Подруги не друзья?

       В этом вопросе весь смысл моего рассказа. Хорошо бы иметь и тех и других, но в моём случае с подругами всегда были проблемы, а с друзьями никаких. И свою любимую формулу -  Мужчина это человек, а женщина пол-человека, я говорю только мужчинам, женщинам ни в коем случае, иначе забьют сковородками. Однако и без этой формулы я никогда не видела от женщин хорошего отношения к себе. В течение жизни я пыталась завести себе подругу. Может не совсем подходящее здесь слово "завести", всё таки это люди, а не домашние животные, просто отношение ко мне этих людей, т.е. моих подруг, было гораздо хуже, чем любого домашнего животного. Итак, подруга № 1, моложе меня на 6 лет, вместе работали в Гидропроекте, в дружбе состояли 9 лет. Притом разрыв произошёл не по моей инициативе, хотя у меня для этого было множество причин, повода не было. И фраза "Игра в одни ворота" как нельзя лучше подходит для нашей дружбы, а именно – я умею всё, она же кроме, как курить ничего не умела. Ну уж курила она от души без остановки, прикуривая одну сигарету от другой. Мне знакомые говорили – ты занимаешься пассивным курением, ты не воздухом дышишь, а дымом. Я это понимала, но не выгонять же её из квартиры в подъезд, как соседка выгоняла своего мужа, который курил возле мусоропровода. Даже из этого видно моё отношение к подруге, т.е. отношение было идеальным. Также идеально для себя она этим пользовалась – я ей шила, вязала на её нестандартную фигуру, естественно бесплатно, мы же подруги. В то время купить в магазине нельзя было ничего приличного, а я ей давала возможность выглядеть не только прилично, но и симпатично. И вот однажды она привезла мне пряжу для вязания кофты, это был огромный клубок размером с футбольный мяч. А в это время у меня в гостях был мужик, мы пили вино и смотрели телевизор. Мужик, кстати, был некурящий. Подруга сразу же закурила, мужик сделал ей замечание, дескать, не всем хочется дышать дымом вместо воздуха. Мне можно, я подруга, а ты кто такой? А я друг, притом настоящий друг, который не отравляет воздух, как некоторые. Я при этом молчала, разговоров хватало и без моего участия. А вот то, что меня вывело из равновесия – это огромный клубок, смотанный в 6 ниток, а вязать надо было в 4 нитки. Я по телефону ей это говорила, а она зачем то перемотала все 6 маленьких клубочков  в один огромный. Я ей стала объяснять, как разделить этот большой клубок на 6 маленьких - надо отмотать по одной нитке, сначала одну, потом другую от этого большого клубка. И делать это лучше вдвоём – одна отматывает нитку от большого клубка, а другая сматывает из одной нитки маленький клубок – вот вы с мамой и займётесь, мне то сложнее, я ведь одна, да и за это время я пол-кофты свяжу. Меня бессмысленно загружать такой примитивной работой, и вспомнила цитату из американского фильма "Время мистера Смита стоит 15 долларов в минуту". А  подруга заявила, что я тоже не одна, нас двое, вот вдвоём и размотаем. И тут вдруг совершенно неожиданно мужик предложил ей свою помощь, сказал, что постарается  помочь. Она сама и дала ему клубок, напоминаю, размером с футбольный мяч. А что ещё делать с футбольным мячом – конечно, играть в футбол, мужик и начал играть. Играл по правилам, подбрасывал ногами, руками не касался. Подруга же просто озверела, попыталась отобрать у него клубок, но не тут то было. Он ей стал объяснять, что руками нельзя играть, пусть попробует отобрать мяч ногами, можно головой, только по правилам. Тогда она психанула, ломанулась к выходу и стала одеваться. Я спросила – Ты куда это намылилась?  Я останусь, если уйдёт твой гость. А почему он должен уходить, здесь всем места хватит. Ты не поняла, я тебе ставлю условие – или я, или он. А в чём дело? По твоей логике я имею право либо на подругу, либо на любовника – разве я человек 2-го сорта, не могу иметь и то, и другое? Я тебе всё сказала – не уйдёт он, уйду я – выбирай! Я выбираю любовника. И она ушла, клубок он ей вручил на выходе. Я ещё думала, что она позвонит мне, извинится, назовёт это недоразумением. Но нет, она никогда больше не позвонила, навсегда исчезла из моей жизни. Это было в 1982 году. Честно сказать, мне легче стало без этой подруги, своим уходом она сделала мне щедрый  подарок. Ведь ежу понятно, что она во мне нуждалась больше, чем я в ней, т.е. я совсем в ней не нуждалась, а повода для разрыва не было. А  тут она сама организовала  этот повод  - просто подарок судьбы.
     Следующая подруга № 2. С ней мы познакомились на отдыхе в пансионате под Туапсе. Она была на 9 лет моложе меня, и мы с ней были совершенно разными. Она тоже курила, говорила так – Я тебе завидую, ты чуть коснулась головой подушки, и  сразу же заснула, а я пока не выкурю 7 сигарет, ни за что не усну. Ещё она подобно мужикам любила выпивку и мясо. Я же наоборот – кашку и молочное – творог, запеканку, сырники, она же такие продукты видеть не могла. Ещё следует сказать, где она жила. Она не москвичка, вышла замуж за москвича, который развёлся с ней и выписал из квартиры, вроде бы как из-за её бесплодия. Вот в бесплодии мы были с ней одинаковыми, ну хоть в чём-то. Забегая вперёд, скажу, что это оказалось совсем не так. Короче говоря, наша дружба продолжилась и в Москве. Это было в 1984 году. Она удивлялась, что у меня было много знакомых мужчин, а у неё никого. Хотелось ей сказать правду, но она могла бы обидеться, поэтому я помалкивала. Она же ничего не умеет, одета ужасно, всю зарплату тратит на выпивку и мясо. А работала она техником-смотрителем в ЖЭКе, и жила в служебной комнате 10 кв.м. на 1-м этаже. Я в мягкой форме объясняла ей, что мужчины любят глазами, и пока она так одета, ей рассчитывать не на что. А познакомиться можно в клубе "Кому за 30", там танцы и какой-нибудь фильм показывают. Один раз она со мной сходила, это было ужасно, даже стоять рядом с ней было неловко. На мне всё было из "Березки", в том числе итальянские джинсы Супер Райфл, на ней было кримпленовое  платье в крупный цветок, которое вышло из моды лет 15 назад. Платье когда-то было «мини», но надвязано снизу на 10 см крючком, и то, она призналась, что это сделала её мама. Вид у неё был просто жалкий, полное отсутствие вкуса. Надо было попросить маму оформить это платье так – надвязать такие же манжеты, два таких же накладных кармана, неплохо бы и воротничок, но это сложнее, а уж пояс крючком в виде змейки обязательно должен быть, и тогда бы платье выглядело оригинально, совсем не старомодно, и расходов никаких. Надо сказать, что клуб хотя и назывался "Кому за 30", мужчины там были пенсионного и предпенсионного возраста, мне же было 39 лет, а ей 30. Вот поэтому я и называла этот клуб "Кому 2 раза за 30". Женщины были разного возраста, но пенсионерок не было. 9-летняя разница с подругой была совсем незаметна, а уж одета я была по сравнению с ней просто шикарно. Сказать, что ей не понравилось на этом вечере – ничего не сказать, больше туда идти она не захотела. Правильно, в таком виде не только на танцы, мусор выносить не пойдёшь. Я тебе помогу, т.е. спасу тебя, и ты будешь выглядеть прилично – и в пир, и в мир, и в добрые люди. Это как? Я сейчас довязываю свитер из импортной пряжи, пушистенький такой – тебе отдам, только заплати за пряжу, она дороже отечественной, так и качество соответствующее. Себе я ещё свяжу, у меня и так полно тряпок, а подругу надо спасать. Сошью тебе и штаны вельветовые по аналогии с моими берёзочными, только вельвет надо достать в мелкий рубчик, вот этим и займись. Да я бы и рада, но у меня денег совсем нет, даже за пряжу заплатить, и на вельвет тоже. Правильно, если всю зарплату тратить на выпивку и мясо, голая ходить будешь. Это сейчас придумали красивое название "шопинг", а раньше это была беготня по магазинам, граничащая с экстремальным спортом. Я, конечно, и сама могла бы искать для неё вельвет, но вдвоём у нас было больше шансов, поэтому я дала ей деньги на вельвет. Результат такой – вельвет купила я, а она, когда это узнала, потратила мои деньги на выпивку и мясо. Вот как прикажете это понимать? Штаны я ей всё таки сшила, свитер довязала, и выглядеть она стала очень прилично, просто замечательно. Но как известно – не в коня корм. Ты такая стала красивая, теперь можно и на танцы пойти. А можно я не пойду?  Это почему же? Мне там не понравилось. Это потому, что одета ты была ужасно, а сейчас  ты просто красавица. Не в этом дело, ты меня лучше познакомь с кем-нибудь, чтобы я туда не ходила, у тебя же их много, выдели мне одного. А развлечься, весело провести время, разве тебе это не интересно? Вот сама и познакомишься. Я не хочу туда ходить, познакомь, тебе же не трудно.  Действительно, намного легче, чем шить и вязать. И я её познакомила,  выделила самого приличного – полковник в отставке, участник войны, на 30 лет старше её, 2-комнатная кооперативная квартира, автомобиль (не знаю, какой, в санузле видела аккумулятор, сказал, от машины). Вот и всё, на этом наша дружба и закончилась, она все выходные проводила у него, для меня времени совсем не оставалось. Да, мы обе работали, но я работала далеко от дома, и метро здесь тогда не было. А она работала рядом с домом, время на дорогу не тратила, а днём  в 14 часов была уже дома, я же приезжала домой вечером после 20 часов. Но как можно вести такие подсчёты, если мы подруги, а дружба, как известно, понятие круглосуточное. Короче говоря, я из-за своей доброты потеряла подругу, с тех пор она мне не звонила. А мужчина этот звонил и рассказывал об их отношениях. Ему, как участнику войны, выделяли праздничные заказы, состоящие из дефицитных продуктов. Мало этого, у него от предыдущих заказов много чего оставалось. Так вот, моя подруга, пока всё не съест, не выпьет, и не выкурит, не уезжала от него. Ну совсем не такая девушка, как ты – говорил он. Но и это ещё не всё – она ухитрилась от него забеременеть, а была якобы бесплодная, я в таком статусе её и познакомила с ним. Я тогда обрадовалась, что подруга мне соответствует, тоже бесплодная, это для меня было важно, так сказать, родственные души, но оказалось, это совсем не так. И всё, что я здесь рассказываю, я узнавала от него, она не звонила. И вдруг, как снег на голову, она мне позвонила из дома этого мужчины. Оказывается, она родила от него ребёнка, а полковник взял да умер. Но разрешил его вписать в свидетельство о рождении в графе "отец". И теперь она просит меня помочь ей прописаться в его квартиру, она же мать его ребёнка. Два года мне не звонила – и пожалуйста! Другая  на моём месте не стала бы вообще разговаривать, бросила бы трубку. А я со своей деликатностью ещё объясняла, что не могу ей помочь, я даже фамилию его не знаю, только имя и № телефона. А я тебе скажу его фамилию, все его данные скажу. И что я с ними буду делать? Вот шить и вязать я умею, но такие дела делать не умею. Я для тебя и так слишком много сделала, ищи других помощников. Ещё я хотела ей сказать, чтобы она больше мне не звонила, как не делала этого два года, но не сказала. А  она и без этого не стала мне звонить, раз помощи от меня нет, то и дружба такая ей не нужна. Вот такие подруги – одна лучше, т.е. хуже другой, прямо, как официальные мужья, оба хороши. Но если оглянуться на всю жизнь, то с женщинами я никогда не могла найти общего языка. С мужчинами другое дело, мы понимали  друг друга с полуслова – на то они и мужчины. Иногда, правда, встречались мужчины, аналогичные женщинам. Я одному сказала - Далеко не каждая женщина знает, что такое "дубль" и "хет-трик". Ответ был такой - Я и мужчина этого не знаю.

P.S. Насчёт подруг вообще. Я описала своих подруг уже во взрослом возрасте. А вот у моей сестры были две подруги прямо со школы, обе Татьяны. Одна с начальной школы до 8 класса, другая из математической школы с  8 по 11 классы. Сестра дружила и с той, и с другой. Причём первая Татьяна живёт от сестры в пяти минутах ходьбы. Но в 2000 году у сестры умер муж, она с горя постепенно ослепла и в 2010 году получила инвалидность по зрению. И вот тогда обе подруги занесли её в чёрный список, обе заблокировали.  И цена всего этого -  лучше совсем не иметь подруг, хотя бы не обидно. А сестре обидно, с одной подругой они дружили 55 лет, с другой 47. Вот лично мне не обидно, с одной подругой мы дружили 9 лет, с другой один год. Но ведь дело вовсе не в сроках, а в свинстве – перед таким свинством меркнут даже столетия!


Рецензии