Бутрым Пётр Павлович

Родился  21 июля  (2 августа)  1906  года  в  городе  Москва  (Россия).  Украинец.  Работал гравёром-накатчиком.
В  РККА  с  21  октября  1928  года. 
Сначала,  до  июня  1932  года,  служил  красноармейцем  в  1-м  Белорусском  полку  войск  ОГПУ  Белорусского  военного  округа.
Затем,  в  1933  году  окончил  Оренбургскую  военную  авиационную  школу  летчиков.
В  1933  году  было  присвоено  воинское  звание  «лейтенант».
Командовал  звеном  в  116-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  Московского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  13  мая  1937  года  по  28  января  1938  года  в  качестве  командира  звена,  командира  эскадрильи  истребителей  И-16. 

     «…Обстановка  была  неясной.  Командование  не  знало,  сколько  сил  у  противоположной  стороны.  Что  происходит  на  её  аэродромах?  Где  притаились  зенитные  орудия  и  сколько  их?
     Задание  дано:
     -  Летит  звено.  Выявить  зенитки,  осмотреть  аэродромы!
     Три  самолета  ушли  в  воздух.
     Мы  летим  на  дальний  аэродром.  Вот  он  почти  под  нами.  Быстро  снижаемся,  проходим  низко  над  полем.  Самолетов  не  видно.  Лишь  маячат  одиночные  человеческие  фигуры.
     -  Быстрей,  на  следующий!
     Нас  снова  ждет  неудача.  Аэродром  пуст.
     На  третьем  аэродроме  мы  видим  стоящие  в  линию  самолеты.  Кругом  тишина.  Мгновенно  снизились  и  прошли  над  линией  самолетов.  Тишина  не  нарушилась.  Видимо,  летного  состава  не  было  вблизи.
     «Можно  огнем  вывести  машины  из  строя  и  уйти  безнаказанным»,  -  мелькает  мысль. 
     Обстановка  благоприятствует  проявлению  инициативы.
     Об  этом  думают  и  остальные  два  летчика.  Мы  заходим  вторично  и  открываем  стрельбу.  Цель  взята  верно  -  пули  должны  ложиться  точно. 
     Жаль,  что  мало  патронов.  Они  уже  почти  все  израсходованы,  а  атаку  можно  продолжать.  Впрочем,  задерживаться  долго  нельзя:  здесь  «чужая»  территория.  Опасность  может  нагрянуть  неожиданно.  Нас  всего  трое  -  длительного  боя  не  выдержим…
     Когда  набрали  высоту  и  легли  на  курс,  зенитная  артиллерия  открыла  огонь.  Поздно!  Мы  очень  высоко  и  знаем,  что  орудия  не  могут  причинить  нам  вред.
     Летим  обратно.  Машины  развивают  большую  скорость.  Мы  уже  недалеко  от  своих. 
     Вдруг  замечаем,  что  нас  преследуют  истребители.  Они  хотят  отомстить  за  смелый  налет,  за  удачную  разведку.  У  меня  не  ладится  с  мотором.  Он  перегрелся,  и  самолет  стал  отставать  от  других.  Они  все  дальше  отрываются  от  меня,  а  сзади  меня  нагоняют.  Оглядываюсь.  Два  истребителя  почти  рядом  со  мной.  Остальные  повернули  обратно.
     -  Свои  не  оставят  в беде,  -  подумал  я.
     Стал  маневрировать,  чтобы  избежать  поражения.  Стараюсь  снизиться,  так  как  мы  уже  летим  над  нашей  территорией.  Преследователи  это  понимают  и  пытаются  мне  помешать.  Неожиданно  рядом  со  мной  появляется  наш  самолет.  Это  один  из  тех,  которые  ушли  вперед.  Заметив,  что  я  отстал  и,  что  у  меня  не  ладится  с  мотором,  он  вернулся  ко  мне  на  помощь,  чтобы  поддержать  меня  в  бою.
     В  этом  можно  было  не  сомневаться.  Советский  летчик  не  оставит  другого  в  беде.  Все  -  за  одного,  а  один  -  за  всех!
     Теперь  нас  двое,  и  мы  сами  переходим  в  атаку.  Истребители  не  выдерживают  нашего  натиска  и  вскоре  поворачивают  обратно.
     Радостные  и  довольные  удачно  выполненным  заданием,  мы  спокойно опускаемся на  свой  аэродром,  где  нас  тепло  встречают  товарищи…»
     (Из  газеты  «Красная  Звезда»,  18  августа  1938  года)

Всего  в  Испании  произвел  около  150  боевых  вылетов,  в  групповых  боях  сбил  2  самолёта.  По  другим  данным,  лично  сбил  1  и  в  составе  группы  -  1  самолёт. 
После возвращения из Испании продолжал службу в строевых частях ВВС  Ленинградского  военного  округа.
В  1938  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан». 
Командовал  эскадрильей  в  одном  из  авиаполков  Московского  Военного  округа.
С  января  1941  года  был  слушателем  Военно-воздушной  академии.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  августа  1941  года. 
Воевал  на  Волховском  фронте,  в  звании  майора  был  командиром  эскадрильи  425-го  истребительного  авиационного  полка. 
24  сентября  1941  года  был  сбит  в  воздушном  бою  в  районе  Петергофа  и  попал  в  плен.   
Содержался  в  лагерях  в  Рождественской,  Пскове,  Двинске,  Саласпилсе,  вновь  в  Двинске.   
18  сентября  1942  года  с  группой  пленных  летчиков  был  отправлен  в  Лодзь.  Отъехав  5  км  от  Двинска,  вместе  с  группой  пленных  сбежал  из  вагона  поезда.  В  ночь  с  7  на  8  ноября  1942  года  с  группой  перешел  линию  фронта. 
На  основании  показаний  пленных,  бежавших  вместе  с  ним,  был  обвинен  в  предательстве  и  помещён  в  Подольский  спецлагерь,  где  до  15  мая  1943  года  проходил  проверку  органами  НКВД.  С  18  мая  по  23  июля  1943  года  проходил  проверку  органами  СМЕРШ,  после  чего  был  освобожден.
С  августа  1943  года  находился  в  распоряжении  командующего  ВВС  Сибирского  военного  округа.
С  7  октября  1943  года  командовал  эскадрильей  19-го  запасного  авиационного  полка,  с  июня  1944  года  -  эскадрильей  20-го  запасного  авиационного  полка. 
С  ноября  1944  года  по  июль  1945  года  работал  летчиком-испытателем  авиазавода  №  153  в  Новосибирске,  испытывал  серийные  истребители  Як-9  и  их  модификации.
11  октября  1945  года  в  звании  капитана  (майора)  был  уволен  в  запас. 
25  марта  1946  года  военным  трибуналом  Московского  военного  округа  за  измену  Родине  был  приговорен  к  6  годам  исправительно-трудовых  лагерей  и  3  годам  поражения  в  правах,  а  также  лишению  воинского  звания. 
Позднее  был  полностью  реабилитирован.
Проживал  в  городе  Новосибирск  (Россия).
Умер  16  (18)  августа  1982  года.               

Список  известных  воздушных  побед  П.  П.  Бутрыма:               
07.07.1937        1/3       Ме-109              Мадрид              в  составе  звена 
07.11.1937        1/4       Ме-109              Таррагон            в  составе  четверки

Награжден  орденом  Ленина  (02.03.1938),  орденом  Красного  Знамени*  (03.11.1937),  медалями  «За  боевые   заслуги»  (03.11.1944),  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими.

Примечание:
*     Орден  имел  порядковый  №  1329.


Рецензии
Наверное, кто-то настрочил на него донос.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   04.12.2022 17:11     Заявить о нарушении
Да, Бутрыма осудили на основании показаний его же товарищей, бежавших вместе с ним из плена...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   05.12.2022 01:20   Заявить о нарушении
Что-то между ними случилось.

Владимир Врубель   05.12.2022 08:42   Заявить о нарушении