Перегрин 4

История Первая

Кинан уже несколько лет был друидом в Арморике (1), в городе Darioritum, прямо на берегу Бискайского залива. Он очень любил свой город и хорошо знал его прошлое. Darioritum был расположен на нескольких холмах, разделенных узкими естественными морскими протоками, выходящими к заливу Морбиан.

В древние времена это был главный город кельтского племени Veneti, а сам Кинан не только был венетом, но и носил имя первого короля Арморики – Кинана Мериадога (2).

Город славился как оживленный торговый центр и удобный порт, и на главной улице можно было увидеть не толко галлов, но и людей из Британии, Иберии и Рима.

Кинан сидел за столиком в маленькой таверне и ожидал своего друга из соседнего города Кондат (3).

Он задумался о том, что в последнее время у него было много дел. С раннего утра он, как обычно, занимался обучением своего ученика, но уже несколько дней был занят решением одного казуса.

Причиной этому была просьба богатого местного торговца решить имущественный спор с соседом – то есть Кинан как друид должен был выступить в качестве брехонского арбитра (4).

Казус был интересным: сосед торговца претендовал на часть его недвижимости и имел свидетелей, которые утверждали, что данный участок ответчику не принадлежит.

У торговца не было никаких доказательств, поэтому Кинан стал перебирать в памяти все брехонские казусы, выученные наизусть много лет назад, пока, наконец, не нашел необходимую формулировку.

После этого он в продолжение нескольких дней собирал информацию и особенно интересовался моральными качествами истца. Наконец он узнал, что истец не раз распространял лживую и унизительную информацию в адрес своей законной жены, что согласно Брехонскому закону Imscarad может стать основанием для развода и раздела имущества. Кинан встретился с истцом и ему объяснил, что от развода он потеряет гораздо больше, и этот казус был благополучно решен.

И сейчас, сидя в таверне, Кинан маленькими глотками пил пиво и еще раз прокручивал в своей голове успешно сделанную работу, когда в помещение зашел высокий статный мужчина и сел за соседний столик.

Друга по-прежнему не было, и Кинан стал рассматривать незнакомца. Ему сразу бросилась в глаза какая-та странная одежда мужчины, совсем не похожая на пестрые туники местных галлов. На нем была желтоватая льняная туника до колен. Вокруг шеи Кинан увидел красиво украшенную красным орнаментом ленту, а обычный разрез для головы был почему-то сбоку и с тем же узором. Эта туника была подпоясана ярко-красным поясом, видимо из шелка. На ногах у него была какая-то необыкновенная обувь, как будто полностью сплетенная из древесного волокна.

Видимо почувствовав на себе взгляд Кинана, незнакомец посмотрел на него и сделал жест, который еще больше удивил друида. Странник выпрямился, приложил руку к сердцу, затем ко рту и сделал легкий поклон в сторону Кинана.

-Странно, ведь это традиционный жест во всей Галлии, причем для друидов он обязателен, - подумал он.

Кинан решил поговорить с незнакомцем, заученным движением сделал тот же жест и спросил его, соблюдая местные нормы уважения:

-Subuta, A Carant ! /Доброго здоровья, приятель/. Откуда ты ?

-Suauelos, A Carant ! /Попутного ветра, Приятель/ - тоже традиционно, но с сильным акцентом ответил незнакомец.

- Я из земли Венетов, - продолжил он, уже по-гречески.

-Ты - Венет ? - от удивления Кинан тоже перешел на греческий.

- Как же так ? Это я - Венет, ты - не наш, - продолжил растерянно он.

И вдруг он вспомнил о народе Венетов из северо-восточной Италии, с друидами которых несколько раз встречался на Карнутской Ассамблее (5).

-Нет, я из Венетов славян, - вдруг сказал незнакомец.

Кинан вдрогнул, ведь он только подумал и не говорил вслух, а значит этот странник умеет читать мысли и, вероятно, тоже друид.

-Да, это так, - ответил незнакомец.

Кинан наклонил голову и закрыл глаза. Через миг он улыбнулся и сказал:

-Здравствуй, Каспар, ведь тебя так зовут ?

-Да, Кинан, - тоже с улыбкой ответил странник.

-А почему около твоего имени у меня появляется слово „волхв“ ? – с интересом спросил Кинан, - это какой-то титул ?

-У нас, славян, Волхвы - это эквивалент персидских магов или жрецов, - ответил Каспар, - а Вы их называете друидами.

От удивления Кинан чуть не уронил пивную кружку на пол.

-У вас тоже есть друиды ? Но почему они не приходят на Карнутскую Ассамблею ?

Каспар не спешил с ответом.

-Мы не совсем друиды. Конечно, у нас много общего. Мы всю жизнь учимся у природы и, как Вы, годами обучаем своих учеников. У нас тоже есть привилегированное положение в обществе и статус княжеских советников. Мы, как и Вы, обучены знанию или „мудрости“, недоступных обыкновеным людям. Греки предпочитают называть нас „magoi” или „магами“. И все-таки мне кажется, что мы скорее занимаемся естественным ходом движения нашей планеты и звездного мира, в то время как Вы более преданы вере и духовности бытия.

Кинан выслушал Каспара, немного помолчал и вдруг сказал, улыбаясь:

-И все же, насколько я понимаю, у нас часто совпадают обязанности перед своими народами, а эти знания мы, вероятно, получили из одного и того же места – праиндийских учителей браминов.

Потом он на миг закрыл глаза и сказал бесстрастным тоном прорицателя:

-Вы, как и мы, лечите людей и насылаете порчу неугодным, участвуете в богослужениях и составляете календари. Варите магические отвары – „чары“ и делаете амулеты и обереги для защиты людей и скота.

-А как Вы управляете природными стихиями ? – вдруг спросил Кинан.

Каспар тоже сделал паузу, улыбнулся и сказал:

-Через несколько часов здесь будет сильная гроза, а в соседнем городе Кондате, из которого Вы ждете Вашего друга Комиуса уже льет как из ведра.

В этот момент дверь заведения открылась, и в него вошел мокрый до нитки Комиус.


Примечания

1. Арморика /Armorica/ – сегодня Бретань /северо-западная часть Франции/

2. Conan Meriadog /в старо-валлийском варианте Kenan/

3. сегодня г.Рен (Rennes), Франция

4. Брехонские законы /Brehon laws/ – древние законы Ирландии, впоследствии использованные всеми друидами. Каждый закон назывался „казусом“ и определял степень наказания, при определенных условиях. Считается, что существовало более 1000 таких казусов, включительно и в области прав членов семьи. „Специалист“ по этим законам назывался „брехонским арбитром“ .

5. Карнутская Ассамблея - ежегодное собрание всех друидов, которое проходило на земле карнутов /Галлия/.


История Вторая

Йоган Хайденберг, известный под именем Аббат Тритемий сидел за столом своей канцелярии в бенедиктинском монастыре Св. Мартина в Спонхейме (1). Он разговаривал с двумя самыми близкими друзьями и чувствовал себя счастливым. У всех троих был повод для радости – они только что учредили „Sodalitas Celtica” („Кельтское братство”).

Тритемий давно интересовался друидами. Он любил читать исторические книги, связанные с Римской империей и, естественно, не пропустил „Записок о Галльской войне“ Юлия Цезаря (2). В этом обширном труде великого императора он узнал много интересного о друидах. И чем больше он читал, тем больше открывал для себя их странную близость к христианству.

Эти „кельты“, как их называл Юлий Цезарь, тоже верили в загробный мир и праведный образ жизни. Греческий историк Полибий (3) писал об их уважении к природе как величайшему божественному творению. И, наконец, торква (4) на шее у кельтов чем-то неуловимо напоминала ношение креста.

Тритемий с удовольствием рассказал своим друзьям о встрече с философом Йоганом Рейхлином (5).

-У нас с ним есть общие взгляды, - гордо сказал он и продолжил:

-Поэтому я решил его спросить: „А Вы не думаете, что друиды были своеобразными монахами до Христа ? – с торжествующим видом закончил фразу Тритемий.

Оба друга кивнули в знак одобрения, а один из них, Конрад, спросил:

-И что он ответил ?

-Рейхлин тогда удивленно посмотрел на меня и спросил: А у Вас есть факты ?

Тритемию было приятно снова вспомнить этот разговор, и его лицо озарила улыбка.

-Я сказал ему, что среди местных людей из Бельгийской Галлии (6) есть группа известных монахов, которые себя называют последователями античных друидов. Они любят много философствовать о природе вещей. Иногда они говорят о богах, о которых никто не слышал, но в целом эти люди ведут себя как настояшие монахи и пользуются уважением верующих.

-А почему бы не сделать наше аббатство Друидическим домом ? - вдруг подумал он.

В этот момент он почувствовал какую-то странную усталость и решил на минутку закрыть глаза. Ему показалось, что прошел всего миг, и он открыл глаза.

То, что он увидел настолько его ошеломило, что он просто сел на землю и решил осмотреться. Тритемий находился в абсолютно неизвестном месте, в каком-то странном помещении с массивными стенами, без какой-либо мебели и без крыши.

-Добро пожаловать в наш Неметон (7) ! – громогласно сказал кто-то за его спиной. Тритемий вскочил, обернулся и увидел высокого мужчину в довольно изысканной одежде и … торквой на шее.

-Это Друид, - испуганно подумал Йохан, - но где я ?

Незнакомец показал жестом последовать за ним, и они подошли к группе людей. Один из них, поразительно напоминающий апостола Петра, тоже носил торкву.

-Божественная сущность мира, которую видят наши глаза, бесценна, потому что она вечна, - спокойно и убедительно говорил мужчина, похожий на апостола. – В нашей жизни нет конца, мы просто уходим в Потусторонний Мир, в котором есть территория Добра и Зла.

Тритемий не мог поверить услышанному.

-Да ведь это христианская философия, - подумал он.

В этот момент мужчина замолчал, и все вокруг в знак уважения склонили головы.

-Это проповедь, - вдруг подумал Тритемий. Он тоже наклонил голову и снова увидел себя сидящим в своей канцелярии в Спонхейме.

-Друзья, - сказал Тритемий собеседникам. - Я знаю, что нужно сделать в нашей обители.

+++

Весть о новом укладе в аббатстве разнеслась на всю округу.

Тритемий собрал всех монахов монастыря и рассказал им о своем „божьем видении“.

-Отныне мы будем Друидических домом, - твердо сказал он. – В своем пророческом сне я видел группу мудрецов-друидов, собранных вместе подобно монашескому ордену, которые вели праведный образ жизни и читали проповеди.

-Эти люди, вероятно, жили на нашей земле и верили в то, во что мы верим сегодня.

-Deus salvare et conservare (“Боже, спаси и сохрани меня”) , - закончил он торжественно.

Тритемий был „главным друидом“ этого монашеского ордена много лет. В знак уважения к кельтским традициям он даже написал книгу „о магии и тайных искусствах“ под названием Steganographia.

Эту трехтомную книгу в Средновековье переиздавали много раз, и имя Тритемия стало известным всей Европе.

Церковь не простила Йогану Хайденбергу этой странной „импровизации“ христианства и внесла его книгу в Index Librorum Prohibitorum или „Индекс запрещенных книг“.

Но его любимые кельты видимо и здесь ему помогли, потому что это запрещение было введено … через 93 года после смерти аббата Тритемия.

В 1900 году книгу убрали из списка, а сегодня она - настольный справочник всех разведок мира.


Примечания

    1.Монастырь „Св.Мартина“ – г.Спонхейм, Германия /существует до сих пор /
    2.В „Записках о Галльской войне“ Юлий Цезарь - описал своё завоевание Галлии в 58-50 гг. до н. э., а также две переправы через Рейн и высадку в Британии.
    3.Полибий „Всеобщая история“
    4.Торква (Torque) - вид ожерелья у кельтских народов, надеваемое во время религиозных праздников, стратегически важных битв или во время особенных торжеств.
    5.Йоган Рейхлин - немецкий философ и гуманист
    6.Бельгийская Галлия /Gallia Belgica/ – одна из четырех провинций Галлии, сегодня – часть Бельгии, Германии, Люксембурга, Нидерландов и Франции.
    7.Неметон (Nemeton) – священное место поклонения у друидов.


История Третья

В кельтском клубе праздновали Новый год – Samhain. Вартеван всегда с опаской произносил это слово, озвучивая его согласно правилам английского языка, пока, как-то пару лет назад друзья из Уэльса не поправили его.

-Лучше произноси это слово, как мы – Сауин, - с улыбкой поправил его Дейвид, частый гость их кельтских вечеринок, живущий в одном болгарском селе вот уже 8 лет и немного говоривший по-болгарски.

Дейвид любил разговаривать с Вартеваном.

-Я никогда не ожидал увидеть в Болгарии двух вещей, - часто повторял он, - во-первых, что познакомлюсь с людьми, интересующимися нашей кельтской культурой, а во-вторых, что буду праздновать Кельтский Новый год на вечеринке, организованной не нами, а болгарами. Друзья из родного города не верят, что 31 октября болгары празднуют наш Новый год.

В этот раз приехало много валлийцев, живущих в Болгарии, и Вартеван весь вечер говорил на двух языках, делая постоянные переводы с болгарского и английского.

Наконец, большая часть гостей разъехалась и остались самые близкие, в том числе и Дейвид с своей женой Джоан.

Никто никуда не спешил, пива и закусок было достаточно, и темой разговора стала жизнь в Великобритании. В принципе, достаточно много болгар работают в этой стране в качестве водителей, барменов или парикмахеров, и у каждого было более-менее ясное представление о жизни там. Поэтому все бойко высказывались по теме, показывая Дейвиду и Джоан, как они уважают „английские“ порядки. /В Болгарии все упорно называют Великобританию „Англией“, даже и те, которые знают, что там есть Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия/

И вдруг кто-то спросил:

-Дейвид, а почему ты здесь, а не в Англии ? Ведь там жизнь устроена намного лучше, не так ли ?

Самая молодая собеседница хитро подмигнула и сказала, глядя на Дейвида и Джоан: „Здесь вам, наверно жить дешевле ?“

Дейвид не ответил и с серьезным лицом обратился к Вартевану.

-Мой друг, - сказал он по-болгарски, - я хочу сказать что-то важное и, наверно, не смогу это объяснить на вашем языке, так что, пожалуйста, переводи.

Of course, - с веселой ноткой ответил Вартеван и попросил сидящих за столом соблюдать тишину.

-В нашей семье трое детей, у меня есть брат и сестра, - начал рассказывать Дейвид, - моя мама жива, ей 92 года и она живет в Кардиффе (1), в обычной квартире многоэтажного дома, на третьем этаже.

-Мы сделали график и каждые полгода один из нас, ее детей, навещает маму в ее квартире, - продолжил он.

Вартеван переводил, а болгары сидели и молчали и никто не решался спросить: „А какое отношение это имеет к нашей стране ?“

Дейвид немножко помолчал и снова заговорил:

-Когда пришла моя очередь ходить к маме, я каждый день приносил ей что-нибудь вкусненькое и старался хоть немножко посидеть с ней.

Он задумался, видимо вспоминая об этом, а потом усмехнулся и сказал:

-На ее этаже есть еще две квартиры прямо напротив нашей. Иногда я видел людей, которые жили там, но мы никогда не здоровались. Причем я знаю, что это местные люди, просто у нас так принято – если не знаешь друг друга, значит поворачиваешься спиной.

Собеседники смотрели на Дейвида удивленно, и даже Вартеван перед переводом сделал вопросительную гримасу.

-Так вот, - продолжил Дейвид, не обращая на это внимания, - когда мы с Джоан приехали в Болгарию и внесли весь багаж в наш новый дом, был уже поздний вечер. Мы решили ничего не разпаковывать и сначала хорошо выспаться.

Он лукаво посмотрел на всех и продолжил:

-На следующее утро, часов, наверно, в 7, кто-то позвонил в входную дверь и постучал по воротам нашего дома. Мы с Джоан сначала испугались, я даже стал искать что-нибудь для самообороны, но когда я выглянул в окно, увидел у ворот какого-то болгарина, стоящего с маленьким подносом, на котором были три чашки кофе.

Лукавый взгляд все еще оставался на лице Дейвида, и он веселым тоном продолжил:

-Тот самый болгарин оказался моим соседом и сказал мне, что хочет со мной познакомиться. Ну и чтобы, так сказать, не с пустыми руками, он приготовил кофе для меня и Джоан. Короче, мы тогда познакомились и до сих пор часто встречаемся и гостим друг у друга, хотя выражение „с пустыми руками“ я долго не мог понять.

Все молчали, а Дейвид с видимым волнением сказал:

-Да, дешевая жизнь – это немало, но ведь самое главное в нас. Ведь кельты никогда не стояли спиной ни к друзьям, ни к врагам. Говорят, у вас тоже жили кельты. Так что, наверно, вы еще сохраняете наши традиции, а мы уже не те.

Дейвид выглядел очень взволнованным и тихо сказал:

-Не обижайтесь друзья, но, по-моему вы не оцениваете того, что имеете.

Вдруг его лицо посветлело, он улыбнулся и сказал:

-Кстати, по поводу нашей „устроенной“ жизни, у нас с Джоан в первые дни пребывания в Болгарии произошла очень курьезная история.

Дейвид сказал несколько фраз по-английски Джоан, они оба засмеялись, и он начал рассказывать в шутливом тоне:

-Понимаете, друзья, мы с Джоан очень любим природу. У нас в Уэльсе очень красиво, и мы часто гуляем за городом и дышим свежим воздухом. Через несколько дней после нашего приезда в Болгарию, мы решили здесь тоже погулять на природе.

Дейвид сделал паузу, снова улыбнулся и сказал:

-Так вот, по законам нашей „устроенной“ жизни в Уэльсе, мы быстренько написали свободным текстом „Прошение“ на имя местного старосты с просьбой посетить лес. А в конце текста дополнили, что, вероятно, во время прогулки попробуем некоторые лесные ягоды, за что готовы заплатить соответствующий налог. Мы, естественно, подписались и с доволным видом вручили ему этот документ.

Староста не знал английского, но одна местная женщина ему перевела наше „Прошение“. Он повертел наш листок в руках и спросил:

-Это какая-то шутка ?

Ну, мы тут, естественно, ему объяснили с помощью той же переводчицы, что в Уэльсе вся земля является собственностью Королевы (2), то есть, в лесу мы находимся в частном владении и без разрешения это - незаконно, а тем более собирать „частные“ ягоды.

Тогда Староста с веселыми искорками в глазах сказал нам, что от имени государства Болгарии он разрешает нам без „Прошения“ гулять по лесу в любое время суток и собирать ягоды без ограничений.

Потом об этом узнало все село, и над нами все подшучивали, хотя в принципе мы не были виноваты.

За столом все рассмеялись, а Вартевану вдруг Болгария показалась не такой уже и бедной и „неустроенной“.

-Все познается в сравнении, - подумал он, вытащил смартфон и написал в своем профиле в Фейсбуке:

-Друзья и последователи ! Имейте ввиду, что если кто-то напишет на моей стене об „убогой, нищей и т.д“ Болгарии, я вас заблокирую. Считайте это предупреждением !


Примечания

    1.Кардиф (Cardiff) – столица Уэльса (Великобритания)
    2.Вся земля в Англии и Уэльсе принадлежит Королевской семье, из чего следует, что остальные граждане могут иметь право владения, пользования и распоряжения землей лишь на определенный период времени.


Рецензии