А. Агин. 54 картины из Ветхого Завета - 43

[Художник: Александр Алексеевич АГИН (1817 - 1875).
Пояснительный текст: Василий Андреевич ЗОЛОТОВ (1804 - 1882)]

54 КАРТИНЫ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА С ПОЯСНЕНИЯМИ

КАРТИНА 43: ДАВИД УНОСИТ ЧАШУ И КОПЬЕ САУЛОВО


Саул, возвращаясь домой с поля сражения, взял с собою Давида и оказывал ему самые нежные ласки; но когда при торжественной встрече он услышал восклицания израильских жен: «Саул победил тысячи, а Давид тьмы!», то так этим оскорбился и с такою силою возненавидел Давида, что до конца жизни своей не переставал его преследовать. Не раз, даже в то время, когда Давид услаждал его душевные муки своим пеньем, он бросал в него копьем; но Господь отклонял смертельные удары от Своего помазанника. Однажды Саул даже приказал было своим телохранителям убить Давида, и только Ионафан, сын Саула, неизменный друг невинного юноши, успел смягчить сердце отца своего; но при первом же торжестве Давида, его славной победе над филистимлянами, снова пробудилась ненависть к нему в ожесточенной душе Саула. Наконец Давид, чтобы спасти жизнь свою от преследований Саула, принужден был удалиться в дикую пустыню и скрываться в горах, куда последовали за ним некоторые из приверженных к нему; но и здесь Саул не оставил его в покое: сперва он послал войско свое в пустыню и отдал приказание найти Давида, хотя он бы скрылся в недрах земли. Наконец и сам отправился его отыскивать.
Благочестивый Давид, несмотря на несправедливые и жестокие преследования Саула и свое бедственное положение в горах и вертепах, все-таки уважал его, как помазанника Божия и никогда не решался на погубление его, хотя и представлялась к тому возможность. Так один раз случилось, что Саул вошел именно в ту пещеру, в которой Давид скрывался с своими людьми. Воины Давида советовали ему воспользоваться этим и умертвить беззащитного Саула; но Давид не согласился, а, подошедши к нему тихо, отрезал только край его одежды, который потом из отдаленного места показал ему. Саул понял, что жизнь его находилась в руках кроткого Давида: он устыдился своей несправедливости против него и признал его достойным преемником своего престола. Но смягчение души Саула было непродолжительно; он опять начал свои преследования и снова был пристыжен кротостью Давида. Па одном возвышении Саул расположился лагерем, с тремя тысячами избранных своих воинов; Давид, взявши с собой только одного своего военачальника, Авессу, отправился ночью в стан Саула; тихо вошел в палатку его; все телохранители царя крепко спали: Авесса просил у Давида позволения проколоть Саула его же копьем; но он не позволил поднять руки на помазанника Божия и приказал взять только его копье и чашу. Они вышли из лагеря, не будучи никем замечены.
На другой день, взойдя на противоположный высокий утес, Давид, окликнув Авенира, верного и храброго военачальника Саула, с упреком сказал ему, что он худо охраняет царя своего и показал ему копье и чашу, которые находились у изголовья царского. Великодушие Давида наконец совершенно победило Саула, он призвал его к себе, ласкал, как сына, просил остаться при нем; но Давид, возвратив ему копье и чашу и получив от врага своего благословение, удалился к царю Гефскому, у которого прожил до смерти Саула.

   

(Публикуется по изданию: "54 картины из Священной Истории Ветхого Завета, составленные, в 4-ю долю листа, бывшим профессором Императорской Академии Художеств, Сапожниковым. Пояснения к картинам, имеющие полную историческую связь, написаны В. Золотовым". СПб.: Издание Товарищества "Общественная Польза". 1861. [Имя художника Александра Алексеевича Агина, автора этих картин, в данном издании даже не упоминается]).


Рецензии