Рыбачка Люба

Лю-ба-ааааа! Иди корову до-ить….
Словно гром раздаётся над затихающим селом, медленно погружающимся в вечерние сумерки,
 и тонет в тёплой воде большого озера.
А у Любы только пошёл клёв… Какая корова? Какое хозяйство? Её лицо не может скрыть  недовольства, но голоса она не подаёт. Мысленно даёт волю чувствам… А по другому ни, ни.
Рыбацкие тонкости, правила, секреты, приметы, этого не допускают.
Весь день ждала Люба этой удачи. И вот пошло! Всё сложилось: нужное время, прикормка, наживка, снасти. Таскает и таскает Люба карасиков. Золотистые, больше ладошки, а они самые сладенькие, когда пожаришь, наполняют и наполняют садок.. И пока не стемнеет, будет сидеть Люба на озере и никакая сила не утащит её отсюда.
   Сорок лет назад, Люба была единственной женщиной-рыбачкой в нашем селе, и все женщины относились к ней осуждающе. Не виданным делом было такое поведение замужней женщины, а ведь у Любы были дети, муж, скотина, огород и работа в колхозе. Постепенно всё отходило на второй план, и любовь, вернее страсть к рыбалке вытесняла всё.Сокращалось хозяйство, к самостоятельности привыкали дети и муж, отдыхал от посадок огород. Магазин выручал и работа была у мужа.
   Для председателя раньше, главным долгом было обеспечить работой каждого жителя.
А уклад колхозной жизни подразумевал всестороннюю заботу  и помощь каждому колхознику.
Безработных и праздно живущих а селе не было. Семьи были большими и нужно было растить и кормить детей, прививая им и любовь к труду и заботу о ближних и животных.
Поля в колхозе и личные огороды были полностью засеяны и ухожены. Не было клочка земли не использованного. Даже ссоры вспыхивали из за нарушения межи между соседскими наделами.
Корова, а то и две, были в каждом дворе, телята, свиньи, овцы, утки, гуси, куры, индюки, кролики — всё это кормилось тем что выращивалось на личных огородах. Дети всегда участвовали в домашнем труде, выполняя посильную работу, а летом работали и в колхозе.
Запрячь лошадь, вспахать огород, косить, что то сажать и сеять, умел каждый человек смолоду.
   Механизация пришла в колхозы. И казалось бы, какое счастье! Ну, а куда податься десяткам людей, чей труд стал никому ненужен? Особенно не востребована стала молодежь, которой хочется применить себя не только в поле и на ферме. Вот и подались в город...Доживают свой век старики, слава Богу есть пенсия и можно купить хлеб и молоко в магазине. Детский сад  закрыт. Учеников в школе с каждым годом всё меньше, дома пустеют.
  Моему удивлению нет конца, когда я приезжая в село, спустя сорок лет, вижу десятки рыбаков и рыбачек на озере, зимой и летом. Да, среди них и постаревшая, но всё такая же, преданная своей страсти рыбачка-Люба.
На первый взгляд ничего необычного, для не погружённого в сельскую жизнь человека. Но глобальные изменения на лицо: ведь не торопятся эти рыбаки и рыбачки доить коров и кормить свиней. Нет ни одной коровы в личном хозяйстве, и мало кто держит другую скотину.
    И так не хватало мне той, прежней, картины и музыки села, с её по детски милым и родным напевом, который каждый вечер звучал над озером: «Лю-баааа! Иди корову до-ить!




   


Рецензии