Север. Грибы и ягоды

Нет, я ни разу не охотник. Однако, уверяю Вас, рыбная ловля и собирательство на Кольском полуострове - это тоже что-то!

За 1989 -ый, свой первый год службы на Севере, я успел немало. Изучить в общих чертах окрестности города Полярный. Сходить на пробную вылазку в район Горячих Ручьёв со старшим лейтенантом Андреем, служившим в бригаде радиоразведки (а познакомились мы в кабаке под названием "Барсук" на улице Советской), и собственно говоря, попробовать свежезажаренных северных грибочков у него в гостях. Кстати, в благодарность за принесённую мной бутылку шила я получил абсолютно новый, мой первый на Северах комплект защитный специальный (КЗС), и в полной мере оценил удобность его использования для походов в сопки.

+ФОТО+ №1

Также я успел получить почтой бабушкин рецепт маринования грибов и самостоятельно закрутить свою первую в жизни трёхлитровку. Содержимое которой очень понравилось двум дамам в городе Мурманск, куда я прибыл праздновать Новый, 1990 -ый год. Правда, праздновать мне пришлось заранее - с 30 -го на 31 -ое (на Н.Г. я на вахту заступал), да и прибыл я в город-герой в гордом одиночестве. Мой хороший товарищ и частый напарник по отдыху в столице Мурманской области, капитан-лейтенант Саша, носивший фамилию древнего дворянского рода и служивший в экипаже соседей, на лодке вечного ремонта, был в командировке. Саша внешне был очень похож на крайне модного тогда актёра, Жана-Клода Ван Дамма, и в своё время прославился в Гремихе тем, что во время очередного контрольного выхода, на вопрос командира третьей дивизии:

-"Штурман - курс?", ответил:

-"Ленинский, товарищ комдив!"

Это была мелкая месть старшему начальнику за абсолютное нежелание двигать Сашу вверх по карьерной лестнице. Естественно, командиром БЧ-1 он не стал и после этой своей выходки, а в результате так и уволившись по сокращению штатов, капитан-лейтенантом и "штурманёнком"(младшим штурманом), после развала Союза и первого повального сокращения всех и вся. Первой волны, накрывший о**евший в основной массе своей, от проводимых "реформ", Флот, и унёсшей с собой огромное количество офицеров, искренне хотевших служить. Но вовремя понявших, что, по большому счёту, теперь они на*** никому не нужны. И успевших, пока есть силы и здоровье, вполне себе устроить свою дальнейшую жизнь и судьбу на "гражданке". Саня заранее выправил себе какой-то там диплом (я не в курсе, поскольку не штурман) "капитана малого плавания", а льготная очередь в Питере на получение жилья абсолютно не двигалась, да и до пенсии он не дослужился. Вот и пришлось ему завербоваться в гражданский флот, и таким образом себе и своей семье на жизнь и квартиру, в перспективе, зарабатывать. Вписался он в это дело, по рассказам его сослуживцев, вполне себе удачно, и "попал в струю". Больше я Сашу не видел, а неоднократные попытки дозвониться по оставленному им телефону, успеха не принесли.

Так вот, Саня на правах моего хорошего товарища, периодически заходил в мою ПКЗ*шную каюту "за сочком" - свои первые собранные на севере ягоды я сложил в трёхлитровую банку и тупо засыпал сахаром. И естественно, черника дала сок. Экономным использованием мы смаковали эту красоту довольно долго.


Наступило лето 1990 года. Я снимал однокомнатную квартирку в "малосемейке" на улице Красный Горн, и решил провести сезон собирательства в заполярных сопках более достойно и с размахом. Дюжина трёхлитровых банок терпеливо ждала своей очереди. Закрутка с крышками у меня осталась с прошлого года, технология была освоена. Мало того, грибы планировалось мариновать уже с использованием стандартной стационарной четырёхконфорочной плиты. А не варить их, в несколько приёмов на одну трёхлитровую банку, с помощью одноконфорочной переносной, как в первый раз. Месяц август использования моего экипажа и нашей 149 -ой подводной лодки по прямому предназначению не предполагал, и я напросился, за кампанию, на серьёзную поездку в Тюва - губу с нашим командиром БЧ-4 (и попутно, начальником РТС) капитан-лейтенантом Славой Грачёвым. Система доставки заводчан, да и изъявивших желание военнослужащих на сезонный грибо-ягодный сбор на СРЗ "Штиль" была отработана и проста до безобразия. На выходные плавсредство с утра забирало всех желающих да и топало себе неторопливо, с акватории завода в заповедные места. Почему заповедные? А на территории Тюва - губы базировалось и подразделение пограничников. Поэтому, очень мягко говоря, бродящих в окрестных сопках в поисках даров природы особо не наблюдалось.

Ну, дошли мы до места назначения. Капитан самоходной баржи (запамятовал её название) проинструктировал всех ещё раз по времени отхода - просьба не опаздывать - да и устремилась стайка страждущих, непосредственно в сопки. Никакими корзинками я тогда не заморачивался, а тупо взял у нашего запасливого комдива-три старенький чехол от СГП, с тремя пустыми ёмкостями - бывшими коробками от белых сухарей (подарок старшины команды снабжения), внутри. Чтобы грибы не мялись. В походно - заполненном горизонтальном положении "за спину" вся эта нехитрая конструкция фиксировалась на груди двумя банальными тренчиками (см. фото внизу).

+ФОТО+ №2
+ФОТО+ №2.1

Отошли мы в сопки с путешествующим данным маршрутом далеко не в первый раз Славой Грачёвым довольно прилично. Да и приступили к неторопливому сбору. Честно говоря, первое впечатление - самое сильное, на всю жизнь. Я и до сих пор иногда с улыбкой вспоминаю абсолютно нетронутую полянку, расположенную в распадке между двумя сопками. Всю сплошь усеянную крепенькими "красноголовиками" - подосиновиками. Грибы практически все не червивые, плотненькие и не успевшие достигнуть гигантских размеров, в ущерб вкусовым качествам. Довольно быстро набрал я и ёмкости из-под сухарей, и - уже чисто от жадности - два полных целлофановых пакета (в них собирались грибы поменьше), да и решил передохнуть, черничкой полакомиться. Наелся я ягод досыта и… потерялся. Для меня до сих пор секрет, как мы со Славой разминулись, до этого находясь строго в пределах визуальной видимости. Естественно, поначалу я пытался "аукать", но минут через пять бросил это дело, как абсолютно бесперспективное. Поднялся я повыше в сопки, имея в запасе чёткий ориентир - линию электропередач. Но вокруг сопок был туман, и направление в сторону Тюва - губы абсолютно не просматривалось. Выматерившись вволю, я двинул вдоль ориентира наугад, чётко помня, что шли мы к месту сбор грибов где-то час. Но прошло уже три часа, а я всё топал и топал. Сопки морем не заканчивались, а линия электропередач всё вела  и вела меня куда - то в бескрайние просторы Кольского полуострова…

Я успел познакомиться с небольшой группой северных оленей, попутно отметив, что они довольно-таки маленькие, предложил их вожаку гриб, на что он только презрительно фыркнул, и шёл дальше. Наконец-то (удача любит упорных), я встретил трёх жителей планеты Земля, какую-то замшелую постройку и автомобиль марки "Жигули", чуть поодаль.

-"Добрый день! А не подскажете, далеко мне ещё до Тюва - губы?" - радостно спросил я.

-"Так Вам в другую сторону! А такими темпами Вы, молодой человек, скоро до Гранитного дойдёте!!" - довольно-таки ехидно ответили мне.

+ФОТО+ №3

С нервной системой у меня тогда был полный порядок, поэтому, круто развернувшись на сто восемьдесят, я молча потопал в другую сторону.

В Тюву я прибыл где-то к отбою. По дороге плотно подкрепившись предусмотрительно взятой банкой тушёнки да пачкой печенья, и заменив грибы в целлофановом пакете на новые. Уж чего - чего, а грибов вокруг хватало!!!

На побережье меня встретил полутрезвый матрос срочной службы, имеющий форму одежды голый торс. Пока он снимал штанцы, ботинки и носки, намереваясь проникнуть вплавь на стоявший чуть в отдалении (был прилив) десантный катер за зашхеренной там (с его слов) водкой, я выяснил, что вполне себе могу переночевать в стоящей рядом казарме - мест мол хватает, сделай рожу кирпичом да ложись на свободную койку.

Я так и поступил.

Утро было хмурым. Потопал я в умывальник, надев на босую ногу недавно присланные из дома бутсы для игры в хоккей на траве (занятная и стильная, доложу Вам вещь на резиновых шипах, и служила мне верой и правдой долгие годы!) и наткнулся в дверях на выходящего оттуда… своего старпома! Реально о**евший Афанасий Николаевич довольно глупо спросил, не менее о**евшего, от такой встречи, меня:

-"Начхим! А ты что тут делаешь?!!"

Услышав от меня в ответ невероятно умное:

-"Грибы собираю!"

Впрочем, Иванов, как опытный офицер, быстро собрался и проинформировал меня, что отход катера в Полярный через 15 минут. Он был заядлым рыбаком и возвращался со своими товарищами, после неудачной рыбалки. А в Тюву они зашли, чтобы вернуться домой не с пустыми руками. Про то же, почему у погранцов всегда была рыба в немерянных количествах, я подробно распространяться не буду. Схема простая, и ничего нового я тут Вам не открою. Катер был маленький и скоростной. Подробно меня воспитывать времени не было, и меня лишь слегка пожурили, для порядка нагнав холода в жопу якобы планирующейся для моих поисков целой войсковой операцией.

Дома я набрал полную ванну холодной воды и вывалил туда свою добычу. Грибов было очень много. Между тем неумолимо приближалось обеденное время воскресенья. И тут у меня созрел план. Через довольно узкий коридор, практически напротив, третий месяц уже тосковал по отправленной на Большую Землю семье служивший в Гаджиево каплей Серёга. Тосковал откровенно, поэтому тут же проникся желанием мне помочь. Всё шло своим чередом, но когда шило закончилось (а иначе грибы в больших масштабах и не маринуются - куда же без этого – Вы разве не знали?), я допустил стратегическую ошибку, рванув за добавкой. Вовсю зверствовала горбачёвская талонная система, а идти за водкой к спекулянтам, на известную мне квартиру, было не очень-то и близко.

Короче, минёр мариновал грибы первый раз в жизни, но на лихо проведённые мной первые две закрутки смотрел очень внимательно.  И сделал он, пока я отсутствовал, всё правильно. Но его внезапно посетило кулинарное, ****ь, вдохновение - он решил улучшить рецепт моей бабушки Анны Васильевны! Не найдя для этого ничего лучше, чем использовать пачку цветков ромашки, оставшуюся на кухне от прежних хозяев…

+ФОТО+ №4

Банки начали взрываться буквально через неделю. Минёр Серёга, выслушав мою гневную лекцию, усвоил новоё для себя понятие "ботулизм", покорно проставился, да и помог мне вынести плоды наших трудов на помойку. Благо она была недалеко. Впрочем, я человек отходчивый. И одну из двух уцелевших, замаринованных мной по проверенному рецепту трёхлитровых банок, я ему подарил. Разубеждать его жену, некоторое время находившуюся под сильным впечатлением, что её благоверный наконец-то провёл лето хоть с какой-то пользой и начал учиться готовить запасы на зиму, я не стал. В дальнейшем промышленную заготовку даров природы я прекратил. Да и честно говоря, обрабатывать собранное в больших количествах, мне стало просто лень. Я окончательно понял, что я истинный собиратель. Для меня интересен в первую очередь процесс сбора. Спускаешься, к примеру с сопки вниз, обязательно нужно обернуться - и незаметные до этого грибы перед тобой, как на ладони.  А длительные пешие прогулки по пересечённой местности, несомненно, ещё и невероятно полезны для здоровья. Для ежегодных пеших походов "по грибы" я выбрал себе следующий основной маршрут - садился в рейсовый автобус №113, выходил на конечной остановке в Снежногорске, доходил до местной ТЭЦ и далее, углубляясь в сопки, шёл в Полярный. Пешком.

+ФОТО+ №5

Причём, даже когда уже начал серьёзно курить, сигареты с собой старался не брать. Принципиально. Эти свои походы, зачастую в гордом одиночестве, я до сих пор вспоминаю с искренним удовольствием. В памяти осталась и организованная бербазой нашей бригады поездка на "Урале", когда мы все скинулись и насыпали даров природы в корзинки старшего мичмана Коли. Коля явно перестарался со спиртным ещё до выхода в сопки и окончательно очухаться смог только на обратном пути, перед полярнинским КПП. Какие уж тут самостоятельно собранные грибы? Правда, с десяток поганок и мухоморов он найти успел. На эту вылазку, кстати, меня пригласил командир нашего ПКЗ Саша Саморядов, интереснейшая личность. Но это уже совсем другая история.

Осваивая новые маршруты, как-то спускался я почти час по практически отвесной скале. С выступа на выступ первую половину пути я прошёл довольно быстро. А затем наступил момент "ни туда и не сюда". Впрочем, всё удачно закончилось и отделался я малой кровью с содранных на обоих руках ладонях. Причём самое смешное, что впоследствии совсем рядом я обнаружил более длинный, но абсолютно безопасный маршрут. Как-то бывшие мои сослуживцы, проходящие службу в Оленьей Губе (экипаж 149 -ой к тому времени два раза уже успел сократиться), решили повторить один из моих маршрутов по каскаду озёр. Ничего не набрали, забрели в болото и вернулись в Полярный искусанные комарами, грязные и злые. На их возмущение я резонно заметил, что с пьяных глаз соваться в сопки - не дело. Случаи бывали разные, в том числе и трагические. В описываемое мной время капитан 3 ранга с того же оленегубского гарнизона сорвался со скалы. Расшибся насмерть и оставил в результате двоих детей сиротами…

Помню, как-то супруга затеяла большую приборку. А мы с сыном решили в сопках от сего мероприятия спрятаться. Был май, и собрались мы просто погулять. Саша в детстве часто болел, и с трёх где-то лет, в сопки я гонял его беспощадно. На довольно-таки приличные расстояния и в такие дикие места, что, узнай об этом моя жена, она бы меня просто прибила. Так вот, нехитрые перекусить-попить были собраны, мы уже полностью одеты и собирались обуваться. Насторожила меня внезапно замеченная боковым зрением какая-то за окном тень. Резкая смена освещения. Я подошёл к окну - мама моя дорогая! Снежный заряд! Находившийся рядом сын (он плохо разговаривал ещё) робко спросил меня:

-"Папа, а когда же мы теперь в сопки пойдём за яками и грибоками?"

-"Х** его знает, сынок!" - мрачно ответил я.

В конце рассказа я выложу несколько фотографий. Это совсем недалеко от нашего дома и туда я стал ходить после сорока лет, когда уже окончательно обленился. Да и различные путники, горькушки, волнушки (для краткости я наименовал их всех ***путалами), которые замечательно солила моя жена, произрастали там в большом количестве.

Выбирались мы на природу в сезон и всем семейством. Что также приносило много положительных эмоций.

Почти нетронутые места были в Ара - губе. Нашу лодку пригнали туда на отстой, и собирать дары природы там нам приходилось уже принудительно, для поддержания жизнедеятельности.

И всё-таки вылазка в Тюва - губу запомнилась мне больше всего. Грибов и особенно ягод, такого размера и качества, в огромнейших количествах, на довольно ограниченном пространстве я больше не встречал. Нигде и никогда.

+ФОТО+ №5


Нет, я ни разу не охотник. Однако, уверяю Вас, рыбная ловля и собирательство на Кольском полуострове - это тоже что-то! Впрочем, про рыбалку и забавные случаи, с ней связанные, я расскажу Вам как-нибудь в другой раз…

04.12.2022

Приложение №1 Немного ностальгии, фотографии мои.

Приложение №2 Немного ностальгии, фотографии моего хорошего товарища Андрея Шульгина.
.


Рецензии