Детство

Почему-то детей считают глупыми. Это для меня всегда было загадкой - глупейшей, но не имеющей решения. Почему же дети в глазах взрослых такие глупые? Какого взрослого ни спроси, он знает миллион смешных историй о своих детях, детях знакомых, детях знакомых знакомых. “Ой, у нас такой случай был”, “Ах, ну послушайте, что учудил!” - ни одна семейная встреча без того не обходилась. Смеяться над детьми просто, они никак не смогут этому противостоять.

Про то, как дядя Миша в детстве от гусей бегал нельзя не рассказать (и пусть, что десять раз рассказывали, ведь какой случай). А как этот же дядя Миша позавчера по пьяни ругался с забором? Ну нет, это как-то неприлично рассказывать, может, ему неприятно будет. Детские секреты - не секреты, а так, болтовня. Нельзя в детстве маме тайну выдать - ее узнают все. Вообще все. Даже те, кто ни разу тебя не видели.

В аргумент хохочущие родственники всегда приводят то, что они это по-доброму, не издеваются же. А так, умиляются. Умиляются. Умиляются тому, как Сережа вчера вечером тени от стула так испугался, что расплакался и спал с родителями? Или умиляются тому, как Вера по секрету сестре рассказала, что ей понравился мальчик в садике? Или тому, что Женя колготки задом-наперед надела? И вправду, очаровательно. Нет.

Ребенок, оскорбленный гоготом пьяного застолья, дергает маму за халат: “Ну не рассказывай! Ну я же просил! Зачем ты так?”, краснеет, от отчаянья пихает маму в бок, а потом убегает. А стол лишь на секунду смущается, затем снова расходясь хохотом. Обиделся и обиделся, подумаешь. Пообижается и успокоится, в конце концов.

А когда у взрослых кончается поток невероятно смешных историй о детях, они принимаются за сладкое. Снисходительность. Помните “Денискины рассказы”? Сколько же снисхождения, насмешек, самоутверждения там. Каждый рассказ так и улыбается натянуто: “Ох уж эти дети! Мы-то совсем не такие! Дети такие наивные, такие несмышленые, у них так все просто. Не то, что у нас”.

Это извечная проблема произведений о детях, написанных взрослыми. Взрослые, что пишут книжки, подобные рассказам Зощенко и Драгунскому, уже давно забыли, как мир ощущался в детстве. Потому ни один рассказ не вызвал у меня в детстве приятных чувств. Когда мне доводилось читать Зощенко, получалось думать лишь о том, почему главный герой такой глупый, если ни я (одного с ним возраста на момент прочтения), ни мои друзья и близко не были столь глупы. Дети не мыслят так, как то описывают авторы.

Ностальгия пудрит вам мозги. В детстве не было простых эмоций и простых переживаний, как не было полного и постоянного счастья. И наивности вместе с глупостью у вас не было, просто вам так кажется в силу возраста. Книгу о детях, написанную ребенком, легко можно отличить от книги, написанной взрослым.

Детство - время, когда ты не можешь почти ничего из того, что хочешь. Тебе постоянно что-то запрещают, ты постоянно кому-то что-то должен, каждый лучше тебя знает, что для тебя будет лучше, твои секреты всем рассказывают и смеются над ними. Ты полностью финансово зависим, ты трудишься полный рабочий день и сам за это платишь (а как ты думал - получай знания!), а остальное время делаешь все, что кому-то когда-то задолжал.

Извольте, поместите себя мысленно в эти условия. Непринужденно, весело, просто? А если мы переместимся чуть дальше в возрасте - примерно в тринадцать-шестнадцать лет - что же там? Скачущее давление, головные боли, в некоторых случаях и проблемы с сердцем, прыгающее настроение, конфликты со сверстниками, с родителями, с собой, школа-дом-повезло-гулять-дом-сон-школа. Нынешние подростки проводят в школе до восьми часов в день, не считая подготовки к экзаменам.

У детей помладше проблемы локальнее, но ничуть не меньше. Социализация - процесс непростой, в ряде случаев болезненный. Родители всю начальную школу меряются детьми, как аксессуарами. Пишут за них научные работы, делают поделки на конкурсы, чтобы потом ребенок сонный и грустный все это представлял. А уроки?
Гуляющие по сети нервные смешки о том, как с мамой делали домашнее задание, пока тетрадка рвалась, а ручка расплывалась от слез. В итоге ребенок переживает нервный срыв, а мать срывает голос.

Чудесное, простое время, когда небо было зеленее, трава - голубее, дороги - добрее, а люди - чище. Бросайте себя обманывать и не смейтесь над детьми.


Рецензии