1982-1985 гг. ЦЭ Мингео СССР. 8
Решил съездить за поделочным камнем лазуритом на место его добычи в поселение Лазуритка на вершине горы недалеко от Слюдянки.
Рассказал начальнику партии о своих планах. Он мне:
- А нож у тебя есть?
- Есть, перочинный.
- А консервы у тебя есть?
- Да, рыбные.
Начальник покачал головой и напомнил, что здесь в лесах бродят медведи. Рассказал истории, когда сотрудники партии залезали на дерево при приближении медведицы с медвежатами. Им пришлось там сидеть, пока медведи не ушли. Другой случай, когда убегали по шпалам железной дороги. Но я почем-то встречи с медведями не боялся.
Поехал на автобусе в сторону Слюдянки. Не доезжая до нее, автобус свернул направо на Тункинский тракт. Километров через десять после поворота сошел у зверофермы, где разводили норок. Здесь начиналась дорога на Лазуритку. Расстояние мне показалось небольшим, поэтому решил добираться пешком: по незнакомой местности, по горной дороге до высоты около одного километра. Начался дождь, и я решил ловит попутные машины, но машин почти не было, а те, что были, не хотели меня брать.
Дождь не переставал. Идти или стоять под дождем не очень приятное удовольствие. Благо недалеко от дороги стоял небольшой сарай с чердаком, относящийся к звероферме, куда я и забрался. Поел и стал ждать… При появлении очередной машины слазил с чердака и пытался напроситься в пассажиры. Думал, что, если не будет попутки, то заночую на чердаке.
Появился мощный грузовик с людьми в крытом кузове. Они ехали до Лазуритки и согласились взять меня. Мы ехали вверх долго по горной дороге через камни, преодолевая вброд речки. По дороге встречали застрявшие машины. Я с ужасом представил, что это мне предстояло бы пройти пешком.
Уже в темноте мы приехали в Лазуритку. Ребята разбрелись по своим знакомым, а я остался стоять посреди поселка под дождем, не зная куда идти и где буду ночевать. Вокруг были одноэтажные деревянные приземистые бараки. Зашел в первый барак и спросил, где начальство. Меня отправили в другой барак, где размещалось начальство и службы. Там сказали, что на выходные начальство все улетело в Иркутск – здесь остался только заместитель начальника, который живет в другом бараке.
Вхожу к замначальника и объясняю ситуацию, что хотел бы где-то переночевать.
- Я Вас здесь не поселю.
- Я и не прошусь сюда, скажете, в каком бараке можно переночевать?
Предъявляю удостоверение начальника группы ЦЭ Мингео СССР. Сергей тут же похвастался, что нашел родонит, а потом спросил не помогу ли я ему определить минерал. Пришлось сознаться. Что я только любитель в геологии.
После небольшого разговора он разрешил заночевать у него. Разложим раскладушку, дал спальник и угостил сухим молоком, разбавленным кипятком. Мы поговорили о геологии, он пытался задавать мне вопросы, на некоторые из которых я даже отвечал.
Утром он сказал мне, что в штольни лазать опасно – могут обвалиться, но около входа можно найти интересные камни с лазуритом, а еще можно набрать на складе. Я вышел на улицу, где шел непрекращающийся дождь. Побродил около штолен, пособирал камешки, а потом стал собирать бруснику. Оказывается ребята, которые меня подвозили, приехали в Лазуритку за брусникой. Вернулся мокрый насквозь. В доме горела печь и грелся чайник. Мы подзакусили. Я немного просох и сбегал еще на склад и набрал немного лазурита.
Вечером мы еще поговорили с замначальника, он показал некоторые интересные образцы, опять задавал вопросы по поводу названия минералов в образцах, но я честно говорил, что не знаю. Потом он подарил мне немного поделочных камней хорошего качества, в том числе и лазурит. Обещал найти меня в Иркутске и дать еще много камней, которые есть у него дома. Но… обещание свое не сдержал и меня не нашел.
Спал чудесно. На улице было пасмурно и дождь не прекращался.
Надо было думать, как возвращаться в Иркутск.
Геологические машины пойдут вниз только в понедельник. Мне не хотелось ждать до понедельника в такой дождь, да и встречаться с начальством не очень хотелось.
На улице подошел к двум газикам, но у них не было места. Сергея позвали с трактором помочь втащить застрявший грузовик. Тут и я подумал: а вот кто меня вывезет? Вытащили военный грузовик с ордой народа. Хотели дать бутылку водки Сергею, но он отказался. Тогда решили все вместе поесть в соседнем доме.
Я договорился. Что они меня возьмут, еще об этом их попросил Сергей. Пока они будут есть я решил еще собрать ягод. Набрал пол трехлитрового бидончика черники и брусники.. Вымок весь. Особенно ноги.
В 14:20 выехали. Шел дождь, встречных машин не было. У брода вытащили грузовик из реи. Добрались за час до деревни Быстрой, а еще через час были достигли поселка Култук. Отъехав от Култука километра три, свернули вправо и стали на обед. Я побрел за ягодой. Встретил много брусники крупной и красивой: на пеньках и мхе. Набрал полсетки грибов, в основном, красноголовики. Один гриб был около 400-500 грамм.
Пока бродил дождя не было, но из-за сырой травы ноги были очень мокрые. Вернулся к машине. Меня позвали к костру, угостили салатом из капусты, дали громадную полную миску супа из лапши и тушенки, а на третье – чай с сгущенкой.
Я все найденные грибы отдел ребятам – мне их негде было готовить. Когда собрались ехать дальше, все всполошились – надо прятать ягоды. Дело в том, что бруснику можно собирать не раньше 25 августы, а мы собирали где-то в районе двадцатого. Но никто нас в пути не проверял, и мы благополучно приехали в Иркутск. Около 22-х я был в гостинице.
Улетал я из Иркутска с большим количеством камней, что привело к превышению допустимого веса багажа (20 кг). За каждый килограмм лишнего багажа надо было платить большие деньги (из-за большого расстояния от Иркутска до Москвы). Платить я не собирался, поэтому рассовал большие камни по карманам расстегнутой штормовки и прошел на посадку (в то время нас не просвечивали).
Продолжение: http://proza.ru/2022/12/04/1420
Свидетельство о публикации №222120401032