Сапоги всмятку или Евроремонт в храме

           +
Благослови, отче!
      
Я помню древнюю молитву мастеров:
Храни нас, Господи, от тех учеников,
Которые хотят, чтоб наш убогий гений
Кощунственно искал всё новых откровений...
Николай Гумилев. Молитва мастеров
             +++
По чьему разумению уничтожены росписи центрального объема храма, руки именитых мастеров, среди которых и редкие работы Александра Соколова, пока не знаю. Но вся центральная часть храма в лесах. Почти весь храм уже заполнен буйными травами альфрейной росписи типа, прости Господи, чертополоха, а не аканта или терновника, размером вдвое большим против обычного в храмах, на полотенцах. Фризом, по всему периметру храма и "латинской, итальянистой живописью", прямо по загрунтованным ликам прежней живописи. На левом простенке центральной коробовой арки, где раньше было изображение Оранты, появилась фигура предстоящей или предстоящего, с оголенной ногой, что приличествует скорее дамам с полотен Джорджоне или Боттичелли, чем изображениям святых в православном храме, ещё недавно встречавших входящих своим благородными, светлыми образами. Изображения святых князей, на столпах, встречают стоящего хорошо прописанными сапогами, исторически достоверного цвета смородиновой юфти, которые располагаются как раз напротив взора смотрящего и молящегося.
Одним словом, получилось: -
Сапогами вперёд, да по диким травам...Поражает и отсутствие какого-либо, обязательного в случае проведения подобных работ, упоминания о том, какая реставрационная организация или мастерская выполняет эти работы, что говорит невольно о некоем "тайноделании", которое не терпит открытости и обсуждаемости своих деяний сообществом, как православным, так и любым культурным сообществом Москвы.
Однако, все мы знаем, что работы по реконструкции на культурных объектах федеральной значимости и под особым контролем Москомнаследия ведутся при исключительном контроле их со стороны Правительства столицы.
Ответ же протоиерея Леонида Калинина, который курирует проведение работ, с его ссылкой на локдаун, вообще малопонятен для знающих порядок и особые требования при обсуждении комплексных работ по реставрации, и тем более с исторической реконструкцией храмовых росписей. Подобные работы в реставрационном сообществе и сообществе храмоздателей, как и все исторические, художественные и методические аспекты этих работ, всегда бывают  обсуждаемы широкой общественностью, как и прихожанами храмов где они предполагают быть. Эстетическая и этическая составляющая этих работ, как и нравственная, по отношению ко многим людям, которые духовно возрастали в этом храме, ценя это особое духовное пространство и посильно принося свои лепты,  была просто грубо нарушена и попрана. 
 
Тут речь идёт не о стиле и попытках возможной реконструкции в духе историзма 18 века, а о бережном отношении к наследию духовенства и служителей, клира, мастеров реставраторов: иконописцев и монументалистов, резчиков и альфрейщиков, уже нашего времени. Ведь есть новые храмы с белыми стенами, на которых можно позволить молодым и не очень, мастерам, эдакие вольности. А ещё, что много лучше, и даже строго рекомендовано всеми международными реставрационными хартиями, - проводить работы по исторической или стилевой реконструкции архитектурного пространства и росписей в виртуальном пространстве или на бумаге, картоне, не вторгаясь в памятник со своим "новоделом".
Тут можно добавить только словами сатиры Антиоха Кантемира: - "Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки: Не писав летящи дни века проводити Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти..."; "Что в науке? что с нее церкви будет? Иной, пиша проповедь, выпись позабудет".
 Весьма сожалею о происшедшем в нашем храме, помня о столь сложном его восстановлении. Помню имена даже резчиков по дереву из "Союзреставрации", которые жили в подсобках рядом с храмом, и годами восстанавливали по фотографиям великолепную и тонкую резьбу травного накладного декора алтарных преград приделов и центрального иконостаса. Видел их кропотливую и сложнейшую работу, когда посещал их бригаду в 1982 году. Сейчас один из резных элементов трав левого придела стал прообразом раппорта для фриза опоясывающего весь храм. Но получилось весьма навязчиво и грубо по цвету, контрасту и размерам. Травная альфрейная роспись занимает весь нижний ярус южной и северной стен примыкающих к алтарям, на месте этих альфрейных трав висели многие иконы и из них одна из самых любимых и почитаемых в нашем храме, икона "Св. Серафима Саровского", над которой светилась икона "Святых венценосных Страстотерпцев".
Вернутся ли иконы в храм или будут дожидаться в  дьяконнике или запаснике трудно сказать, учитывая новые украшения стен не оставляющие места для молитвенного предстояния пред образами. Думаю, что благочинию стоит подумать над возвратом к молитвенной организации пространства храма, а не дворцовым и музейным принципам организации пространства зала, расчитанным на максимальный обзор и дефиле перед стенописью.
Чего конечно не было в изначальной росписи храма Св. Димитрия Солунского, который строился как домовый храм и украшался при взыскательном участии ближайшего соратника Петра Великого, молдавского господаря и сенатора Димитрия Кантемира, получившего от царя во владение эти земли и обладавшего обширными знаниями не только языков, но и в области архитектуры, военной фортификации и изящных искусств. Лично знавшего первого архитектора С.-Петербурга Доменико Трезини и пользовавшегося его советами. А ведь под рукой Доменико Трезини работал  наш русский, первый высочайший мастер живописи Андрей Матвеев, который был руководителем живописной Комиссии от строений в те времена. А, что если в нашем храме есть и его живопись. Знаем, что рано ушедший из жизни Матвеев, работал много, а достоверной памяти о его трудах не осталось в бумагах Комиссии. Да, бумаги и горят исправно. А иной раз, произведение может попасть и под руку недоброжелателя, из своих же. Теперь-то, на "скорбном и радостном" примере с "поновлением" нашего храма, воочию убедился, как это бывает. Да и в своей, сорокалетней практике художника-реставратора, частенько видел ретивых молодцев, которые неслись вперёд, только пыль и комья грязи из-под копыт летели, да на белые стены храмов, лишь только услышав зов трубы обильной охоты и царственных даров.
  Конечно, первый одноглавый деревянный храм поставленный Димитрием Кантемиром на его собственных, московских землях, был по сути домовой церковью, вобравшей все эстетические пристрастия и понятия этой семьи, как и особого времени петровских замыслов. Храм развивался, расширялся, перестраивался уже его детьми и последующими владельцами этих угодий, как и последующими временами, которые лишили храм его истинного предназначения дома Божия...   

  Храм вбирает труды многих, как и молитва. И всякому деланию во славу Божию есть в нем место. И это, даже самое скромное место, как и молитва, пред Всевышним, свята, как неотъемлемая часть Литургии.
 Простите за многословие.
Георгий.
 Хранитель и реставратор с 40-летним стажем деятельности, эксперт по древне-русскому искусству МК РФ, прихожанин храма"Живоносный Источник" в Царицыно.
             P.S.   
Как прекратить попытки уничтожения лучших образцов творческого наследия в области реставрации и церковной живописи?
1.Убрать из области принятия решений о сохранении наследия выдающихся образцов реставрации, архитектурных памятников, иконописи и монументальной живописи, случайных и вредных для этого дела людей.
Принимаемые Патриаршей Комиссией по реставрации решения имеют разрешительные подписи многих духовных лиц и светских, главных специалистов, таких как:
 зам.по науке Музеев Кремля и архитектора - Баталов А.Л. и  историка архитектуры, заведующей кафедрой иконописи и монументальной живописи Свято-Тихоновского Православного Университета - Шеко Е.Д.. Думаю, что ответственность за принятие решений нужно повысить и каждому нужно заниматься своим делом, к которому они призваны Всевышним и для которого имеют таланты. Именно их подписями закрывается "расстрельный список" произведений выдающегося русского иконописца и автора фресок храма иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыно - Александра Михайловича Соколова(1960-2015) и бросается тень на духовное водительство и участие в воссоздании фресок настоятеля храма, митрофорного протоиерея Георгия Бреева(1937-2020), который прошел долгий путь служения в этом храме, задолго до того как стал епархиальным духовником Москвы и снискал общую любовь многих. Смею думать, что он никогда бы не позволил переступить тонкую грань между духовным светом и сумерками, которая есть в каждом человеке, даже стоящем пред Господом, и которую с лёгкостью и без молитвы преступают многие художники. Замазать, затереть, загрунтовать живопись освященную и снискавшую любовь и молитвенное почитание верующих. Что может быть хуже, только гибель самой души под тяжестью греха.
 За это "геростратово деяние" должны нести ответственность все чьи подписи есть на разрешении Минкомнаследия на это варварское деяние в духе лучших образцов советского вандализма. Его нельзя объяснить никакими "благостными помышлениями" и стилевыми фантазиями ради воссоздания истинного, исторического облика храма и его росписей. На самом деле стены заполняются новодельной, сюжетно-декоративной живописью провинциального характера с виньетками и херувимами, пышными облаками и драпировками, в которые укутаны, трудноузнаваемые без подписей, святые,переданные с анатомическими погрешностями.Так у Христа из композиции западной стены с "Явлением", правая рука "выбита" или неверно анатомически передана. Вообще, почти все образы святых переданы с ученическими погрешностями в анатомии, что недопустимо в подобной живописи и говорит о незрелости мастера живописца или отсутствии опыта подобных работ, на сложных поверхностях имеющих курватуру. Раздражает и условная типизация образов и их почти механический повтор, далёкий от следования иконографии и евангельским сюжетам. Подобные промахи говорят скорее всего о недолгой работе над композицией сюжетов и незрелости мастера как живописца монументалиста. Лучше всего ему удаются статичные образы, отсюда и из преобладание в храме.Кто и как будет исправлять погрешности анатомии образов не знаю, но делать это обязательно нужно, иначе эти росписи войдут в копилку курьезов, на которых будут учиться будущие поколения мастеров монументалистов. Чего мне, как прихожанину  храма, не хотелось бы. Особенно памятуя о великолепной, добротной живописи, Александра Соколова, которая ушла под запись посредственного художника, который не в ладу с анатомией святых образов.
Это - убийство нашего русского, духовного и исторического наследия, которое хранит великие имена иконописцев и мастеров настенной живописи и их немногие истинные произведения. Среди которых были еще недавно росписи выдающегося мастера иконописца Александра Соколова, место которых заняла вопиющая, альковная, мещанистая, кудрявая живопись, по стилю и исполнению весьма посредственная и далёкая от стиля рококо и барокко, который требовал не только повышенных театральных, динамических решений сродни тромплеям и анаморфозам для формы, но и изрядного колористического таланта от живописца. Одним словом, на фоне кудрявых облаков, застыли как на плацу, наши дорогие, теплые, русские святые.
Если подобное решение для настолпных образов хорошо для великокняжеского Архангельского собора Московского Кремля, который хранит и мощи великих князей, то подобные, фронтальные изображения в сельской, домовой церкви, не очень уместны. Хоть храм и посещала Екатерина Великая в 1775 году, а вокруг проходили многие увеселения ее времени.
Здесь, в этом храме служил Божественную литургию, и не раз, духовник императрицы,
первый митрофорный протоиерей, а ещё недавно, протопоп Иоанн Иоаннович Панфилов. На заутреню императрица часто шествовала пешком из своего загородного, малого дворца, который был на месте нынешнего театра и дома культуры, через западные ворота. Как описывает эти события камер-фуриер Герасим Журавлев: - "5 июля. Воскресенье. По утру Ее Императорское Величество соизволила быть в армейском мундире. В 11-м часу предполуднем Е.И.В. с великим князем и его супругою..." (В.К. Павел и В.К.Наталья Алексеевна, принцесса Вильгельмина Гессен-Дармштадтская, молодая жена Павла, которая зачав тем летом 1775 года, в Царицыно, скончается в апреле следующего года, при тяжелых родах, вместе с ней погибнет и дитя. Тяжкая смерть любимой жены и наследника, оставит неизгладимый след в душе молодого, двадцатидвухлетнего великого князя. Он будет винить в этом и свою мать, имевшую крепкий характер, вполне сравнимый с твердым характером своей обожаемой почившей супруги).
 Нынешней дворцовой, музейной аркады, с огоньками, что естественно, тогда не было, а дорогу освещали факелами гренадеры или гвардейцы несшие караул, но исключительно в вечерние часы или во время балов и увеселений...
 Учитывая все эти и им подобные события связанные с особыми событиями нашей истории, выстраивается и подход к созданию единого ансамбля, как дворцовых, так и садово-парковых угодий екатериненского, блестящего времени сиятельных побед. Но, по моему мнению,- без должного учёта особой, храмовой жизни нашего прихода.
Тут явно прослеживается попытка привнесения в стилистику храмовых росписей чуждой храму торжественности и придворной помпезности, желание поставить все "на котурны" и сделать интерьер лиричного, тихого и мудрого храма, театрально-зрелищным и придворным, о чем говорят тромплеи композиций западной стены, как раз на месте загрунтованных  фресок "Изгнания из Рая".  Подстать расположенному рядом новодельному дворцу неБаженова, аляЛужкова.
Этот стиль можно назвать эклектичным постмодерном, но никак не барокко.
И уж никак - не исторической реконструкцией.
Думается, что все проделано для создания единого дворцового ансамбля и привлечения туристов. Только на подобные деяния можно получить многомиллионные средства и правительственную поддержку. Но реальный ущерб для национального наследия от потери росписей много больше, - он просто невосполним.

           +
Коварство этого замысла ещё и в том, что он растлевает души и сеет в них сомнения в благом, пред столь разрушительными для взора, деяниями молодых мастеров, которым позволено поднять кисть на творения их предшественников ради стилевой реконструкции.
Господь поругаем не бывает.
Как понимается мне все происходящее. Он указует - Азъ есмь Любовь! Что все наши деяния, без Него - зарастают сорными травами забвения, как их не преподноси терниями.
                +
Официальные хроники нашего храма представляют все эти события и вовсе радужно, как заботу власти, духовной и светской, о некоем "эстетическом" благополучии храма, что само по себе не ново в истории всех борений и гонений Церкви, как дома Божия, в котором даже малая лепта находит свое достойное место.
Так эти события отражены в хронике прихода:
 2.  "2 марта управляющий Южным викариатством г. Москвы епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома осмотрел и освятил обновленные росписи в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.

На протяжении нескольких последних лет при поддержке Правительства Москвы в нашем храме проводятся реставрационные работы по реставрации и восстановлению аутентичной живописи. Важной задачей по воссозданию росписей реставраторы видят в создании целостного и эстетического восприятия внутреннего убранства храма.

«Благодарю отца настоятеля и всех, кто потрудился в деле благоукрашения этого храма. Нам еще предстоит много работы, и мы не должны останавливаться. Пусть Господь дарует вам утешение и радость от дела, которое мы созидаем. Да укрепит нас Господь и благословит наши труды и начинания», — сказал в приветственном слове Преосвященный Фома.

Отец Олег в ответном слове также поблагодарил Святейшего Патриарха за ходатайство перед столичными властями, преосвященного Владыку за внимание и поддержку в реставрации храма, руководство и сотрудников Департамента культурного наследия города, сотрудников Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии.

На богослужении Преосвященному Фоме сослужили: благочинный Даниловского церковного округа протоиерей Олег Воробьёв, благочинный Донского церковного округа протоиерей Александр Фарковец, настоятель общины протоиерей Олег Корытко, клирики храма".
               +++
Тут можно завершить словами латинского изречения полюбившегося многим делателям - per aspera ad astra - через тернии к звёздам. Но в Храме мы всегда будем помнить о Его терниях и о Его венце и Кресте. Не забывая, что каждому идущему за Ним он даётся свой.
           +
 3. Из всего происшедшего и происходящего в нашем храме, думаю, как и в иных
храмах, и не только нашей страны, особенно в периоды социальных потрясений, ретивых и часто безбожных преобразований, и даже войн, можно и нужно сделать ещё один вывод и решить наиважнейший вопрос общекультурной значимости.  Как сохранить память о существовании того или иного произведения исторической, общекультурной, духовной  значимости, и его создателях.
Как остановить эти "баталии" с творческим наследием русского духовного мира и желание иных деятелей погрузить все в сладкий и приторный "шеколад".
Думаю, что без решения главного юридического вопроса об авторстве произведения, этот вопрос не решить. Вопрос об авторстве и принадлежности авторства произведения его создателю, а не заказчику или последующему владельцу самого произведения, включая музеи всех уровней и церковные институты, а значит и вопрос последующего авторского надзора за судьбой и состоянием сохранности самого произведения, нужно решать всерьез и навсегда для произведений реставрационного мастерства.
Пора заканчивать с анонимностью реставрационного творчества, подвергая само произведение многим творческим экспериментам, память об авторах которых утрачивается вместе с реставрационными паспортами, а иногда, как в нашем случае, и с самим произведением. Этому может помочь и общекультурный способ сохранения памяти о воссозданном произведении или части его - небольшая бронзовая табличка с именем автора, реставратора или реставрационной организации,  общим указанием объемов проделанной работы и годом ее проведения. Культурно, информативно,и не вводит никого в ненужные заблуждения.
Иначе, со временем, многое будет утрачено и забыто вместе с именами создателей. Останется в истории лишь имя Герострата!
Срочно! 2.12.2022
FM.-Зеленский начал войну против РПЦ-. И похоже, что ее отголоски дошли и до нас.
               +++
В день Введения во Храм Пресвятой Богородицы, за Литургией, думается о главном - "....сыном Света сделай Твоего служителя...".
Вскидываю голову вверх, и вижу сквозь леса новые краски новых образов, а вспоминается подкупольный голубиный образ Святаго Духа над раскрытым Евангелием, который подарил нам забытый мастер Александр, имя которого и наследие которого было велено вымарать...
У Бога - все живы!
Вспоминаются давние строки, которые пришли ко мне в нашем храме...
В День Троицы Святой -
Душа не спорит с Телом,
А упокоенно молит -
Над всяким бренным,
Очень нужным делом -
Дух Свят восторженно парит.
              +++
  Благослови, отче!
Памяти иконописца Соколова Александра Михайловича(1960-2015), создателя росписи храма иконы Божией Матери Живоносный Источник в Царицыно. Роспись "Изгнание из Рая"и иные, многие, были уничтожены в 2022 году во время проведения работ по поновлению храма. https://pravoslavie.ru/140490.html
ПОДВАЛ: В этом месте прячется самое важное, профессиональные выводы о проделанной или непроделанной работе всех ответственных лиц принимавших участие в этом "акте вандализма", по определению УК РФ, по отношению к уничтоженным фрескам. Сейчас не берусь рассматривать меру ответственности каждого из них, но особую ответственность должны нести не батюшки, часто далёкие от пониманий материального мира и "витающие в облаках" своих забот, а чиновники ставящие свои разрешительные подписи под документами позволяющими нарушить или вовсе пренебречь основными положениями международных, общепринятых документов в области консервации и реставрации памятников культуры, И первым таким документом является - Венецианская хартия от 31 мая 1964 года. Давайте припомним ее основные положения:

"...Определения

1. Понятие исторического памятника включает в себя как отдельное архитектурное произведение, так и городскую или сельскую среду, носящие характерные признаки определенной цивилизации, особого пути развития или исторического события. Оно распространяется не только на выдающиеся памятники, но также на более скромные, приобретающие с течением времени значительную культурную ценность.

2. Консервация и реставрация памятников составляет такую дисциплину, которая сотрудничает со всеми отраслями науки и техники, способствующими изучению и сохранению монументального наследия.

Цель

3. Консервация и реставрация памятников имеет целью сохранение памятника как произведения искусства и как свидетеля истории..."
             +
Надеюсь, что Государственный советник 1 класса Минкомнаследия, историк-архивист, имевшая опыт работы в ГУОП и уважаемый  специалист высокого уровня - Захарова Ольга Анатольевна, не могла обойти стороной общие положения этого документа, и дать свое разрешение на уничтожение росписей храма ставших частью его исторического пространства и полюбившихся  культурной общественности Москвы и прихожанам...
Совершен акт вандализма, согласно ст. 214 УК РФ, и за него придется ответить, и лучше, чтобы по закону. Ибо суд Господен свершается над беззаконниками, и он бывает неумолим.
"А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им".
Можно отметить, что в очередной раз мы столкнулись с грубой подменой понятий бережной реставрации и консервации исторического наследия, явным новоделом и стилистической росписью в стиле постмодерна, но никак не барокко. О том, что наш приходской храм иконы Божией Матери "Живоносный Источник" прошел своеобразную музеефикацию говорит и появившейся, чуждый православному храму, фонарь с кинотеатральной или музейной, светящейся надписью "выход" под образом "Покрова Божией Матери" западных дверей. Теперь любой турист с закружившейся от созерцания росписей головой, легко его найдет...
Первое впечатление от посещения храма, после снятия лесов - Это иное храмовое пространство, которое ещё предстоит обживать силой духовной молитвы. На Рождество Христово 2023 года храм стал полностью неузнаваем: сняты с алтарей все резные, кнорпельные, барочные золоченые травы, составлявшие самую красивую и профессионально исполненную часть алтарных преград, резаные мастерами резчиками высшей квалификации" "Союзреставрации" в 1978 - 1985 гг.прошлого века. Их места заняты накладными травами мелкой резьбы, как бы машинной выделки и европеизированными гирляндами маньеристской стилистики, быстро навешенными без соблюдения единства композиции и исторического соответствия общему композиционному замыслу. Центральный алтарь прежней работы, с единым стилевым травным заполнением, заменен на псевдоготическую конструкцию с гирляндами в стиле Людовика XIV. К счастью для взора православного верующего, гладкие колонны перевиты струями или источниками, которые могут символически означать природу божественных струй "Живоносного Источника" и Ее присутствия, скорее чем некую эллинизированную идею или епископское присутствие.
 Намоленные иконы всех ярусов центрального иконостаса, включая Царских врат и  местного ряда, с образом Божией Матери "Живоносный Источник", заменены на новодельную масляную гладкопись.    
Исчезла бронзовая золоченая ограда солеи центрального алтаря. Если учесть общий ущерб от снятия накладных элементов золоченой травной резьбы и золоченой преграды, то после аффинажа это могло бы составить значительную сумму, поскольку предыдущие работы по золочению велись не поталью как сейчас, а сусальным чистым золотом.   
Если оценивать общую стилистику теперь уже новодельного храмового пространства, то складывается мнение, что   помимо уничтожения исторических работ высокого мастерства прежних мастеров, в результате комплексных работ по поновлению всего интерьера храма, было разрушено стилевое единство всех элементов и появилось новое пространство спорной исторической и эстетической ценности, аляповатое по цвету и давящее на входящих в храм обилием плотных экстатичных образов, плохо сочетающихся с фронтальными, застывшими фигурами святых. Если следовать принятой в православном благочинии формуле стремления к симфонии всех созвучий передающих - Простоту без пестроты, то нанешнее звучание всех храмовых форм, образов и красок можно назвать - Пестротой без простоты. Усиливает это общее впечатление и то, что  пространство первого яруса стен храма заполнено альфрейными травами, которые "живут" своей собственной, диковатой жизнью. Храм как бы "зарастает" ими. А они явно требуют "прополки" или стилевого упорядочения.
Евроремонт в храме завершен.
Община храма с радостью отмечает святой праздник Рождества Христова и 300-летие существования храма "Живоносный Источник" хоть и со скорбью, что не все весьма достойные труды благоукрашения храма дойдут до будущих молитвенников и прихожан. Наша община, по-видимому, столкнулась с неизжитой "обновленческой традицией" при которой поновлять и обновлять храмовое пространство бывает важнее чем бережно хранить и охранять его святость. Когда профанирующее воздействие внешне подкупающей новизны бывает предпочтительнее святоотеческого наследия оставленного нам для бережного хранения и служения. И уж вовсе не хочется думать, что все это затеяно для освоения или "распила", думаю, что немалых, средств выделенных Правительством Москвы на реставрацию нашего храма, особенно памятуя о "деле реставраторов" широко нашумевшем в 2016 году.
Не плохо было бы взглянуть на смету подобных "реставрационных работ".
Прости, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое;...".
Напоследок, скажу: - https://stihi.ru/2022/11/29/2839


Рецензии