берега и вдруг, шагнув в воду, смело поплыл на середину речки, где было приличное течение.

- Ричард! Назад!

Ксения растерялась, сбросила босоножки и в капроновых колготках забежала в воду, попала на глубину, но успела выхватить дрожащего храбреца.

         Ничего лучшего не придумала, как закопать щенка  в горячий песок. Колготки и юбку повесила сушиться на ветки.

         Картина на берегу требовала своего живописца: торчащая из песка круглая кучерявая голова забавного щенка и дама в модной шелковой кофточке и скромных белых трусиках. Но кроме задумчивой реки и зелени кустов их никто не потревожил.

Из библиотечной книжки узнала, что барбетов выводят несколько веков во Франции. Это редкая порода, которую использовали моряки, фермеры,  охотники на водоплавающих птиц. Барбеты не боятся холода и спокойно заходят в воду в любую погоду. Обладают плотной курчавой шерстью, не вызывающей аллергию. Очень сильная, крепко сложенная собака. А название «барбет» - от французского слова, перевод которого означает «борода».

 У Ричарда тоже через несколько лет выросла настоящая "мушкетерская" бородка.

           К апрелю он вытянулся, но свой угольный цвет не потерял. Зимовал в доме. Выучил многие команды. Был терпелив, дожидался хозяйки, стремительно выскакивал на снег и оставлял глубокие следы от желтой мочи.

 Спал на ковре в детской комнате возле дивана Ксении. Ночью Ричард посапывал, как ребенок. Иногда рычал. Интересно, неужели собаки тоже видят сны?

А   эти удивительные, все понимающие черные зрачки, в которые можно было заглянуть, только раздвинув длинные закрученные завитки на мордочке к большим висящим ушам. Разговаривала с собакой часами, иногда плакала. Слез Ричард не переносил. Он становился на задние лапы, передние клал на колени и начинал жалобно повизгивать, словно говоря: «Перестань! Видишь, я тоже плачу!»  И Ксения торопилась из дома.

Они гуляли часами во занесенным снегом улицам, по замерзшей реке. И постепенно боль потери оседала незримо глубоко в памяти.

Во время мощного вскрытия реки и стремительного подъема воды она ушла на речку одна, закрыв Ричарда дома. 

Мимо высокого правого берега стремительно неслись по течению огромные почерневшие льдины, сбиваясь во временные заторы. И эта торжественная мелодия весеннего обновления вместе с пронизывающим ветром настраивали на позитивное принятие правил жизни.

         Летом на рыбалке Ричард надолго исчезал, никогда не гавкал и однажды принес в зубах уже подросшего утенка. Положил у ног Ксении и победно начал вилять своим полукруглым хвостом.  Утенок был жив, засеменил к воде. Отучивать от заложенной природой в генах привычки охотиться было очень трудно. Но умный Ричард после нескольких таких случаев великолепно понял, что ему можно только пугать скрывающихся в зарослях камыша обитателей, но трогать нельзя. Охота была под запретом.

О повадках и характере этой собаки можно написать книгу. Самый интересный случай произошел через два года зимой.

По традиции перед Крещением на льду реки устанавливали деревянную купальню. Ступеньки и поручни позволяли любителям спуститься в специально вырубленную в форме креста прорубь.

         Начиналось купание ночью после крестного хода и освящения воды. Утром приток людей увеличился. Десятками подъезжали машины. Люди набирали из проруби выше по течению ледяную воду и провожали аплодисментами отважных мужчин и женщин, которые мужественно спускались в пятнадцатиградусный мороз почти нагишом в стылую воду.

Ксения после уроков выпустила Ричарда из дома, и они направились по расчищенной дороге на берег.

Ричард по команде сел у ног на снег. Ему явно понравилось общество людей.   Внимание было направлено на воду в ледяном корыте. Он вскочил, сел, опять вскочил.

Он явно завидовал тем людям, которые трижды окунувшись, гордо выходили босыми ногами на снег, фотографировались, смеялись и гордились смелостью, внутренней победой над страхом. 

Но, когда две девочки-подростки, взявшись за руки, спускались по ступенькам, одна испуганно вскрикнула. Это был сигнал для Ричарда. Стремительными прыжками он преодолел крутой склон и со льда ринулся бесстрашно в воду, загородив спуск. Обе девочки истошно закричали! Полуголый отец выхватил их со ступенек, потащил в машину. Народ радостно защелкал телефонами.   

Ричард победно отряхнулся, вернулся на свое место у ног Ксении. Процесс социализации прошел успешно.






 






 


Рецензии
Прочла внимательно! Знакомые ощущения. Через аналогичное пришлось пройти. И помогают аналогично лайки, что сейчас спят на ковриках, каждый в своей комнате. А собаки часто видят сны! И сны разные. Могут сниться и тяжёлые, как снились Пуле. На её глазах погиб муж. Она одна три недели защищала тело хозяина неживого от медведей. Год ей снились кошмары. Она рычала и лаяла во сне, лапы бежали.
Знакома и с варварством, типа выбитой двери кабинета погибшего учителя. Удивляет, когда люди подобному варварству не верят и, естественно, виновных не находят... А собаки, что рядом, поднимают по утрам, радуясь встрече после сна, заставляя полноценно жить дальше.

Посмеялась над:

-Картина на берегу требовала своего живописца: торчащая из песка круглая кучерявая голова забавного щенка и дама в модной шелковой кофточке и скромных белых трусиках. Но кроме задумчивой реки и зелени кустов их никто не потревожил.

Не так давно, аналогично вытаскивала чужого щенка, его относило течением реки. Не хватало самому сил переплыть и вернуться в село с тайги. Читала, и вспомнилось. Вспомнилось многое. И часы в лесу, мужчины, которые непонятным образом сами по себе пошли, как я пришла весной в тайгу поставить крест на месте гибели мужа, а стояли на времени, как их нашла...можно решить, что совпадение, а можно и иначе...
Спасибо большое!

Татьяна Немшанова   23.10.2023 21:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.