Заметки мимоходом. 1-30 ноября 2022 года

1 ноября
Мир монголов. Выйти из палаты №6

Тут сразу напрашивается вопрос А.П. Чехову: «Как выдавить из себя раба, если весь из раба и состоишь?» Ответ может не потребоваться, если исторический случай вывел нас из изоляции, то есть палаты №6, в общемировое пространство, где всё, чему нас учили и чем мы пропитаны, оказалось уничижительным и умозрительным. Лучше о них не знать, но они – наша единственная база, которую надо срочно обогатить и увеличить в объёме настолько, чтобы первоначальный состав без остатка растворился и обогатился в общемировой массе. Сделать это можно только за счёт развития умственных способностей, то есть учёбы, образования, изучения естественных и точных наук, причинно-следственных связей, погружения в историю эволюции Земли и живых существ, обретения здравого смысла, логики и т.д. и т. п.

Так, пусть и смутно, мы начинаем осознавать своё место в человеческом обществе. По опыту знаю: если членов драчливой и невежественной семьи отделить друг от друга и расселить по культурным сообществам, то через некоторое время они становятся нормальными людьми и, вздрагивая по ночам, с ужасом вспоминают о своих космических советах космической глупости о том, как всё поделить.
Раба из себя не выдавишь, его можно растворить, не обращая внимания на тех, кто принимает законы вместо того, чтобы принимать лекарства.

Разумеется, я пожилой человек и стиль у меня архаичный, для прыткой молодёжи слишком медленный и неудобочитаемый. Общение с людьми – не только роскошь, но и помощь, а потому, надеюсь, что они простят мою назойливость. А Чехов здесь не случайно. Ибо он доктор, а мы родились и живём в палате №6. Сколько там будем?

До сих пор, в большинстве случаев, надстройка, то есть многие короли, президенты, толпящиеся у их тронов так называемые «звёзды» и прочая публика, давящая друг друга у ресурсов и корыт, – всё ещё остаётся живой и воплощённой концентрацией невежества масс, нацеленной на их оболванивание. Смысл их существования только в этом и ни в чём другом. По-иному материальные ресурсы им не достанутся.
Ведь массы, по мнению надстройки, и должны быть такими, ибо бонусом к невежеству пристёгивается бедность, которая доказывает, что, чем хуже живёт существо, чем он глупее, тем лучше и легче им управлять. По этой логике одни должны богатеть, а другие – нищать и не пищать. Отсюда вывод: элитарность (высшая каста по вертикали) – всегда преступники, эгалитарность (равенство по горизонтали) – всегда лохи, а расизм и нацизм, как бы они ни маскировались в отсталом обществе, повсеместны и обязательны. Что же остаётся малочисленным и разобщённым народам? И не только им. Какой реальный выход из реального прозябания подсказывают для них здравый смысл и логика?

Остаётся же только национально-ориентированное, сплочённое и высокомобильное общество, способное забыть все внешние и внутренние глупости и разногласия, нацеленное на высочайшие темпы развития умственных способностей каждого своего сородича при максимально дружелюбном и гостеприимном отношении ко всем, кто не опасен, не мешает развитию и не приносит вред. (Всё, что не убивает тебя – помогает). Только такие народы имеют возможность для сохранения, развития и процветания в любых границах своей жизнедеятельности.
Все проблемы становятся решаемыми только после осознания такой общенациональной цели, которая будет принята душой и сердцем большинства сородичей и в большинстве семей.
Это самый перспективный и верный путь для всех монгольских народов. Задача – успеть.

2 ноября
Когда я пишу или говорю «монголы», то имею в виду всех, кто входит в большую группу монгольских народов: бурят, баргутов, захачинов, калмыков, тувинцев, узумчинов, халхов и далее по списку. Ни у одного из них нет приоритетного права называется монголом, ибо все они - монголы.

4 ноября
Информация для тех, кто читает мои тексты.
- Во-первых, я не известный и, тем более, популярный литератор, публицист, блогер. Абсолютно равнодушен к популярности или известности.
- Во-вторых, совершенно не нуждаюсь в большом количестве друзей, подписчиков, лайков.
- В-третьих, чураюсь всяких трендов и брендов.
- В четвёртых, открыт только для представителей всех монгольских народов: бурят, халхов, калмыков, тувинцев, хамниганов и т. д. по списку.
- В пятых, у меня – Своя Тема, адресованная только Монгольскому миру. Всех остальных прошу не вмешиваться в чужие дела и заниматься своими делами и темами, если необходимо, то интересоваться другими темами и народами молча, оставляя свои мнения при себе. В противном случае блокирую сразу.

* * *
*Еланцы - Бугульлдейка...* Из всех уголков Восточной Сибири и монгольского мира мы с любовью и нежностью смотрим сюда – на Ольхон и Байкал. Здесь Родина всех бурят-монголов. Ныне она отдана на растерзание всем. Почему же мы не можем защитить свою колыбель и обитель, бесконечно уничижая её обещаниями и болтовнёй об охране и защите? https://vk.com/id141515491

5 ноября
*Разговоры с уч-курыканами*. ...Несомненно, что курыкане жили на берегах Малого и Большого морей Байкала. Почему я так думаю? Жаркие разговоры на эту темы у меня случились с известным ольхонским шаманом Валентином Хагдаевым и краеведами Станиславом Грешиловым из Еланцов и Галиной Хамархановой из Курмы. https://vk.com/baldorzhieff?w=wall141515491_16775

* * *

Наша территория – Монгольский мир и Байкальский регион, которую мы ощущаем и должны ощущать своим домом. Разделённые административно-территориальными границами и диалектами, мы – один народ. Республика и национальные округа с их начальниками, которые боятся собственных теней, ничего не значат, если они не озабочены проблемой развития всего бурят-монгольского народа, где бы его представители ни находились

* * *
День разведчика, как и положено, проходит незаметно. Кстати, я родился 5 ноября, служил в разведке (радиоэлектронная разведка). В паспорте у меня записано - 5 декабря, не могли же родители поехать в сельсовет сразу же после моего рождения. Пусть будут два дня рождения:))

9 ноября
Умный человек виноват всегда и во всём. А если ничего не делает и молчит, то виноват вдвойне…

10 ноября
Известные на сегодня проблемы и беды бурят-монголов говорят о полном отсутствии национальной элиты. Это главная проблема.

* * *
Данзангийн Нямсурен
Представляю первую часть цикла халха-монгольского поэта Д. Нямсурена «Четыре времени года». Его строки и, вообще, звучание монгольской (в данном случае халха-монгольской) речи очищают от современного русского и российско-бурятского сумрака, проникающего в наши души.
Надо просто читать. Сердце поймёт! Та з;гээр л унших хэрэгтэй. З;рх сэтгэл ойлгох болно!
(Единственная просьба: не переводить на русский, хори-бурятский и другие языки. Звучание оригинала – прекрасно и непередаваемо),

* * *
Современный человек, которому мы приписываем определение «цивилизованный», – это жалкое существо, растерявшее все основные качества, обогащающие его смыслом, главное из которых – естественные ощущения быта и бытия, где непрерывно происходят изменения и чудеса.
Организм такого существа давно не вырабатывает гормоны жизни от естественной радости, смеха, удивления. Он равнодушно смотрит мультфильмы и серьёзное синема, заранее зная чем закончится сюжет, а тема ему и вовсе не нужна. Такое существо способно только разрушать и уничтожать жизнь, ибо все его ценности – не настоящие, а сама жизнь имеет смысл только при материальных ценностях и воровстве их любыми способами. Говорить с ним о чём-либо совершенно бессмысленно.

11 ноября
Данзангийн Нямсурен
Предоставил в сетях вторую часть цикла халха-монгольского поэта Д. Нямсурена «Четыре времени года», лечащего всех монголов от сумрака души, который несут так называемая цивилизация и убогие, бесчеловечные, политики нашей современности. Надо просто читать. Сердце поймёт!
Просьба: не переводить на русский, хори-бурятский и другие языки. Звучание оригинала – прекрасно и непередаваемо. (Эмоции можно выражать всем, но комментарии читателей, не относящихся к представителям монгольских народов буду удаляться).

* * *
Халха-монгольский язык очищает души российских бурят-монголов, которые, говоря на русском языке, уходят вдаль от своей истории и теряют свою идентичность.

12 ноября
Предоставил в сетях третью и четвёртую части цикла Д. Нямсурена.

13 ноября
ТВ не смотрю. Сегодня включил. Сплошь реклама. Возможно, где-то рядом "Лебединое озеро"

* * *
Оказывается, сегодня - всемирный День доброты. Почему не каждый День?

14 ноября
Мировая величина, академик И.П. Павлов на опыте убедился, что только очень слабая мозговая система верит всему, что написано, а мы добавим - нарисовано, показано, сказано. Для каких-то сравнений и выводов человек должен узнать очень и очень много.

15 ноября
По большей частью поэзия – это народное богатство, и переводчик обязан знать, ощущать содержимое и колорит этого богатства. Не знание выставляет на посмешище и автора, и народ, ведь перевод – это также богатство и уровень интеллекта не только самого переводчика, но и его народа.

16 ноября
Вечная борьба за признание – настоящая болезнь, убивающая человека, поражённого вирусами чужого его природе мира, где отсутствует идентичность.

* * *
Настоящий литератор должен работать сам, в одиночестве, при любом государственном режиме, но никогда – в системе государства. Он, как птица над океаном, не знающая берегов.

* * *
В современном мире созданы такие стандарты, следуя которым нельзя быть умнее их данных, а они, эти стандарты, следовательно, выше всего, что существует. Естественно, это остро ощущается в гуманитарии – литературе, журналистике, СМИ. ТВ, объёмах текста, видео и всего контента.
Одним словом, человек укорачивается и уменьшается в объёмах мышления и, следовательно, должен стать глупым и недалёким.

17 ноября
Здравствуйте! Два абзаца навскидку.
Во-первых, представьте что монголы, особенно бурят-монголы должны изучить свою историю или прочувствовать монгольский мир хотя бы на кириллице, не говоря о старомонгольском, китайском, тибетском, санскрите, а также – японском, корейском и других языках Востока.
Во-вторых, представьте после этого уровень своих знаний о своей истории и то, чем занимались и занимаются сегодня монголы мира, особенно бурят-монголы. Что им известно и, вообще, может быть известно о своём, монгольском мире, его истории и культуре после того образования, которое они получают с детства.

* * *
Наблюдая за современниками, сородичами и земляками
Большинство из них могли бы вообще не учиться. И были бы: мудрее, честнее. А уровень образованности и культуры мог быть намного выше имеющихся, не говоря о доходах. Жить в XX and XXI веке и не развиться?

18 ноября
Большую часть жизни прожив в литературной среде и даже получив опыт руководства творческой организацией, давным-давно, ещё в молодости, пришёл к выводу, что деятельность любого литератора в системе государства не имеет никакой перспективы, а на некоторых этапах даже вредна для развития общества.
Возможно, такая деятельность нужна в слабых национальных образованиях, находящихся в абсолютной зависимости, но и такой вариант мне представляется сомнительным, ибо нахождение в системе задерживает развитие и самих авторов, тем более, если некоторые из них ещё не вышли из этнических границ своего развития, а другие ещё даже не вошли туда.
Полагаю, что стремительное развитие человечества устранит это тупиковое явление вместе с диктаторскими режимами, и творческое начало человека заговорит свободно и в полный голос, не ощущая никакой зависимости от чего бы и кого бы то ни было.
Ощущения подсказывают, что это время приближается. При этом люди моего поколения и старше, наверное, часто вспоминают последнюю роль Анатолия Папанова в знаменитом фильме «Холодное лето 1953-го»: «Об одном жалею. Годы… Так хочется пожить по-человечески, и поработать…» Можно добавить: «И многое узнать, и передать потомкам…»

19 ноября
Для того, чтобы народ или нация могли не только выжить, но и успешно развиваться в этом жестоком мире, каждый представитель этих сообществ должен воспринимать всех своих сородичей как близких и дорогих родственников, как братьев и сестёр, со всеми их достоинствами и недостатками, не выделяя и не отдаляя от себя никого из них.
Только в этом случае можно быть уверенным, что ты представитель данной цивилизации и участвуешь в её развитии. А если ты обладаешь какими-то талантами и способностями, опытом и знаниями, то обязан участвовать в этом процессе, ибо долг такого человека – вырвать из ментального плена жрецов-людоедов всех мастей своих братьев и сестёр, открыть им дорогу в будущее.

21 ноября
О малых народах с большой историей
Везёт тем народам, которые ко всему тому, что они сохранили, включая язык и традиции, добавляют языки, науки, технологии со стороны. Пусть факультативно, но в необходимых объёмах. В этом случае можно ожидать интенсивное развитие общества.
Но там, где не сохранили своё, покорно забыли язык и традиции, поддакивая колонизаторам, ничего со стороны прибавиться не может. И никогда не прибавится. А то, что приживили к умирающему древу, будет фейком и клоунадой, интенсивно уничтожающей остатки народа. Тут ничего хорошего не было и никогда не будет, ибо нет ни своего, ни чужого…
Естественно, что исчезновение языка и традиций в той или иной мере было у всех монгольских народов. Разница только в сроках и масштабах. В Китае – меньше, в Монголии – больше, а в России – максимально губительно, тем более, что чем больше охватывает нерусские народы кириллица, тем больше они теряют свою идентичность, копируя то, что никогда не станет им своим. В данном случае русский язык следовало бы изучать наравне с английским и китайским языками, на которых говорит почти половина населения планеты. Вообще, всем монголам надо становиться полиглотами. В этом случае развитие гарантировано.
На мою последнюю просьбу ответить на вопрос по монгольской космогонии я не получил ни одного вразумительного ответа, хотя аудитория моя довольно большая. Вряд ли я получу ответы и на какие-нибудь другие вопросы. Между тем, монгольская космогония – богатейшие знания фольклора и возможности мотивации потомства. Люди моего возраста ещё помнят названия некоторых созвездий на монгольских диалектах. А многие жители двух Монголий учились считать ещё до школы по звёздам и, естественно, считая домашних животных. Монгол, не знающий счёт, это социальное недоразумение.
Недавно читая стихи Р. Чойнома на халха-монгольском, увидел слово Балиус. Следовательно, он легко оперировал персонажами античной мифологии, если вводил их в свою поэзию. Уверен, что сейчас бурят-монгольская аудитория ринется в интернет, а далее выдаст данные о конях Балиусе и Ксанфе. Но на какую базу читателей осядут эти новые, пусть и скоротечные, подсмотренные по подсказке, знания?
Сегодня в Монголии читают объёмные книги, одна из них – «Гурван зуун ш;лэгт». Это антология всемирной поэзии на халха-монгольском языке, где стихи величайших поэтов мира. В числе их – Веды, поэзия древних кочевников, поэты Китая, Монголии, Тибета, Японии, Кореи, Ирана ламы, писавшие стихи, поэты французской плеяды, Шекспир, Байрон, там же Бродский, Апполинер и т. д. и т. п. Богатая книга, богатый халха-монгольский язык. Главное в том, что это богатство добавляется к своему, древнему и современному богатству. Это прибавление к основной базе. Процесс этот идёт давно, и я рад, что в числе его двигателей есть и мои друзья, возможно, они позовут и меня.
Кстати, в Чойболсане первый монгол, с которым я утром познакомился, стал мне вдохновенно рассказывать стихи. Оказался простым инженером, приехавшим из Гоби, почти за 2 тысячи километров, смотреть памятники истории на востоке страны.
В юности я полагал, что бурят-монгольская литература создаётся после скрупулёзного изучения культуры всего Востока, откуда и может родиться что-то близкое нам, далее это близкое должно обогатиться Западом и найти своё развитие. Но моему поколению досталась печальная и скучная калька.
А какая база знаний достанется тем, кто будет жить после нас?
Трудно, хотя и можно, предсказать ту часть монгольских народов, которая сохранится и продолжит развитие. Но чем сильнее будут для этого мотивации и хотя бы краткие факты о нашей истории и современности, тем лучше для всех нас.

23 ноября
Уважаемые читатели!
В нашей стране всегда существовала и существует практика, когда при подготовке каких-либо заявлений и деклараций, обращённых к обществу, не спрашивают согласия людей, особенно это касается активных общественных деятелей. Как правило, они не подписывают никаких документов и соглашений относительно использования их имён или имиджа. По своему опыту знаю, что всякий протест или возмущение бесполезны, ибо таков уровень развития общества, а потому любое обращение организаторов в мой адрес не получит никакого ответа.

В связи с этим заявляю, что присутствие моей фамилии в каких-либо заявлениях, обращениях и декларациях, обращенных к обществу, недействительны, ибо нет никаких официальных документов, подтверждающих мою подпись и участие в заявленных акциях.

25 ноября
Из жизни…
Сорок лет назад я ехал с одним начальником по очень плохой дороге. Впрочем, эта дорога всегда была плохой. Советское шоссе – гравийная насыпь, плохое уплотнение, выбоины, камни, гребёнка, пылище. Едешь, как в тумане. Трясло, как и всегда, неимоверно.
Машина, «Москвич-412», была личная, начальника. Он рулил и матерился на плохом русском языке. Между прочим, в сердцах выпалил:
- По такой дороге надо только на государственной машине ездить.
Недавно, в сентябре, знакомый современный чиновник, скрывал своего родственника от мобилизации. Воздух наполнен новостями об убитых, раненых, призванных. Мелькнула весть о мобилизованном местном парне из простой и бедной семьи. Люди никогда не жили не то, чтобы зажиточно, но даже сносно. Услышав о том, что он мобилизован, чиновник, озабоченный сокрытием своего родственника, беспечно обронил:
- Ну, этот-то и должен быть там.
Там, то есть среди мобилизованных. Следовательно, его протеже не должен быть «там». Что сказать?
Буквально вчера, один знакомый деятель, всю жизнь зарабатывающий признание, служа режиму и начальству, но втайне их ненавидящий, показывал книгу своему знакомому, где были перечислены разные заслуженные люди. Сейчас много таких книг. Листая глянцевые страницы, он приговаривал, тыча пальцем в портреты:
- О, этот заслуженный человек, состоятельный, все дети с высшим образованием. Так, так, смотри сюда – этот ещё заслуженнее, герой труда, орденов много… Эти – тоже уважаемые люди. Этих пропустим, чабаны и колхозники простые. Посмотри на этого богатыря – какие звания, какие заслуги! Этого пропустим, простой человек, кажется, скотник, а вот этот… Герой! Умеют же люди жить!
Умеют... О талантливом и умном человек они скажут: "Шадаа!", то есть "Сумел". Извернуться, вывернуться...
И ещё много подобных случаев было в моей жизни. Они не забываются и никогда не забудутся, ибо явления одного уровня, одних и тех обычаев и традиций моего народа, одного менталитета, который не меняется. Да и как он может измениться?

* * *
На одной из презентаций мне вручили грамоту, где буквально написано "За активное участие..." Это длится много лет. Дело в том, что я - автор этих книг. Какое участие? Другое дело - за создание. Все знают, что принцип моей работы - создание книг, от замысла - до тиража. Может быть, до потомков дойдёт?

26 ноября
Только факты
В 1252 году из Константинополя в ставку хана Батыя ехал посол короля Людовика IX Рубрукус. Он писал в своих путевых заметках: «Повсюду среди татар разбросаны поселения русов. Русы смешались с татарами, усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Все пути передвижения обслуживаются русами. На переправах рек повсюду русы».

Рубрукус ехал по Руси спустя 15 лет после «монголо-татарского ига»…
Далее он пишет: «Жены русских, как и наши, носят на голове украшения и отделывают подол платья полосами горностаевого меха…Мужчины носят короткую одежду – кафтаны, чекмени и барашковые шапки. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головные уборы француженок. Мужчины носят верхнюю одежду наподобие немецкой».

Арабский хронист и путешественник в 1333 году о Дешт-и-Кипчак (Золотой Орде): «В Сарае Берке было много русских». Главную массу обслуживающих, рабочих и вооруженных сил Дешт-и-Кипчак, названного позже Золотой Ордой, составляли люди, которые сегодня именуются русскими.

30 ноября
Собираю материалы о семьях, разделённых границами трёх государств: Монголии, России и Китая.
Монгол, Орос, Хятад гэсэн гурван улсын хилээр тусгаарлагдсан буриад-монголчуудын гэр б;лийн тухай материал цуглуулж байна.

На фото 2021 года: место первой ставки Чингисхана на правом берегу Онона. Об этом месте написано в географическо-статистическом словаре П.П. Семенова-Тян-Шанского.


Рецензии