Казанская!

    Это рассказ о прекрасном храме,некогда украшавшем Замоскворечье и безжалостно уничтоженном безбожной властью!


   Полное название его звучит так: "Храм Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот,что на Житном дворе".Но конечно это длинновато,поэтому в официальных источниках обычно используют привязку к одному из топонимов,и более укоренилась привязка к Калужским воротам.И это верно,ибо Житного двора давно уже нет.Он упразднен и застроен еще в 19 веке,а площадь Калужских ворот жива и поныне(правда под названием Калужская).Ну а в обиходе местный люд называл церковь просто Казанская.
   История храма такова.Некогда здесь у Калужских ворот Земляного города были поселены стрельцы,для защиты Москвы с юга.Люди они были набожные и всегда строили свои слободские храмы.В 17 столетии здесь уже была деревянная Введенская церковь.Ее упоминают в 1627 году,но тогда она размещалась на Пречистенке,а в Замоскворечье оказалась в 1676 году,когда сюда перевели стрелецкий полк Ивана Дурова.В 1694 году они решили заменить деревянную церковь на каменную,дабы уберечь от частых тогда пожаров.Зодчий того храма остался неизвестен,но храм вышел на загляденье.Назвали его в честь Казанской иконы Божией Матери,хотя главный престол был посвящен Николаю Чудотворцу."Список" с Казанской иконы Божией Матери появился здесь еще в 1680-ом году.К основному зданию было два придела(второй в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы) и шатровая многоярусная колокольня,выходящая на линию Якиманки.
   В таком виде храм простоял до середины 19-ого века,когда московские власти решили обновить здание.За перестройку взялся известный московский архитектор Петр Петрович Буренин,ученик.М.Д.Быковского и О.И.Бове,зачинатель русского стиля в московской архитектуре.В период с 1853 по 1855 годы,он сумел построить новую трапезную с приделами-Крестовоздвиженским и Никольским.Основное здание сохранил,а  у колокольни перестроил основание.На большее не хватило средств.
   Второй этап реконструкции наступил аж через 20 лет.Этим этапом руководил тоже очень маститый московский зодчий-Николай Васильевич Никитин.Во время первого этапа он строил другую замоскворецкую церковь-Троицкий храм на Шаболовке(здравствующий и поныне).Никитин сумел полностью преобразить Казанскую.Основное здание разобрали и возвели новое,завершили строительство ограды и обустройство территории.Трудами архитектора и мастеров-рабочих,тщанием настоятеля храма Ключарева прихожанам предстал новый величественный комплекс-пятиглавый храм с колокольней,который сразу стал доминантой окружающей местности и величием своим уступал разве что Храму Христа Спасителя на другой стороне Москвы-реки.Этот этап длился целых 10 лет(с 1876 по 1886 год).Храм был освящен как новый 21 октября 1886 года и посвящен был освобождению Болгарии в победоносной для России войне с Турцией(1877-78гг).Здание в псевдовизантийском стиле,монументальное,даже тяжеловатое в деталях.Огромный световой барабан центральной главы с полуциркульными арками,огромная апсида,декорированная в том же духе.Это типичные черты московской храмовой архитектуры 1880-ых,когда шли поиски национальной идеи в зодчестве.К основному зданию было три придела-Казанской иконы Божией Матери,Крестовоздвиженский и Никольский.Светлая громада храма органично вписалась в  обвод Калужской площади,став ее главной чертой.Внутри храм был отделан очень богато,на то местными купцами были жертвованы немалые суммы.Один резной иконостас из белого мрамора поражал входящего во храм  своим великолепием,а еще иконы,роспись стен,утварь.
     Казанская церковь по праву считалась обширнейшей в городе и собирала в церковные праздники множество народу.За честь послужить в храме соперничали именитые замоскворецкие купцы.Так,.ктитором и старостой храма был Сергей Шмелев,известный московский купец и подрядчик,отец писателя Ивана Шмелеваа,так трогательно описавшего Казанскую церковь в своем "Лете Господнем".В начале 20-ого века в казанской пел прекрасный церковный хор под управлением регента Чмелева.Еще в первой половине 19 века при поддержке московского митрополита Филарета учредили попечительский совет по помощи бедным прихожанам.К Казанской была приписана и церковь Св.Князя Владимира при ремесленном приюте для детей сирот обоего пола,что в Спасо-наливках.
    С приходом к власти большевиков начались гонения на церковь-и на священников и на прихожан и на сами церковные здания.Многие ,очень многие были разграблены и снесены.Многие из тех,что удалось отстоять,были изуродованы и перешли в хозяйственные постройки.Казанскую закрыли в 1927 году.В 1929-ом хотели снести,но храм отстоял бесстрашный человек Петр Дмитриевич Барановский,тогдашний председатель комиссии по сохранению исторического наследия.Он осмеливался обращаться к самому Сталину,он даже совершил казавшийся безрассудством поступок.Запер себя в Храме  Василия Блаженного,когда по-настоящему безрассудные деятели от компартии,постановили снести это архитектурное чудо,ибо он мешало проходу военных парадов(!).
   Тогда в 1929-ом,в храме разместился музей Горной академии,а в 1935 году храм обезглавили,сняв купола и разрушив колокольню до первого яруса.Ограду снесли.И для соответствия новому "пролетарскому" облику площади,храм переоборудовали под кинотеатр "Авангард".Зрительный зал в некогда главной части храма,так и не утратил церковные черты,и местные жители  прекрасно понимали.что это за здание.
    Но это нисколько не смущало московские власти,и в таком виде храм-кинотеатр простоял около 20 лет,до рокового 1972 года.Тогда ,накануне визита американского  президента Никсона в Москву,было решено снести храм,дабы не смущал он непотребным видом заморского гостя.А разве не лучше бы было реставрировать храм и передать его церкви,тогда и не стыдно было бы перед Никсоном.Храм убрали по привычке,т.е по-подлому.Апрельской ночью просто взорвали  и ,разровняв место,огородили его длинным забором с плакатами.Потом тут возведут огромный куб здания МВД и рядом(на месте уничтоженных Спасо-Наливковских переулков-банковскую высотку.И уже в 2000-ых на углу,в самом начале Якиманки(долгое время улица Георгия Димитрова)возвели маленькую часовенку в  память о погибших сотрудниках милиции,но с барельефами  старого красивейшего храма,некогда стоявшем на этом месте.


Рецензии