57. Август-ноябрь 1379 года, Михаил Александрович

Обжёгшись в 1375 году, тверской князь решил отныне не высовываться раньше времени. Пусть сперва Орда и Литва идут на Москву войной, принуждают её к покорности, отбирают великое княжение — только тогда Михаил рискнёт примкнуть к ним! И конечно не просто так, а за ярлык на Владимир. К сожалению, о подобном исходе оставалось мечтать. После битвы на Воже Дмитрий воспрял, а Мамай оказался не в состоянии наказать его.

Что касалось Литвы, то ей тоже было не до Москвы. Над страной постоянно нависала серьёзнейшая опасность со стороны Ордена. Последний большой поход крестоносцы провели в феврале прошлого года. Тогда они добрались до Бреста и долго гуляли у берегов Припяти. Затем, по традиции, разорению подвергся Упитский край. Вильно тоже грозило нападение. Тогда рыцарей удалось выпроводить, но масштабное нашествие могло повториться в любой момент. Лишь 29 сентября 1379 года Ягайло и Кейстут заключили с Орденом мирное соглашение на 10 лет. Михаил приветствовал эту договорённость. Он надеялся, что теперь литовские правители обратят внимание на московскую угрозу.

Однако в Литве наступило странное затишье. Глава Твери выяснил, что её причиной служило напряжение между Кейстутом и Ягайлой. Оба исподволь готовились к войне друг с другом для окончательного выяснения, кто же из них главный. Намечающаяся свара ставила в ближайшие годы крест на планах Михаила использовать её участников против Москвы. Он теперь мог пожелать только скорейшего завершения конфликта, желая победы больше племяннику, за спиной коего стояла Ульяна. Правда его возмутило, что они выдали княжну Марию за лидского старосту Войдилу.

-Как можно, - топал ногами Михаил, - выдать свою сестру и дочь за простолюдина?! Каким бы верным, полезным и эффективным не являлся человек из низов ни в коем случае нельзя марать чистоту княжеской крови! Награди его другим. Дай ему землю или чин, влияние или на худой конец деньги — но не руку княжны!!! Войдила этот даже не дворянчик, он — бывший пекарь, сын пекаря!!! Неудивительно, что бояре да вельможи переходят на службу Кейстуту. Чернь скоро окружит Ягайлу и Ульяну, которые будут плясать под их дудку. Ну какие из простолюдинов защитники трона? Их, конечно, много, но чести ни на грош — дрогнут и предадут при малейшей опасности. Э-эх!..

Орда также не создавала впечатления силы, способной сокрушить Москву. В августе Мамай совершил традиционный поход, ограничившись разорением Рязанщины и, тем самым, расписавшись в собственном бессилии. Михаила больше заинтересовала поимка московитами попавшегося в Серпухове Ивана Вельяминова.

-Уж не ко мне ли он спешил по поручению Мамая? - гадал тверской князь.

Узнать об этом не представлялось возможным, Ивана прилюдно казнили в Москве в самом конце лета. Михаил с облегчением выдохнул. В такой случае он не был виновен ни перед Дмитрием, ни перед Мамаем.


Рецензии