Про Яну, про Веру, про меня и про маму
Про Яну. Ей два с половиной годика. Вдруг среди игры Яна заявляет: мишка занимается йогой, ему нужно постоять на голове. Ставит мишку, мягкую игрушку на голову. Потом ему же растягивает ноги, руки; ставит мишку в самаконасану... Это всё влияние мамы, которая среди дня на глазах у Яны выполняет некоторые асаны... А я, как-то замолкнувшая во время игры, была поражена Яночкиной ремаркой: баба, надо подышать!
Яна привыкла засыпать во время игры. Это я поняла с её двух лет и 6-7 месяцев. Примерно. Девочка непростая. И просто так, по командному шаблону уложить её не удасться. И не мечтайте... Что делать - сколько детишек, столько и наклонностей... Кстати - про взрослых то же самое можно сказать... Моя мама, например, засыпала под телевизор. А Яночкина мама - Вера - засыпала непременно при открытых дверях - чтобы во всех комнатах (а их было три на троих...прописанных и проживающих), а также и на кухню дверь распахивалась по первому Верочкиному требованию. Входной двери в квартиру это не касалось. Я же засыпаю под Яночкин лепет. Наблюдала Яну , постепенно переходящую в сон. Когда её родители отправлялись на культурно-развлекательные мероприятия, мы с Яной самостоятельно организовывали свой распорядок дня. Именно - мы, а не я. Ещё с Верочкиного младенчества я поняла, что не желаю быть диктатором. Скажу больше - я никогда этого не хотела, не стремилась и нисколько не сожалела об этой своей особенности. Скажу только, что когда мною пытаются навязчиво и целенаправленно руководить, я заболеваю... У меня своя модель образа жизни. Я росла свободным, где-то беспризорным ребенком. Рано стала самостоятельной. Так сложилось, мама меня с 2-х лет растила одна, она целыми днями работала, причем, работа была любимая, и я это знала. Но выходные мама проводила всегда со мной, делала для меня настоящие праздники. Мы ездили в цирк, посещали театры - преимущественно, дневные представления, т.к. я была мала, и тогда жили мы в Подольске. Елочные представления - это часто было праздничное сказочное волшебство на льду и с подарками в красивых пластмассовых коробочках, полными шоколадных конфет. Мне запомнились новогодние ёлки во Дворце в Лужниках.
Ещё мы по воскресеньям ходили в гости. У моей мамы были потрясающие подруги, веселые, озорные, музыкальные. Собирались часто у Риммы Алексеевны Кузьминой, она жила на Цемзаводе - несколько отдаленный от центра Подольска район. Собирались по 15-20 человек - вместе с детьми. Все сообща готовили, покупали продукты к праздничному столу... Но еда - не самое главное. Были шарады, игры, лотереи, розыгрыши. И песни. Часто под гитару. Голоса у всех были потрясающие! Моя мама, например, в молодости, во время учебы в Ореховском педучилище, пела в хоре. Этот хор гремел на всю страну. Только мама не ездила на гастроли, - из-за безденежья, надо было оплачивать какой-то процент стоимости поездки. Но мама всю стипендию отдавала своей маме, моей бабушке (Елизавете Васильевне, у которой на иждивении была еще малолетняя Леля, мамина сестра). Единственное - мама в 57 году с хором принимала участие в международном фестивале молодежи и студентов в Москве, на ВДНХ (в то время это была ВСНХ). Их хор выступал со своей программой. У мамы даже был значок - цветочек с разноцветными лепестками. Я помню. Его, этот значок выпросил Геннадий, мой двоюродный брат, мамин племянник (сын маминой старшей сестры Софьи). Он собирал значки, у него была огромная коллекция. Как сейчас помню - в Орехово-Зуевской квартире во всю стену и до потолка ковер, и на две трети площади ковра - укрепленные значки... У нас детей были, конечно, и свои игры. Мы не только средь взрослых толклись. Со Светланой, дочерью Риммы Алексеевны, мы были дружны, я с удовольствием гуляла с ней по их району; с её школьными друзьями мы часто ходили в карьеры - и там все мы были генералами... придумывали свои игры... Еще помню - недалеко от дома Кузьминых была небольшая площадочка под выращивание сельхозпродукции: корнеплоды, огурцы, помидоры, зелень... Небольшой сарайчик и тут же - местечко для шашлыков. Охх, какие же вкусные были эти шашлыки моего детства! Еще помню частые поездки по выходным и праздникам в Орехово-Зуево - где жила моя бабушка и старшая мамина сестра Софья Сергеевна Сутягина (по мужу) с семьёй. Там мы часто встречали новый год, в их трехкомнатной квартире, находящейся на набережной реки Клязьмы. Мы с мамой в то время ещё в коммуналке жили в Подольске, на Красной Горке. Какие интересные встречи Новых Годов были у Сутягиных! Разыгрывались целые спектакли. Моя мама в праздничных дружеских и родственных компаниях проявляла свой веселый шутливый нрав да еще с яркой театрально-музыкальной направленностью. Помню, на один из новых годов мама нарядилась дедом морозом, а Гена Снегурочкой. Только представьте: высоченная худющая снегурочка и лилипут Дед мороз, едва достигавший Снегурочкиного локтя...Это уморительный экспромпт вышел! Надо было видеть! Во-первых, физика - мама , тогда уже пополневшая, и при этом - невысокого роста - такой дед мороз - маленький, толстенький, в какой-то неимоверно огромной кепке, лихо заломленной на голове, рубаха мужская, широкая, длинная - поверх походных брюк, длинных, но в поясе не сходившихся - ввиду полных маминых бедер. Но длинная широкая рубашка скрывала разъезжавшиеся шаровары. Гена же, снегурочка - был длинным , тонким, худым... Он надел юбку (из гардероба своей младшей сестры Ирины), блузку гипюровую женскую - рукава блузки ему едва достигали локтей. Длина юбки Геннадию пришлась как мини... Худые коленки снегурочки притарчивали. Волосатые лодыжки не были прикрыты. Были только яркие носки - по-петушиному - год Петуха, я просто запомнила... но, возможно, и путаю... Обувь Снегурочки - Геннадий в своих черных полуботиночках на шнурках. Поскольку ни одна из имеющихся женских пар на его 44 размерчик ступни - не тянула... У Гены ноги казались супердлинными и суперхудыми от того, что на них были только короткие петушьи носки. Остальная часть - голени, колени и чуть выше коленей - были не прикрыты. Но у Геннадия голова была убрана - как у истинной Снегурочки! Это я помню! Была голубая атласная шапочка, отороченная белой ватой. И главное - из-под шапочки струилась белая коса! Каким образом этот новогодний снегурочкин головной атрибут оказался у Гены - не могу сказать... Может, заранее продуман, может, позаимствовали из садика, где работала Софья Сергеевна... Но - Снегурочка с Дедом Морозом были бесподобны! Что они выделывали, шутили друг над другом, подкалывали - типа, дедушка Мороз, ты где потерял бороду? почему к нам на праздник пришел такой бритый? Дед Мороз: медведь в лесу с меня сорвал бороду. Еле ноги унес... А ты, Снегурочка, почему с голыми ногами? не замерзла? Снегурочка: дедушка! ты забыл - я же снегурочка! от слова - снег! - значит, закаленная! а в этом доме мне ещё и водочки налили, я сейчас и блузку с юбкой сниму! Дед Мороз: Нет-нет, внученька, не раздевайся, нам надо гостей веселить, а не пугать, и не пей больше, давай лучше споем нашим друзьям! (в таком свободном импровизационном ключе перекидывались мама с Геннадием, а мы просто валялись от смеха!.. при этом мама с племянником обнаружили не слабый талант в плане мимических , сценических движений лиц, тел... они так потешно играли всеми мышцами чела, мигали глазами, такие ужимки отпускали - не пересказать...) И, после призыва Дед Мороза - перейти к музыкальной части праздника - полились песни: и новогодние, и русские народные, и популярные эстрадные. Под аккомпанемент Ирины на фортепиано... У меня было очень интересное детство... хоть в материальном плане - несколько ограниченное. Новых вещей у меня практически и не было. Для меня передавали одежду и обувь от более старших друзей и родственников. Это продолжалось вплоть до моих 16-17 лет. Т.к. в 17 лет, спустя месяц после окончания средней школы, я устроилась на работу. В Ленинскую библиотеку. С окладом в 92 р. И это была большая зарплата по тем временам; учитывая только среднее образование в 10 классов.
Так вот. Про сон Яны. При мне - во всяком случае - засыпание происходит так: мы с ней активно играем, потом, какое-то время спустя, я "отпускаю" игру, приваливаюсь на пуфик, иногда говорю Яне: теперь ты мне рассказывай свою историю, придумывай. И закрываю глаза. Яна, получив задание, даёт волю своей фантазии. Собирает вокруг себя своих зверят, производит различные действия, походы в рощу, в горы, в небо... за каждого персонажа говорит нарочито разными голосами. То тонюсенькими, то низкими отрывистыми рыками. Причём, слов никаких почти не произносила. Понять у Яны можно было только: ты кто? ответ - я мышка. За мышку она говорила тоненьким голоском. За медведя - рычащим. Часто Яной во время её индивидуальной игры со зверятами задавался вопрос: ты что делаешь? А ответы я, как ни напрягала свой слух - не могла разобрать. Некий короткий речитатив тонким дискантом. У Яны речевой аппарат работал по её личной, никому не понятной схеме... Один из любимых Яниных персонажей - морковка - мягкая игрушка с личиком - глазками, улыбающимся ротиком. Я её привезла из Нового Орлеана, с карнавала Марди Гра. Морковка тоже активно фигурирует в наших играх. В соловьиных песнях. Вернее, - в прослушивании соловьиных песен. Это по следам сказки Паровозик из Ромашково. В наших играх Морковка руководила походами зверят в рощу на соловьиные концерты. В игрушечную машину погружались зверята и отправлялись из детской в большую комнату - там был расстелен зеленый пластмассовый коврик (это роща), на который высаживали слушателей. Тут Яна говорит голосом недовольного пассажира: почему мы остановились? мы же опоздаем на станцию! а бабушка произносила: но если мы не услышим соловьев, мы опоздаем на все лето! и бабушка свистит. Почти по-соловьиному. Яна требует повтора сцен прослушивания соловьиных трелей. Яна обожает повторы. Паровозик с соловьиными песнями мы проигрывали подряд раз 12... По Яниным заявкам. В связи с этим мне на память приходят многочисленные художественные повторы в спектаклях Погребничко... Все мы родом из детства...
Яна... я спокойно восприняла Яночкино своеобразное отношение ко сну. Приняла и поняла. Я рада, что у меня это понятие и принятие произошло естественно. Я совсем не напрягалась. Ну переходит у Яны игра в сон. Ну и пусть... Креативная девочка... я полностью отдавалась игре, но незаметно вносила коррективы, я все время наблюдала за Яниным состоянием. Она-то сама - не соображала, что организм просит прилечь поспать... и я не упускала из виду, когда Яна буквально начинала с ног валиться от усталости и необходимости погрузиться в сон. Когда Яночка во время игры начинала ронять своих игрушечных ребяток и зверят, я их усаживала, ненавязчиво приваливала к большому пуфику - все участвующие персонажи вместе с Яной и - начиналось только моё представление. Яна с её игрушками - лишь мои молчаливые зрители. Никаких не было шаблонов и стандартов. Полная импровизация. Но - чаще всего, я предлагала Яне подхватить позже мою идею и направление игры, говорила: Яночка, теперь ты мне показывай представление, баба подустала и хочет тебя послушать... но я делала так, чтобы Яна продолжала сидеть статично. И она продолжала мою игру, разговаривая со своими игрушками на разные голоса. Я в это время немножечко затихала, не подавала ни голоса, ни движения. Изредка подглядывала за ней из-под полуприкрытых глаз. Мне безумно интересна её игра, её воркование, её лицедейство! И часто мне приходилось неимоверных усилий не расхохотаться. Но это нельзя допустить. Иначе сорвется плавный переход в сон. Девочка моментально реагирует на внешние проявления. Поэтому надо было стараться не рассмеяться, даже не хмыкнуть и не крякнуть нечаянно, не двинуться... Но до того она смешно крутилась со своими ребятками. Моё недвижное тело Яна использует, как реквизит. Я - часто - гора, сегодня Яна, к примеру, огласила, указывая на мои стопы: это у подножия снежной горы... по мне постоянно поднимается машинка, Яна ею управляет. Сначала вверх, затем вниз. И так - несколько ходок - от стоп до плечей и вниз. С разговорами, диалогами. Я не двигаюсь. Лежу. Потом, в какой-то момент Яна молчаливо укладывается - почти всегда в обеих руках игрушки- по зверушке. Так она и засыпает. Прелестный ребёнок! Помню, в одно из засыпаний Яна разыгрывала свой спектакль на подоконнике: приносила мышек, мишек, жирафа, осла и двух панд, - тоже велась оживленная движуха. Один раз я не смогла сдержать молчание, как ни старалась. Я уже лежала, - это у нас последний "предсонный" этап, когда я уже безголосая и бесправная, умолкнувшая, возлежащая с закрытыми глазами, и теперь только Яночкино выступление. Было так: Яна выбежала из детской, чрез минуту возвращается. А я ощущаю в боку что-то холодное. Не сразу до меня дошло, что это 2-литровая бутылка с водой. Яна, значит, сгоняла на балкон и притащила оттуда поливальную бутылку для цветов. Хорошо еще - девочка не надорвалась - бутылка была не полная. Вот мне стало интересно - чего это Яна задумала. У Яны был свой интерес. Она стала интерпретировать рассказ Остера "Котенок Гав". Но это позже стало понятно , спустя минут 10. Яна с одного края бутылки усадила панду, с другого - ухватилась сама и - пошла борьба... кто кого перетянет, и вся возня - конкретно - вплотную у моего правого бока. Я ощущала точные попадания в свой живот. Яна кряхтела, усиленно отжималась своими ногами от моего правого бока. Я слышала, даже чувствовала своим боком, как вода сильно колыхалась в бутылке и билась об меня; об меня стучали попеременно то бутылка, то Янины ноги. Бутылочная пробка, видимо, хорошо была прикручена - сырости я не почувствовала. Уже хорошо. Но я пыталась понять - постичь природу данной Яниной игры. Ведь не просто так она пыхтя толкала рядом со мной бутылку... И не слабо толкалась девочка, думаю, сколько сил и энергии в ребенке. И дальше подумалось - надо будет Вере сказать - чтоб подумать, куда определить Яну - в какую секцию, - это ж немыслимо, какой напор, какая экспрессия! (но куда тут отдашь - девке трех лет нет... ) - это я все думаю, пока Яна толкачом выступала и пока непонятны мне были её действия... И после её реплики, обращенной к панде: "это сосиска, - ищи середину сосиски!" - до меня дошло, что это сценический приём Яны - на тему её любимых книг... И вот после произнесенной "сосиски" я не выдержала и расхохоталась. Ну и Яна, конечно, мне вторила смехом. Хотя пока она соревновалась и искала середину сосиски, была очень серьёзна, очень увлечена, и пока я помалкивала. Но стоило мне обнаружить своё внимание и юмор - она вмиг изменилась и тоже укатывалась от смеха. И, конечно, сон у Яны пропал.
Яна теперь (январь-2021) интерпретирует песенку Л. и Э. Утёсовых "Всё хорошо, прекрасная маркиза!.." Получилось так, что некоторые композиции моего плей-листа на странице Контакт, Яне пришлись по душе. В том числе и эта песня-диалог маркизы и управляющего её имением. А я иногда эту песню напевала. И в какой-то день Яна мне заявляет: бабушка, давай спей (спой) про алё-алё . А я ей: давай, только с тобой - я же не могу и за маркизу, и за управляющего. В общем, договорились , что Яна за маркизу, а я за управляющего. Но, конечно, я ей подсказывала текст. Янке нравилось разыгрывать песню, но её хватало только на "алё-алё" - пауза - "как дела?". Хотя у маркизы по сюжету целая реплика. Но - Яна с диким интересом ждала дальнейшего развития событий. И потихоньку вставляла свои ремарки и реплики. Как известно - по оригиналу песни - управляющий (или кучер) сперва сообщил только про околевшую корову. А уже позже - про пожар в доме и в конюшне. И совсем в финале песни вскрылась вся правда - Кучер витиевато и скороговоркой поведал Маркизе историю про её мужа-раздолбая, который промотал состояние, поместье и не вынесши этого удара - застрелился. А застрелившись - нелепо свалился так, что опрокинул горящие свечи - и весь зАмок сгорел вместе с конюшней и коровой... Ну вот я все пропевала про пожар в замке и в конюшне. Яне больше всего нравилось: "...а в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, всё хорошо!" Мы придумали, что маркиза - кукла Маша - звонит из Парижа в своё поместье, находящееся в Жмеринке. Управляющего Яна выбрала Панду Лу. У нас реально кукла Маша говорила по телефону (игрушечному мобильному, а чуть дальше - её собеседник на другом конце провода - Панда Лу. Яна сначала внесла свою ремарку - после 1-го сообщения управляющего, что корова околела, - Яна огласила: "Маркиза падает в обморок" и роняет куклу Машу. Но Яне не очень нравился конечный вариант настоящей песни, она сказала: "грустно", так и сказала. И предложила , что управляющий Панда пошутил с маркизой по телефону про пожар и корову. Корову Яночке было очень жаль... И тут же Яна придумывала реакцию Маркизы на эту шутку: она с гневом кричит управляющему: "Иди вон! такие шутихи не нужны!" - это Яна грозно продекламировала. Я даже удивилась, как Яна включилась в игру с этой песней. И я порадовалась, что Яна таким образом захотела избежать печальный конец. Дальше - по Яниной же версии - маркиза срочно едет в Жмеринку (этот географический пункт я вначале предложила, а Яне трудно было произносить, она говорила "Жабринка"), в своё поместье, ее встречает управляющий, падает в ноги, просит прощения за свою шутку, маркиза прощает и они на радостях идут в ночной клуб, танцуют, слушают музыку, выпивают коктейли... Яна про клуб придумала, поскольку раза три за последние 2-3 месяца родители её захватывали на рок-вечеринки и там были танцы, живая музыка и - коктейли. Яночке безалкогольные с соломинкой тоже преподносили. И эту песню - с новым финалом Яна теперь по нескольку раз подряд повторяет и повторяет - раз по 6-7. А в следующий мой приезд опять - давай, баба, петь про маркизу Машу! Жизнь продолжается!
25 января в воздухе запахло весной. Я это очень чётко ощутила!
Свидетельство о публикации №222120401811