Миннесотская опера. Ринальдо Генделя
Вторая постановка сезона, «Ринальдо» Генделя, тоже доставила массу удовольствия, несмотря на весьма необычную интерпретацию этой жемчужины барочного репертуара. Начать, наверное, стоит с выбора площадки - вместо классического здания оперы - новый Центр искусств Luminary Arts Center в помещении бывшего склада. В отличие от Ордуэя, где труппа обычно проводят свои основные выступления, в LAC царит гораздо более интимная атмосфера. Даже сидя на последнем, 10м ряду, ощущаешь себя практически на сцене и имеешь возможность видеть мимику артистов и слышать голоса так близко. Сольные арии и дуэты удивительно выразительны в таком камерном исполнении. Кроме того, можно полюбоваться деталями невероятных костюмов и восхититься актерским мастерством певцов, которые ухитряются одновременно "очеловечивать" своих персонажей и слегка посмеиваться над ними.
Режиссер Мо Чжоу называет себя поклонницей барокко, а «Ринальдо» любимой оперой, что не помешало ей полностью осовременить сюжет. В оригинале, основанном на поэме Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим", действие происходит во время первого крестового похода, а злодеи - мусульманский король Арганте и волшебница Армиды. В оригинальной версии они обращаются в христианство в конце истории, хотя в версии 1731 года двое сбегают на драконьей колеснице, не «раскаявшись». В постановке Чжоу действие разворачивается в фантастической версии эпохи Уолл-Стрит 1980-х годов, когда сталкиваются старые и новые деньги. Ринальдо изображается богатым наследником "старых денег", который ищет делового союза с Гоффредо, опытной "биржевой акулой" и брака с его наследницей, а Арганте и его партнерша, волшебница Армида, представляют "новые деньги". "Старые деньги", в старомодных, забавных костюмах, сражаются с "новыми," в кожаных куртках с заостренными плечами и украшенных "демоническим" пламенем корсажах и гульфиках.Чжоу говорит, что они не меняли текст для адаптации, вместо этого вырезали проблемные фрагменты. Она разворачивает историю в мире, где привилегии, богатство поколений и жадность повышают ставки. Как ни странно, ироничное изображение биржевых войн которые заканчиваются "водопадом" долларов вызывает не раздражение за отход от классического сюжета, а смех. Причем, складывается впчатление, что весело не только зрителям, но и артистам. они явно испытывают удовольствие как от дивной музыки, так и от своих эксцентричных выходок.
Совершенно очаровали голоса исполнителей: Ринальдо — контртенор, Патрик Терри, выпускник Университета Миннесоты, редко выступает на родине. Он очень востребован в Европе и неудивительно: его ангельский голос довел зрителей до слёз, особенно в арии Cara sposa (Дорогая невеста). При этом Терри оказался весьма убедительно играет превращение этакого светского мотылька в любящего и страдающего мужчину. https://youtu.be/bMFs1wkfnZ0
Меццо-сопрано Кристина Хейзен в роли главы традиционной корпорации в клетчатом костюме, как говортся, "борозды не испортила", и хорошо поет несколько небольших арий, но мне кажется она еще не полностью раскрылась. У нас еще будет возможность услышать ее, покольку она участвует в Программе резидентов оперы Миннесоты.
Сопрано Симоне Харкум тоже в этой программе и мы видели её в роли Микаэлы в "Кармен" и в роли Леонтины в "Анонимном любовнике". Её Альмирена то игрива, то капризна, то драматична, и её сильный, но то же время нежный голос идеально подходит к музыке барокко. Самое удивительное, что в оперу Харкум попала случайно - после окончания колледжа она работала хормейстером в школе и пошла на прослушивание хористов в Виргинской опере по настоянию друзей. Рецензенты отмечают «вокал на высшем уровне… диапазон и утонченность» наряду с «комедийным присутствием», что она и продемонстрировала. https://youtu.be/PIkBO4YqnVI
Роковая, но неудачливая соблазнительница Армида в исполнении мощного лирического сопрано, Кили Футтерер и демонический Арганте баритона Чарльза Итона оказываются очень запоминающимися и голосами, и игрой, и фантастическими костюмами. https://youtu.be/9M1HfXge1W8
Два второстепенных персонажа - сирена и экстрасенс, несмотря на небольшие роли, сумели показать свои таланты, особенно Виктория Коровлева – восходящее молодое сопрано с теплым лирическим тембром, которая с блеском исполнила партию Сирены. Очень легко поверить, что Ринальдо теряет пособность думать и сопротивляться такой красавице с волшебным голосом. Иеремия Сандерс запомнился скорей своим комедийным талантам в роли экстрасенса - пения там было немного.
К сожалению, у входа в LAC нас встретили пикетчики, протестующие против увольнений музыкантов оркестра Миннесотской оперы. Вероятно, оправиться после двухетнего перерыва из-за пандемии довольно сложно. Однако оркестр под управлением дирижера Эмили Сентурия, несмотря на уменьшенный состав, отлично справился с роскошной партитурой Генделя. Поразил дотоле невиданный инструмент - теорба - басовая модификация лютни, которая появилась в Италии в конце XVI века. Этот величественный инструмент (почти двухметрового роста) имеет набор мелодических струн, настроенных как у лютни, и набор более длинных, свободно вибрирующих басовых струн - это я, конечно, узнала после. Вместе с клавикордами теобра великолепно передавали романтическую атмосферу барочной оперы.
В заключение хочу сказать, что поиски нового, в таком устоявшемся жанре как опера, могут вызвать отторжение, но в данном случае звезды сошлись.
Свидетельство о публикации №222120400410