Ой, быть беде, сороку в церкви у Мазый ава украли
«Вечер покажет, каков был день» (эрзя)
В старинном мордовском селе оживление, – уважаемый отец семейства женит сына.
Были уже накрыты столы, и приглашенные гости, съехавшие к дому земского врача, чинно прохаживались по двору.
Свадебный «поезд», украшенный лентами и цветами, давно уже уехал в церковь.
И по времени, - должны были... вернуться…
Но, а возле церкви толпился любопытный, - «разношерстный» народ.
Ведь свадьба в деревне, - событие, из разряда наиинтереснейших.
Многие хотели поглазеть на молодых, чтобы потом вести длинные разговоры на завалинках: что за невеста, как одеты, какие лошади и т. д.
А невеста, была дивна как хороша: высокая и статная, с соболиными бровями на белом, красивого овала лице, с непривычными для эрзянки черными косами, которые были сейчас спрятаны под покрывало.
Белоснежные и ровные зубы, под красиво очерченными природой губами, - довершали этот портрет.
Девица была очень красива.
Так и прозвали её на мордовском наречии «Мазый ава», что означает «Красивая женщина, - красавица».
И жених был ей под стать, - высокий, белокурый.
Зевак было так много, что в этой толчее и не заметили: - кто сорвал с невесты покрывало.
Поднялась суматоха и слышались крики родни:
-«Держи вора!».
А кого искать в такой толпе?
И обряд пришлось задержать.
- Особенность костюма невесты в день свадьбы состоял в том, что голову и лицо её, обязательно покрывали белой шелковой тканью, отстроченной кружевами.
А тут простоволосая невеста стоит в дверях храма,
хоть и красива, но не по правилам того времени, - неприкрытая.
Стыд и срам…для родни… и самой девицы…
«Покрывало - фата, во время венчания покрывало девицу до пояса в знак невинной девичьей стыдливости».
А тут такое произошло, - народ аж гудел.
В толпе прошел шепоток:
-«Быть беде, «сороку» украли.
Ой, несчастная девка будет.
Не хороший это знак, ой не хороший…».
Покрывание головы выполняло еще и сакральные функции.
Но крестная, скоренько сняла свой плат и накинула на крестницу.
Так и венчалась эта пара в цветастой шале, нарушая многовековые традиции.
Когда все сели за столы, и началось гулянье, то с молодой стало происходить что-то странное.
Свадьба проходила на «Горку», и поэтому все окна были настежь.
Под окнами стояли деревенские жители и глядели на веселье.
И, вдруг невеста, вскрикнув, бросилась к окну, и выпрыгнула из него.
Молодые на своей свадьбе не пили спиртных напитков, таков был закон.
Потому, и взбеситься молодой, - было не с чего!
В общем, выходка невесты стала загадкой, как для родни, так и для чужих.
Силком её, ведь не отдавали замуж.
Жених был ненамного старше своей избранницы, но красивый и грамотный, и слыл самым завидным парнем в округе.
Родители молодых: земской учитель и врач, - решили породниться давно. И ждали, когда Лукьян закончит учебу в артиллерийском училище.
Вот, после Пасхи, и наметили сыграть свадьбу.
Считалось: чем дольше невеста пробудет помолвленной, тем ей больше чести.
Скандал в разгар застолья, родственники быстро замяли, своеобразно объяснив русским гостям сей инцидент:
- «Мол обычай такой у мордвы… - убегать невесте со свадьбы, и прыгать с окна».
Братья сестру, конечно, быстро вернули за стол, и смотрели теперь за ней в оба глаза.
Так что же произошло с невестой после венчания?
Молва, ведь летит, как пуля.
Добрая же молва лежит, а плохая бежит…
Деревенские кумушки долго еще обсуждали случай в церкви, и странное поведение красавицы – невесты (Мазый) за столом.
Уж очень необычным было это событие в то время…
Одна женщина, вдруг вспомнила, что по весне слышала у колодца, как:
-«Та вдовица, которая прославилась в деревне нехорошей славой - «ворожеи», клялась, что сын врача будет её зятем или ничьим.
- «Как же эта «волхва», - собиралась оженить покш цёра (мужчину) на своей тейтерь (дочке)», - спрашивали они друг друга….
- «Плохое начало - плохой и конец», - судачили односельчанки.
А вскоре, произошли события, которые мно…гое объяснили…
Далее
Белова О.В.
2002 год.
PS:
• Мордовская свадьба – это самое интересное и уникальное по своему национальному, традиционному масштабу торжество, которое сохранило свою важность до настоящего времени.
• «Невеста, поблагодарив своих родителей за все попечение, покрывается белым холстом до пояса и выводится из отеческого дома через своего брата до сеней или свадебного поезда…
• Входя в дом мужа, невестка теряла своё имя. По обычаю, её нарекали теперь именем в соответствии с возрастной иерархией её мужа среди других сыновей.
• Так, жену старшего сына или брата звали Парава (пара (м.) – хорошо), второго сына или брата–Мазава (мазы (м.)–красивая)…
Свидетельство о публикации №222120501309