От Пушкина до меня

Книга «От Пушкина до меня» - финалист национальной литературной премии «Писатель года» в номинации «Реальные истории».

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…
А. С. Пушкин

Иван, не помнящий родства, испокон века считался у нас выродком. То есть выродился человек, захирел. Не предполагалось в нём ни сил, ни возможностей разумно и полезно прожить хотя бы свою жизнь, не то что детей толковых произвести. А те, кто жил основательно, со смыслом, считали обязательным знать свой род «до седьмого колена».

И основательности хочется нам сегодня, и смысла. Не потому ли с тревожным интересом открываем прабабушкины сундуки, выспрашиваем у бабушек, у родственников, у земляков — кто же они были, пра- и прапрадеды наши, какие беды или события от нас скрыли. Какую жизнь преодолели? Раз кровь одна, может, и мы на что-то способны…

Но почему имена более поздних прародителей канули в небытие? Так хотелось бы, чтобы генеалогическое древо семьи оказалось с богатой кроной, мощным стволом, многочисленными ветвями и корнями. Кого упрекать в беспамятстве?

Зачем мы вообще берем в руки альбом? Тот самый, который у некоторых пылится в чулане, на антресолях, а у кого-то стоит на почетном месте за стеклом в шкафу в зале. Нам не надо «убить» время. Нас позвали предки. Да, именно, когда мы осознанно берем такой семейный, родовой альбом, мы по-настоящему стремимся к познанию, к общению с теми, кого уже нет, но могут поведать с этих страниц о своей жизни; к истокам, кои так утоляют жажду, наполняя и питая нас!

Когда же начала распадаться связь времён, связь поколений? Полагаю, что этот процесс начался после 1917 года и происходил постепенно. Мы пережили страшный период в истории России, когда целые поколения «вырубались» (в прямом и переносном смысле) из памяти людей, раскулаченные, расстрелянные, раскиданные по необжитым местам, обречённые на забвение. Их упоминание в недалёкое время было чревато запретами, ограничениями, но, к счастью, времена изменились…

Свою родословную я узнала в 5 лет. Каждый вечер, засыпая, слушала сквозь сон молитвы бабушки: «Отче наш, иже еси на небеси…»

Сколько было веры в её добром лице и во всей её фигуре, такой прямой и гордой — днём, и такой смиренной и горькой — ночью перед иконой Божьей Матери (этой иконой её венчали в селе Большое Болдино, и сейчас, как эстафета памяти, она передана маме. Так и будет сохраняться добрыми сердцами и служить следующим поколениям).

Я была тогда маленькой и не понимала смысла слов молитвы, но чувствовала, что присутствую при свершении некого таинства. Я лежала тихо-тихо, слушая, как бабушка перечисляла всех наших близких — живых и мёртвых, прося одним здоровья и благополучия, другим — царствия небесного. Тогда-то я и запомнила их имена — тех, что жили в прошлом столетии, которых я никогда не видела вживую, но бабушка хранила память о них всех, потому что у неё большое сердце, в котором всем хватает места.

В нашем семейном архиве хранится много старых фотографий и документов в стадии «рассыпания» (но бережно упакованных). В «часы родства», как я их сейчас называю, мы рассматривали фотографии таких далёких и дорогих, но, главное, не безымянных и не забытых нами предков. И я слушала рассказы Коршуновой (Ледяевой) Анны Дмитриевны…

С тех пор прошло немало лет, повзрослев, пережив семейные неурядицы, я поняла, что семья, родные для любого человека — основа основ, фундамент, прочность, которая зависит от каждого его члена. Усвоила истину, что все мои поступки — это не просто мои поступки, а, добрые или недобрые, хорошие или плохие, страницы в биографии семьи, рода.

Я обучалась в Даховской средней школе №5 Майкопского района Республики Адыгея, некогда школа имени Александра Сергеевича Пушкина. В период с 70-х до конца 80-х годов она носила такое название, потому как была признана образцово-показательной, лучшей школой в районе. Приехала с родителями в станицу в начале 90-х и ещё помню табличку, указывающую на этот факт, прикрепленную сбоку витого, кованого крылечка у входа в первый корпус, где располагалась учительская, актовый зал и некоторые кабинеты. Остальные классы находились в корпусах по соседству.

Осознанно проникшись историями, услышанными от бабушки по материнской линии, пожелала участвовать в конкурсе «Моя родословная», что привело меня тогда к первому серьезному изучению именно этой темы — и в результате к награде за 3-е место в республиканском конкурсе. Это взрастило во мне не только гордость, но и дальнейшее желание исследовать эту ветвь, которая касалась Болдинских мест во времена Александра Сергеевича Пушкина. Ведь мои предки были крепостными у барина Пушкина в Болдинском имении...

Глава 1. Кудри, шапки, карты и разбой…

«… я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человека с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог её дал…»

Письмо П. Я. Чаадаеву 19 октября 1836 г.
(А. С. Пушкин)

История моей семьи по материнской линии начинается так. Примерно в 1868 году переселенцами из села Большое Болдино в деревню Дмитриевка был рожден мальчик, имя ему дали Иван, а фамилию носил Чивкунов, а отчество Игнатьев. Как известно, до 1861 года у крепостных крестьян не было фамилий, о паспортах и речи не было, только отчества, которые писались с окончанием «-ов». И расшифровывалось это так Иван Федотов — Иван сын Федота. А после 1861 стали давать крепостным фамилии по характеру — Лютый, роду занятий — Кузнецов, местности — Московцев, фамилии помещика — Волконский, имени предка — Федотов, внешним особенностям — Чавкун (Чавкунов, Чивкунов), кличкам — Чернов.

Фамилия Чивкунов — это вариант фамилии Чавкунов. Чередование гласных а/и стало результатом влияния «икающих» говоров. Фамилия образована от прозвища Чавкун, от глагола «чавкать», другими словами «жевать вслух», «произносить чя, чю, вместо ча, чу», «говорить вяло и чмокая, невнятно».

Его женой стала сирота Анна Ксенофонтова, смуглая и кучерявая. По рассказам, привезенная тоже из села Болдино в Дмитриевку ещё девчонкой, где жила в той части села, в котором находилось имение Сергея Львовича Пушкина — отца поэта, и куда Александр Сергеевич Пушкин приезжал в 1830, 1833, 1834 годах.

После свадьбы Анна и Иван вернулись в Болдино. В браке у них родились шестеро детей: Анастасия (пр.1890 г.р), Илья (1893 г.р), Анатолий (пр.1896 г.р), Прасковья (1900 г.р.), Евдокия (1904 г.р) и Иван (пр.1907 г.р).

Иван шил шапки и продавал их в соседних селах и городах. В очередной раз он отправился продавать свои изделия в город. Где-то на полустанке зашел отдохнуть в кабак и встретился с картежниками, а так как сам очень любил играть, сразу же согласился сесть к столу. В тот вечер Иван проигрался. Он успел еще днем продать шапки, и выручка была при нём. Новые знакомые по карточным играм стали требовать с него долг, но Иван наотрез отказался отдавать, не желая обрекать семью на голод. Разъяренные картежники сильно избили его, забрав выручку.

Он плохо помнил, как добрался до дома. Почахнув недолго от перенесенных побоев, кормилец умер. Анна осталась одна с малолетними детьми и свекровью…

Евдокия (Авдотья, Дуня, Дуся), предпоследняя из детей, возьмёт уже престарелую мать Анну Чивкунову (Ксенофонтову) в свою семью, которая уйдет из жизни 1933 году…

Евдокия Ивановна Чивкунова — это моя прабабушка — та самая «героиня», с которой нахожу сходство, чьё происхождение так необычно и интересно… И порой кажется, что до конца правды не узнает никто…

Глава 2. Что в образе тебе моём?

Евдокия Ивановна Чивкунова была девушкой особой красоты: невысока, стройна, с овальным лицом, смуглой кожей, с копной темных кудрявых волос, белыми зубами и с выразительно голубыми глазами. Она не носила, как выражалась, «неприбраны волосы», а каждый день собирала их в тугой пучок, приглаживая, чтобы не выбивались «завитки» из причёски. Авдотья настолько отличалась от братьев и сестёр, что все проследили сходство с её матерью, которая, с большой долей вероятности, была родом из крепостных барина Пушкина-поэта.

«Болдино при Пушкине было сплошь неграмотно. Учился кое-кто разве что у дьячка. А в других селениях волости о школах долго еще понятия не имели. Только 3 сентября 1867 года открылась трехклассная земская школа», — записал воспоминания в своих преданиях Иван Киреев.

Упоминания о школе с. Большое Болдино сохранилось в архивах Лукояновской уездной Земской управы за 1884 год. Это была церковно-приходская школа, в которой в это время обучалось 42 человека, учителем в ней был Иван Кузьмич Куклин, окончивший духовную семинарию. До 1918 г школа в Болдине была церковно-приходской.

Евдокия научилась в этой школе писать и читать. Она выделялась нестандартной для тех мест внешностью. Многие заглядывались на неё сначала из любопытства, потом с некой досадой девки пытались разглядеть, что же в ней вызывает повышенное внимание парней, а после и вовсе прозвище придумали «цыганочка».

Однажды шедшая с коромыслом Евдокия остановилась передохнуть у калитки местной сплетницы. Поставив ведра полные воды на землю, поправила платочек, затем подняла ношу и перекинула коромысло на другое плечо. Сидевшие на лавке женщины вполголоса заговорили между собой:

— Чай, не она ли это? По линии поэта нашего? В барском дворе в то время девки-прислужницы были, может, её бабкина мать не от мужа понесла?

— Та, не! Всё село было в крепостных у них!

— Всё-то всё-ё-ё, но она-то другая с виду…

— И смугла, пущай… Чай, не до девок деревенских поэту было! Барина уважали, добр и справедлив был, писал здесь все дни без продыху. Не-е, эту Дуню «цыганочкой» кличут, поди, замешаны оне здесь… Какой табор заезжий?!

— Цыган видала — у них глаза чёрные, у неё — синющие…

Евдокии захотелось окатить сплетниц водой, но подумала, что далеко несла, а они недостойны, и вода не смоет всю их «трепучую суть», ещё больше ославят её, если сделает это. Она не могла допустить мысли о родстве с поэтом, даже зная по рассказам матери Анны Чивкуновой (Ксенофонтовой) и отца Ивана Чивкунова про то, что её предки были крепостными у помещиков Сергея и Василия Пушкиных — отца и дяди поэта. Поэтому, не придав всему услышанному значения, приосанившись и подняв подбородок, несмотря на тяжесть на плечах, пошла дальше…

На этом случае сплетни не смолкали. Народ был охоч до пересудов…

Река времени неумолима и давала всё новые жизненные истоки…

Евдокия встретила простого общительного парня Ледяева Дмитрия, с примесью мордовских кровей, круглолицего и весёлого. Он не задавал глупых вопросов, а смотрел на неё, как на обычную девку, которая запала ему в сердце. Так Дуня стала женой Дмитрия. Он был ремесленником-сапожником и работал в пошивочной артели отца Федосея. Проводил время за любимым делом, его сапоги были чисты и блестящи, она же хлопотала по дому, ухаживая за детьми — старшей Анной (названной в честь ее матери Анны Чивкуновой (Ксенофонтовой) и младшим — Александром (названным в честь поэта Александра Пушкина). Дети были круглолицы в отца, но от матери переняли кудри и голубые глаза...

Чиьм бы потомком ни была моя прабабушка Евдокия - мы все по Пушкину родня.


Рецензии
В нашей истории все могло быть.

Ирина Давыдова 5   28.03.2024 19:03     Заявить о нарушении
Пушкин дал опушку, переходящего леса на луг, Ирина и если начать со стрелы, что поймала лягушка, в часах она ходит и пуля у пульта, ль-семя души, то путь говорит о мягком знаке как 30 серебряников Иуде, который предал Христа, а дуэль не отпевают. Фасоль две ноты боба+РЬ=борьба с кем или с чем в теле? ПУЛЬТ-путь=Л, что начал лунный календарь с рубленной ёлки, а солдаты солнца даты, да ты и ноты, но ты в вы=мы=ты=Е руки науки. Рифму придумал Ломоносов и Пушкин в ней оказался ас, тк дар не учится и в таланте не искупляется, а покупается, поэтому умирает молодые. Молодёжь и игла ежа, не ёлки, мы можем не стареть.

Даша Новая   28.03.2024 19:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.