Чёрный день пикировщиков Люфтваффе

Как-то в одном из своих сообщений Совинформбюро привело интересный факт. Пленный немецкий летчик признал, что 22 мая 1943 года при налёте на Курск немецкая авиация потерпела серьёзное поражение. По его словам «Командование привлекло некоторых офицеров к ответственности за то, что они допустили чрезвычайно большие потери. Одного майора авиации, ранее награжденного Рыцарским крестом, предали суду».

Наверняка, многим было бы интересно узнать подробности разгрома вражеской авиации.

Для начала, однако, разъясним ситуацию непосредственно с Курском и его железнодорожным узлом. Суть в том, что весной 1943 года основной магистралью, используемой для снабжения наших войск Центрального и Воронежского фронтов, оставалась однопутная линия Касторная-Курск. Рабочий парк вагонов вырос здесь до 11.500 штук, из которых 9.427 были порожними. Их пришлось размещать на свободных путях, на перегонах и станциях, примыкавших к Курску. А сам железнодорожный узел Курск в сутки принимал 23 и отправлял 24 эшелона.

Естественно, командование противника хорошо понимало значение этой однопутной магистрали Курск-Касторная и всячески старалось нарушить эту важнейшую фронтовую артерию. С этой целью только в апреле-мае 1943 года на Курский узел было произведено 12 массированных налетов Люфтваффе.

Один из наиболее крупных налётов состоялся ранним утром 22 мая 1943 года. В нём принимали участие немецкие самолёты Хе-111 из состава II./KG.4, Ю-87 — из StG.1, Ме-110 — из I./ZG.1, ФВ-190 — из I./JG.26, Ме-109 и ФВ-190 — из Stabsstaffel/JG.51, I./JG.51, III./JG.51, IV./JG.51, а также, вероятно, Ю-88 из состава KG.1 и KG.51.

Налет происходил 6 группами с некоторым интервалом между каждыми. Согласно данным советских документов, эти группы действовали в следующем порядке:

Первая группа в составе 29 пикирующих бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием 9 истребителей Ме-109 появилась над целью в 5.00 утра.

Вторая – 22 бомбардировщика Ю-88 под прикрытием 27 истребителей Ме-109 – подошла к станции Курск в 5.15.

Третья – 13 бомбардировщиков Хе-111 без истребительного прикрытия – появилась над городом в 5.30.

Четвертая – 24 пикировщиков Ю-87 под прикрытием 9 истребителей ФВ-190 – появилась в 5.55.

Пятая – 13 бомбардировщиков Ю-88 – появилась в небе над Курском в 6.00.

Шестая – 14 бомбардировщиков Ю-88 – в 6.00 к Курску не была допущена и сбросила бомбы на запасную цель – Фатеж, потеряв при этом несколько самолетов.

Все группы немецких самолётов шли к Курску и возвращались обратно вдоль шоссейной дороги Кромы – Курск.

По советским данным, в налёте участвовало до 170-180 вражеских самолетов разных типов. А согласно донесениям немецкого Авиационного командования «Ост» в налёте на Курск участвовали гораздо больше самолётов: 8 Не-111, 14 Ju-88, 64 Ju-87, 32 Ме-110, 110 Ме-109 и Fw-190, т.е. всего 228 самолётов.

Наши истребители, поздно оповещённые о налёте, встретили первые группы самолётов противника лишь в районе цели. Поэтому самая первая группа из 29 пикировщиков Ю-87 смогла прорваться к железнодорожному узлу и довольно точно отбомбиться. Именно от действий этой группы железнодорожный узел получил значительные повреждения. Зато последующие группы встретили сильное сопротивление и сбрасывали бомбы уже не так точно.

Отражали налёт 52 истребителя ПВО и 84 истребителя 16-й воздушной армии. При этом некоторые советские лётчики-истребители добились значительных успехов.

Так, 4 Ю-87 сбил младший лейтенант А.Н. Логинов (519-й авиаполк), 4 самолёта (3 Ю-87 и 1 ФВ-190) - лейтенант А.А. Елдышев (910-й авиаполк).

3 Ю-87 уничтожил старший лейтенант Г.Ф. Бабенко из 30-го гвардейского авиаполка. Также 3 самолета (2 лично и 1 в паре) сбил лейтенант А.И. Горголюк того же авиаполка.

2 самолёта (Ю-87 и ФВ-190) уничтожил старший лейтенант Н.А. Найдёнов (563-й авиаполк), 2 самолёта (Ю-87 и Ме-109) сбил капитан Н.В. Подковщиков (907-й авиаполк).

Отличились воздушными победами и многие другие «Сталинские соколы». Всего по советским данным, во время этого налёта было сбито 76 немецких самолётов, из них 38 — истребителями 16-й воздушной армии, 30 — истребителями противовоздушной обороны, кроме того, 8 самолётов уничтожила зенитная артиллерия.

Действительно, хоть и не в таком объеме, как указано в советских источниках, однако немецкая авиация понесла очень чувствительные потери. Чтобы не быть голословным, приведу данные о потерях Люфтваффе, которые я лично выписал из немецких документов Фрайбургского военного архива. Итак, вот они, эти данные, которые я дополнил кое-какой информацией из других источников: 

Ju 87D-3 W.Nr.100032 (6G+VR) 4./StG.1
Lt. Hans-Dieter Winkelmann, пилот, пропал без вести
Uffz. Emil (Eugen) Hanselmann (Hanzetmann), бортрадист, пропал без вести
Самолёт сбит в воздушном бою в районе Курска. Условная степень повреждений самолёта: 100%.

Ju 87D-3 W.Nr.121231 (6G+HR) 4./StG.1
Lt. Karl Behne, пилот, пропал без вести
Uffz. Richard Haegermann, бортрадист, пропал без вести (взят в плен)
Самолёт сбит в воздушном бою в районе Курска. Условная степень повреждений самолёта: 100%.

Ju 87D-3 W.Nr.1144 (6G+JR) 4./StG.1
Fw. Karl Brusse, пилот, пропал без вести
Uffz. Wolfgang Linke, бортрадист, пропал без вести
Самолёт сбит в воздушном бою в районе Курска. Условная степень повреждений самолёта: 100%.

Ju 87D-3 W.Nr.120 (6G+MR) 4./StG.1
Uffz. Heinrich Unterberg, пилот, пропал без вести
Uffz. Michael Kranner, бортрадист, пропал без вести
Самолёт сбит в воздушном бою в районе Курска. Условная степень повреждений самолёта: 100%.

Ju 87D-1 W.Nr.2536 (6G+..) 5./StG.1
Uffz. (посмертно Fw.) Walter Netter, пилот, награжден Германским Золотым крестом, погиб
Uffz. Franz Waberisch, бортрадист, ранен
Самолёт повреждён в воздушном бою в районе Курска и разбился в районе Богородицкое. Условная степень повреждений самолёта: 90%.

Ju 87D-3 W.Nr.1425 (6G+JT) 6./StG.1
Oblt. Walter Kleinebeckel, пилот, пропал без вести
Uffz. Willi (Jurgen) Giese, бортрадист, пропал без вести
Самолёт сбит в воздушном бою в районе Курска. Условная степень повреждений самолёта: 100%.

Ju 87D-3 W.Nr.1093 (6G+GT) 6./StG.1
Lt. Erwin Steimle, пилот, пропал без вести (взят в плен)
Fw. Helmut Roth, бортрадист, пропал без вести
Самолёт сбит в воздушном бою и с пробитым радиатором произвел вынужденную посадку в районе Курска. Условная степень повреждений самолёта: 100%.

Ju 87D-3 W.Nr.1337 (6G+KT) 6./StG.1
Uffz. Hans Mraz, пилот, пропал без вести
Uffz. Otto Stier, бортрадист, пропал без вести
Самолёт сбит в воздушном бою в районе Курска. Условная степень повреждений самолёта: 100%.

Ju 87D-3 W.Nr.1237 (6G+PT) 6./StG.1
Uffz. Josef Schmitt, пилот, пропал без вести
Flg. Guenter Beyer, бортрадист, пропал без вести
Самолёт сбит в воздушном бою в районе Курска. Условная степень повреждений самолёта: 100%.

Ju 87D-3 W.Nr.7333 (6G+..) 6./StG.1
Самолёт повреждён в воздушном бою в районе Курска. Условная степень повреждений самолёта: 60%.

Ju 87D-3 W.Nr.1349 (6G+..) 6./StG.1
Uffz. Willi Pfeiffer, бортрадист, ранен
Самолёт повреждён в воздушном бою в районе Курска. Условная степень повреждений самолёта: 30%.

He 111H-16 W.Nr.160569 (5J+BM) 5./KG.4
Fw. Helmut Kunz, пилот, пропал без вести
Ogefr. Walter Schulz (Schult), наблюдатель, пропал без вести
Ogefr. Heinrich Meyer (Mayer), бортрадист, пропал без вести
Gefr. Guenter (Guenther) Arens (Ahrens), бортмеханик, пропал без вести
Uffz. Kurt Koch, бортстрелок, пропал без вести
Самолёт сбит в воздушном бою в районе Курска. Условная степень повреждений самолёта: 100%.

Fw 190A-5 W.Nr. 7295 Stabsstaffel/JG.51
Lt. Eberhard Lucke, пилот, погиб
Самолёт сбит в воздушном бою юго-восточнее города Фатеж (Курская область). Условная степень повреждений самолёта: 100%.

Как видим, основные потери самолётов (11 пикировщиков Ю-87) понесла II./StG.1, которой командовал кавалер Рыцарского креста Hptm. Karl Schrepfer. Правда, был ли он действительно отдан под суд за большие потери — подтвердить пока не удалось. В его биографии указано лишь, что в мае 1943 года он тяжело заболел сыпным тифом и был отозван с фронта...


Рецензии
Отдаю должное Вашему труду, он очень нужен, особенно сейчас, когда в расчёте на молодых, пиндосы хотят переписать историю ВОВ.

http://proza.ru/2022/12/12/771

С уважением, полковник Чечель.

Полковник Чечель   13.12.2022 15:45     Заявить о нарушении
Большое спасибо за Ваш отзыв! Согласен с Вашим мнением и обязательно ещё раз прочитаю Вашу статью и напишу рецензию.
С уважением,

Олег Каминский   13.12.2022 15:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.