Египет древний и современный
К.Жак. Египет великих фараонов. М. 1992. Нефертити и Эхнатон:Солнечная чета. М. 2006. Рамзес. М. 1997. Убитая пирамида. Закон пустыни. Возвращение фараона. М. 2007.
М.Потапов. Солнечный мессия Древнего Египта: повесть-хроника эпохи фараона Эхнатона. Пермь. 2019.
Э.Херинг. Ваятель фараона. М. 1968. Служанка фараонов. М. 1971.
К.Моисеева. Дочь Эхнатона. М. 1967.
Ю.Перепёлкин. Тайна Золотого гроба. М. 1969.
К.Брукнер. Золотой фараон. М. 1993.
И каждые колонна и рисунок,
Резьба и статуя, и даже камень
Незримыми устами произносят:
"Меня творил египетский народ".
(Леся Украинка. Перевод Н.Браун)
Египет - это пергамент: Коран написан на нем поверх Библии, Библия - поверх Геродота, а сквозь все слои просвечивают древнеегипетские иероглифы.
П. Ньюбери. Египет как поле антропологических исследований. 1924
"Египетский врач и ученый X. У. Собхи еще в конце двадцатых годов опубликовал фотографии статуи фараона Эхнатона и одного своего двадцатилетнего пациента в точной модели короны фараона. Отличить их было невозможно. Специалисты определили даже не сходство, а полное тождество двух людей.
Напомним историю открытия деревянной статуи Кааперу - вельможи времен Древнего царства, которая сейчас хранится в Национальном музее в Каире. Знаменитый французский египтолог Г. Масперо считал ее одним из выдающихся произведений мирового искусства. В науке статуя известна под арабским названием "Шейх аль-баляд" - "староста деревни". Рабочие, обнаружившие статую при раскопках, были до такой степени поражены ее сходством со старостой своей деревни, что в один голос вскрикнули: "Шейх аль-баляд!" Так за статуей Кааперу и сохранилось это название.
Этнический тип египтянина, сложившийся в период Древнего царства, за четыре тысячи лет до нашей эры, отмечал академик М. А. Коростовцев, был, видимо, сплавом различных племен и народностей, осевших в долине и дельте Нила в додинастический период. Но раз сложившись, он приобрел такую устойчивость и яркую индивидуальность, что сохранился практически неизменным на протяжении шести тысячелетий".(А.Васильев. "Египет и египтяне")
Технические знания использовались при сооружении огромных и сложных зданий. Самыми мощными и красивыми зданиями в Египте были храмы, считавшиеся "жилищами богов". Наиболее хорошо сохранились храмы Нового царства, построенные близ Фив в Верхнем Египте. При внуке Тутмоса III Аменхотепе III почти не было войн. Всё внимание фараона было сосредоточено на укреплении своей власти и украшении страны грандиозными сооружениями. Тогда и был построен белокаменный храм Амона-Ра на территории современного города Луксор. На правом берегу Нила возвышаются массивные колонны, поддерживавшие когда-то перекрытия, которые ныне частично обвалились. Образцом для колонн мастерам послужили стебли папируса и чашечки лотоса. Стены были украшены золотом, а пол - серебром. В храм ведёт длинная галерея во внутреннем дворе, где совершались таинственные обряды.
Этим стенам и колоннам почти три с половиной тысячи лет.
А что это за каменные изваяния перед входом в храм? Тут стоят статуи с лицами фараона Рамзеса II. Он приказал изобразить свои войны с хеттами.
Стоит красивый обелиск с вырезанными изображениями. Но почему обелиск только с одной стороны? Был такой же обелиск и с другой, но в XIX веке его вывезли во Францию. Египтяне получили за это деньги, а обелиск теперь стоит в Париже.
Мода устанавливать древнеегипетские памятники в разных странах коснулась и России: два льва-сфинкса стоят на Университетской набережной в Петербурге.
Рядом стоит экипаж, запряжённый лошадьми. В таких старинных экипажах в Луксоре развозят туристов. На ней можно подъехать к другому, Карнакскому храму.
Вот цепочка сфинксов. Только голова у них не человека, а барана. Это Аллея сфинксов. А вот Священное озеро, вода которого считалась чудодейственной, и огромная колонна. По поверью, если обойдёшь её семь раз, то исполнится любое желание.
Совершенно необычен храм на самом юге Египта выше первого порога Нила, который называют теперь Абу-Симбел. Он прославлял Рамзеса II, огромная скульптура которого помещена во внутреннее помещение рядом со статуей Амона-Ра. Именно здесь на стенах выбита поэма о походе в Сирию и битве при Кадеше. Два раза в год - в дни рождения Рамзеса и вступления его на престол - солнце проникает внутрь и освещает плечи Амона-Ра и его земного сына. При строительстве Асуанского водохранилища в 1960-ые годы храму грозило затопление и он был поднят на более высокое место с помощью современной техники.
Вопрос: Какими средствами в Египте возвеличивали богов и фараонов? Что должны были знать создатели храмов?
Кроме гигантских статуй и рельефов - вырезанных на стенах и в скалах фигур, египетские скульпторы изготовлял погребальные маски и бюсты знатных людей. Множество таких скульптур обнаружено на раскопках городов и в гробницах. Особенно высоким был уровень работ скульптора Тутмеса, жившего при Эхнатоне. Во всём мире известны его раскрашенные бюсты царицы Нефертити - прекрасной молодой женщины, властной зрелой правительницы и стареющей красавицы. Разная судьба у трёх её бюстов.
На стенах гробниц в Долине царей - царском погребальном комплексе западнее Фив - до нас дошли великолепные фрески, живописные изображения царских семей, воинов, крестьян в полях, нильских пейзажей - картин природы. Фараон всегда изображался выше других людей, а ниже всех - рабы-слуги и враги. В Египте знали тончайшие оттенки красной и жёлтой краски, но скупо изображали сине-зелёное море, Нил и растения(даже в древнеегипетском языке слова "синий" и "зелёный" обозначались одинаково).
Вопрос: Попробуйте предположить, почему.
И сейчас резко различаются на границе Долины царей зелень долины Нила и красно-бурые краски пустыни, где дует жаркий вектерю как на входе в загробный мир...
Чаще всего люди и животные в Египте изображались в профиль. Считалось дурным предзнаменованием, если чьё-то изображение "смотрит" обоими глазами. Попытка нарушить этот обычай была лишь во времена Эхнатона.
"Идея единобожия, как блеск молнии во время грозы в пустыне, появилась в Египте еще в XV веке до нашей эры. Она была выдвинута фараоном-еретиком Эхнатоном, пытавшимся освободиться от всесильного жречества. Эта попытка закончилась поражением без видимых последствий, и человечество больше, чем Эхнатона, знает имя его царственной жены Нефертити, ставшей одним из идеалов женской красоты, и его наследника Тутанхамона - единственной неразграбленной гробницы фараонов Древнего Египта, сохранившейся в своем великолепии до наших дней"(А.Васильев).
Про Тутанхамона, зятя Эхнатона, часто говорят, что этот фараон знаменит только тем, что он умер...
Долгое время археологи находили в Египте гробницы фараонов, которые за многие века подверглись разорению грабителями, выносившими золото и изделия из других дорогих материалов. Но вот в 1922 году английская экспедиция Говарда Картера обнаружила в Долине царей совершенно нетронутое захоронение юного фараона Тутанхамона. Целых пять лет понадобилось для того, чтобы разобрать найденные в комнатах гробницы предметы: скульптурные изображения, украшения, сосуды, светильники, мебель из чёрного дерева, золота и слоновой кости; наконец, один каменный саркофаг и три внутренних золотых. Внутри самого небольшого из них были найдены мумия фараона и его золотая маска. Повсюду встречались изображения самого фараона, его юной жены и богов, выполненные, очевидно, учениками Тутмеса, с творениями которого их сближает высокое мастерство.
Ныне в гробнице оставлено лишь само захоронение Тутанхамона, а многочисленные предметы занимают целый этаж Национального музея в Каире. Время от времени в различных музеях мира устраиваются выставки сокровищ Тутанхамона. Такая выставка была в 1973-1974 г.г. и в нашей стране.
В середине ХХ века на раскопках северной столицы Египта Мемфиса была найдена десятиметровая статуя Рамзеса II из розового мрамора. У ног фараона - рельеф одной из его жён гораздо меньшей величины, на голове - двойная корона. Статуя, как символ древней истории Египта, была установлена на привокзальной площади его современной столицы - Каира.
Свидетельство о публикации №222120400868