Эстетика безобразного 1

ЭСТЕТИКА БЕЗОБРАЗНОГО-1
ОБРАЗ НАУКИ

Считается, что одним из отцов-основателей эстетики безобразного является нидерландский художник Иероним Босх, живший на грани 16-17 веков.

Но, если предположить, что при написании ужасных ОБРАЗОВ его рукой водила сила дьявола, то это не правда. Потому что свои "миры" Босх писал исключительно по заказу католической церкви. Да и сам он был правоверным католиком и членом мистического бртства.

Картины Босха читать следует определенным образом - то есть, понимать их символику. Обычно он писал триптихи. И, как правило, начинать созерцать его (а картины Босха не просто смотрят, а именно, созерцают) надо с закрытых створок, на которых изображен какой-либо библейский сюжет.

Когда створки открываются, то сначала смотрят на левую часть, передвигаясь постепенно направо. А затем сверху вниз.

Босх воспринимал земной мир, как дьявольский. Даже ПТИЦЫ у него носили на себе печать злого мира, ибо прародителями их были падшие ангелы. Поэтому так много в его картинах встречается безумных и безобразных обликов, на фоне которых лица порядочных и добрых людей выглядят иномирными и странными.

Так, святые у него всегда изображены в окружении кишащих чудовищ, безумцев, насекомых, злых псов и обглоданных костей. А фоном всей этой ужасной жизни являются СИЛУЭТЫ ВИСЕЛИЦ, ПЫТОЧНЫХ КОЛЕС И ВОРОНОВ, олицетворяющих собой ужас жизни.

Даже АНГЕЛЫ, спустившиеся на Землю, приобретают у Босха зловещие облики и обручаются со смертью, ибо автоматически отяжелевают, становятся падшими и обагряются кровью. А вместо лебединых у них появляются багровые перепончатые крылья.

Вот отрывок из Откровения Иоанна: "И ОСВОБОЖДЕНЫ БЫЛИ 4 АНГЕЛА, ПРИГОТОВЛЕННЫЕ на час и день, и месяц и год, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УМЕРТВИТЬ ТРЕТЬЮ ЧАСТЬ ЛЮДЕЙ".

А крылатый загадочный персонаж в очках, сидящий у ног Иоанна Патмосского - автора Апокалипсиса - кто это? Обратившийся в чудовище ангел или иное существо, указанное в Апокалипсисе как саранча с ядовитым хвостом скорпиона?

И здесь удивляет не только то, что саранча эта носит позолоченную корону, пробуждающей в нас отчетливо тревожные ассоциации с коронавирусной эпидемией, но и очки, которые в 15 веке считались аксессуаром дьявола. Для нас же эта невинная вещица обычно связывается с положительным явлением - многочитающим ученым и наукой.

Но именно эта тварь в очках, олицетворяющая у Босха науку, в апокалипсисе Иоанна является истребителем человечества.

Так об этом указано у Иоанна: "1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.

2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.

3 И ИЗ ДЫМА ВЫШЛА САРАНЧА на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них".

Именно в науке Босх видит печаль настоящего и ужас будущего. А потому она олицетворяется у него в образе многоголовой саранчи и всякого рода нечисти, наступающей на род человеческий. Предвестником же беды ОТ НАУКИ у него служит ОБРАЗ ЗЛОВЕЩЕЙ СОВЫ, олицетворяющей собой науку, состоящую на службе дьявола.

СОВА - ночная птица. А тьма - это символ обмана и иллюзорности. ИЛЛЮЗИЯ же - главное оружие дьявола, а исток ее лежит в ДВОЙСТВЕННОСТИ расколовшегося мира.

В религии с двойственностью мира связан миф о грехопадении Адама и Евы, которые, вкусив плод от древа Добра и Зла, грянулись в иллюзорный по своей сути, двойственный мир. Мир, в котором счастье невозможно по определению. Ибо по закону двойственности, счастье всегда компенсируется неизбежным несчастьем. Потому что кратковременное счастье и несчастье определяют друг друга. Друг без друга они не могут быть ни поняты, ни объяснены.

"Когда в Поднебесной узнают, что ПРЕКРАСНОЕ является прекрасным - появляется БЕЗОБРАЗНОЕ. Когда все узнают, что ДОБРОЕ является добром - возникает ЗЛО. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние...", - писал Лао-цзы в книге "Дао де Цзин" о двойственном мире.

Именно таким человеком Был Босх, ибо его картины и были тем самым деятельным недеянием, которое только возможно для такого рода человека, который находится в злом земном мире.

Он творил, не принимая никакого участия в обыденной жизни. Он был многомудр, не будучи ученым. Он созерцал иллюзорный мир, помечая ее явления непреходящими символами. Он создавал наглядные пошаговые карты жизни, ориентируясь на которые, ищущие могли найти верный путь в обманчивом, наполненным всевозможными симуляциями мире.


Рецензии