Чтобы познать человека, надо его полюбить. Толстой

Чтобы познать человека, надо его полюбить. Людвиг Фейербах
Познаёт только любовь. Равнодушный - в изоляции. Злобный всё видит превратно. лето 1997 года
В этом смысле характерный пример - это Лев Толстой. Этого человека невозможно познать, если не полюбить его. А между тем, жизнь Толстого - это глубокая духовная трагедия, но и не только трагедия, было в ней и что-то очень хорошее, так что мы можем надеяться о нём и уж во всяком случае, можем молиться за него. <Есть некоторые очень трогательные места в воспоминаниях о Толстом современников и, более всего, его детей. Это был искренний человек. Это очень странно, но в нём было что-то даже от святости. Мне кажется, что с течением десятилетий, когда отрицательное влияние Толстого будет всё более удаляться в туман прошлого, Церковь всё более мягко будет отзываться о нём. Вот, например, уже в наши дни епископ Василий (Родзянко) говорит о Толстом:
“Если не Церковь официально, то многие верующие, многие православные люди уже давно молятся за Толстого, а не проклинают его. <...>
За Толстого нужно молиться, а не проклинать его. <...>
Александра Львовна вернулась к Церкви, на те пути, с которых ее увел отец, и даже построила у себя на ферме храм — церковь Преподобного Сергия. К тому времени она полностью отошла от идей своего отца. Но при этом она всегда говорила: “Отец для меня — святыня. Я знаю его. Я знаю, что это был за человек. Я никогда не соглашусь с тем, что о нем говорят. И никогда от него не отрекусь!”
Я исповедовал ее. Она исповедовалась у меня незадолго до кончины. Мы были очень близки. Благодаря этому я имел возможность быть посвященным в суть происходившего вокруг ее покойного отца во всей полноте. Я знаю, какой он был человек изнутри. Я знаю, что и как было не только с точки зрения церковно-канонической и общественной, но и с точки зрения личной, семейной. Все эти точки зрения важны в равной мере. <...>
— Старца Варсонофия, который был прислан в Астапово Священным Синодом, не допустила ко Льву Толстому Александра Львовна. Я знаю это достоверно. Она же не допустила к отцу и мать... <...>
— Если бы она не помешала встрече отца с отцом Варсонофием, примирился бы он с Церковью?
— Думаю, что да. Хотя не могу утверждать этого с полной категоричностью.
— Почему Александра Львовна помешала встрече Варсонофия с умирающим отцом? Вы можете этим поделиться?
— Я не вправе разглашать тайну исповеди. Все, что я могу сказать, — это то, что Александра Львовна не предала своего отца, но сама лично во всем глубоко раскаивалась. А последующим возвращением в Церковь она подкрепила свое безмерное человеколюбие и милосердие. Она помогла сотням и сотням людей. Она бесконечно любила отца, стояла за него, защищала его и молилась за него до самой смерти своей.” (Из интервью епископа Василия.)>
Нет на свете совершенных мерзавцев и негодяев. Бог видит сердца людские. И чтобы познать сердце человеческое, надо приобщиться к Его любви. 15 августа 1998 года, 11 декабря 2001 года

http://proza.ru/2022/10/24/821

https:// ridero.ru/books/zapiski_novoobrashennogo/


Рецензии