Последний рубеж подполковника Кузнецова

     Удивительная вещь - человеческая судьба. Столько в ней хитросплетений и поворотов, что иногда даже самой изощренной фантазии не под силу придумать такого сюжета, какой закручивает жизнь…
    
     Более ста лет назад, в 1899 году, в семье крестьянина Ефима Кузнецова из деревни Пустошки (ныне на карте ее уже нет) Волосовской волости Петербургской губернии родился мальчик. Нарекли младенца Александром.
    
     Рос Саша, как и все крестьянские ребятишки. Кто знает, кем бы стал и как бы сложилась его жизнь, если бы не грянувшая в октябре 1917 революция, а за ней и гражданская война. Повоевать 20-летнему Александру довелось и на стороне белых, и на стороне красных. Правда, срок службы в белой армии ограничился всего двумя месяцами - с 3 июля по 3 августа 1919 г. Удивительно, но в последующем этот факт никак не отразился на судьбе Кузнецова. В 1925 году он даже стал членом ВКП(б), а с 1939 года служил в Ленинградском пехотном Краснознаменном училище им. С.М. Кирова.
    
     Проживал, кстати, в самом центре Ленинграда - на улице Маяковского.
    
     Когда началась Великая Отечественная война, подполковнику Александру Ефимовичу Кузнецову исполнилось 42 года (по армейским меркам возраст очень солидный). Попади он в строевую часть, со своим боевым опытом, может быть, и до победы дошагал бы. Но под его командованием оказался спешно переброшенный на защиту дальних подступов к Ленинграду батальон необстрелянных курсантов. По сути - с голыми руками против хорошо вооруженной армии противника.

     4 июля 1941 года училище  получило приказ сосредоточиться в Осьминском районе для занятия обороны на реке Луга. Совершив в течение двух с половиной суток 156 километровый марш из района Йыхве , 7 июля 1941 года училище поступило в распоряжение командования ЛОГ  и в тот же день получило задачу занять оборону на правом берегу реки Луга в районе Большой Сабск – Ивановское и не допустить прорыва противника в северо-восточном направлении.
 
     Участок обороны училища - по фронту 32-35 км и в глубину 15 км - значительно превосходил существующие уставные нормы. И, вот, начальник училища полковник Г. В. Мухин подписал первый боевой приказ по училищу: «Боевой приказ № 1. Штаб ЛПКУ, лес сев. Извоз 8.7.41 г. 12.00.
    
     Он гласил: "1 СБ с одним взводом минбатареи училища, тремя орудиями ПТБ оборонять район (иск.) Лычно, Бол.Сабск, Язвище и подготовить: а) фланговый огонь по руслу р. Луга в юго-восточном направлении; б) вести наблюдение по берегу р. Луга до Изори. Граница слева: Липа (иск.), Изори, Язвище (иск.), Волна".

     Вечером 8 июля подразделения училища, разведенные по своим участкам обороны, приступили к оборудованию огневых позиций.

     Курсанты работали днем и ночью. События поджимали. Накануне в батальоне узнали, что противник прорвался к Пскову. При недостатке зенитных и противотанковых средств спасение виделось только в инженерном оборудовании своих позиций на местности.

     Из разговора начальника училища  Мухина Г.В. с комиссаром училища: "Знаешь,   комиссар, в курсантах я уверен. Не дрогнут. Но нельзя  же голыми руками! Что сегодня у Кузнецова? Две пушки и два пульвзвода на двенадцать километров фронта!"

     14 июля усиленный моторизованный батальон из состава 1-й танковой дивизии противника в 20.00 по берлинскому времени вышел к реке Луга у Большого Сабска, и к 22.00 пытался создать плацдарм на восточном берегу. 
      
     К вечеру к плацдарму под Сабском подтянулся мотоциклетный батальон дивизии, мотоциклы преодолели дорожные условия лучше машин.

     Передний край обороны училища, был своевременно подготовлен в инженерном отношении. Благодаря этому курсанты держались стойко. Оборона плацдарма усиливалась. 

     В журнале боевых действий 1-й танковой дивизии отмечается: «Враг сражается исключительно упорно, его уничтожают с помощью огнеметов и в рукопашном бою».
 
    Как вспоминает Александр Девятков, лейтенант, командир взвода 1 батальона,взводный опорный пункт находился почти у моста через Лугу. Немцы вышли к противоположному берегу, когда моста уже не было. Они открыли сильный артиллерийский и минометный огонь по нашему берегу. Били по окопам, по деревне. Горели избы. Под прикрытием артогня начали переправу на надувных лодках. Сколько их было, мы не считали. Как только лодки достигли середины реки, мы открыли плотный ружейно-пулеметный огонь. Противник еще несколько раз и в разных местах пробовал форсировать реку, но мы не позволили ему сделать это.

     Свой последний бой комбат Кузнецов принял вечером 14 июля 1941 года на родной волосовской земле - на Сабском плацдарме Лужского оборонительного рубежа. Неоднократные попытки фашистов закрепиться на северном берегу Луги были отбиты.

     Как участник боёв по обороне Ленинграда, подполковник Кузнецов А.Е., командир 1 батальона курсантов, посмертно удостоен медали "За оборону Ленинграда" (удостоверение № АБ 70413).
    
     Награду вдове погибшего смертью храбрых командира 1 батальона ЛПКУ имени С.М. Кирова подполковника А.Е. Кузнецова, Гликерии Ивановне вручил начальник училища полковник Ф.Г. Песчанский.

     Эта история стала известной благодаря самоотверженной и кропотливой работе поисковиков. Они составили каталог курсантов и командиров Ленинградского пехотного Краснознаменного училища имени С.М. Кирова, погибших, умерших от ран, раненых, контуженных, пропавших без вести и попавших в плен в ходе боев на Лужском оборонительном рубеже в июле-августе 1941 г.
    
     В каталоге насчитывается более 1300 имен.


Рецензии