А. Агин. 54 картины из Ветхого Завета - 35
Пояснительный текст: Василий Андреевич ЗОЛОТОВ (1804 - 1882)]
54 КАРТИНЫ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА С ПОЯСНЕНИЯМИ
КАРТИНА 35: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ГЕДЕОНА
Хотя израильтяне, перед смертию Иисуса Навина, в общем, торжественном собрании единодушно обещали ему, что никогда не отступят от закона Господня и не будут входить в связь с нечестивыми жителями соседственных земель; но, по малодушию своему, нередко нарушали они этот священный завет. Они сперва стали входить в мирные союзы с остатками ханаанских народов; потом начали с ними родниться посредством браков, а при этом перенимать их обычаи и, наконец, дошли до того, что стали поклоняться Ваалу, Астарте и другим идолам ханаанским. За это Господь подвергал израильтян порабощению тех же самых народов, которым они подражали в нечестии; но когда они обращались к Нему с молитвой и покаянием, то, по милосердию Своему, Он посылал им благочестивых людей, которые поражали врагов и восстановляли среди избранного народа Божия истинное богопочитание. Эти-то защитники, посланники Божии, были правителями народа израильского и назывались судьями, между которыми особенно замечательны: Гедеон, Иеффай, Самсон и Илий.
Так израильтяне за отступление от закона Божия были преданы Господом в руки мадианитян; жестокие варвары разрушали города израильтян и истребляли их жилища; так что несчастные спасались от преследования их только в горах и каменных расселинах. Видя наконец полное раскаяние Своего народа, Господь послал Ангела к Гедеону, чтобы призвать его к избавлению израильтян от тяжкого ига врагов их. Когда Гедеон на гумне своем изготовлял пшеницу, преднамереваясь скрыться в горы от гонения мадианитян, то ему явился Ангел Господень и так приветствовал его: «Господь с тобою, сильный крепостию!». На это с прискорбием Гедеон отвечал ему: «Если б Господь был с нами, то не постигло бы нас такое злое горе!». Когда же Ангел предъявил ему, что Господь избирает его быть избавителем израильтян от руки врагов их, то Гедеон, желая убедиться каким-нибудь необыкновенным знамением, что Господь действительно избирает его на такое великое дело, сказал Ангелу: «Обожди меня здесь, я схожу домой и принесу для тебя жертву». Когда Гедеон, возвратясь под дуб, где находился Ангел, принес жертвенные хлебы, изготовленное мясо и сок от мяса, то Ангел сказал ему: «Положи на этот камень хлебы и мясо, и облей его соком». Гедеон исполнил. Тогда посланник Божий коснулся концом трости своей камня: в то же мгновение изошел из него огонь и объял всю жертву, а Ангел исчез. Гедеон, убежденный в воле Господа таким чудесным низведением огня на жертву, решился немедленно приступить к освобождению израильтян от их мучителей. Он прежде всего разорил алтарь Ваалов близ дома отца своего, потом собрал 32 тысячи воинов; но как войска врагов были несравненно многочисленнее, то он обратился с молитвою к Богу; тогда Господь повелел ему взять с собою только триста отборных воинов и внушил ему, как он должен действовать. Отделив, по знамению Божию, 300 воинов, Гедеон дал каждому из них в одну руку трубу, в другую факел, скрытый в кувшине; потом он разделил всех воинов на три части и в глубокую полночь тихо окружил ими стан беспечно спавших неприятелей. По данному знаку все единовременно разбили кувшины, подняли горящие факелы, затрубили в трубы и воскликнули: «Меч Бога и Гедеона!». Внезапный свет от факелов, громкий звук труб, необыкновенный треск от разбитых кувшинов, и торжественные восклицания воинов, все это привело спавших мадианитян в такой ужас, что они, принимая своих за неприятелей, убивали друг друга и, наконец, обратились в бегство, преследуемые израильтянами. Множество пало их и в стане, и на пути бегства, и огромная добыча досталась победителям.
Когда Гедеон возвратился с поля битвы, то признательный народ хотел избавителя своего сделать царем своим; но смиренный избранник Божий отклонился от такой почести и сказал: «Господь избрал меня только для освобождения вас от врагов ваших, а не для того, чтобы я над вами царствовал!».
(Публикуется по изданию: "54 картины из Священной Истории Ветхого Завета, составленные, в 4-ю долю листа, бывшим профессором Императорской Академии Художеств, Сапожниковым. Пояснения к картинам, имеющие полную историческую связь, написаны В. Золотовым". СПб.: Издание Товарищества "Общественная Польза". 1861. [Имя художника Александра Алексеевича Агина, автора этих картин, в данном издании даже не упоминается]).
Свидетельство о публикации №222120400774