Ч. 47 Всё пошло не так

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/12/03/734

Всё с самого начала операции пошло не так, как планировалось. Сначала части 47-й армии не смогли проломить оборону противника и выйти на перевалы Маркотх и Неберджаевский.

Николай Ефремович Басистый писал в воспоминаниях: «Идём очень медленно. Становится ясно,  что мы никак не успеем подойти к Южной Озерейке в назначенное время, то есть к часу ночи».

Контр-адмирал  сообщает об этом командующему флотом вице-адмиралу Октябрьскому и просит того  перенести начало артиллерийской подготовки с 1.00 на 02.30. Одновременно он информировал об этом командующего эскадрой вице-адмирала Л. А. Владимирского.

Но остальные действовали по утверждённому плану. Октябрьский не посчитался с просьбой Басистого и не стал ничего изменять с учётом новых обстоятельств.

Поэтому получилось, что всё стало происходить на полтора часа раньше, чем нужно.
Самолёты раньше времени бомбили Южную Озерейку. Демонстративный десант под командованием майора Цезаря Львовича Куникова высадился в Станичке при поддержке береговых батарей.

Раньше времени произвели демонстрацию высадки десанта  в районе мыса Железный Рог и Анапы и произвели воздушный десант в районе Васильевка-Глебовка.
 
На подходе к Южной Озерейке по приказанию Басистого корабли перестроились в боевой ордер: впереди – сторожевые катера со штурмовыми группами, корпостами и гидрографами в строю фронта, чтобы одновременно подойти к берегу  и высадить десантников.

В их задачу входили захват пляжа и обеспечение подхода болиндеров. За ними тоже строем фронта шли два тральщика с болиндерами на буксире. Рядом с каждым болиндером шёл буксир, который должен был разогнать болиндер так, чтобы тот уже по инерции носом выскочил на берег.

Когда сигнальщик доложил, что видит третий болиндер, который вёл на буксире тральщик, и отставшее охранение, по воспоминаниям Бориса Фёдоровича Петрова у Басистого вырвалось: «Ну слава богу…».

За болиндерами тоже строем фронта следовали три канонерские лодки, а на их флангах справа эсминец «Незаможник», слева – эсминец «Железняков». До гористого берега оставалось примерно 9 километров, а противник молчал.

Ровно в 2.30 открыл огонь отряд огневого  содействия: крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», лидер «Харьков», эсминцы «Беспощадный» и «Сообразительный». «Беспощадный» стрелял осветительными снарядами, создавая световую завесу, которая осветила берег.

Ровно в 3.00 стрельбу прекратили. Казалось, что после такого артиллерийского огня на берегу не должно остаться ничего живого. Но авиация, которая должна была до высадки корпостов на берег корректировать огонь, действовала по неотменённому плану.

Самолёт-корректировщик «Красного Крыма» улетел до начала стрельбы, а самолёт-корректировщик «Красного Кавказа» и не вылетал. Корабли стреляли без авиационной корректировки, но в отчёте, подтверждённом данными разведки, сказано, что отряд огневого содействия выполнил задачу успешно, после чего вернулся в Батуми.

По данным противника, огонь корабельной артиллерии  вызвал потери личного состава, повредил орудия лёгких румынских батарей, частично нарушил связь и порвал проволочные заграждения.

С началом стрельбы корабельных орудий катера со штурмовым отрядом направились к берегу, чтобы с прекращением артиллерийского огня подойти к нему вплотную. С кораблей в бинокли видели, как сторожевые катера вошли в полосу прибоя в момент прекращения стрельбы.

По плану,  катеров должно быть шесть, но, как мы помним, СКА – 0111 столкнулся  с тральщиком «Защитник». Десантников пересадили на канонерку «Красный Аджаристан», а повреждённый катер вернулся в базу. Два катера опоздали, потому что находились около охраняемых кораблей, поэтому в строю фронта шли три катера.

Когда до берега осталось около двухсот метров, на них обрушился шквальный огонь. Катера освещали прожектором, осветительными ракетами, их расстреливали из орудий, миномётов, крупнокалиберных пулемётов и автоматов.

Катер СКА–051 первым выскочил на берег и приступил к высадке десанта. Десантники, рассредоточившись по пляжу, начали бой. Экипаж также вступил в бой, поскольку катер не удалось отвести от берега. В 04.10 взорвался боезапас и глубинные бомбы.

В живых из всего экипажа остались штурман отряда высадочных средств старший лейтенант М. Е. Щедрин, акустик А. В. Полетаев и моторист И. С. Николаенко.

В отчёте о проведении операции сказано о катере СКА-091: «Получил большие повреждения от артиллерийского огня подходивший к берегу  СКА-091, где были тяжело ранены командир, помощник командира и многие среди личного состава.

Находившийся на борту СКА командир звена катеров отошёл, не высадив десант, чем уменьшил штурмовой отряд на 50 человек».

Командир катера старший лейтенант В. Е. Москалюк выжил. В своих воспоминаниях он рассказал, что был убит весь расчёт орудия и пулемётчик. Командование принял на себя командир звена катеров П. Д. Чеслер, который вывел катер из-под обстрела.

Половина экипажа была ранена, среди десантников были большие потери. Как вспоминал Москалюк: « Высадить десантников нам не удалось. Да и осталось их немного. В первые же минуты  убито было человек двадцать и ранило многих.

Успел высадить людей на берег только МО-0141. Он уже отходил, когда тяжёлый снаряд угодил в рубку. Взрывом на мостике убило командира, рулевого и сигнальщика».

Командир катера СКА-0141 старший лейтенант П. С. Шевкунов высадил 62 человека из состава штурмового отряда. После его гибели катер привёл в Геленджик помощник командира старший лейтенант А. П. Радченко.

Командир взвода автоматчиков  И. С. Перепелица вспоминал: «Мы высаживались с катера в воду в 200-300 метрах от берега примерно в 4-5 утра на береговые дзоты, артиллерийские батареи и укрепления немцев и румын».

Катер СКА-081, стреляя прямой наводкой, подошёл к берегу и высадил 50 человек. Потерь при высадке не было, но при отходе смертельно ранило осколком матроса Синельникова.

В наградном листе на командира катера СКА-081 старшего лейтенанта  Соломона Григорьевича Флейшера сказано:

«…несмотря на сильный пулемётный и миномётный огонь противника, умело маневрировал, решительно и смело подошёл к берегу и высадил десант. Действуя храбро и мужественно, увлекал личный состав своего катера на выполнение боевой задачи».

О катере СКА-041 известно меньше. Он открыл огонь по противнику  с дистанции 10 кабельтовых, подошёл к берегу значительно левее места гибели СКА-051 и высадил десантников , потерь не имел, отошёл от берега в 4.50.

Штурмовой отряд высадился и вступил в бой. Командир взвода автоматчиков 142-го батальона морской пехоты Исак Алимханович Алимханов в воспоминаниях писал, что «из 300 человек на берег высадилось, в лучшем случае, 150-200 десантников».

Остальные остались на катере СКА-091 и находились на канонерке «Красный Аджаристан».

Действия катерников в документах военного времени оценивались так: «Малые охотники в основном с поставленной задачей справились. Подход к берегу и действия экипажей катеров в момент высадки десанта отличались высокой выучкой, героизмом и бесстрашием».

Штурмовой отряд выбил противника из прибрежной линии обороны. Теперь должна была последовать высадка с  болиндеров.

Продолжение http://proza.ru/2022/12/05/390


Рецензии
Да, война, это - война!Там не до планов!
С дружеским приветом
Леда

Леда Шаталова   05.12.2022 11:17     Заявить о нарушении
Планы всегда составляют, но реальность их меняет, дорогая Леда.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   05.12.2022 13:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.