Титулы и звания Личности часть 1

Титул, арх. титло (от лат. titulus «надпись; „почётное“ звание») — почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое пожизненно отдельным лицам (обычно дворянам) для подчёркивания их особого, привилегированного положения и требующее соответствующего титулования (сиятельство, высочество и др.).

Полный кавалер — титул лица, награждённого всеми степенями (знаками) ордена.  Полный кавалер ордена Славы  (Все степени ордена Славы).
Первыми кавалерами ордена Славы II степени в Красной Армии стали воины 665-го отдельного сапёрного батальона 385-й стрелковой дивизии старшина М. А. Большов, красноармейцы С. И. Баранов и А. Г. Власов (приказ № 634 по войскам 10-й армии от 10 декабря 1943 года)

Кавалер ордена — титул лица, награждённого орденом, где слово орден происходит от лат. ordo — сословие, община.

Дама (от лат. domina — госпожа). В старину в Европе — почётный титул супруги рыцаря, также жены баронета  (в Великобритании). Женский почётный титул Британской империи, учреждённый в 1917 году.

Дама - это почетный титул и женская форма обращения в честь дама во многих христианских рыцарских орденах, а также в британской системе почестей и в некоторых других королевствах Содружества, таких как Австралия и Новая Зеландия, с мужской формой обращения "Сэр". Это женский эквивалент рыцарского звания, которое традиционно присваивается мужчинам. Дама - это также стиль, используемый самими баронетессами.

Посвящение дамы Лоретт Рассел Грант в "Орден Гроба Господня"
Женщина, удостоенная степеней Дамы-командора или Дамы с Большим крестом ордена Святого Иоанна,  Конного ордена Гроба Господня,  Самого почетного ордена Бани, Самого выдающегося ордена Святого Михаила и Святого Георгия, Королевского Викторианского ордена или Самого Превосходный орден Британской империи становится дамой.

Категории: Английские социальные почетные титулы Фалеристика

Рыцарь (посредством польск. rусеrz, от нем. ritter, первоначально — «всадник», «наездник» от средневерхненемецкого rtre «ездить»(ср. с современным англ. to ride — «ездить, кататься», rider — «наездник, ездок»); лат. miles, caballarius, фр. chevalier, англ. knight, итал. Cavaliere) — средневековый дворянский почётный титул в Европе.

Рыцарские доблести: мужество, отвага (фр. prouesse) верность, преданность (фр. loyaut;) великодушие (фр. largesse) благоразумие (фр. le sens)
учтивость, куртуазность, хорошие манеры в обществе (фр. courtoisie) честь (фр. honneur) вольность, свобода (полная личная независимость, не считая обязанностей перед сюзереном) (фр. franchise)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла, защищать добро и т. п.
Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам; долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

 В разных странах существовали свои образцы для подражания, в средневековой Франции, к примеру, таковыми являлись герои Столетней войны Бертран Дюгеклен (1320-1380), Арно Гийом де Барбазан (1360-1431) и Жан ле Менгр Бусико (1366-1421), а также герой Итальянских войн Баярд (1473-1524), а в Германии — рыцарь-миннезингер XIII века Ульрих фон Лихтенштейн и участники Реформации и Крестьянской войны Гёц фон Берлихинген (1480-1562) и Флориан Гайер (1490-1525).

Категории:  Рыцарство Мальтийский орден — действующий в наше время рыцарский орден Рыцарские ордена Духовно-рыцарские ордена Рыцарский роман Рыцарская поэзия Манесский Кодекс Посвящение в рыцари Рыцарское воспитание. Части средневековых  «Британская система наград»

Махатма (дев.IAST: mahtm, букв. «великая душа»— в индуистской мифологии и теософии одно из наименований мирового духа. В индуизме этот эпитет применяется к высокодуховным, сверхмирским личностям — риши в эпосе, Кришне в «Бхагавад-гите», некоторым божествам и пр.

В современной Индии — уважительный титул, добавляемый к имени особо почитаемых лиц, выдающихся общественных деятелей. Этим термином называли таких заметных людей, как Мохандас Карамчанд Ганди и Джотиба Пхуле (Jyotirao Phule). Применительно к Ганди понятие популяризовал индийский писатель Рабиндранат Тагор.
Этимология.  Термин Махатма представляет собой комбинацию из двух санскритских слов: маха (большой) и атма (душа), что можно перевести как «великая душа».
Слово махатма, применительно к гималайским адептам, первым ввёл в теософский лексикон индусский теософ Дамодар Маваланкар  (англ.)рус. Основательница Теософского Общества Е. П. Блаватская при упоминании (устном и письменном) своих Учителей (англ. the Masters of the Wisdom) часто называла их Махатмами.

Хамбо;-лама; (тиб., Вайли mkhan po bla ma «старший монах, учитель»; монг. хамба лам; бур. хамбо лама) — первоначально учёное звание в школе гелуг тибетского буддизма, позднее — настоятель монастыря. В настоящее время также — титул главы некоторых региональных буддийских организаций.

История.  Титул главы «Буддийской традиционной сангхи России» — Пандито Хамбо-лама (от санскр. «пандит» — учёный). Учреждён в Бурятии в 1764 году (бур. Бандида Хамба-лама). Наиболее известен из них XII Пандито Хамбо-лама Итигэлов, тело которого обладает феноменом нетленности. В 1919 году титул «Пандито-хамбо-лама» был на короткое время присвоен главе тувинских буддистов А. В. Колчаком.

В 1944 году, когда после репрессий в МНР был вновь открыт монастырь Гандантэгченлин, его настоятель, носящий титул Хамбо, стал фактически главой всех буддистов Монголии. Статус хамбо-ламы Гандантэгченлина, возглавившего впоследствии Ассоциацию буддистов Монголии, сохраняется и по сей день (хотя в 2011—2012 годах должность главы Ассоциации занимал Богдо-гэгэн IX). В России титул Хамбо также имеют главы буддистов Тывы (Камбы-лама) и Алтая.

В настоящее время титул носят: XXIV Пандито Хамбо-лама — Дамба Бадмаевич Аюшеев. IX Камбы лама — Сергек Олегович Сарыглар (Его Преосвященство Гелек Нацык-Доржу). Хамбо-лама Алтая — Мерген Васильевич Шагаев. Верховный (главный) Хамбо-лама (монг. тэргн хамба лам) Гандантэгченлина — Дэмбэрэлийн Чойжамц, глава Ассоциации буддистов Монголии

Слово «челеби» употреблялось в литературном османском языке вплоть до XVIII века в качестве титула или звания владетельных особ, высшего духовенства (особенно тех, кто стоял во главе суфийских братств), знаменитых писателей (Эвлия Челеби) и так далее. Первым известным лицом, носившим это звание, был, по-видимому, Челеби Хусам ад-Дин (умерший в 1284 году), преемник Джелал ад-Дина Руми в качестве главы суфийского братства мевлеви. В стихах поэта Касим-и Анвара (ум. в 835 г. х./1431-1432 г. н.э.) «челеби» означает «возлюбленный» в суфийском смысле, то есть «бог».

В XIV и XV веках многие турецкие князья и принцы в Османской империи назывались «Челеби», среди них все сыновья султана Баязида I (например, Мехмед и Муса). Грекам «челеби» было известно только как турецкое слово; согласно одной глоссе к Сфрандзи, «челеби» на языке турок означало «благородного происхождения». В словаре Хуласа-йи 'Аббаси для «челеби» приводятся значения: «писатель», «поэт», «читатель», «знающий», «одарённый природным умом».

Так же объясняется этот термин в Лахджа-йи 'усманийа Ахмед Вефик-паши, причем добавляется, что «челеби» в значении «умеющий читать» позднее было вытеснено словом «эфенди». Известия европейских авторов XVI века показывают, что «челеби» в то время употреблялось в том же значении, как испанское «don» и французское «monsieur», то есть так, как позднее стало употребляться слово «эфенди». Как прозвище поэтов и ученых «Эфенди» вместо «Челеби» вошло в употребление, по-видимому, в конце XVII — начале XVIII вв

В конце XIX века «челеби», в противоположность «эфенди», служило обращением только к немусульманам, в особенности европейцам. Этим же словом христианские и еврейские женщины называли своих мужей. В своём прежнем обычном значении «благородный господин» и «джентльмен» это слово сохранилось только в пословицах:
Sen ;elebi men ;elebi, ati kim ka;ar? / Ты барин, я барин, а кто коня будет чистить?
или арабская:
Халаби чалаби, шами шуми, мисри харами / Житель Халеба — джентльмен, житель Дамаска — вестник несчастья, египтянин — вор.


Гу;ру; (санскр.— достойный, великий, важный, тяжелый, утвердившийся в истине, непоколебимый, учитель, мастер) в индуизме и буддизме — духовный наставник, учитель. В пенджабском сикхизме — титул главы религиозной общины.
Гуру, в строгом смысле, является духовным учителем, передающим знание (прежде всего, истину о Боге, Брахмане), тем, кто направляет и питает пробуждение ученика.
В ряде пуран утверждается, что гуру в Кали-югу не является безупречным авторитетом.
В индуистском тантризме, по утверждению французского индолога Андре Паду  (фр.)рус., гуру, согласно традиции, обычно должен быть брахманской варны, должен происходить из хорошей семьи; как правило, тантрический гуру должен быть женатым мужчиной, знать шастры и быть способным обучать им, и т. д.
Гуру — это также одно из имён Брихаспати в индуизме.
Категории: «Сикхизм»  «Индуизм»


Валиде;-султа;н (осман. — «мать султана») — официальный титул матери правящего султана Османской империи, употреблявшийся с XVI века.
Первой носительницей титула была Хафса-султан, мать султана Сулеймана I. Первой носительницей титула периода султаната женщин была Нурбану-султан, мать султана Мурада III. До введения титула валиде-султан по сельджукской традиции использовался титул хатун. Позднее наряду с титулом валиде-султан использовались титулы мехд-и улья-йы салтанат (осман.) — «колыбель великого султана»,  валиде-и падишах (осман.) — «мать падишаха» и валиде-и саадетпенах  (осман.) — «мать счастливого прибежища».
История Османской империи насчитывает тридцать шесть султанов и одного халифа. Известно о двадцати трёх матерях султанов, доживших до их правления.В двух случаях султанами становились полнородные братья (Мурад IV и Ибрагим I / Мустафа II и Ахмед III), а их матери, Кёсем-султан и Эметуллах Рабия Гюльнуш-султан, дважды получали титул валиде. В одном случае обязанности матери султана при дворе исполняла его мачеха — Пиристу Кадын-эфенди.

Пророк, или прорицатель (калька с др.-греч.) — в общем смысле, человек, заявляющий о том, что контактирует со сверхъестественными или божественными силами и служит посредником между ними и человечеством; провозвестник сверхъестественной воли.

Учение о пророках присутствует во всех авраамических религиях и зороастризме; также в древнегреческой религии имели место пророчества Сивилл, дельфийского оракула и т. п.

Этим словом в переводах Септуагинты и Нового Завета переводится древнееврейское слово «нави» (ивр., мн. ч. «невиим», ивр.), что значит — говорящий, вестник Божественного откровения

Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII—IV вв. до н. э.). Соответственно, в Еврейской Библии (Танахе) раздел пророческих книг (Невиим) разделён на книги ранних и поздних пророков, имеющих принципиальную разницу в содержании. Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) — исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается. В христианской традиции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих. К числу ранних пророков относятся Самуил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоминается ещё множество пророков.

Традиционно по объёму наследия книги библейских пророков делят на две части: 4 Великих пророка: Исаия, Иеремия, Даниил (последний — только в христианстве, в иудаизме его книгу относят к Писаниям) и Иезекииль;
12 Малых пророков: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия.

В целом, пророки утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных.
В VIII веке до н. э. так называемого пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исаия (т. н. Первоисайя), Михей (VIII век до н. э.); Иеремия, Софония, Наум, Аввакум.
Произведения пророков отличаются богатством и яркостью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы.

Пророки Нового Завета. Пророки многократно упоминаются и в Новом Завете:
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости.

Согласно Максиму Исповеднику, до Иисуса Христа все пророки действовали исключительно по воле Бога. Иисус Христос первый действовал на основании своей собственной воли человека, совпавшей с волей Бога вследствие безгрешности человека Иисуса Он особо выделил великого пророка Иоанна Предтечу.
Иоанн Богослов в Апокалипсисе пророчествует о судьбах Церкви Христовой и всего мира.
Апостол Павел очень трепетно относится к пророческому дару:

Проро;ки в исла;ме (араб.— nabiin) — это люди, избранные Богом (Аллахом) для передачи откровения (вахи).
По представлениям мусульман, разъясняя истинный путь, указанный Всевышним, пророки тем самым спасли людей, поверивших в Священное Писание, от многобожия и идолопоклонства. Для укрепления пророков Бог награждал их способностью совершать чудеса. Первым пророком мусульмане считают Адама, последним — Мухаммеда.

Категории: Библейские пророки  «Лики святости»
Лики святости в православии.

Августа (лат. Augusta) — женское имя латинского происхождения. Производится от латинского слова Augusta в значении священная. Августа является женским вариантом мужского имени Август (Augustus) в значении величественный, великий, священный, когномен императора Октавиана.
Имя являлось эпитетом Юноны и Немезиды. Применялось в качестве почётного титула родственницы римского императора (супруги, сестры, матери, дочери) В русском языке присутствует ироничное называние жены августейшая.
Православные именины(даты даны по григорианскому календарю): 8 января, 7 декабря.
Другие формы Августина
Производ. формы Ава, Густа, Густя, Устя, Гуся, Гуса, Гутя, Ага
Иноязычные аналоги: англ. Augusta (Огаста) исп. Augusta (Аугуста)
итал. Augusta (Аугуста) лит. August; (Аугусте)нем. Augusta (Августа)

Каган (хакан хаган, ср.-монг., Qa;an; совр.-монг. хаан, др.-тюрк., Old Turkic letter N1.svgOld Turkic letter G1.svgOld Turkic letter Q.svg, кит. трад., пиньинь Khn) — высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии хан ханов, в монгольское время слился с родственной формой каан («великий хан»).
Впервые засвидетельствован в китайских источниках применительно к центрально-азиатскому племени сяньби (III век). В 402 году его приняли жужани вместо хуннского титула шаньюй. От  жужаней он был заимствован аварами и тюркютами (с 551 года), создавшими в середине VI века самую крупную на тот исторический момент кочевую империю — Тюркский каганат. После его распада титул получил хождение у многих тюркоязычных народов (хазары, уйгуры, карлуки, кыргызы, кимаки и др.)

В Европе с эпохи Великого переселения народов существовало три каганата: Аварский, Тюркский и Хазарский. Кроме того, «каганом гор» в некоторых арабских хрониках назывался правитель страны Сарир в Горном Дагестане (IX век). Титул кагана в IX веке носил и один из правителей Руси, заимствовав его, как полагают, у хазар (гипотетический Русский каганат). Позже, митрополит Иларион называл каганами киевских князей Владимира и Ярослава Мудрого. Данный термин, однако, имел характер скорее эпизодичного почётного определения, чем официального титула.
В форме «каан» появляется в источниках начиная с XIII века. Так обозначается верховный правитель Великого Монгольского Улуса, причём эта титулатура законодательно зафиксирована в Ясе Чингис-хана.

Бей (у восточных турок), бий  би, бек, бег (у османов), бик (тюрк. бй, by) — тюркский дворянский титул и звание у некоторых народов Ближнего Востока и Средней Азии, категория привилегированного населения, синоним арабского «эмир», соответствует титулам князь, властитель, господин. Титул соответствовал грузинскому мтавари и армянскому мелику. Ставится позади собственного имени, напр. Улуг-бег, Бирди-бег и др.

Первоначально от общетюркского титула bk — вождь. В изначальном варианте имело значение вождя рода в составе племени, главой которого выступал хан. Возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске.

В современной Турции и Азербайджане, в меньшей степени среди крымских татар, гагауз и кумыков слово «бей» после имени приобрело смысл вежливого обращения к уважаемому лицу (аналог европейских обращений «господин», «мистер», «месье», «синьор», «пан» и т. д.).

В Турции — высокий титул (аристократия, знать), соответствующий главе государственного образования (монарх, король).

В Османской империи нисходящая последовательность была такова (хотя и не во все времена) — паша, бей, ага, эфенди. Титул бея как индивидуализированное звание могли носить князья (господари) Молдавии, Валахии, Туниса, острова Самос и т. д. В Тунисе в 1705—1957 годах наследственный правитель страны из династии Хусейнидов.
В рес­пуб­ли­кан­ской Тур­ции до 1934 тер­мин упот­реб­лял­ся как фор­ма об­ра­ще­ния к во­ен­ным (от май­о­ра до ге­не­ра­ла) и государственным чи­нов­ни­кам

Северный Кавказ.  У кумыков, карачаевцев — бий/бей — это князь; уллу-бий/бей — старший князь. У балкарцев — таубий (горский князь). В Дагестане бек по рангу выше, чем чанка: последние — дети от неравного брака, когда отец — хан или бек (князь), а мать узденька (дворянка), или отец — уздень (дворянин), а мать бийке (княжна). Часто титул «бек» добавляли к имени, как пример; Албури-бек, Асельдер-бек

Восточная Европа и Урал.  В Восточной Ев­ро­пе ти­тул впер­вые встре­чает­ся в XIV веке, ко­гда золотордынский хан Уз­бек при­сво­ил его ной­о­нам (пред­ста­ви­те­лям монгольской зна­ти), которые при­няли ис­лам. Ти­тул но­си­ли пра­ви­те­ли Но­гай­ской Ор­ды.

У башкир слово «бий» означал лицо, по сути являвшееся главой племени, например, Муйтен-бий, Майкы-бий. В Башкортостане баями становились башкиры-вотчинники, владевшие крупным поголовьем скота, землёй или капиталом.

Центральная и Средняя Азия. У степняков кочевников Центральной Азии в частности у казахов, киргизов, каракалпаков а также у алтайцев и ногайцев слово «бий» («би») в прошлом было дополнением к имени, например Толе-би, Айтеке-би, Казыбек-би, Кокым-бий Карашорин, Сасык-бий, Яму-бей и так далее. Такое дополнение к имени присуждалось лишь судьям: например, судьям, руководствующимся положениями кодифицированного степного права Жеты Жаргы (Семь положений).

Категории: Титулы ближневосточных народов.


Мессия (от ивр. , машиах; др.-греч. христос араб. [масих]) — букв. «Пома;занник». Помазание оливковым маслом (елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности у евреев и других народов Ближнего Востока при возведении монархов на престол и посвящении священников в сан
В иудаизме слово «машиах» иносказательно означает «духовный лидер» и «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок библейского царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить избавление (геуллу) народа Израиля, включая политическое освобождение из-под власти других народов, а избавление Израиля принесёт уже избавление и исправление всему миру. В христианстве чаще используется греческая форма термина «машиах» — «Христос» (греч. «Помазанник»), а также термин «Спаситель». В христианском богословии роль Христа-Мессии также распространяется на всё человечество.
Танах называет «машиахом» («мессией», букв. «помазанником») царей Израиля и Иудеи, священников, библейских патриархов, некоторых пророков,  весь народ Израиля, персидского царя Кира

В еврейском фольклоре.  Согласно преданию, основанном на библейском пророчестве, Мессия должен въехать в Иерусалим верхом на осле.

Христианская традиция.  Христианская религиозная традиция считает Мессией Иисуса из Назарета

Мессианские идеи в других религиях.
В исламе существует идея махди, а в шиитском исламе идея «скрытого» имама. В Коране под словом «масих» (араб.  — смазанный или очищенный, от араб. ) подразумевается пророк Иса (Иисус) У суфиев и некоторых других конфессиональных групп мессией именуется пир — глава общины, духовный учитель.
В буддизме спасителем считается будущий Будда Майтрея.
В зороастризме — Саошьянт.
В индуизме — Калки (десятая аватара Вишну из десяти аватар).
В бахаизме — пророками считаются, в частности, Авраам, Моисей, Будда, Заратустра, Иисус Христос, Мухаммед, Кришна, Баб. Баха-Улла считается воплощением пророчеств других религий о пришествии будущего спасителя (то есть второго пришествия Христа, Махди и скрытого имама в исламе, буддийского Майтрейи, зороастрийского Шаха Бахрама), учение которого должно помочь установить на земле царство мира и духовности.
В растафарианстве — эфиопский император Хайле Селассие (ум. 1975).
В Церкви объединения — «истинные родители» — Мун Сон Мён и его супруга Хан Хакча.
В отдельных мифах североамериканских индейцев также просматриваются зачатки мессианских идей

Категории:  Мессианизм и мессия
[показать]Перейти к шаблону «Риски глобальных катастроф»
Риски глобальных катастроф

Мика;до (яп., «высокие ворота») — устаревший титул для обозначения императора Японии, в настоящее время чаще называемого «тэнно» (сын неба), по аналогии с древнекитайским языком.Термин означал не только самого монарха, но его дом, двор и даже государство.
Хирохито, 124-й император Японии, после поражения во Второй мировой войне и Великой отечественной войне, по требованию США, императорским рескриптом назвал божественность императора ложным понятием, основанным на легендах и мифах, что учитывалось американскими переводчиками классической японской литературы.

Категории:  Высокая Порта — аналогичный термин, использовавшийся для обозначения правительства Османской империи.
Сэссэй — регент (из числа кугэ), правящий от лица малолетнего императора;
Инсэй — правящий император-буддийский монах, принявший постриг вместо традиционного отречения, и потому имеющий более высокий статус, чем сэссэй, номинально правящий от лица малолетнего императора;
Сёгун — верховный главнокомандующий, один из японских генералов правящий от лица императора;
Сиккэн — регент, правящий от лица малолетнего сёгуна
Кугэ — древняя несамурайская аристократия, составлявшая императорский двор
Фудзивара — династия сэссэйев (регентов), а также традиционный поставщик невест для Императорского Дома
Нингэн-сэнгэн — декларация японского императора о его человеческой, а не божественной, природе
Запрещённый цвет — цвет одежды в традиционной Японии, монополию на использование которого имело только определённое должностное лицо или чиновник.

Каудильо (исп. caudillo — «предводитель» или «вождь», официальный титул испанского диктатора Франко) — должность диктатора националистической Испании, название прочих испанских диктаторов, а также диктаторов в ряде стран Латинской Америки, пришедших к власти посредством военного переворота и опирающихся непосредственно на военную силу.

В конце XIX — начале XX века усиление тенденции к консолидации латиноамериканских государств привело к появлению каудильо нового типа, выступавших за централизацию власти и ликвидацию сепаратистских тенденций. В деятельности ряда каудильо (боливийца Мануэля Исидоро Бельсу, эквадорца Элоя Альфаро, гватемальцев Хусто Руфино Барриоса и Эстрады Кабреры) проявлялись черты социального реформаторства.

Режимы каудильо, как правило, были неустойчивы. Каудильо быстро растрачивал свой политический авторитет, социальная опора его власти неумолимо сужалась, а сам он становился жертвой нового заговора.
С наследием каудилизма связывают существующие до настоящего времени авторитарные тенденции в политике многих латиноамериканских государств.

Режим, при котором у власти находится каудильо, называется каудили;зм. Для каудилизма характерны ликвидация прав и свобод, установление террора и репрессий, прямые расправы с политическими противниками.
В латиноамериканских странах, в частности, в бывших испанских колониях, военные перевороты, в результате которых к власти приходили военные диктаторы, исчисляются буквально сотнями.


Наи;б (араб. — заместитель, уполномоченный, наместник) — в средневековых мусульманских государствах должность заместителя или помощника какого-нибудь начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины.

Этимология. Слово «наиб» (араб. ) в переводе с арабского означает «заместитель». Слово произошло от «наба» (араб.  — «занимать чье-либо место», «замещать кого-либо»)
Наибы в разных странах. Имамат
В имамате Шамиля — его уполномоченный, осуществлявший военно-административную власть на определённой территории. Имамат делился по территориальному принципу на наибства. Наибы назначались из авторитетных и способных горцев. Наибы осуществляли военно-административную власть и контролировали соблюдение норм шариата. В полномочия наибов входило назначение начальников сотен и пятисотен и муфтиев. На съездах наибов решались важнейшие государственные вопросы.
Популярными наибами Шамиля были Шоип-Мулла, Иса Гендергеноевский, Ахбердил Мухаммед, Хаджи-Мурат, Инквачилав Дибир, Кибит-Магома, Даниял-бек, Бук-Мухаммад, Байсангур Бенойский, Ю.-Х. Сафаров, Талхиг Шалинский, Геха, Гойтемир Ауховский, Ума Дуев и др.
Самыми справедливыми наибами в Чечне были: Шуайб, Сухаиб, Ахбердиль Мухаммед из Аварии, Талхик, Осман, Ума из Зунсы. Из дагестанских наибов: Хаджиясул Мухаммад из Аварии, Хаджи-Мурад, Инквачилав Дибир, Догоногол Мухаммед, Микаил из Аквари, Абакар-Дибир из Аргвани, Кади из Ичичали, мухаджир Абакархаджи из Акуши, Хурш (Нурмухам-мед) из Согратля, глухой Хаджи (ІИнковхаджи) из Чоха, Мухаммад из Кудали, павший мучеником в Гунибе, Гаирбек из Ауха и другие, подобные им».

Азербайджан После присоединения к России азербайджанских ханств, наибами называли начальника магала (участка).
В Османской империи — судья шариатского суда, заместитель верховного судьи, помощник кадия, муллы, старшины ремесленного цеха т.д.

Категории:  Титулы ближневосточных народов

Хасеки;-султан (осман., тур. Haseki Sultan) — титул жён и наложниц османских султанов.
Этот второй по значимости титул в гареме после валиде ввел в 1521 году султан Сулейман для своей любимой наложницы Хюррем-султан, ставшей позднее его законной женой. У султана могла быть как одна хасеки, так и несколько.
Хасеки, не имевшие кровного родства с султаном, занимали более высокое положение, чем султанские сёстры и тётки. Такое положение определялось тем, что фаворитка правителя имела больше шансов стать матерью следующего султана, нежели остальные наложницы или же родственницы правителя.
Хасеки получали лучшие ткани, меха и драгоценности, а их покои чаще всего находились рядом с покоями валиде-султан; также они имели большой штат прислуги и получали большое жалованье: так, Сафие-султан — хасеки Мурада III — получала жалованье в размере 1000 акче в день, в то время как сёстры султана Эсмехан и Гевхерхан получали только по 300 и 250 акче соответственно, а их тётка Михримах — 600 акче в день. Кроме того, в случае смерти султана хасеки продолжали получать выплаты из казны; так было и с фаворитками, не ставшими валиде или вовсе не имевшими сыновей (Айше-хатун), а также с теми, кто стал валиде через много лет после смерти мужа (Кёсем-султан)
Самыми известными носительницами титула являлись Хюррем-султан, Нурбану-султан, Сафие-султан и Кёсем-султан. Три последних пережили супругов и стали валиде


Орден Британской империи (англ. The Most Excellent Order of the British Empire) — рыцарский орден, учреждённый британским королём Георгом V 4 июня 1917 года.
Девиз ордена — «For God and the Empire» («За Бога и Империю»). Это самый младший орден в британской наградной системе, в нём состоит наибольшее число членов.
Большинство членов ордена — подданные Великобритании или других государств Содружества. Граждане других стран могут быть приняты в орден в качестве «почётных членов» (и могут стать полноправными членами, если примут британское подданство
Орден был основан Георгом V для заполнения пробела в британской системе наград: орден Бани давался только старшим военным офицерам и гражданским служащим, орден святого Михаила и святого Георгия — дипломатам, а Королевский Викторианский орден — тем, кто служил лично королевской семье. В частности, Георг V считал нужным наградить несколько тысяч служивших в небоевых частях во время Первой мировой войны.
Орден Британской империи имеет более демократичный характер, чем орден Бани или орден святых Михаила и Георгия, и сперва ценился невысоко, но со временем ситуация изменилась.

Сначала орден включал только одно подразделение, однако вскоре после его учреждения, в 1918 году, он был разделён на военное и гражданское подразделения.
Организация. Степени
Орден состоит из пяти классов гражданского и военного подразделений (в порядке убывания старшинства): Рыцарь Большого креста, GBE (англ. Knight Grand Cross) или Дама Большого креста, GBE (англ. Dame Grand Cross)
 Рыцарь-командор, KBE (англ. Knight Commander) или Дама-командор, DBE (англ. Dame Commander) Командор, CBE (англ. Commander) Офицер, OBE (англ. Officer) Кавалер (член), MBE (англ. Member)
Обладатели только первых двух званий имеют право на рыцарство.


Урсулинки, Урсуланки (Ursulinae, OSU) — католическая женская монашеская конгрегация, основанная в 1535 году Анджелой Меричи в Италии. Полное название — «Римский союз Ордена Святой Урсулы». Термин «урсулинки» применяют также к ряду других женских монашеских конгрегаций, независимых от «Римского союза», но руководствующихся урсулинской духовностью. Наиболее известны среди них «Сестры-урсулинки из Тильдонка» и «Сёстры-урсулинки Святейшего Сердца Иисуса.
В 1536 году их устав утвердил епископ Брешии, в 1544 году папа Павел II.
Покровительницей общества стала святая Урсула. Деятельность общества вызвала интерес Карла Борромео, который способствовал распространению деятельности урсулинок на Апеннинах. С его подачи устав общества был преобразован по монашеским правилам св. Августина. Изменённый устав в 1572 году утвердил папа Григорий XIII, после чего урсулинки стали монашеским орденом. Главным направлением деятельности ордена продолжало оставаться католическое образование.

В XVII—XVIII веках орден динамично развивался в Италии и Франции. Французские урсулинки вели миссию в Квебеке среди индейцев. Миссионерка Мария Гийяр причислена к лику блаженных. К началу Французской революции урсулинки во Франции насчитывали 250 монастырей (14 в одном Париже) и более 10 тысяч монахинь.

Во время революции орден во Франции был упразднён, монастыри закрыты. 32 монахини были казнены на гильотине (впоследствии беатифицированы). При Наполеоне I орден был восстановлен, но былого распространения не получил. В XIX—XX веках орден бурно развивался в Северной Америке, в настоящее время в США и Канаде урсулинкам принадлежит целый ряд колледжей и академий.

Чрезвычайный и полномочный посол — высший дипломатический ранг в СССР и Российской Федерации. Установлен 28 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении дипломатических рангов». В СССР присваивался указами Президиума Верховного Совета, затем указами президента СССР. В Российской Федерации присваивается указами президента Российской Федерации.
В Российской Федерации дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла присваивается лицам, занимающим должности министра иностранных дел Российской Федерации, первого заместителя этого министра, генерального директора МИД России посла по особым поручениям, директора департамента МИД России, чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации (в иностранном государстве), постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) России при международной организации. После ухода в отставку именуется «чрезвычайный и полномочный посол в отставке». Так же ранг чрезвычайного и полномочного посла был присвоен депутатам Государственной Думы Леониду Калашникову и Леониду Слуцкому.


Мурза (также мирза, мырза, мирзо от перс., амир-задэ — принц) — персидский аристократический титул в иранских и тюркских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства и Ногайская Орда, а также в Средней Азии, Восточном Туркестане, частично в Азербайджане, Иране, Афганистане, в Армении (например фамилия Мирзоян) и вообще на Кавказе.
Слово «мурза» заимствовано из персидского языка, и эквивалентно по значению словам «саид» (сайид), «тура» (туры) и «эмир» или «ходжа» (худжа) в других языках народов Средней Азии. Среднеазиатские родоплеменные союзы имеют схожие культуры и общую историю, и все эти слова переводятся на русский как «правитель».

Фамилии, образованные от титула "мурза": Мурзенков Мурзабеков Мурзалин Мурзин Мурзинов Мурзанкин Мурзов Мирзаханов
Мирзахани Токмурзин Мурзаков Мурзиков Мурзабаев Мурзагулов
Мурзалиев Мурзабулатов Мурзагалиев Мурзаахметов Мурзалаев Мирзоев
Мирзо Мирзоян

Ногайская аристократия: У ногайцев мурза считался средним аристократическим титулом, ниже бия, нурадина, а позже и султана.

Категории:  Мирза Список татарских княжеских родов Каринские арские князья. Кантемир-мурза Казый-мурза. Кази-мурза Пшеапшоков. Кара-Мурза

Католико;с (греч. — «вселенский, всеобщий, соборный») — титул высших духовных лиц в Армянской апостольской церкви, Армянской католической церкви, Грузинской православной церкви, Ассирийской церкви Востока, Церкви Кавказской Албании (до 1836 года) и Абхазском Католикосате (до 1795 года).

При том, что этническим ядром церкви Востока всегда являлись восточные сирийцы, в древности церковь Востока исповедовала своеобразную кафолическую экклесиологию, разделяющую весь мир на две части (по границе между Римской и Персидской империями), и считала своей канонической территорией весь Восток. Такое разделение отражено как в названии церкви — Церковь Востока, так и в титуле первоиерарха — «католикос Востока», который был принят в 310 году епископом Селевкии—Ктесифона бар Аггаем.

Соответственно, на титул «патриарха Запада» претендовали епископы Рима, что и было включено в перечень их титулов. Однако такое разделение было устранено последующей историей, когда АЦВ, охватившая своими епархиями весь Восток, вплоть до Японии, потеряла все эти территории, вновь ограничившись практически одним только восточно-сирийским этносом Месопотамии, а Римская церковь, напротив, усилилась и распространила своё влияние на весь мир.
Главный католикос — глава армянской церкви, с 363 года; церкви Албании с 552 года. После слияния албанской церкви с армянской в 705 году необходимость в существовании статуса албанского католикоса постепенно отпала и в 1836 году титул был упразднён. Армянский католикос носит титул «Верховный патриарх, Католикос всех армян», его резиденция находится в Эчмиадзине (Армения). В соответствии с иерархией армянской церкви армянские патриархи Иерусалимский и Константинопольский подчиняются католикосу.
В некоторых из них, как например в Грузинской церкви, слова «католикос» и «патриарх» выступают синонимами, обозначая один и тот же высший иерархический титул. В других же, как например в Армянской церкви, они обозначают разные понятия.
От Католикоса всех армян административно независим армянский католикос Киликии (реально — всей диаспоры, кроме Западного Средиземноморья) — «Католикос Великого Дома Киликии», который является духовным главой армянских епархий Ливана, Сирии, Ирана, стран Персидского залива, Греции, США, Канады и Кипра.

У армян-католиков свой католикос, который носит титул Патриарха. Его резиденция находится в Бейруте.

Грузинская церковь.  Титул грузинского католикоса существовал с 467 по 1811 года, когда после вхождения Грузии в состав России Грузинская православная церковь вошла в структуру Русской православной церкви. Титул был восстановлен в 1917 году, когда Грузинская православная церковь вновь провозгласила автокефалию. Резиденция грузинского католикоса — Тбилиси.
Категории:  Католикос всех армян Список католикосов Армянской апостольской церкви Католикос-патриарх ГрузииСписок католикосов Албанской апостольской церкви

Барбара Брыльска (польск. Barbara Brylska род. 5 июня 1941, Скотники, административный округ Лицманштадт, Вартегау, Германский рейх) — польская актриса театра и кино. Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Награды:
Золотой Крест Заслуги (1975) — в честь 30-летия польской кинематографии
Государственная премия СССР (1977) — за фильм Ирония судьбы
Награда «Золотые цветы» (1977) — как самой популярной актрисе соцстран
Диплом министра иностранных дел ПНР (1979) — «за заслуги в пропаганде польской культуры за границей»  орден Возрождения Польши Кавалерский крест (1985) приз «Золотой журавль» (2007) титул «Икона красоты» (2008)


Дуче (итал. Duce, dute), от лат. dux («лидер, вождь») — итальянский титул, который носил Бенито Муссолини, глава Национальной фашистской партии.

История.  Термин «дуче» использовался в традиционном смысле обозначения вождя ещё в 1860-е годы во время объединения Италии: сторонники Джузеппе Гарибальди называли так своего лидера, но тот никогда не называл себя так.  В 1915 году термин «верховный лидер» (итал. Duce Supremo) стал употреблять по отношению к себе Виктор Эммануил III как верховный главнокомандующий Вооружённых сил Италии. После Первой мировой войны этот титул присвоил себе Габриеле Д’Аннунцио как глава Республики Фиуме, однако наибольшую известность титул получил только при Бенито Муссолини и закрепился как антономазия Муссолини после написания одноимённой картины Джерардо Доттори.

Титул был учреждён в Италии, в 1925 году, и Муссолини получил его, сохранив за собой должность главы Совета министров Италии, что позволяло ему стать фактическим главой итальянского государства, несмотря на наличие де-юре правящего монарха Виктора Эммануила III.

Позднее к титулу добавили «Основатель империи» в знак его заслуг в расширении границ Италии после Второй итало-эфиопской войны и превращения Италии в колониальную державу. Полное название титула Бенито Муссолини звучало как «Его Превосходительство Бенито Муссолини, Председатель Правительства, Дуче Фашизма и Основатель Империи» (итал. Sua Eccellenza Benito Mussolini, Capo del Governo, Duce del Fascismo e Fondatore dell'Impero)

Титул дуче прекратил де-юре своё существование в 1943 году после того, как по приказу короля Муссолини был его лишён. Была тем самым восстановлена должность премьер-министра, которую занял маршал Пьетро Бадольо.

Именно титул «дуче» послужил основой всех титулов лидеров фашистских и радикальных националистических партий (в том числе и титула фюрера). В сентябре 1943 года Муссолини, не признавший капитуляцию своей страны, провозгласил себя «Дуче Итальянской Социальной Республики»
В наши дни итальянские политики и активисты не используют термин «дуче» в значении «лидер», предпочитая использовать синонимы или заимствованные из других языков слова.

Герцог де Ришельё (фр. Duc de Richelieu) — герцогский титул в звании пэра Франции. Титул был создан 26 ноября 1629 году для кардинала Армана Жана дю Плесси де Ришельё который, будучи священнослужителем, не имел никаких наследников по прямой мужской линии, чтобы передать в наследство данный титул. Титул вместо этого отошёл его внучатому племяннику, Арману-Жану де Виньеро, внуку его старшей сестры Франсуазы (1577—1615), которая вышла замуж за Рене де Виньеро, сеньёра Понкурле († 1625).
Титул угас в 1952 году с сыном 7-го герцога де Ришельё и Алисы Хейн (1858—1925). Алиса овдовела в 1880 году и вступила в повторный брак с князем Монако Альбером I в 1889 году.

Список герцогов де Ришелье:
1629—1642: Жан Арман дю Плесси де Ришельё (1585—1642), кардинал, 1-й герцог Ришельё, первый министр Людовика XIII.
1657—1715: Арман-Жан де Виньеро дю Плесси (1629—1715), 2-й герцог Ришельё, внучатый племянник предыдущего.
1715—1788: Луи Франсуа Арман де Виньеро дю Плесси (1696—1788), 3-й герцог Ришельё, маршал Франции, сын предыдущего.
1788—1791: Луи Антуан Софи де Виньеро дю Плесси (1736—1791), 4-й герцог Ришельё, сын предыдущего.
1791—1822: Арман Эммануэль де Виньеро дю Плесси (1766—1822), 5-й герцог Ришельё, премьер-министр и министр иностранных дел Франции, градоначальник Одессы и генерал-губернатор Новороссийского края, сын предыдущего. 1822—1879: Арман Франсуа Одет де Ла Шапель де Сен-Жан де Жюмильяк (1804—1879), 6-й герцог Ришельё, племянник предыдущего.
1879—1880: Мари Одет Ришар Арман де Ла Шапель де Сен-Жан де Жюмильяк (1847—1880), 7-й герцог Ришельё, племянник предыдущего.
1880—1952: Мари Одет Жан Арман де Ла Шапель де Сен-Жан де Жюмильяк (1875—1952), 8-й и последний герцог Ришельё, сын предыдущего.

Категории:    «Герцогства Французского королевства»  Герцогства Французского королевства в хронологическом порядке.

Эфенди(перс., араб., тур. efendi, тат.фнде, fnde  — господин, повелитель, от новогреческого  — правитель, начальник (изначальное значение слова — человек, который может в суде защищать себя сам)) — титул и офицерское звание в Османской империи и в некоторых других государствах Востока в XV—XX столетиях.

В военной иерархии Османской империи воинское звание эфенди примерно соответствовало европейскому званию лейтенант. Далее следовали звания «ага», «бей» и «паша». Воинское звание эфенди было отменено в Турции правительственным указом от 29 ноября 1934 года, а в Египте — в 1953 году. Звание эфенди носили до 1918 года также туземные офицеры колониальных войск в Германской Восточной Африке.
В современном суфизме дервиши некоторых тарикатов используют титул эфенди, обращаясь к своим шейхам.
У народов Северного Кавказа и в Боснии (ставится после имени, аналогично принятому среди, например, мусульман в России обращения «хазрат») так называют муллу.
В современной Турции — вежливое обращение, наподобие английского «сэр».

Мелик (арм., груз.) — восточный дворянский титул и титул владетельного феодала. Слово происходит от арабского малик (араб.) — царь. В армянской дворянской традиции титул «мелик» соответствует титулу «князя» («ишхан») Титул армянских меликов изначально соответствовал ханам, позже грузинскому титулу тавади и мусульманским бекам Закавказья.

Деление.  Существовало три разные группы меликов.
Самыми главными из них были армянские мелики, имевшие собственные меликства (Джраберд, Гюлистан, Хачен, Варанда и Дизак). Их положение, такое же, какое было даровано и полунезависимым ханам, учреждалось персидскими шахами в обмен на выполняемые услуги. Со временем, из-за политических потрясений, мелики потеряли свою автономность и попали под контроль ханов. Их положение стало аналогичным положению беков и агаларов.
Вторая, более низкая, группа меликов, состояла из мусульман, которые изначально были армянами, а затем приняли ислам. Пользовались они теми же привилегиями, что и беки.
Третья группа, состояла из сельских старейшин, которых иногда называли меликами.
Категории:   «Восточные титулы»

Эмир или амир (араб. — повелитель, вождь;) — в некоторых мусульманских странах Востока и Африки титул правителя, князя, в первую очередь, военного характера, а также вообще лицо, носящее этот титул.
Существует множество производных от этого титула. Например, халифы носили титул амир аль-муминин — «повелитель правоверных

Производные формы.  Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб первый принял титул амир аль-муминин (amr al-mu’minn), то есть «повелитель верующих». Позже первый министр халифата принял титул, последний получил значение полновластного майордома. Помимо Омейядов и Аббассидов титул амир аль-му’минин носили Фатимиды, Кордовские эмиры и Альмохады.

Эмиры:  Эмир Тимур (Тамерлан) Эмир Бухарского эмирата Эмир Дубая
Езидские эмиры Эмир Кувейта — глава государства в Кувейте

Гранадский эмират.  Эмиры Гранады происходили из династии Насридов. Они правили в Гранадском эмирате в 1232—1492 гг. Первым эмиром Гранадского эмирата был Мухаммад I аль-Галиб (1232—1273), последним — Мухаммад XII аз-Зухуби (Боабдил). Эмиры умело лавировали между христианскими правителями и Маринидами Феса, что позволило им сохранять свои позиции в Гранаде, ставшей центром мусульманской культуры в Испании. После объединения христианской Испании в 1469 году. Католическими королями и захватом христианами Гранады в 1492 году, последние Насриды бежали в Марокко.

Катар.  Эмиры Катара принадлежат к династии Аль Тани (араб.), происходящей от Бану Тамим, одного из крупнейших арабских племен. Государство Катар возникло в 1850 году, его основателем считается Мухаммед бен Тани.
Категории: Титулы ближневосточных народов.

Шевалье (фр. chevalier — «едущий на коне», то есть рыцарь, кавалер) — младший дворянский титул в феодальной Франции старого порядка.
В Средние века словом шевалье (chevalier) во Франции называли рыцарей, особенно странствующих. В Новое время для обозначения принадлежности к высшему сословию так именовали младших сыновей в дворянских семьях, в соответствии с правилом майората не получивших наследства, — в том случае, если эти лица не имели иного титула (баронского, графского, маркизского и так далее).
В настоящее время используется как название ранга в орденах Франции.

Категории:  Всадники (Древний Рим)Крак-де-Шевалье — крепость госпитальеров на территории Сирии.


Джон Кимберли (граф Kimberley 7 января 1826 — 8 апреля 1902) — английский государственный деятель.
В 1846 году унаследовал от своего деда титул барона Вудхауза (Baron of Wodehouse).
В 1856—1858 годах британский посол в Санкт-Петербурге (под именем лорда Вудгауза), в 1864—1866 годах — лорд-лейтенант Ирландии. Участвовал во всех кабинетах Гладстона, в званиях лорда-хранителя малой печати, министра колоний и министра по делам Индии.
В 1866 году за заслуги на государственной службе получил титул графа Кимберли.
Кимберли стал министром иностранных дел, когда главой кабинета стал Розббери (1894-1895). Так же подписал Англо-японский договор о торговле и мореплавании.

Посол — дипломатический представитель высшего ранга своего государства в иностранном государстве (или в нескольких государствах по совместительству) или в международной организации; официальный представитель интересов и руководства своей страны.
Задачей и функцией посла, как главы посольства своей страны, является представление и защита интересов представляемого им государства, государственного руководства

Особые категории.  Ватикан: папский нунций — Посол Святого Престола
Нунций (от лат. nuntius — вестник) — постоянный дипломатический представитель папы римского в государствах, с которыми папа поддерживает официальные дипломатические отношения. На данный момент это высший дипломатический представитель Святого Престола, соответствует чрезвычайному и полномочному послу. В большинстве католических стран со времени Венского мирного конгресса 1815 г. нунций является дуайеном (старейшиной) дипломатического корпуса. Производное от «нунций» — «нунциатура» — посольство Святого Престола в какой-либо стране. Также существуют ранги дипломатических представителей святого Престола — интернунций (или пронунций), апостольский визитатор, апостольский делегат

Посол доброй воли ЮНИСЕФ  — почётное звание Международного чрезвычайного фонда помощи детям Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ).
В 1954 году американский актёр-комик Дэнни Кей первым выдвинул предложение о присуждении титула «Посол доброй воли». Цель программы состоит в том, чтобы позволить знаменитостям, небезразличным к проблемам ЮНИСЕФ, использовать свою известность, чтобы привлечь внимание к важным проблемам. Это может принять форму общественного начала и переговоров, посещений неспокойных областей, которые привлекают внимание СМИ, и использования их политического доступа, чтобы защитить цели ЮНИСЕФ

Посол цыганского народа. С образованием Международного цыганского союза (IRU) появился также уникальный род послов: послы цыганского народа.

Согласно декрету президента Французской республики Шарля де Голля №69-222 от 6 марта 1969 года с последующими изменениями об особом статусе дипломатических и консульских агентов в консолидированной версии от 27 мая 2009 года в дипломатической практике Франции следует различать понятия «Посла Франции», «Чрезвычайного и полномочного посла Франции в (название страны)» и «Полномочного министра

Чрезвычайный и Полномочный Посол— высший дипломатический ранг в Российской Федерации и в СССР. Установлен 28 мая 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении дипломатических рангов». В СССР присваивался указами Президиума Верховного Совета, затем указами Президента СССР. В Российской Федерации присваивается указами Президента Российской Федерации

Категории:  Посольство Списки послов и постпредов России
Список Послов доброй воли ЮНИСЕФ Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в России Список послов иностранных государств в России
Чрезвычайный и полномочный посол СССР и России Список чрезвычайных и полномочных послов России Список чрезвычайных и полномочных послов СССРи другие.  Международное право  «Право внешних сношений».

Кади (араб. — судья;), кази, казый — мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата

Первые кади были назначены Умаром ибн аль-Хаттабом (VII в.) в Медине, Басре и Куфе.  После этого начались назначения кади в крупные города и области, и во время военных походов — в войска. Эти назначения мог делать только халиф.
Во второй половине VIII века была учреждена должность верховного кади (кади аль-кудат араб.). Занимающему эту должность было поручено от имени халифа назначать всех кади халифата и принимать апелляции на их решения.

В дальнейшем должность кади существовала в Османской империи, Узбекских ханствах и Туркестанском генерал-губернаторстве. При этом выполняемые им функции были разнообразны.

Суть должности.  По статусу кади стоит выше имама мечети и является главой мусульман города или области. Тяжбы по сделкам или семейным конфликтам, а также преступления, затрагивающие частные права (убийство и причинение телесных повреждений), кади рассматривает только по иску лица, право которого нарушено, а прочие дела — по требованию любого, в том числе по собственной инициативе. В идеале кади, перед тем как принять решение, должен выслушать обе стороны. Решение кади не может быть пересмотрено. Таким образом, шариатский суд носит персональный характер, и его авторитет напрямую зависит от авторитета, справедливости, религиозности и уровня образования кади. В одних странах кади назначался, а в других избирался муллами или старейшинами.
Категории: Исламское духовенство.

Эмиссар (от лат. emissarius — посланец) — специальный представитель государства, политической организации или спецслужб, направляемый в другую страну для выполнения различных поручений (преимущественно секретных). Как правило, миссия эмиссара не носит официального характера.

В настоящее время под эмиссарами также часто понимают третейских судей. Если две стороны рассорились друг с другом, но одна из них заинтересована в скорейшем урегулировании спора, она может поручить эмиссару представлять её интересы. Тогда именно он заботится о делах и ведёт переговоры с соперничающей стороной.

При этой форме улаживания отношений не обязательно, чтобы обе стороны встречались. Все переговоры происходят через нейтрального эмиссара, что особенно важно тогда, когда стороны с недоверием относятся друг к другу. Категории: Политика.

Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию не только науки, искусства, здравоохранения и образования в целом, но и конкретным лицам в частности, оказывая финансовую помощь из личных средств или же имея для этого собственную организацию, ориентированную на ту или иную благодетель.

Термин происходит от имени знатного римлянина, из древнего этрусского рода Цильниев, Гая Цильния Мецената (Мекената лат. Gaius Cilnius Maecenas), который был покровителем художников и поэтов (Вергилия, Горация, которому подарил сабинское поместье), искусств при императоре Августе.
Будучи доверенным лицом императора Октавиана Августа, он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи вместе с Агриппой самым влиятельным помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти.
В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и свободно высказывал свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора.
Со временем меценатами стали называть богатых покровителей как культуры в целом, так и искусства и науки.

Одним из примеров меценатства является семейство Медичи, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Наибольшую известность они приобрели как спонсоры самых выдающихся гениев эпохи Возрождения.

В качестве ещё одного примера можно привести династию банкиров и общественных деятелей Ротшильдов, на протяжении XX века имевших наибольшее состояние в современной мировой истории
С одной стороны, эти инвестиции обеспечивали хороший фонд семьи на случай потрясения, а с другой — создали Ротшильдам репутацию не столько накопителей богатства, сколько людей, способных ценить, понимать и продвигать прекрасное.
Категории: Благотворительность.

Князь— глава феодального монархического государства (княжества) или отдельного политического образования (удельный князь) в IX—XVIII веках у славян и некоторых других народов; представитель феодальной аристократии; позднее — высший дворянский титул, в зависимости от важности приравниваемый к принцу или к герцогу в Западной и Южной Европе, в Центральной Европе (бывшей Священной Римской империи) этот титул именуется фюрст, а в Северной — конунг.

Термин «князь» используется для передачи западноевропейских титулов, восходящих к princeps и Frst, также иногда dux (обычно герцог)
Функции князя:  Военная — организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.
Судебная — князь лично председательствовал на гласном суде (княжеский суд), а также взимал судебные штрафы (виры)  Религиозная — в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений,  что связано с развитием у слова «князь» значения «священник» в чешском и польском (ср. ксёндз).
Княжеская власть, сначала чаще всего выборная, постепенно становится наследственной (Рюриковичи на Руси, Гедиминовичи и Ягеллоны в Великом княжестве Литовском, Пясты в Польше, Пржемысловичи (?) в Чехии и т. д.).

Князья, являвшиеся главами крупных феодальных государственных образований на Руси и в Литве, назывались великими князьями (в некоторых странах, например, в Хорватии (с 925), Польше (с 1025), Чехии (c 1198), Сербии (с 1217), Галицко-Волынском княжестве (с 1254), князья — главы феодальных монархий — приняли титул королей).

При этом существовали следующие разновидности титула:
великий князь — сын, брат, внук, а в 1797—1886 также правнук и праправнук императора в мужском поколении. Титулование «Ваше Императорское высочество».

князь императорской крови — правнук и праправнук императора (до 1797 и после 1886), обладал правом на титул «Ваше высочество».

светлейший князь — титул жаловался по воле императора, его также носили младшие сыновья правнуков императора и их потомки по мужской линии. Титулование «Ваша светлость»;

 сиятельный князь — «природный» князь, имевший право на титул как потомок удельных или великих князей. Титулование «Ваше сиятельство», в гербе — княжеская шапка с горностаевым околышем над бархатной с горностаями сенью.


Княжеский титул (вместе с другими дворянскими) отменён декретом ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917.

Князь (knez) был монархическим титулом, который использовали средневековые правители княжеств Паннонской Хорватии и княжеств Приморской Хорватии с 7 по 10 век, которые в основном носили титул дукс и редко как принцепс.
В Сербии с 1817 по 1882, на Самосе с 1832 по 1912, в Черногории с 1852 по 1910, в Болгарии с 1878 по 1908, в Албании с 1914 по 1925 и в Пинде с 1941 по 1944 — титул главы государства. После преобразования Болгарского княжества Фердинандом I в царство титул князя носили потомки правящего царя Болгарии. В настоящее время титулом князя пользуются дети последнего царя Болгарии Симеона II — Кардам, князь Тырновский (ум. 2015), Кирилл, князь Преславский, Кубрат, князь Панагюрский, Константин-Асен, князь Видинский и княжна Калина Болгарская, а также его внуки.

Также в ряде случаев в русском языке титулом «князь» заменяют некоторые специфические титулы, которые примерно равны с княжеским (жупан (правители балканских славян), господарь (правители Молдавии и Валахии), домнитор (правители Объединённого княжества Валахии и Молдавии), тавади (феодальные князья в Грузии), мтавар (правители Абхазского, Гурийского, Мегрельского и Сванского княжеств/самтавро)

Князьями у монголов назывались все потомки владетельного дома Чингизидов. В иерархии правительственных и должностных лиц у средневековых монголов, по свидетельству дошедших до нас ярлыков, первыми после ханов были князья.

Термин «князь» используется для передачи романских титулов, восходящих к лат. princeps (ср. принцепс) — prince, principe и т. д. Для членов королевских домов, имеющих право на престол, princeps обычно переводится как принц, принц крови.
В средневековой Германии князь (нем. F;rst) — представитель высшей имперской аристократии, обладавший особыми привилегиями, титул этот носили также представители высшего духовенства («князья Церкви», имевшие и политические права в Империи). Наряду с титулом F;rst существовал и титул Prinz.
В современной Европе имеются независимые княжества Андорра, Монако и Лихтенштейн. Титул князя-епископа имеет и папа римский. Также титул князя имеет магистр Мальтийского ордена.

Омбудсмен (от древнескандинавского umbo; «полномочие», «поручение») — гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённых граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.
Впервые должность парламентского омбудсмена учреждена риксдагом Швеции в 1809 году согласно принятой в этом году конституции (Форме правления).
Долгое время идея создания должности омбудсмена не принималась в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы — в 1919 году в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании.
Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году, первым социалистическим — Польша (1987[1]). В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены занимают свои должности.
Существуют различные виды омбудсменов в зависимости от того, какие виды деятельности или соблюдение каких прав контролирует омбудсмен. Например, могут существовать уполномоченные по правам человека, по защите прав детей,  по защите прав бизнеса и предпринимателей, по защите прав СМИ, финансовые омбудсмены, омбудсмены по контролю цен и т. д.

Кымбак — корейское традиционное искусство декорирования ткани золотой фольгой. Ремесленники, занимающиеся такой работой, называются кымбакчан, один из них, них Ким Токхван, титулован как Живое национальное достояние Кореи № 119


Рецензии