23. Наши с Беллой первые годы

 

И вот, уехавши в Свердловск на побывку, я получил письмо:

"Тодик !
Вот ты и уехал и сразу стало грустно ,грустно.   Даже Природа вокруг приобрела какие-то печальные тона, Солнце насупилось и хмуро смотрит на мир ,а ветер стал такой злой и вредный  и, кажется, всё время ехидно нашёптывает: « уехал, уехал, ну,  жди,жди…»
Ну, и подумаешь,и дождусь. Правда ?
Где ты сейчас что делаешь, о чём   думаешь ?
« Как бы хотелось,.милый, быть с тобою вместе, заглянуть, любимый, в серые глза родные….»

(Это  письмо было написано идеально ровным каллиграфическим почерком, которым может писать лишь любящая женщина, понимающая Что и Кому она пишет.

А что  касается цитаты, то Бэлка, безо всякого сомнения,  так и думала сама и теми же словами. Но прирождённая скромность и порядочность не позволили ей расковычить эту фразу и выдать её за свою).

 И она продолжает далее:

  Витольд!
Слышишь, мне осень хочется, чтобы ты чаще  вспоминал меня только не с грустью, а наоборот, когда тебе удастся сделать что-либо хорошее радостное, полезное.
Очевидно, то что я написала , выглядит страшно смешно и глупо,но мне просто хотелось поговорить с тобой.
В письме я смелее, поэтому и откровеннее.

( Вот именно этим и отличаются все мои воспоминания о ней на страницах, предназначенных для чтения  равнодушным читателем на страницах «Прозы.ру»

И далее в этом письме она заканчивает: " ...."Приедешь, расскажу, что делала, а сейчас не хочется.
Будь счастлив."
Бэла.

Так выглядит одно из писем, посланных Бэлой на мой адрес в Свердловске, куда меня  летом вызывали родители.


Иллюстративный материал по  затрагиваемым  автором  в статьях на  сайте может  быть найден с помощью  поисковой машины Яндекса, в двух источниках:

Как иллюстрации к проекту «Википедия»  в количестве на конец 2022 года превышающем тысячу.

 И на сайте "nonstop photo  Vitold Muratov",  где количество созданных и опубликованных мною за три четверти века  снимков с использованием релевантной фототехники превышает десять тысяч.

А  что  касается приведённой выше пляжной фотографии,  то она представляет собой результат обработки Фотошопом с использованием фотографий   тех же лиц, но  в  более благоприятной обстановке.И , соответственно, в иное время.

Познакомиться с Бэлой я  имел шанс ещё в Свердловске. Куда меня перевезли в возрасте двух лет из тогдашнего Ленинграда родители, спасавшиеся  от репрессий и в который уже был сослан мой дед –Сергей Владимирович  и его супруга – бабушка Любовь Леонидовна.
Мы с Белой, даже, жили тогда в одном районе города и я, даже, чуть было не попал в ту же школу, в которой начинала учиться Бэла.
 
По окончанию войны она  вернулась в Ленинград. А я закончил среднюю школу  и, как золотой медалист,  без  экзаменов поступил в Ленинградский Институт Точной Механики и Оптики –ЛИТМО.  Созданный,  кстати,  моим дедом, и который, как первый завуч,  написал программу обучения и стал, таким образом, создателем новой для России специальности –инженеров Точной Механики и Оптики.

Вот здесь - то, на недолго  просуществовавшем Инженерно-физическом,факультете,
 мы и встретились с Бэлой. К началу Второго семестра  мне стало понятно, кого я возьму себе в жёны.


Её  отец – Полонский Лев Соломонович, еврей, происходящий из древнего еврейского рода, прослеживаемого до одного из колен Израилевых , имел отца- ортодоксального еврея из  Шполы.Он даже проклял своего сына за женитьбу на русской.

Как сообщили его односельчане, он был убит немцами со своими родственниками в оды оккупации

Отец Беллы, бывший специалистом по фарфору, был участником  Оптовой ярмарки в Ленинграде окончившейся  гибелью  верхушки города. И умер от инфаркта, получив информацию о поездах. предназначенных для депортации еврейского населения города в Сибирь

Её мать --Капиталина Петровна,  русская, происходила из  среды  жителей Урала, во многом соблюдавших  строгие традиции  кержаков - староверов. Работала она в городской администрации Свердловска. И умерла от онкологического заболевания в первый же год, когда мы получили квартиру

 
Ежегодно по окончанию  каждого семестра родители вызывали меня на побывку в Свердловск. Мама  уже в годы моего обучения  на Втором курсе была смертельно больна.Но тогда в Свердловск приехала и Бэла к родным.

 И я попросил е зайти к нам домой и Бэла имела возможность с мамой
 немного поговорить.Но этого оказалось достаточно, чтобы она и все мои родители оценили её и с первого раза одобрили мой выбор, о котором я ещё не заявлял

Поездки на каникулы к родителям продолжались мною и в последующие годы.
И выше приведено одно из её писем ко мне в  недолгой разлуке.

Мои  родители буквально с первого взгляда признали Белу за свою. От ец обратил  внимание на то, что уголки губ  её рта не опущены, что  по  своему опыту он  знал  было признаком   оптимистичного отношения  к жизни. 

Надеюсь, что в короткой беседе с нею, мама, лежавшая буквально на своём смертном одре, в короткой беседе с Белой, пришедшей к  нам домой по  моей просьбе во  время посещения в Свердловске своих  родственников,  составила о ней  самое благоприятное мнение. И после этого могла умирать спокойно без  опасений за мою судьбу.

Как повелось в веках, обязательным событием в студенческой жизни были пирушки с возлиянием спиртного. На одной из них, происходившей под Новый Год на острове Голодай, я на нетвердых ногах вывел Бэлку на лед ныне засыпанного залива и чего-то лепетал ей заплетающимся языком высокоумное.
Но она своим женским умом поняла скрытый смысл этого панегирика, назвала меня «Тодиком», как называли меня в семье, и позволила себя поцеловать.
 
Как она потом вспоминала, ее несколько испугало препятствие, мешавшее ей близко приблизиться ко мне, но вида не подала, возможно, потому, что этим самым я бессознательно, но убедительно подтвердил ей искренность моих бессвязных слов.

 Впрочем, со временем она и к этому попривыкла. И стала относиться к этому препятствию значительно более снисходительно и, даже, получала удовольствие от общения с ним. И,освоившись, родила мне с его помощью двух весьма перспективных.
пацанов.

Совершенство формы  грудей Бэлы, каждая из которых идеально соответствовала размеру моей ладо, видно даже на фотографиях,  которые сделаны через несколько лет после того, как она выкормила своим молоком двух наших сыновей.
 
И это никак не сказалось на их форме, которые не обвисли,  и соски которых продолжали смотреть задорно прямо, для чего ей даже не надо было обязательно принимать стандартную для эротических календарей позу и закидывать руки за голову (терпеть не могу фотографии сисястых баб с грудями на манер вымени. 3 – максимум 4 й размер лифчика – предел).

Хорошо, если женщина имеет грудь  -это красиво..
Плохо, когда это  - вымя.

Если вспомнить те времена «Железного занавеса» с их во всём и полной закрытостью информации, то не покажется странным полная неинформированность нас в вопросах половой жизни. Ведь все соответствующие эпизоды из кинофильмов безжалостно вырезались, а литература подвергалась пристальной цензуре. И потому до всего надо было доходить своим умом.

И многому тогда еще предстояло научиться и многое освоить. Еще помню, что кто-то нашел кучу минометных мин, и я изъявил желание направиться для их осмотра. Узнав об этом, Бэлка вскричала «Не пущу!!». И эта фраза, ей произнесенная, запомнилась мне как одно из самых приятных услышанных мной от нее высказываний в течение всей жизни.


  Летом 1955 года  я бесповоротно решил поехать с Белой отдыхать на Кавказ в Новый Афон. Но ее мать – Полонская Капиталина Петровна поставила условием, чтобы Белла ехала в компании своих сокурсниц. С этим пришлось согласиться.(Со стороны  это было похоже на допуск козла к охране капусты )

Естественно, встал вопрос о деньгах.
А именно в это время настало время производственной практики. По совету преподавателя Резунова, я попросил направить меня на  практику на Карбюраторный завод.Расчет был на то, что я встану, как рабочий,  к установке, отливающей корпуса из дюралюминия, и буду получать за это по одному рублю за штуку – большие по тем временам деньги.

 Но кто-то эту работу перехватил, и мне пришлось работать в первую смену на токарном, фрезерном, шлифовальном, сверлильном  и револьверном станках с гораздо более низкими расценками.

При этом, однако, я успевал попасть даже на последние часы лекций.  При этом пришлось познакомиться с петербургскими рабочими и проникнуться к ним  уважением.

Что было странным для меня, поскольку я считал себя полностью определившим свою классовую позицию ещё в детстве. А дело было ещё в военные голды в Свердловске
в  годы учения в начальной школе.

Однажды мне довелось в летнее время ехать и в коротких штанишках на Уралмаш. На площадке трамвайного вагона стояло два поддатых после смены пролетария,  Которые  были возмущены моим видом и стали дискутировать между собой по поводу моей национальности. Решив, что я -жидёнок, они пинком  выгнали меня на остановке из вагона.

И вот- теперь близкое знакомство с рабочими Питера......
Обращали на себя внимание не только их высокая производственная культура, но и деликатность, дружелюбие и готовность помочь.

Прав был Суханов в своих «Записках о революции», говоря о петербургском пролетарии: «…этот несравненный тип есть исключение в России. Рабочий-москвич отличается от петербургского пролетария, как курица от павлина».


Работа на револьверном станке совершенно исключает работу мозгами и для успешного выполнения задания рабочий в буквальном смысле должен превратиться в автомат.
Поскольку я всегда был и остаюсь склонным к импровизации и не умею дважды повторять одну и ту же работу, то часто ломал инструмент, подключая его в неправильной последовательности.

Мой многоопытный настройщик удивлялся мне: " Что значит – интеллигентный студент "– говорил он не то с удивлением, не то с осуждением – сломает сверло, принесет и без слов и извинений мне протянет…"
 
При этом пришлось узнать и оборотную сторону труда на социалистическом предприятии. Так мой настройщик  выручал меня, когда я, задумавшись, забывал проверять изделие и делал в нем отверстие с диаметром, превышающим по размеру допустимый.      
« А я, парень, твой брак исправил» - говорил он мне на следующий день.
 Оказывается, он молотком немного сплющивал деталь...
А мы все еще удивляемся тому, что в России не умеют делать хороших и надежных автомашин....

На то, что моя одежда пропиталась охлаждающей эмульсией и сильно пахла,  обратил внимание один из важных комсомольских деятелей института и дружески посоветовал прекратить работу, чтобы не быть исключенным или же переведенным на вечернее отделение.
Пришлось согласиться. Но требуемую сумму я всё же заработал

В результате  летом мы с Беллой отправились в компании с Таней Васильевой, Люсей Долженко и Инной Кулешовой  на Кавказ в Новый Афон, где сняли в домике комнату, в которой  мне пришлось квартировать с четырьмя женщинами, что было более чем двусмысленно, но свои невысказанные обязательства, взятые перед будущей тещей, я выполнял.

 Правда, мы с Белой представляли достаточно заметную пару.Хотя,как нам казалось, вели себя на людях весьма скромно и, во всяком случае, не вызывающе.

Тем не менее, проезжающий мимо высокопоставленный начальник остановился и предложил   прокатить нас до Сухума.  По дороге не умолкая  рассказывая о своём отце , организаторе пароходства на Каспии.

Летом этого года во время пребывания в Новом Афоне.Белка, (как и летом в последующей жизни)  носила самодельную весьма свободно сидящую одежду, которая позволяла без особого труда достигать и осязать  любую часть ее тела, не прибегая к радикальному раздеванию.

 Привычка так одеваться сохранилась у нее надолго.
 Во всяком случае, ее самодельные лифчики всегда имели свойство существовать отдельно от ее грудей, которые оказывались на свободе. И это было красиво, поскольку форма ее бюста бы близка к совершенству.

Во всяком случае,  никто из окружающих не  высказывал недовольства по поводу такой её одежды.

По  вечерам мы нередко сидели  на пляже у самого моря, ставшего из - за темноты Чёрным.
 Мимо нас по песку проходила пограничная стража, задачей которой было не допустить бегства в Турцию или же получения контрабанды.
Но солдаты лишь завистливо косились в нашу сторону. Никаких вопросов у них не возникало.
В конце-концов я настолько затискал Белку, что дело дошло до того, что в один прекрасный день она шепнула мне на ухо, что готова    « разрешить мне делать с ней все, но не до конца» ».
,
В этом предложении не было ничего противоестественного. Ведь именно за этим и ездят на юг молодые женщины.
 Однако дьявол скрывается в деталях...

  Проблема была именно в о реализации этого «конца», поскольку я , зная себя,  отлично понимал, что войдя в тело Беллы, вряд ли выйду из  него  в необходимый момент. И, тем самым, омрачу радость происшедшего страхом перед вполне вероятной беременностью..

И я не был бы сам собой, если бы отнесся к решению этого вопроса решительно и просто, как это делают нормальные мужчины в подобной ситуации:   
 « Я все понял, дорогая, а теперь раздвинь, пожалуйста, ноги пошире».

Оставалось, как обь этом повествует Библия,   вылить семя на землю, как это сделал библейский Онан: «.. Онан знал, что , чтобы не дать семени брату своему..Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил…его».

И, в самом деле, начинать совместную половую жизнь с незавершённого полового акта значило с самого начала встать на путь фальсификации,  поскольку природой при нём предусмотрено  именно обратное. Ведь я считал, что  этот вариант решения проблемы по своему характеру не соответствуют торжественности и значимости предстоящего к исполнению действа.

Оставалось – пойти и купить пачку  дефицитных на Юге презервативов. Но я справедливо  считал, что речь шла ни много, ни мало, как о превращении Бэлы  из девицы, в женщину, да заодно и самого себя с при её  непосредственном  активном участии в мужчину.

К тому же, в том состоянии, в котором я тогда находился, никаких сомнений в непорочности Белки у меня тогда вообще быть не могло.
И здесь имел бы место противоестественный обман , что-то похожее на поцелуи через стекло.
Не отдавая себе в этом отчёт, я интуитивно  правильно понял, что  секс с презервативом есть не более, чем  одновременный акт совместного онанизма.

 Особенно  ущербность этого  должна ощущаться женщиной, для которой , судя по всему, важно ощущение впрыскиваемой в неё струи  спермы.

(Во всяком случае. именно на это обстоятельство  акцентировали внимание читателя знающие дело сексуально озабоченные авторши популярных в начале следующего века  женских романов)
Правда,  в уставе американской армии, в которой на равных служат женщины и мужчины, существует специально составленная для них рекомендация, звучащая примерно так: «если вас насилуют, и вы не можете ничего предпринять против, то расслабьтесь, хотя бы  для того, чтобы получать удовольствие».

И не случайно, много лет спустя Белла, набравшись немалого сексуального опыта,  начала интересоваться  тем, что переживает женщина, когда ее насилуют. И даже спрашивала меня о том, что я по этому поводу думаю.

Кстати, на память приходит рекомендация одной женщины-специалиста по сексопатологии,  которая великодушно  утешала упавшего духом пациента,  сказав буквально: «В конце концов ведь у вас ещё осталось  двадцать пальцев!»

В результате  мне удалось без разрешения  ночью  проникнуть  под  одеяло  и войти тело Белы рукой .
Причём она  слегка раздвинула ноги и я нащупал рукой живот Белы, нашел под ее руководством вход и ввел в него свой большой палец правой руки, чему она опять помогла, поскольку слегка даже приподняла одну ногу. Дальше я путешествовал этим пальцем внутри ее тела, что не оставляло ее к этим манипуляциям безучастной, о чем можно было судить по ее участившемуся дыханию.

Нам было невдомек, что в это время мы занимались именно тем, что составляет содержание одной из самых ярких страниц библейских Песен Соломоновых. Что нашло своё выражение в строфе:
 "Возлюбленный мой протянул руку сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него ".

Лишь потом оказалось, что найденный  интуитивно способ  удовлетворения женщины уже длительное время практикуется и был известен ещё в античности.Им широко пользовались энергичные и лишённые комплексов герои и боги...

А тогда остальные девчонки затаились,  как мыши и, делая вид, что глубоко спят. Мне даже   показалось, что я довел Бэлу до оргазма, хотя и тогда  она не пикнула, показав свою невероятную силу воли и способность к самоконтролю.

Этот случай убедил меня в том, что Бела в то время ценила наши с ней отношения значительно выше мнения  окружающих, на которое она готова в была необходимом случае наплевать. И вера в это заставила меня ещё более уважать ее за это.

Белой тогда мне было разрешено всё, за исключением того, для чего и ездят на юг. Ибо Белла  имела принципиальную установку на то, что до защиты диплома она не забеременеет. 
В результате произошло невероятное – женщина вернулась с юга девушкой.


Перенесённая в молодости сексуальная голодовка оставила след в моей психике  на все дальнейшие годы.
Видно, правы были наши предки в своих рекомендациях не спешить начинать половую жизнь.
 
И впрямь: В конце 2012 года, в интернете было упомянуто исследование, проведённое в Америке , связанное с изучением долговечности семьи. И было установлено, что те пары, которые после знакомства сразу же вступали в половые отношения, оказывались значительно менее прочными, чем отложившие их на  время.

По-видимому, долгое воздержание и ожидание развязки создаёт стойкую взаимную привязанность  и  увеличивает ощущение значимости и ценности факта совокупления.

В итоге я на всю жизнь отказался  от  отношения к сексу как к чему- то второстепенному, да, к тому же, постыдному и непристойному. У меня сформировалось твердое убеждение, что не существует по - отдельности ни  возвышенной «чистой любви», и любви  плотской, то есть низменной.

И разница между ними в том, что они представляют лишь две следующих одна за другой фазы отношений, а после начала нормальной половой жизни  переплетаются  настолько, что их становится невозможно отличить.

Тем не менее, несмотря на разбуженный и неудовлетворённый половой голод   , поездка на Кавказ оставила самые приятные впечатления на всю жизнь.

Кстати, в холостой период жил я в общежитии института на Вяземском переулке.  в комнате нас было четыре человека и один из них – Коля Радкевич  увивался за ленинградской девчонкой  по имени Регина.Возвратившись , он горестно сетовал: "Опять Регина не дала! Вот б..дь !"


А Белле  нравилось, прижав своё лицо к моему,  гладить меня ресницами своих глаз и напевать немудрящую песенку:

"в лес бы заманила бы вечерком
Там зацеловала бы над костром
С красотой не справишься :
Всё ж ты будешь мой
Ой как ты мне нравишься
Оё ёй, ёй "...

19 июля 1956г мы с Бэлой расписались в Загсе, и были официально провозглашены мужем и женой. Без торжественной церемонии и выслушивания обязательной формальной нотации  нас выгнали из помещения за несерьёзное поведение.
в этот же день мы был приглашены на свадьбу подруги Беллы и потом разошлись по домам.

После этого  мы получили возможность перейти от торжественной части к художественной, т.е к самой сути брака.
 В одно из летних воскресений  мы посетили парк Сосновку .Местность за ним в те годы не была застроена и представляла сухое неровное болото, покрытое  травой и заросшее кустами.

Следуя за решительно идущей Беллой, я  нашёл  какую то ямку. Мы легли ив неё  и были готовы приступить к совокуплению, как услышали голоса, и на нас вышла какая-то праздная компания, прошедшая, впрочем, мимо.
Но аппетит нам она испортила.
Вечером этого же дня  Белка, в первый раз в нашей совместной жизни, взяла инициативу в свои руки.
привела меня к себе домой и там, в присутствии мамаши, от которой мы были отделены лишь повешенной в качестве занавески простыней, легла, задрала ночную рубашку и раздвинула ноги,  и демонстративно и* решительно подтвердив свое право на самостоятельную жизнь стала с моей помощью женщиной.


 Воспоминания об этом прекрасном в своей смелости и естественности и совершенно мужском поступке остались у меня на всю жизнь.

Формализованное начало совместной жизни не соответствовало нашим ожиданиям и никак не могло нас устроить.
Было ясно, что заниматься сексом надо иначе, поскольку каждый раз это маленький праздник, не требующий каких- либо формальных ритуалов, но в любом случае должный быть чем-то выходящим за пределы повседневного быта.

 Поэтому я обратился к комендантше студенческого общежития, в котором я жил до сих пор, с просьбой предоставить мне и моей жене пустующую в летнее время комнату. Та отнеслась к моей просьбе с недоверием, но препятствий чинить не стала.
 Я купил букет невероятно сильно пахнущих лилий и здесь, на холодной и жесткой студенческой кровати, мы провели первую полноценную брачную ночь .

По моим прикидкам  это произошло через сто лет после того, как Пушкин в своём письме приятелю сообщал ему дословно, что намедни "вы..б гения чистой красоты -Анну Керн ...- ".


Значительно повзрослев, и оказавшись совсем в другой обстановке, мы  обвенчались по православному обряду при праздновании 50- летней годовщины нашей свадьбы.



 Через шестьдесят шесть лет замужества она в заочном поздравлении внучки Анечки со  свадьбой писала :

 " Я бы хотела передать то напутствие, которое вот уже почти три века передает  на свадьбе с  СТАРШАЯ В СЕМЬЕ женщина   невесте на нашей с твоим  дедушкой свадьбе Любовь  Леонидовна сказала следующее: «Мать воспитывает себе хорошего сына, а хорошего мужа должна воспитать себе жена.
Семейная жизнь похожа  на  корабль.  А чтобы корабль плыл,  не сел бы на мель и не разбился о скалы, нужен  ветер и рулевой, который умело меняет галсы в зависимости от силы и направления ветра.»
 
Но за это время жизнь внесла свои коррективы.  Теперь я бы добавила,  что    Иногда рулевой может и  сам менять немного курс корабля, не убеждая при этом капитана, что это не его  инициатива"

и этой установке Белла следовала всю нашу дальнейшую жизнь. Без нажима. БЕЗ сцен и разборок И, тем более, без ущемления моего самолюбия.

 Но я до сих пор уверен, что все решительные повороты судьбы семьи был сделаны по моей инициативе..

Подробности дальнейших шестидесяти шести лет  нашей жизни проиллюстрированы на фотографиях,, опубликованы на  сайте "Nonstop photos  Vitold Muratov photographer "   
 
По осле защиты диплома Белла, благодаря энергичному вмешательстве  завкафедрой профессора Кондратьева, осталась работать на кафедре Теплофизики и  оставалась на ней до окончания работы в институте и выхода на пенсию.

Здесь при её участии  была проведена интересная работа по изучению свойств метеоритов. И сделан подтвердившийся  затем взгляд на свойства поверхности Луны.

При использовании  соответствующих методик кафедра проводила работы по  верификации многочисленных появившихся в годы Перестройки теорий и гипотез.

 Причём, с обычным результатом для них:   с одной стороны –что-то есть, но утверждать определённо для   них нет оснований.

 (На мой взгляд здесь имеют место  эффект одноразовых явлений, о существовании которых говорил академик Мандельштам.)


На продолжении  более четырёх десятков лет мы проводили отпуска в занятиях, которые тогда назывались самодеятельным туризмом
Ещё в школе она приобрела вкус к странствиям и к постижению нового и новых мест в многодневном походе школьниц по местам недавних боёв на Карельском Перешейке.

Мы старались тогда посещать места слабо заселённые. То есть на европейском Севере страны и иногда на Урале.Длительностью не более трёх недель без учёта дороги. И в компании  ещё несколько человек.

Руководителем в них походов был я, а Белла с удовольствием выполняла работы по кухне. Благодаря дружественной атмосфере и организованности не пришлось нам ни разу не только сойти с маршрута, но и испытать  нежелательные трудности.

При этом, как и я,она получала большое удовольствие от сознания того, что удалось без потерь найти выход   из сложных и,порой,  опасных ситуаций.

Остальное время отпусков мы проводили с середины восьмидесятых лет на садовом участке в Трубниково. Где Белла занималась посадками а я строил дом летнего типа по собственному чертежу .В котором мы имели намерение  жить летом во все
последующие годы. Дом получился удачным: трёхэтажным,  с двумя противоположно расположенными балконами и  мансардой.
 
До последнего десятилетия  прошлого века наша жизнь шла на подъёме во всех отношениях.К тому же благодаря здоровому образу жизни мы совершенно не ощущали своего возраста.

Перестройка началась в год. когда мы приобрел  садовый участок.

 Вскоре по сокращению штатов, вызванного отсутствия финансирования, я был вынужден оставить должность начальника лаборатории с правами научного отдела Государственного Оптического Института. И заработком 400 рублей в месяц.

Пришлось  перепробовать множество профессий. ОТ преподавания физики на английском языке до ночного сторожа.

Во всё это время единственным источником средств существования была заработная плата Беллы.

 Десяти лет такого мыкания оказалось достаточно для  осознания простой истины:НАДО ЕХАТЬ.

И это оказалось возможным благодаря тому, что Белла была вывезена зимой 1941 года из Ленинграда и соответствующие документы сохранились.

Благодаря помощи уехавших ранее друзей, нам удалось по лини контингент флюхтлинга  закрепиться в Нюрнберге.

И Началась совершенно новая жизнь.

Её начало было пугающим: на утро в приёмном помещении мы был разбужены хорошо знакомой в детства командой : "Achtung  , achtung !" - нам предлагалось помыться  явиться на медосмотр....

Но уже после того, как нам  в магазине навалили полную корзину продуктов на выданную нам предварительно сумму - нам заметно полегчало.

А уж когда в коридоре общежития, в котором мы жили вначале пока не нашли себе приемлемую квартиру,  кто то закричал: " Кто хочет за сто марок съездить на день в Париж !" мы поняли, что у нас начинается новая интересная жизнь западноевропейского пенсионера.

И мы начал осваивать новую действительность.Воистину - начали жить заново.Известные нам по прочитанным книжкам города и страны оказались вполне доступными для посещения благодаря русскоязычным организациям,обеспечивающим многодневные автобусные экскурсии.

Как пенсионеры мы не имели права на ни на какую  работу.И жили только на пособие.

Бела познакомилась с семьёй, имевшей троих детей, двое из них были близнецами. И в уходе за ним  реализовала свою потребность как бабушки. довела их до окончания школы.Но
всё равно  мне кажется, что если бы она не была изолирована от своих внучек, она бы не уехала из России


В жизненных ситуациях она была умнее меня. Хотя сказать, что она знала больше моего нельзя.

В  отличие от жён своих детей, Бела, не  только принявшая фамилию Муратовых ,но и признавшая её историю , как свою , проделала большую работу по её раскрытию и уточнению. Так она по крупицам собрала материал о виде фамильного герба и , даже  вышила его цветными нитками.

Немало сделала она  и  в отношении  восстановления   истории фамилии моей мамы  - Кебке.  Которую приняла семья моей племянницы – Лии  Гелиевны Муратовой, успешно развивающуюся сейчас в Швеции и  Шотландии.
 
Потому для неё ставшим очевидным факт пресечения фамилии  стал для Белы  личной трагедией.


К своим  тридцати годам, создав семью .наладив её быт  и  родив двоих, подающих надежды сыновей, Бела  стала   красивой, скромной и преисполненной чувства собственного достоинства и высококультурной молодой  женщиной.
 
В женской консультации  просили  её предстать голой перед  студентами-медиками  с целью ознакомить их с представлением о красоте женского тела в античности.Разница была лишь в том, что Венера Милосская  была на 2 см. ниже.

-Надо сказать, что она  всегда знала где и до какой степени следует  раздеться и потому никогда не  попадала  в ложное положение.

Но ней  никогда. даже в голову не приходила мысль использовать свою внешность в качестве средства закрепления  своего общественного статуса.

Правда, жизнь в Германии начала этого века внесла в наши представления о приличиях существенные изменения. Так,например, очень не легко было выбирать место  на полу элитного  плавательного бассейна, стараясь пр этом не наступить на лежащих  в свободных позах на спинах симпатичных и абсолютно голых  молодых женщин.

Помню приступ своей гордости нею, когда,придя на нудистский пляж под Нюрнбергом, она без подсказки  мгновенно скинула с себя всю одежду и полезла в воду.
 Также она с удовольствием позволяла нашему другу Боре Аракчееву парить её в своей бане.
Её любили и уважали друзья. ,коллеги и  вообще  каждый, кто был с нею знаком.

У неё не было врагов.

В общении со всеми она была ровна, спокойна и  приветлива. И полностью   лишена тех черт, которые обычно  связывают  принадлежностью  к женскому сословию. В том числе женского тщеславия. Хотя отлично умела  видеть всё, что  является дурным вкусом в поведении и одежде.


Не помню, чтобы она сидела, скучая от того,что ей нечего делать или потому, что она устала.Всё её существование было заключено  в творческом,  в большинстве случаев,  труде.

С её уходом БУДУЩЕЕ как понятие,  потеряло всякое значение.
Осталось и затмило собой всё сущее огромное и внезапно приобретшее сокрытый и ранее не оценённый  смысл ПРОШЛОЕ.


Рецензии