Призраки прошлого
В машину взяли все необходимое: снасти, складные стол и стулья, палатку, чтобы ночевать на берегу, спальные мешки, надувную лодку, котелок и всё для удобства рыбака. Мы с подругой не захотели оставаться одни на даче, увязались за мужьями. Таня не любитель рыбалки и я тоже, но мне было интересно и природу люблю. Меня переполняло желание встретить рассвет и заснять это на видео, сделать красивые фотографии. Выехав рано утром, мы быстро были на месте, первым делом расположились и поставили палатку, покидали в неё спальники, затем достали раскладные столик и стулья, приготовили все для костра, чтобы осталось только разжечь и пошли на речку.
Мы провели там целый день, Таня с нами не пошла, осталась читать книгу. Когда я вернулась, подруга уже разожгла костёр и начала готовить ужин, мужчины присоединились позже. Наступила ночь. Таня уснула первая, мужчины устали и тоже уснули сразу. А я всё ворочалась, не могла согреться, конец октября уже, ночи холодные. Потом мысли не давали уснуть и еще мешала какая-то птица, трещала. Вдруг птица замолчала и наступила мертвая тишина. Я услышала, как тихо играет гармошка, потрескивают поленья и сквозь щелку в палатке пробивается свет от костра. Мне это показалось странным, когда ложились спать никого рядом не было. Потом послышались голоса и мужской голос тихо запел "Дороги дальние", "Чуть горит зари полоска узкая, золотая, тихая струя. Ой ты мать - земля, равнина русская. Дорогая родина моя!" - одна из лучших песен войны, к сожалению, незаслуженно забытая. Я, как маньячка, накинула куртку, вылезла из палатки и пошла на огонь. Прошла вперед от реки, ближе к лесу сидели люди у костра и тихо пели, разговаривали. Подойдя ближе, увидела солдат в гимнастёрках, неожиданно со мной заговорил один:
- Разбудили тебя, дочка?
- Нет, все равно не спала. Учения у вас что ли?
- Какие учения, дочка? Мы из окружения вяземского "котла" вырвались. Как не попали между танковыми клещами? Немцы кругом… Отбить Боровск у немцев не получилось. Немецкие солдаты идут гигантским потоком на восток. Такая армада, бесконечный поток - люди, кони, машины, танки, орудия на тракторной и гужевой тяге. В небе косяки самолетов. Гул, лязганье оружия и гусениц. И это все - на Москву, на Москву, на Москву… Реку Нару разделили войска - наши части здесь, на восточном берегу. Оборону ведем вдоль реки Нара. Немцем осталось 55 км до Москвы. Все погибнем. Немцы вооружены до зубов, у них и пулеметы, и автоматчики, и танки, а мы тут с пистолетами, винтовками, парой гранат и с голыми руками. Живой заслон, будем стоять на смерть. Куда же деваться, за нами Москва!
Правы те, кто говорят про очарованье огня, можно часами смотреть за игрой костра. И я глядела в пылающий огонь, и не понимала, куда я попала, как в кино, назад в прошлое?
- Как тебя зовут, дочка?
- Наташей.
- Как ты на Михаила Николаевича нашего похожа, практически его копия. Это командир взвода наш. Он сейчас подойдет. Посиди с нами, погрейся у костра.
Я подсела ближе к костру.
- А что тебя сюда привело? - продолжал солдат спрашивать меня.
- Мы приехали на рыбалку к друзьям в гости из Питера.
- Питер? Рыбалка?
Я посмотрела на форму военных лет. Мамочка! Это же Великая Отечественная ...октябрь 1941, Битва за Москву...
- Ленинград, — пояснила я.
- Ну и время вы выбрали для рыбалки.
- Ннормальноое.., только ххолоддно уже, — тихо произнесла я, не понимая, что на это ответить.
Тут подошёл Михаил Николаевич откуда-то из леса и глядя на меня произнес:
- Наташа!
- Дед! Ты?
- Я ждал тебя много лет. Пойдем, покажу кое-что. Заберешь с собой, только обязательно передай, слышишь?!
- Что нужно передать и кому?
- Я думаю детям или уже внукам Петра Алексеевича... Это ты с ним сейчас разговаривала, когда я пришёл. А ты похожа на меня, Наташка! Ты замужем? Брату обо мне расскажешь?
- Мы вместе с мужем сюда приехали, спит сейчас. Брату обязательно расскажу.
- Раз спит, то будить уж не будем.
- Хорошо, куда идти?
- Вон к тому дереву, — показав рукой на березу, он продолжил.
- Сейчас будет бой не на жизнь, а на смерть, светает уже. Идем быстрее.
Он шел быстрыми шагами, а я бежала за ним.
Подвел к дереву и сказал, что завтра выкопай здесь яму, — в земле была воткнута ложка, — я, как отметку, ложку в земле оставил , она мне больше не понадобится. Там послание для вас, две записки.
- Дед! А почему именно здесь? И вторая записка кому?
- Я здесь погиб, на этом месте и все ребята полегли, земля горела под ногами. А теперь иди, иди… завтра...
Я так хотела его обнять, но не могла двинуться с места. Дед пошел к костру, а я к палатке, шла и оборачивалась...
Тут начался бой.
"Господи! Немецкие танки, немцы! Дед! Немцы с автоматами… Как страшно! Немцы бомбят с воздуха," - произнесла я вслух.
Разрывались снаряды, свистели пули и горела земля. Я не могла пошевелиться, стояла, как вкопанная и наблюдала, как Пётр Алексеевич обвязал себя гранатами, подорвал немецкий танк и погиб. Он герой!
Деда раненого у этого дерева, где были закопаны послания, окружили немецкие автоматчики, на моих глазах он выдернул чеку из гранаты зубами и взорвал себя вместе с немцами. Слезы застыли у меня на глазах. Пытаясь бежать к палатке, у меня это плохо получалось, ноги не слушались, я громко кричала имя мужа, хотела разбудить. Мужчины и сами проснулись от моего крика. Наконец-то добралась и зашла в палатку, резко стало тихо... Неслышно было ни взрывов, ни свиста пуль. Мы вылезли из палатки, стояла опять мертвая тишина, как и до боя. Только небольшой туман покрывал землю и как белое облако стоял над рекой, я побежала в сторону, где сидели солдаты и где я видела деда, но там никого не было, странно всё… тлели угли от костра. Я попросила, чтобы мужчины взяли лопатку из машины и начали копать под деревом, где показал мой дед, из земли торчала ложка.
Муж мне сказал:
- Ты сумасшедшая! Какие призраки? Какой дед? У тебя галлюцинации или тебе все приснилось!
- Мы считали его без вести пропавшим, а он погиб защищая Москву. Бабушка рассказывала, что ей письмо пришло, что без вести пропал.
Ребята начали копать у березы, где ложка и откопали солдатскую фляжку. Отряхнув от земли, мужчины отдали её мне. Открыв фляжку, обнаружила там две записки, два клочка бумаги.
Одна записка от деда: "Любимая, прости, что не вернулся, как обещал. Отступать некуда - позади Москва! И вы, родные мои! Сына береги. Внучка будет, Наташкой, назовите. Война - это страшно! Победа будет за нами! Люблю вас."
Я стояла и слезы капали на записку, истлевшая от времени бумага рассыпалась у меня в руках. Муж смотрел на меня не отрывая взгляда.
- Это записка от деда?
- Да, — сказала я
- Он погиб здесь.
Я поклонилась и произнесла вслух:" Родные! Спасибо Вам за победу и низкий вам поклон от детей и внуков ваших!"
- Как дед погиб?- спросил муж.
- Дед крутой, я горжусь им! Эту местность они защищали всего одним взводом. Но никто не отступил и никто не сдался.
Я аккуратно открыла вторую записку.
На ней было написано: " Олечка! Это наш последний бой. Выживших здесь не будет. Мы знаем, что умрем. Но мы умрем за Родину! Не плачь, любимая! Я прожил хорошую жизнь! И детям своим и внукам желаю никогда не знать ужасов войны. Люблю вас больше жизни. Петр"
На обороте листка был адрес. Я прочитала: "Ленинград, Большая Зеленина..."
- Приедем и отдадим.... может повезёт и найдём, кому отдать записку...
Мы решили, что вернемся обязательно на это место и поставим обелиск погибшим воинам. Героям, которые стойко сражались за Родину!
По приезде в Питер я отыскала родственников Петра. Оказалось сын и дочка Петра живы, старенькие уже и есть два взрослых внука. Ольга умерла ещё двадцать лет назад. Петра считали без вести пропавшим. Мы рассказали, как и где погиб Петр Алексеевич.
Эхо войны! Нам и в наши дни открываются обстоятельства, произошедшие события тех далеких дней военного времени.
Удивительно! Мы приезжали потом еще к друзьям и ходили на это место, но больше деда я не видела. Один раз только он пришел ко мне во сне, как раз на 9 мая, День победы! Довольный, спасибо сказал за Петьку, что родственников отыскали. Просил своим правнукам передать, что всё у них будет в жизни хорошо. Сказал, чтобы занимались своим образованием и развитием, все равно повлиять на ход истории не смогут, смогут только измениться сами и изменить свое отношение ко всему происходящему...
***
Иллюстрация:
Copyright © 2016 Художник: Бессонов Сергей Евгеньевич
https://www.artbessonov.ru/rabotu/v-atake-1-ya-kartina
Свидетельство о публикации №222120501561