По дорогам Передней Азии
К.Моисеева. Учись, Сингамиль! М. 1988.
Р.Рубинштейн. Глиняный конверт. М. 1962.
С.Ллойд. Археология Месопотамии. М. 1984.
М.Мильчин, Б.Борейко. Город крылатых быков. М. 1961.
Э.Кленгель-Брандт. Путешествие в древний Вавилон. М. 1979.
К.Керам. Узкое ущелье и Чёрная гора. М. 1962.
В Замаровский. Тайна хеттов. М. 2000.
А.Волков, Н.Непомнящий. Хетты. М. 2004.
Луна, упавшая с неба(Древняя литература Малой Азии). М. 1977.
Э.Церен. Библейские холмы. М. 1986.
И.Шифман. Культура древнего Угарита. М. 1987. Ветхий Завет и его мир. М. 1987.
Б.Гече.Библейские истории. М. 1990.
Учебный текст для мальчиков.
— Куда ты ходил? — Я ходил в школу.— Что ты делал в школе? — Я читал свою табличку, съел свой завтрак, написал свою табличку и исписал ее до конца… потом я был вызван, после обеда я получил письменный урок. Когда уроки кончились, я пошел домой. Я вошел в наш дом и увидел, что там сидит отец. Я прочитал отцу свою табличку, отец был доволен. Когда я встал рано утром, я попросил свою мать: «Дай мне завтрак, я должен идти в школу!» Мать дала мне из печи две лепешки, я еще напился в ее присутствии и пошел в школу. В школе надзиратель меня спросил: «Почему ты пришел так поздно?» Я испугался, и сердце мое забилось. Я подошел к учителю и вежливо ему поклонился».
Через четыре тысячи лет всё, в общем-то, то же самое, что могут обнаружить школьники!
После опустошения амореями Южного Двуречья расцвета достигли новые города, расположенные в центральной части страны. Среди них выделился Баб-Или(Вавилон), расположенный на обоих берегах реки Евфрат. "Баб-Или" означает "ворота бога".
В Вавилоне пересекались торговые пути, соединявшие разные концы страны и уходившие в Аравию и на Иранское нагорье. Недалеко от города наиболее близко к Евфрату подходил Тигр. Всё это сделало Вавилонское царство очень богатым. В центре города цари отстроили храм в честь бога Мардука - покровителя Вавилона, почитавшегося как олицетворение неба и грозы, верховное божество. По сравнению с временами господства царей Ура сократилось число рабов и возросло число лично свободных, но несущих большие повинности людей - мушкенумов.
Вопрос: Сколько веков прошло с момента возникновения государств в Междуречье и до возникновения Вавилонского царства, если оно существовало с XIX века до н.э.? Какой город возник раньше: Мемфис или Вавилон?
Первые цари Вавилона постепенно укрепляли свою власть, но при этом они подчинялись более сильным соседям. Иначе стал себя вести Хаммурапи, правивший с 1792 по 1750 г.г. до н.э. Хроники сообщают, что в первые годы царствования он покорил несколько небольших государств Южного Междуречья при помощи союзников - правителя города Мари на Евырпте и царства Ашшура (Ассирии) на Тигре.
Во время покорения большого города Лаос Хаммурапи не помог правитель Мари Зимрилим, испугавшись нарастающей мощи Вавилона. Тогда Хаммурапи собрал войска по всей покорённых им территории и двинулся на Мари. Предлогом для войны стало обвинение Зимрилима в вероломстве. Мари пришлось подчиниться Вавилонскому царству. Через два года Зимрилим восстал против Хаммурапи, но был разгромлен. Город подвергся опустошению и разрушению.
В конце правления царь Вавилона включил в свои владения и Ашшур. Таким образом, ему удалось объединить под своей властью почти всё Двуречье.
Вопросы: В каком веке правил Хаммурапи? Как вы оцениваете приёмы, которыми царь Вавилона подчинял соседние государства? Совпадали ли понятия "страна" и "государство" в Междуречье до Хаммурапи? А после Хаммурапи?
На раскопках столицы царства Элам - города Сузы был обнаружен чёрный базальтовый столб высотой более 2 м с выбитым на нём текстом 247 законов. Ныне он находится в музее Лувр в Париже. Наверху оказалось изображение царя, которому вручает жезл - символ власти сидящий бог солнца и правосудия Шамаш. Законы предварительно большой текст, в котором повествуется, что бог позаботился о справедливости между людьми, и сообщил царю свод законов - правил жизни его подданных. "Тогда я вложил в уста страны истину и справедливость".
Многие законы для нас, однако, кажутся очень далёкими от справедливости:
"Если человек купит из руки сына человека(полноправного жителя) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек — вор, его должно убить.
Если человек укроет в своем доме беглого раба и рабыню... и не выведет их на клич глашатая... то этого хозяина дома должно убить.
Если раб человек ударил по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо".
К рабам законы относятся как к низшим существам: за смерть чужого раба отдают раба за раба, как и за смерть чужого вола - вола за вола (за убийство свободного человека полагается казнь). Но в отношении свободных людей применяются понятия порядка и учёта их интересов. "Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове". Законы защищают собственность и устанавливают плату за наёмный труд.
"Если строитель построит человеку дом и завершит ему его, то тот должен дать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый сар(35 кв.м) площади дома.
Если человек наймет земледельца, то он должен давать ему 8 курру хлеба в 1 год.
Если человек поленится укрепить плотину своего поля и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил".
Вопросы: Как вы думаете, зачем Хаммурапи были нужны законы? И только ли ему? Почему в Междуречье особо ценным имуществом считалось оросительное орудие?
Не только законы Хаммурапи рассказывают о жизни Вавилона в XVIII в. до н.э. До нас дошло немало глиняные табличек в основном с текстами судебных решений.
«Мальчика по имени Сингамиль купил Шеп-Син у его —матери Сип-Нури. Покупатель относил его полную цену — 10— сиклей серебра (сикль — восемь грамм). Мать перед свидетелями поклялась именем бога Шамаша и именем царя, что в будущем не будет предъявлять претензий по этому делу. Если же мальчик убежит от покупателя, его мать отдаст Шеп-Сину свой дом и сад».
Зачем же сына продавать в рабство? Наверное, мать не смогла прокормить себя и сына. А причиной могли быть тяжкие поборы, например, в пользу войска или на строительстве каналов. Канал "Хаммурапи-изобилие" между Евфратом и Тигром царь приказал построить на девятом году своего правления. О воинах мы знаем по законам Хаммурапи: они получали землю и жилище из царских владений и содержались, а также выкупа лист из плена за счёт царских или храмовых средств, получаемых за счёт налогов с зависимых людей.
Но мальчик не навсегда останется рабом. По закону хозяин не имеет права владеть мальчиком более трех лет. Сделка, о которой мы знаем по этому тексту, может быть оспорена, и через три года мальчика должны вернуть матери.
Вавилонское царство смогло недолго удерживать свои владения. Уже при правлении сына Хаммурапи вновь восстанавливают независимость города юга Двуречья. А в 1595 г.до н.э. Вавилон пал под ударами войск хеттов, пришедших из Малой Азии и заключивших союз с северными племенам Двуречья. Позднее в Вавилоне утвердились касситы - горские племена из Ирана.
В то время, как могущество юга и центра Двуречья, истощённых войнами и оскудевших после усиленного использования земли, оказалось подорвано, возросла роль севера страны . Особенно укрепило Ассирийское царство, правитель которого Тиглапаласар даже совершил в XII веке до н.э. поход к Чёрному морю.
Вопрос: Сколько веков продолжалось могущество Вавилона? Вторжение каких кочевников в Египет совпало с упадком Вавилонского царства?
Примечание. Сикль - 8 грамм.
Дворец в Мари.
Мы не очень много знали бы о городе Мари, разрушенной Хаммурапи, если бы там не были бы обнаружены развалины царского дворца. Уцелели часть глиняного "архива", где встречаются документы о царском хозяйстве и международных переписка. Зимрилим и его предшественники, судя по всему, имели хорошие отношения с Египтом.
На стенах дворца уцелели фрески, изображающие сбор винограда, где тончайше выписаны стебли и листья, а также садовые цветы.
Бог Солнца пребывает в Сиппаре,
бог Луны пребывает в Куцине,
бог Грозы пребывает в Кумми.
(Хеттский гимн)
Во II тысячелетии до н.э. мощные древнейшие государства, цивилизация существовали уже не только в Египте и Междуречье, но и в некоторых других странах.
Вопросы: Вспомните о царстве, успешно противостоявшем египетским фараонам в Передней Азии. Чем закончилось это противостояние? Как называлось это царство, где оно находилось?
Проведите воображаемую линию из Египта на север, и она упрётся в полуостров Малая Азия, знакомый тебе ещё по поселениям древнейших земледельцев. С юга Малая Азия омывается Средиземным, с запада - Эгейским, а с севера - Чёрным морем. В отличие от Египта и Междуречья, здесь нет больших рек. Из рек выделяется лишь впадающий в Чёрное море Галис (ныне - Кызылирмак). В Малай Азии много невысоких гор и плоскогорий. Но именно в долинах небольших рек и предгорьях люди стали выращивать бобовые, виноград и плодовые деревья, впервые одомашнили ячмень и пшеницу.
Задание и вопросы: Найдите на карте полуостров Малая Азия. Чем природа Малой Азии отличается от уже изученных стран? Как она отразилась на занятиях населения?
Долгое время учёные имели смутные представления о древнем населении Малой Азии. Только в конце прошлого века были найдены наскальные изображения и надписи. Постепенно, сличая находки со свидетельствами в других странах, специалисты выяснили многое об истории Хеттского царства. Среди клинописных табличек нашли и хеттский текст договора с Рамзесом II.
Вопросы: Почему это помогло расшифровать хеттскую письменность? По каким иностранным источникам можно было узнать многое о хеттах?
Конечно, важно знать, как давно в Малой Азии жили племена хеттов и их соседи. Установлено, что хетты по языку относятся к индоевропейской семье. Вероятно, их предки жили в районе Чёрного моря и в дальнейшем потеснили на юге Малой Азии племена, близкие к жителям Сирии и северного Междуречья - хурритам. Название одного из них - хатты и некоторые навыки в земледелии и ремесле заимствовали хетты.
Хетты составляли далеко не всё население полуострова. На его юго-западе жили ликийцы и карийцы, освоившие, как и финикийцы, мореплавание. Мелкие обособленные племена занимали северные районы.
Примерно в XIX в. до н.э. в Малую Азию проникли купцы с севера Междуречья. От них хетты переняли клинопись на глиняных табличках. Рассказы заезжих купцов повествуют, что уже тогда в центральной и юго-восточной части полустрова существовали города и десять правителей. Один из них назывался "Великий правитель".
Вопрос: Попробуй предположить, было ли у хеттов в это время неравенство, возникали ли государства. Объединялись ли они постепенно в одно?
В одном клинописном тексте "великий царь" Аритта говорит о покорении соперничавших с его владениями областей. Но, вероятно, ещё долго пришлось укреплять единое государство, потому что ещё через два века другая надпись сообщала:
"Прежде царём был Лабарна, затем его сыновья, его братья, его родственники объединились. И страна была мала, но, куда бы он ни шёл в поход, он силой покорял страны своих врагов".
Лабарна установил границы своего царства "до морей". Последующие цари стали прибавлять к своему имени слово "лабарна", ставшее царским титулом (как "фараон").
Вопросы: Определи век, когда правил Лабарна. Кто завоевал в тот век Египет? Кто правил раньше - Лабарна или Хаммурапи?
Сын Лабарны перенёс столицу в город вблизи реки Галис - Хаттусу и стал называть себя Хаттусили. С этого времени хеттские войска вторгаются в Сирию и Междуречье. Вместе с касситами хетты ходили даже к Вавилону.
Вопрос: Подумай, что хотели захватить там в свои руки хеттские цари.
При потомках Хаттусили значительно укрепилось хеттское войско. Степные табунщики стали выращивать породу боевых лошадей, впрягавшихся в колесницу. На повозке стояло три человека, а не два, как в Египте:возница, стрелок и прикрывающий их щитом воин. За колесницами двигалась пехота в остроконечных шлемах, вооружённая мечами и топориками. Воинскую повинность, судя по документам, отбывали не только простые хетты, но и жители подчинённых соседних областей.
Наибольшего могущества Хеттская держава достигла в XIV и начале XIII века до н.э., когда шла многолетняя война с Египтом в его азиатских владениях. После мирного договора Хаттусили III с Рамзесом II цари Хаттусы перешли к обороне границ и развивали широкую торговлю с Египтом и другими соседями. "Великие лабарны" вели переписку с фараонами, переписывались и их жёны. Некоторые соседние страны, в том числе остров Кипр, теперь платили дань хеттам.
5.Жизнь знати и трудящегося населения.
По раскопкам можно хорошо представить, как выглядела в период расцвета хеттская столица - Хаттуса и другие города. В центре Хаттусы располагалась мощная царская крепость. Лежащие вокруг неё кварталы ремесленников опоясывала каменная стена с семью воротами. Вдоль неё в городе стояли храмы главных богов. На улицах царило оживление - ведь столица была расположена на пересечении двух важнейших в Малой Азии торговых путей - с запада на восток и с севера на юг. царей обслуживало множество чиновников и прислуги. Первые хеттские цари ещё опирались на решения собрания знатных людей, но затем начали сами диктовать им свою волю.
"Люди орудия" - ремесленники, владея небольшим хозяйством, выполняли различные заказы знати. Царские вельможи имели обширные земельные владения, которые обрабатывали свободные крестьяне-общинники. Рабы - в основном пленники - известны как слуги в царских хозяйствах и в богатых домах.
Вопросы: Что в жизни хеттов напоминает тебе Египет и государства Междуречья? Есть ли особенности?
Сохранился текст хеттских законов, составленных вскоре после похода на Вавилон. Вот некоторые из них:
"Начальник гарнизона, градоначальник и старейшины должны вершить суд по справедливости, и народ будет обращаться к ним.
Если кто-нибудь воспротивится приговору царя, то дом его(то есть дом и семья) должен быть уничтожен.
Если кто-нибудь украдёт пахотного вола, то...он должен отдать 10 быков."
Вопрос: Есть ли связь между походом хеттов на Вавилон и составлением хеттских законов?
Как и в других древнейших государствах, важнейшее место в жизни Хеттского царства занимала религия.
Самой грозной силой в природе в Малой Азии считалась гроза - в более прохладное время года там нередки грозовые ливни. Поэтому главой богов представлялся бог огня и грозы Тешуб(его переняли у хурритов и затем стали называть ботом Хатти). Тешуба изображали стоящим на священном быке.
Вопрос:Вспомните, какие боги были главными в Египте и Двуречье.
Как и в Египте, различные боги-покровители городов были объединены и стали одинаково почитаться во всём царстве. Среди них были боги Солеца, Луны и божества воды и плодородия, во многом похожие на Эа и Иштар в Междуречье.
В открытых и закрытых хеттских храмах стояли статуи богов. Там справлялись обряды и праздники, главным из которых был праздник бога Грозы весной. Верховный бог стал постепенно олицетворять и царскую власть. Во главе хеттских жрецов стоял сам царь.
Вопросы: Что требовали от подданных царя жрецы? Возможен ли был у хеттов конфликт царя с жрецами, как в Египте? Обоснуй своё мнение.
На глиняных табличках до нас дошли немногие произведения хеттской литературы: некоторые мифы, хроники правления царей, поучения, гимны.
В горном краю славились своим мастерством каменотёсы и скульпторы. Плиты выше роста человека донесли изображения царей, стражи и воинов, боевых колесниц. Царей часто изображали "беседующими" с богами. Есть и выразительные картины охоты и религиозных праздников.
Мастера изготовляли изящные сосуды из глины, а также из золота и серебра,стоявшие в богатых дворцах и храмах.
------
С конца XIII в.до н.э. начинается вторжение в центр Малой Азии различных племён. О некоторых из них пойдёт разговор в связи с историей Греции. Хеттские цари не смогли сдержать это вторжение, которое усилили восстания племён, завоёванных ими. Могущественное царство пало, и о нём остались лишь смутные воспоминания...
Хеттские рукописные тексты.
Царь Мурсили (XIV в. др н.э.)о покорении одного из племён.
...Я покорил страну Арцаву. И одну часть людей я привёл в Хаттусу, а другую часть я покорил на их месте и наложил на них поставку мне войск... Было их всех вместе 66000 пленных; а сколько пленных из мирных жителей, быков и овец привели знатные люди, солдаты и колесничие Хаттусы - этого не счесть.
Поучение о слугах, хозяевах и богах.
Различаются ли нравы людей и богов? Отнюдь нет! Когда слуга предстаёт перед своим хозяином, он умыт и на нём чистая одежда; и он подносит хозяину или что-нибудь поесть, или что-нибудь попить. И он, хозяин, ест и пьёт что-нибудь и отдыхает душой и расположен доброжелательно к слуге. Если, однако... слуге случится рассердить хозяина, то его или убивают, или калечат... Или же хозяин призывает слугу к ответу... Затем его поносят публично и обращаются с ним, как с ничтожеством... Ну, а если кто-нибудь рассердит бога... разве бог не уничтожает его дотла?
Вопросы: Как ты оцениваешь отношение хозяина к слугам? В чём автор поучения уподобляет бога хозяину слуг?
Из мифов хеттов.
Единоборство бога Хатти со Змеем.
Бог Грозы вступил в единоборство со страшным Змеем Иллуянкой. В первом поединке одолел Змей; он забрал у царя богов сердце и глаза. Сын бога Хатти от смертной женщины женился на дочери Змея и выпросил у неё сердце и глаза отца. После этого бог Хатти с помощью других богов заманил Змея на пир. Объевшийся Змей был связан человеком-героем Хупасией и легко был убит богом Грозы.
Вопросы: Как ты умаешь, что олицетворял собой в этом мифе Змей? Почему богам помогли смертные герои?
Миф о Телепину.
Внезапно исчез бог плодородия Телепину. На земле началась засуха, перестал расти хлеб, вымирал скот. Высохли реки и родники. Среди людей начался голод. Великие и малые боги отправились искать Телепину. Орёл бога Солнца вернулся, так и не увидев его ни на суше, ни в море. Но Телепину нашла пчела. Она ужалила бога, спящего на лугу. Проснувшийся бог был возвращён к другим богам на орле, и на земле вновь расцвела жизнь.
Вопросы: Какой египетский миф напоминает это сказание? Объясни это сходство.
Веселый и смелый, свой дом покинул я
За знойные пределы, за скрип корабля.
«Прощай, жена, да помни! Прощай, малютка сын!»
Дом скрылся за знакомым золотым песком косы.
Нас трепали смерти. Трещал корабль.
У каждого на сердце — голодный краб.
Девять долгих лет, как девять валов,
И каждый рассвет был тревогами нов.
И пришел я из пучин голубых ночей, —
Близ дома, так же чист, все журчит ручей.
(А.Петров)
Среди стран, где появились древнейшие государства в Передней Азии - Сирия, Финикия и Палестина в Восточном Средиземноморье, расположенные между Египтом, Двуречьем и Малой Азией. Здесь когда-то возникло древнейшее земледелие. Иногда Египет, Палестину, Сирию и Междуречье объединяют в страны "Плодородного Полумесяца".
Вопрос: Вспомните, что вы знаете о первых городах земледельцев в Палестине.
Сирия(Сури) занимает долину реки Оронт и соседние полупустынные области. В оазисе, где с III тысячелетия до н.э. существует современная столица этой страны - Дамаск, круглый год произрастают финики, инжир, гранат, виноград и отборная пшеница. Не случайно этот район называют "земным раем".
Горы Ливан и Антиливан разделяют Сирию и Финикию, располагавшуюся на самом побережье Средиземного моря. Удобные гавани сделали этот берег очень подходящим для судоходства. Вспомним, что фараоны Египта заказывали большие корабли и нанимали моряков из финикийского города Библ ещё в III тысячелетии до н.э.
Вопрос:Какими корабельными деревьями славились Ливанские горы?
Палестина, примыкающая к Синайскому полуострову, находится в каменистой сухой местности. Река Иордан, почти пересыхающая летом, впадает в Мёртвое море - отрезанный некогда наступавшей пустыней залив Красного моря. Это наиболее "тяжёлый" от огромного количества соли водоём в мире. Города Палестины с древнейших времён возникали в небольших оазисах.
Эбла - древнейшая цивилизация в Сирии.
В последние десятилетия подробно исследованы результаты раскопок древнейшие го города Сирии - Эблы, возникшей в самом начале III тысячелетия до н.э. у реки Оронт. Найден дворец правителя - приёмный зал, деревянные колонны, лестница. В Эбле, как и в Шумере и Аккаде, писали на глиняных табличках (их найдено около 10 тысяч!) Язык Эблы стал понятен после находки словаря с сирийскими и шумерскими текстами. Он оказался семитским, близким к аккадскому и египетскому.
Вопрос: Зачем в Эбле был нужен такой словарь? Подумайте, почему в Сирии, как и в Двуречье, писали на глине, а не, например, на папирусе.
Тексты табличек рассказывают о совместном правлении царя и Совета старейшин, связях с соседними странами, торговом городском союзе - подчинении Эблой соседних городов. Вот, например, послание соседнему правителю: "Я твой брат, ты мой брат. Давно мы признаем друг друга братьями. Пришли мне скорее хороших солдат". Найдены и школьные тексты, а имена бывших учеников встречаются и в государственных документах.
Вопрос: Как вы думаете, кого обучали в школах Эблы?
Большой урон городу нанесли войска аккадского царя Нарам-Суэна. совершившего около 2225 г. до н.э. поход в Сирию. Позднее усилились связи с Вавилонией - найден перевод на эблаитский язык части сказания о Гильгамеше.
3.Города Финикии.
Позднее (II тысячелетие до н.э.) Сирия известна под названием Ханаан. В XIX в. до н.э. на побережье Финикии достиг расцвета город Угарит. Угаритяне вели личную переписку, что говорит о распространении грамотности. Выразительные тексты персказывают мифы о могучих богах во главе с Илу. Угарит процветания благодаря морской торговле. Он сохранил независимость от Египта и Хеттов кой державы, разделивших Восточное Средиземноморье в XV-XIII в,в, до н.э.
Вопрос: Какой египетский фараон завоевал Палестину и Сирию? Какая битва между египтянами и хеттами произошла в Сирии?
К концу II тыс. до н.э. возвысились и стали независимыми от Египта более южные приморские города - Сидон, Тир, новый расцвет пережил Библ. Именно в это время Финикийские купцы стали известны во многих странах как "люди с финиками"(сами они назвали себя сидонянами). Во главе каждого города стоял совет (синедрион) из наиболее влиятельных людей; вожди часто не имели царского титула и отвечали в основном за войско.
В Финикии научились, бросая в огонь прозрачные камешки слюды, смешивая с песком, получать стекло. Это было одним из их величайших изобретений. Но стекла было ещё мало, из него делали долгое время лишь украшения и небольшие сосуды. Знатные модницы продолжали смотреться в бронзовые зеркала. Кроме стекла, финикийцы научились получать из раковин пурпурную краску. Её продавали в разные страны, где в светлые и тёмные красные тона окрашивание паруса и одежду знатных людей. Финикийские корабли совершали плавания по Великому морю заката(Средиземному), морю Ашкенас (Чёрному (Северному, неприветливому для них). Они впервые назвали западные страны Европой (мрак), а восточные - Азией (восход). Не только торговлей промышляли моряки - случались пиратские рейды с захватом людей в рабство, с грабежом побережий.
Для записи многочисленных товаров и путевых заметок купцам и мастерам у финикийцев было необходимо быстрое и удобное письмо. Египетские иероглифы и клинопись не очень подходили для них.
Вопрос: Объясните, почему.
Сперва в Угарите, а потом в других портовых городах стали записывать значками не слова или слоги, а отдельные звуки. Сперва писали только согласные (их было 18), затем добавили немногие гласные, и число значков увеличилось до 22. Это были древнейшие буквы. Они сохранили рисунок понятий, начинающихся на свой звук: "алиф" - бык, "гимель" - верблюд, "мим" - вода. Другие буквы вы видите на полях. Писали финикийцы справа налево.
Финикийские письмо оказалось таким удобным, что, немного видоизменив, его заимствовано греки, евреи, сирийцы и жители Вавилонии. От названий первых финикийских букв - "алиф" и "бет" ("а"и"б") происходит наше слово, обозначающее буквенное письмо - "алфавит".
Вопрос: Чем алфавит удобнее иероглифов и клинописи?
Задание: Попробуйте написать по-финикийски: "ам"(мать), "сар" (счастье), "хадашт"(город).
Во II тысячелетии до н.э. в Палестине преобладали кочевья племена,среди которых выделялись еврейские - иудеи и израильтяне, ханаанеи и моавитяне. Именно тогда среди еврейских племён сложились сказания о первых людях, прародителе Аврааме и "рабстве египетском", вошедшие позднее в часть Библии (Книгу Ветхого завета).
Предания древних евреев, записанные позднее как Библия, открываются Книгой Бытия. В ней расказывается о сотворении мира Яхве за семь дней (семидневная неделя), о первых людях - Адаме и Еве, изгнанных из рая за то, что попробовали запретный плод древа познания. Один из его сыновей, пастух Каин, поссорился с братом, пастух Авелем и убил его камнем. С тех пор между людьми началась рознь и раздоры. Сказание об Авеле и Каине, очевидно, отразило Воспоминания о кааих-то столкновения между скотоводами и земледельцами.
За грехи людей Яхве наслал на них всемирный потоп. Спасся лишь праведный Ной, построивший огромный корабль - ковчег и порузивший туда свою семью и животных - "каждой твари по паре". В конце концов Ноев ковчег причалил к вершине горы Арарат, куда указала путь выпущенная голубка. От потомков сыновей Ноя - Хама, Сима и Иафета пошли пароды Африки, Азии и Европы. Потомком Сима считался Авраам - прародитель племён Палестины и Аравии.
Иосиф - сын патриарха евреев Иакова - был младшим и самым любимым из его двенадцати сыновей. Братья завидовали ему чёрной завистью и продали Иосифа в рабство в Египет, а отцу сказали, что тот погиб. После многих его злоключений фараон узнал, что Иосиф правильно толкует сны. Он принял у себя прекрасного юношу и убедился в правоте рассказов о нём. Тогда фараон сделал Иосифа своим любимцем и дал ему в управление страну. Но предсказание Иосиф семь лет изобилия сменились семью голодными годами. Иосиф кормил народ хлебом, припасённым в амбарах. Однажды к нему пришли на прокорм его братья, также страдавшие от голода в своей стране. Но вельможа узнал братьев, арестовал их и приказал рассказать правду отцу. Иаков прибыл в Египет и получил землю от фараона. Иосиф и его потомки оставались в Египте до тех пор, когда их начали притеснять ("рабство египетское").
По рассказу Библии, жившие в Египте евреи подвергались фараонами различным притеснениям. Предводитель еврейских племён Моисей увеличить свой народ в "землю обетованную", которую ему указал верховный Бог Яхве, явившись видением на горе Синай. Там же Моисей получил божественное откровение - десять святых заповедей и дал своим подданным законы.
Поселившись в земле Ханаанской(на севере Палестины) евреи долго воевали с ханаанеи и пришедшим филистимлянами - приморскими племенами, от которых и пошло название страны - Палестина. Легенды рассказывают о полководцем Иисусе Навине, взявшем город Иерихон, о победителе филистимлян Самсоне, обрушившем в плену на себя и врагов храм. Историки датируют окончательное поселение евреев в Палестине XIII-XII в.в. до н.э.
На полях:
Угаритский гимн богу Илу
Восстань, Илу,
Отомсти, Илу,
С копьем, Илу,
С дротиком, Илу,
С упряжкою, Илу,
С погибелью, Илу,
С пожаром, Илу,
С горением, Илу,
Ради Цапану,
Ради Угарита —
Живи на помощь.
Слово "Илу" в дальнейшем стало обозначать любого верховного бога. Отсюда еврейское имя Илья ("как Бог Яхве") и арабское Аллах - Бог.
Как Мелькарт добыл пурпурную краску. Финикийский миф
Финикийцы почитали великого героя Мелькарта и рассказывали о его далёких морских путешествиях. В одном из них Мелькарт достиг западного края земли и раздвинул две горы. Через образовавшицмя пролив вода Великого моря заката соединились с Океаном (Гибралтар ский пролив финикийцы назвали столами Мелькарта).
Однажды герой шёл по берегу моря и вдруг увидел собаку, разгрызающую раковину. Он попытался помочь псу, корчившемуся от боли, и раскрыл ему пасть. Пасть оказалась ярко-красной. Тогда он окрасил пурпурной краской плащ и подарил его своей возлюбленной Тиро. Так появился пурпур, дающий оттенки от цвета утреннего солнца до цвета фиалки.
Десять заповедей Моисея
- Да не будет у тебя других богов перед лицом Яхве.
- Не сотвори себе кумира.
- Не поклоняйся им и не служи им...
- Не произноси имени Бога твоего всуе(напрасно)...
- Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложной клятвы на ближнего твоего.
- Не пожелай дома ближнего твоего, не пожелай его раба,его рабыни, его вола, его осла, ничего из того, чем он обладает.
Из законов Моисея
Не притесняй вдовы и сироты.
Не злословь против судьи...
Ложного слуха не распространяй...
Не следуй на злое дело за большинством.
От неправды беги.
Око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожог, ушиб за ушиб.
Вопрос: Находите ли вы что-то общее между законами Хаммурапи и Моисея?
Свидетельство о публикации №222120400913