Деньги с неба

Я уже писал, что моё детство прошло в «Городке». Вся малышня брала пример со своих папок, просто обожествляла их. Мой папка не был исключением для меня. Тем более, что он был чемпионом городка по жиму на руках и фехтованию на штыках. Жим на руках потом стали называть «армреслинг», а фехтование на штыках кануло «в Лету». Но было, всё это было, и я с этим вырос. Папа был в то время капитан-лейтенантом. По-армейски это звучало – капитан. Четыре маленьких звёздочки и один просвет на погонах. А на флоте был только один капитан без «приставки». Это капитан корабля. На корабле должно сразу быть ясно кто говорит или о ком говорят. Вот и шли подряд четыре офицерских звания от кап-лея до кап-раз с «приставками». Был папка командиром дивизиона в ОВР-е, охране водного района. Денег получал он по тем временам вполне достаточно. Это и оклад, и кормовые (пайковые), и нашивочные (1 раз в год) и гробовые. Гробовые, это 15% к окладу за траление мин. Но «на руках» папка получал только 50%. 25% все флотские офицеры отчисляли на Дом Офицеров Флота, сейчас это РКЦ. А ещё 25% выдавали не деньгами, а облигациями государственных займов. Займы эти возвращались, как правило, в следующей жизни. Но всё равно хватало. Свой огородик был и лес с грибами-ягодами и черемшой был рядом.
Жили как все. Солили капусту, пекли пироги. Ходили в гости, принимали гостей у себя. Наши папки вернулись с войны, это главное, и жили, и думали, и дружили они сосем по-другому, не так как сейчас. А многие мамки даже хлеб пекли сами. В общем денег хватало. Весь Городок ходил в чёрном сукне и шерсти. Папкам давали материал на новую форму и деньги на «пошив» каждый год. А они обшивались раз в два года. Остальное –наше. Даже ботинки с крючками и флотские ушанки мы носили, только маленького размера. В школе на Новый Год костюмы маскарадные были одинаковые. На чёрную школьную форму нашивались погоны, шевроны и портупея с «золотыми» львами. Вот и готов «костюм» на Новый Год. Бюджетом заведовала мама, но папа как-то сумел сэкономить на куреве и субботнем пиве и купил маме на 8-ое марта стиральную машину «Рига-2». Прослужила эта машина лет 15.
Вот я сразу взял с папки пример и стал копить денежки. Жили мы в Пяэскула, а школа была в Нымме. Такого понятия, как сезонный билет тогда ещё не было. Билет на автобусе в одну сторону стоил 45 копеек. Каждый день у меня оставалось 10 копеек ХХХ – сдача от кондуктора. Зайцев я не ездил, стыдно было. А в школьном буфете были конфеты «Комета» по 1.40 за кило. Вот раз в два дня я покупал на 14 копеек три с половиной конфеты. По тому, сколько «кометы» брал школяр, было сразу ясно, сколько остановок автобусом он проезжает от школы до дома. И вот эти медяки я стал копить на подарок маме. Я хотел ни больше, ни меньше, как «подольскую ножную швейную машинку». Стоила она не мало и одним – двумя годами «режима экономии» было не обойтись. Ходили мы в школу шесть дней в неделю и в среднем у меня получалось где-то 2,50 в месяц. Ведь были и ещё поездки, кроме школы. И на «пряники и кино» мне иногда давали. А вот кино без билета – это не стыдно. Это даже доблесть. Я даже «Человек-амфибия» без билета смотрел. Правда, с третьей попытки. Короче скопилось у меня 50 рублей – сумма не малая, а тут она вдруг увеличилась в 10 раз. Это подошла денежная реформа 1961 года. Деньги «подорожали» в 10 раз, а медь обмену не подлежала. Вот и хватило мне на швейную машинку для мамы. Эта машинка на «ХХХ» 45 рублей стоила. Это значит, что на ХХХ – 450 рублей.
Папе с мамой ничего не сказал. Обратился за помощью к папиному мичману и отдал ему эти 45 рублей. На завтра принесли машинку. Мама была очень рада, а папа не успокоился, пока не узнал, что деньги на машинку - честные. Мне же всего 10 лет было, откуда такие деньжищи. Тут мне мичман хорошо помог. Рассказал, какими «купюрами» я ему эти рубли отдавал. Целая шапка меди там была, а не купюры. Вот тогда я на всю жизнь запомнил две вещи. Что деньги должны быть подтверждено чистыми и что делать подарки гораздо приятнее, чем получать их.
На всю жизнь запомнил, ещё раз говорю, ребята!;


Рецензии
Лаконично и с настроением. Читал с интересом.
Очередная "блоха" в предпоследнем абзаце - "Зайцев я не ездил, стыдно было".

Обещаю, что больше не буду указывать на опечатки в рецензиях. Не каждый человек воспринимает такие поправки спокойно, увы.

Мальхан   04.12.2022 22:52     Заявить о нарушении