59. Февраль-май 1380 года, Ягайла Ольгердович

На отцовом троне он держался пока не очень уверено. Великокняжеское достоинство молодого Ягайлы с одной стороны открыто оспаривалось сводным братом Андреем, за спиной которого маячила Москва, а с другой — косвенно подвергалось унижениям от дяди Кейстута, который вёл себя не просто как равный или независимый партнёр, но словно верховный правитель (хуже всего было то, что многие вельможи признавали за ним это право).

-Что делать? - вопрошал Ягайла мать, единоутробных братьев и прочих ближников. - Если ничего не предпринимать, то скоро дядя с Андреем отодвинут нас и поделят отцову державу между собой.

Вопрос задавался не праздный. Ответ на него разрабатывался долго и тяжело. Столкнуть лбами Кейстута и Москву не представлялось возможным. Им просто нечего было делить, между их территориями пролегали Смоленское княжество и уделы бывшего Полоцкого княжества. Последними владели единоутробные братья Ягайлы, они бы в первую очередь и пострадали, ещё сильнее ослабив позиции великого князя литовского.

Аналогичная ситуация сложилась бы в случае спора за первенство Кейстута с Андреем. Перед этим Ягайле вообще пришлось бы сложить с себя полномочия, чего он и его слуги, понятное дело, не желали ни в коем разе.

-Воевать на два фронта занятие самоубийственное! - изрёк Войдила. - Но, кажется, я знаю, как это предотвратить. Нужно сделать так, чтобы Кейстут постоянно воевал с рыцарями. Тогда ему будет не до мечтаний о Вильно, а у нас высвободится время на войну с Андреем.

-Но как спровоцировать Орден на точечное нападение? - засомневался Ягайла. - И потом, дядюшка наверняка призовёт меня на помощь и я ещё вернее окажусь у него на побегушках.

-Пообещай Ордену не поддерживать Кейстута — и рыцари обязательно пойдут на Трокское княжество. Когда же дядя станет призывать тебя, отговорись войной с Андреем. Что он сможет предъявить в таком случае? Ни-че-го! При твоём батюшке так и делалось: Кейстут отражал атаки западных крестоносцев, а Ольгерд расширял пределы Великого княжества к восточном и южном направлениях, отвоёвывая пространства у русичей и татар.

Ягайлов двор тут же заработал в указанном направлении. 27 февраля состоялось подписание пятимесячного перемирия с рыцарями Ливонии. А 31 мая Ягайла заключил тайный договор с руководством Тевтонского Ордена. Чтобы Кейстут о нём не прознал, встречу обставили как совместную охоту великого князя с великим и эльбингскими комтурами, а также дирпаусским фогтом.

Помимо Ягайлы и Войдилы от литовцев присутствовал кейстутиев сын Витовт, который часто сопровождал двоюродного брата или гостил у него, одновременно приглядывая за ним по указке отца. Но его удалось обвести вокруг пальца, Витовт не заметил подвоха.

Вот теперь можно было сосредоточиться на борьбе с Андреем и, возможно, Москвой. Ягайла надеялся отвлечь внимание великого князя владимирского посредством Юрия Наримунтовича, обосновавшегося в Новгороде, однако быстро убедился, что этого сделать не получится. Новгородцы сами подчиняли князей своей воле, да к тому же через своего владыку и знатнейших людей подтвердили верность Москве.

-Всё придётся делать самому! - восклицал Ягайла.


Рецензии