А. Агин. 54 картины из Ветхого Завета - 31
Пояснительный текст: Василий Андреевич ЗОЛОТОВ (1804 - 1882)]
54 КАРТИНЫ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА С ПОЯСНЕНИЯМИ
КАРТИНА 31: СКРИЖАЛИ ЗАВЕТА
Через 50 дней по исходе из Египта, израильтяне пришли к Синайской горе и на окружающих ее плодоносных долинах провели целый год. Здесь-то Моисей объявил израильтянам, что Господь избирает их в народ Свой и что они будут Его священным царством, Его святым народом, если сохранят завет Его. Все единодушно воскликнули: «Вся елика речет Бог, сотворим и послушаем [31] ». Тогда Моисей сказал им, чтобы они омылись, надели праздничные одежды на себя и на детей своих, и были готовы к священному торжеству; когда же услышат глас трубный, то чтобы приблизились к горе, но не всходили бы на нее и не прикасались к ней, под опасением смерти. На третий день, при сошествии Господа сил на гору Синайскую, вершину ее обвила ослепительная молния, и всю гору покрыло густое облако; громы и трубные звуки потрясали землю; Моисей подвел трепещущий от страха народ к подошве горы, которая дымилась, пламенела и тряслась. Но вдруг все утихло, и тогда во услышание всего народа были провозглашены самим Богом 10 заповедей. С трепетным благоговением весь народ снова воскликнул: «Вся словеса, яже глагола Господь, сотворим и послушаем!». Но при этом все просили Моисея, чтоб он был посредником между ними и Богом, ибо страшен голос Господа. Моисей отпустил народ и один взошел на гору Синайскую, где пробыл 40 дней в беседе с Богом и получил две каменные скрижали [32] Завета, на которых были начертаны заповеди Божии, слышанные всем народом. Но еще на вершине Синая Моисей узнал от самого Бога о тяжком грехе израильтян, которые, думая, что Моисей погиб на горе, слили себе золотого теленка и признавали в нем Бога, выведшего их из земли египетской. Сходя с горы и приближаясь к стану израильтян, Моисей до того был поражен неистовством идолопоклонников, ликовавших вокруг своего идола, что в гневе бросил священные скрижали и разбил их. Истребив идола и наказав виновных, Моисей, по повелению Божию, изготовил новые две каменные скрижали, совершенно подобные первым; отнес их на гору, где провел еще сорок дней и сорок ночей, не пивши, не евши и в беспрерывной молитве. Наконец, Господь внял скорби праведника, умилосердился, простил тяжкое преступление израильтян и вручил Моисею новые скрижали с написанными на них заповедями. При этом Моисей беседовал с Богом лицом к лицу, почему он и называется Боговидцем. Когда Моисей-Боговидец сошел с горы, то народ не мог смотреть на него, и он должен был прикрыться: так озарен он был виденною им славою Божества.
Скрижали хранились в ковчеге (ящике) из драгоценного дерева, который внутри и снаружи был обит листовым золотом; ковчег этот назывался «кивотом завета» и находился в скинии (палатке, походном храме), которая была устроена Моисеем по указанию самого Бога.
ПРИМЕЧАНИЕ:
31. Все, что повелит Господь, исполним и послушаем.
32. Две каменные доски, плиты.
(Публикуется по изданию: "54 картины из Священной Истории Ветхого Завета, составленные, в 4-ю долю листа, бывшим профессором Императорской Академии Художеств, Сапожниковым. Пояснения к картинам, имеющие полную историческую связь, написаны В. Золотовым". СПб.: Издание Товарищества "Общественная Польза". 1861. [Имя художника Александра Алексеевича Агина, автора этих картин, в данном издании даже не упоминается]).
Свидетельство о публикации №222120400750