1982-1985 гг. ЦЭ Мингео СССР. 9

             Вторая поездка в Иркутск

Следующая поездка в Иркутск была с Шикиным.

Через несколько дней после приезда нас пригласил на новоселье начальник партии. Он получил четырехкомнатную квартиру. Всех поразила халтурность строителей. Щели между дверными коробками и стенами доходили до 1 сантиметра, сквозь окна дуло, полы были застелены неплотно сбитыми досками. Люди, безусловно, радовались новой квартире, но недоделки сильно огорчали.

Недалеко от этого дома был новый дом, в который не успели заселиться жильцы, как он начал наклоняться – так и стоял незаселенным.

              За брусникой

На выходные начальник партии пригласил нас в поездку за брусникой.

Поехали мы с Шикиным, начальник и еще один сотрудник партии.

В пятницу вечером на электричке мы приехали на дачу начальника. Там стоял хороший бревенчатый дом и был большой огород. Ребята стали готовиться к ужину и достали бутылку водки. Я сказал, что давайте не будете пить сегодня, т. к. завтра предстоит поход по тайге. Они стали возражать, и тогда я взял бутылку и закинул в заросли картофеля. Ребята смирились и не стали ее искать в темноте.

Утром мы двинулись по тайге. Поразил интересный момент: после каждых 1,5-2 часов пути мы останавливались, разводили костер и пили чай. В моих прошлых походах мы останавливались обычно попить немного воды, но чай…!

По дороге нам попадались поляны с брусникой, но старожилы говорили, что ягод мало, хотя по нашим меркам их было очень много. К вечеру решили готовиться к ночлегу. У нас была двухместная палатка, где должны были поместиться четверо мужчин. Кончилось тем, что двое поместились в палатке полностью, а я с сотрудником только по пояс – наши ноги были снаружи. Сон был неполноценным, и я сказал, что следующую ночь буду спать вне палатки.

На следующий день мы продолжили поход, пока не вышли на очень урожайную полянку. Обилие брусники поразило: мы сели на землю и в радиусе трех метров за час насобирали по 5 литров ягод. Ребята насобирали полные горбовики. Нам еще в гостинице дали грабилки (приспособление для сбора ягод – савок с выступающими вперед прутьями), но мы их забыли. Но отсутствие грабилок не помешало нам набрать много ягод.

Стали готовиться к обеду. Пошли собирать грибы на суп. Мы с Шикиным набрали подберезовиков, подосиновиков, сыроежек и моховиков. Но все наши грибы, кроме подосиновиков, были отвергнуты. Он сказал выбросить «плохие» грибы. Наша попытка объяснить ему, что у нас все эти грибы считаются съедобными, его не убедила. Он возмущался, говоря, что в случае отравления он не хочет два дня тащить нас до населенного пункта. Начальник сказал, что вырос в деревне в тайге и они собирали только подосиновики и грузди. Когда начальник с подчиненным пошли дальше собирать ягоды, мы с Шикиным сварили все наши грибы и съели – без последствий!

Поставили палатки, я же начал мостить себе постель в стороне. Спать я решил у нодьи (таежный долго- и слабо горящий, тлеющий костёр, сложенный, как правило, из двух бревен, которые укладываются горизонтально одно над другим, огонь разжигается между ними и даёт равномерное и длительное тепло за счёт медленного горения). О нодьи я читал раньше, но никогда не пробовал применить. Настелил веток, лег спиной к нодьи, укрылся ватником. Сразу не мог заснуть – все боялся не загорится ли у меня ватник на спине. Через час-полтора просыпался от холода. Уже была ранняя осень – ночью были легкие заморозки. Раздувал опять нодью и опять лежал и боялся сгореть. Так продолжалось всю ночь. Что-то я сделал не так с нодьей – она должна была сама гореть всю ночь.

На следующий день мы вернулись к даче. Ребята нашли бутылку водки в картошке и были очень рады, что она появилась.

Так закончилась наша поездка за ягодами.

На фото я сплю у нодьи

Продолжение: http://proza.ru/2022/12/04/1458


Рецензии