Бутрым Пётр Павлович
В РККА с 21 октября 1928 года.
Сначала, до июня 1932 года, служил красноармейцем в 1-м Белорусском полку войск ОГПУ Белорусского военного округа.
Затем, в 1933 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу летчиков.
В 1933 году было присвоено воинское звание «лейтенант».
Командовал звеном в 116-й истребительной авиационной эскадрилье Московского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 13 мая 1937 года по 28 января 1938 года в качестве командира звена, командира эскадрильи истребителей И-16.
«…Обстановка была неясной. Командование не знало, сколько сил у противоположной стороны. Что происходит на её аэродромах? Где притаились зенитные орудия и сколько их?
Задание дано:
- Летит звено. Выявить зенитки, осмотреть аэродромы!
Три самолета ушли в воздух.
Мы летим на дальний аэродром. Вот он почти под нами. Быстро снижаемся, проходим низко над полем. Самолетов не видно. Лишь маячат одиночные человеческие фигуры.
- Быстрей, на следующий!
Нас снова ждет неудача. Аэродром пуст.
На третьем аэродроме мы видим стоящие в линию самолеты. Кругом тишина. Мгновенно снизились и прошли над линией самолетов. Тишина не нарушилась. Видимо, летного состава не было вблизи.
«Можно огнем вывести машины из строя и уйти безнаказанным», - мелькает мысль.
Обстановка благоприятствует проявлению инициативы.
Об этом думают и остальные два летчика. Мы заходим вторично и открываем стрельбу. Цель взята верно - пули должны ложиться точно.
Жаль, что мало патронов. Они уже почти все израсходованы, а атаку можно продолжать. Впрочем, задерживаться долго нельзя: здесь «чужая» территория. Опасность может нагрянуть неожиданно. Нас всего трое - длительного боя не выдержим…
Когда набрали высоту и легли на курс, зенитная артиллерия открыла огонь. Поздно! Мы очень высоко и знаем, что орудия не могут причинить нам вред.
Летим обратно. Машины развивают большую скорость. Мы уже недалеко от своих.
Вдруг замечаем, что нас преследуют истребители. Они хотят отомстить за смелый налет, за удачную разведку. У меня не ладится с мотором. Он перегрелся, и самолет стал отставать от других. Они все дальше отрываются от меня, а сзади меня нагоняют. Оглядываюсь. Два истребителя почти рядом со мной. Остальные повернули обратно.
- Свои не оставят в беде, - подумал я.
Стал маневрировать, чтобы избежать поражения. Стараюсь снизиться, так как мы уже летим над нашей территорией. Преследователи это понимают и пытаются мне помешать. Неожиданно рядом со мной появляется наш самолет. Это один из тех, которые ушли вперед. Заметив, что я отстал и, что у меня не ладится с мотором, он вернулся ко мне на помощь, чтобы поддержать меня в бою.
В этом можно было не сомневаться. Советский летчик не оставит другого в беде. Все - за одного, а один - за всех!
Теперь нас двое, и мы сами переходим в атаку. Истребители не выдерживают нашего натиска и вскоре поворачивают обратно.
Радостные и довольные удачно выполненным заданием, мы спокойно опускаемся на свой аэродром, где нас тепло встречают товарищи…»
(Из газеты «Красная Звезда», 18 августа 1938 года)
Всего в Испании произвел около 150 боевых вылетов, в групповых боях сбил 2 самолёта. По другим данным, лично сбил 1 и в составе группы - 1 самолёт.
После возвращения из Испании продолжал службу в строевых частях ВВС Ленинградского военного округа.
В 1938 году ему было присвоено воинское звание «капитан».
Командовал эскадрильей в одном из авиаполков Московского Военного округа.
С января 1941 года был слушателем Военно-воздушной академии.
Участвовал в Великой Отечественной войне с августа 1941 года.
Воевал на Волховском фронте, в звании майора был командиром эскадрильи 425-го истребительного авиационного полка.
24 сентября 1941 года был сбит в воздушном бою в районе Петергофа и попал в плен.
Содержался в лагерях в Рождественской, Пскове, Двинске, Саласпилсе, вновь в Двинске.
18 сентября 1942 года с группой пленных летчиков был отправлен в Лодзь. Отъехав 5 км от Двинска, вместе с группой пленных сбежал из вагона поезда. В ночь с 7 на 8 ноября 1942 года с группой перешел линию фронта.
На основании показаний пленных, бежавших вместе с ним, был обвинен в предательстве и помещён в Подольский спецлагерь, где до 15 мая 1943 года проходил проверку органами НКВД. С 18 мая по 23 июля 1943 года проходил проверку органами СМЕРШ, после чего был освобожден.
С августа 1943 года находился в распоряжении командующего ВВС Сибирского военного округа.
С 7 октября 1943 года командовал эскадрильей 19-го запасного авиационного полка, с июня 1944 года - эскадрильей 20-го запасного авиационного полка.
С ноября 1944 года по июль 1945 года работал летчиком-испытателем авиазавода № 153 в Новосибирске, испытывал серийные истребители Як-9 и их модификации.
11 октября 1945 года в звании капитана (майора) был уволен в запас.
25 марта 1946 года военным трибуналом Московского военного округа за измену Родине был приговорен к 6 годам исправительно-трудовых лагерей и 3 годам поражения в правах, а также лишению воинского звания.
Позднее был полностью реабилитирован.
Проживал в городе Новосибирск (Россия).
Умер 16 (18) августа 1982 года.
Список известных воздушных побед П. П. Бутрыма:
07.07.1937 1/3 Ме-109 Мадрид в составе звена
07.11.1937 1/4 Ме-109 Таррагон в составе четверки
Награжден орденом Ленина (02.03.1938), орденом Красного Знамени* (03.11.1937), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Примечание:
* Орден имел порядковый № 1329.
Свидетельство о публикации №222120400325
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 04.12.2022 17:11 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Олег Каминский 05.12.2022 01:20 Заявить о нарушении