Ироничный постскриптум к хронике текущих дней-5

Часть II. Наманганская аномалия
Поражение поражению рознь. Это аксиома. Одна неудача «ломает», другая – преподает необходимый урок на будущее.
Прежде чем начать рассказ об истории команды «Наманганская Аномалия», хочется поговорить о неудачах нашей команды. Которых было гораздо больше, чем побед. Можно смело утверждать, что наша команда являлась хронической неудачницей. Причин тому много, и я попробую дать свою трактовку этого. И никто, кроме меня, не имеет морального права этого делать, а любую критику в свой адрес я воспринимал, и воспринимаю болезненно. Таким я могу сказать: «А вы попробуйте сделать то, что делал я на протяжении пяти лет!».
Помнится, один преподаватель на факультете, когда мы с ним немного поругались, сказал при всех: «В Ташкенте надо было умничать!». Конечно же, напоминая о моем позоре в финале. Я так думаю, что это Кирилл «проинформировал» общественность.
А фраза: «В Ташкенте надо было умничать!»  в команде стала крылатой. Так мы иногда «подкалывали» друг друга (чаще, разумеется, меня).
Я опять повторюсь: поражения бывают разными. Одно дело проиграть в достойной борьбе, и в ничего не значащей игре. Другое – в финале, в полушаге от того, чтобы вписать свое скромное имя в скрижали истории. Конечно, дойти до финала тоже многого стоит. И еще кто-то меня успокаивал, сказав, что в Техасе побеждает всегда техасец. Все это так. Но, если учесть, что поражению сопутствовало предательство, собственная бестолковость и халатность, то это добавляет порции хлорида  натрия в раны.
Но вернемся к причинам наших неудач. Насчет финальной игры, я думаю, что мы проиграли бы  по-любому. Объясню почему. Адамову надо было «зацепиться» за Ташкент, ему было тесно в рамках Коканда. А нас он попросту «использовал». Миша думал, что если он «отдаст» победу Ташкенту, здесь его полюбят и примут. А мы своими промахами лишь «помогли» ему в этом.
Из двенадцати игр, сыгранной нашей командой в актив команды можно записать только шесть. Они закончились, если не победами, то хотя бы выходом в следующую стадию чемпионата. Из этих игр следует выделить игру с Андижаном, и две игры с ферганскими командами, в которых мы одержали так сказать «чистую» победу.
Ровно половину игр мы проиграли. Одно поражение я считаю на совести жюри – это игра в Фергане с командой «Энерджайзер».
Пять поражений в играх, которые проводились в Ташкенте. Соперники были разные: это и знаменитые «Женихи», «Первый в очереди» и «Ташкентские каникулы», которых можно отнести к элите ташкентского КВН, и малознакомые широкой публике команды «Театр абсурда», «Милашки», «Пока все дома», «Доктор Ватсон», «Транспортный блюз». И мы уступили даже откровенно слабой женской команде «Милашки»!
Почему? Первая причина – мы выступали в Ташкенте. Я не хочу сказать только то, что дома и стены помогают. Не стены, а жюри. Дело в другом. Ташкентские команды выступали перед своей публикой, говорили на темы, близкие ей. У них были сценарии, основанные на местных реалиях, которые приводили публику в восторг. Посмотрел бы я, как реагировал бы на их юмор зал, где-нибудь в Бухаре, Нукусе или Фергане.               
Вторая причина – в моих принципах. Мой пресловутый принцип «социального равенства». Я поровну распределял текст, независимо от того, насколько артистичен человек. Будь я немного умней, то большую часть шуток отдавал бы, к примеру, Сергею Алибаеву или Таджибаеву Руслану, у которых артистический талант был налицо. Иногда доходило до абсурда: в четвертьфинальной игре 1997 года я отдал главную роль в СТЭМе Игорю Карпенюку, а он «провалил»  номер.
И сейчас я понимаю, что в 1997 году команда уже выросла из рамок университета, и нужно было опираться на талантливых людей, в независимости от их вузовской принадлежности. Наверняка, люди, умеющие играть в КВН, нашлись бы в политехе и текстильном институте. Кроме того, были еще и школы, и музыкальное училище. Надо было создавать сборную Намангана. Конечно, были и исключения: в том же 1997 году в команду пришла Камалова Анжела, учительница школы № 52, но это был единичный пример.
А набор в команду происходил по принципу «нравится, не нравится». Пришелся по душе человек, почему бы не взять его в команду? А в команду люди стремились. Любому охота была «разбавить» серые будни учебы праздником КВН. И съездить пару раз в Ташкент за чужой счет.
Последняя причина поражений была полностью на моей совести. Состояла она в «экономии» материала. Я боялся, что шуток может не хватить на весь сезон, и некоторые из них «оставлял про запас», на будущее. А нужно было каждый раз выдавать самое лучшее. Особенно ярко это проявилось на первой игре (она же и последняя) сезона 1999 года. У меня под рукой были хорошие и готовые номера, опробованные в играх с Ферганой, а я решил в Ташкенте победить «малой кровью». В итоге мы проиграли. И проиграли сильно.
Об июньском поражении я помнил долго. И уже осенью вынашивал планы игры-реванша с «УзГУМЯ-2». Таджибаев Руслан меня в этом поддержал. Несмотря ни на что, мы продолжали выступать на факультете – с этим «завязывать» я не собирался.
Потом вдруг позвонил из Ташкента Кирилл. Он поступил в аспирантуру, и, кроме того, примкнул вместе с Наташей Алимовой к «Женихам», (будучи на сельхозработах мы имели возможность лицезреть игру КВН, где они выступали за эту команду). Кроме того, «Женихи из Ташкента» той осенью ездили в Москву, на празднование 35-летие КВН, и Алим тогда сказал шутку Таджибаева Руслана про «девушку, у которой полумесяцем не только бровь».
Так вот Титель предложил мне поработать на «Женихов». У них намечался финал с «Первым в очереди». Игры ташкентского КВН широко освещала газета «Молодежь Узбекистана», был там такой журналист Семен Новопрудский, и он в ярких цветах все это расписывал.
Я согласился. Раз в неделю Кирилл звонил мне, я диктовал ему шутки. Однажды я даже продиктовал ему текст песни, которую они, правда, не использовали. Кроме меня, «Женихи» пригласили и Алибаева. Его, разумеется, в качестве актера.
Таджибаев тоже не остался в стороне. Его задействовал неугомонный Адамов в одном из своих проектов. Подробности мне неизвестны, что-то вроде международной игры с белорусской командой. 
И тогда же, в декабре 1996 года меня, Алибаева Сергея и Апанасюк Ларису Ахуновну пригласили на Наманганское телевидение. Открывалась русская редакция, и нужны были люди, и  выбор пал на нас. Я поработал на телевидении недолго, чуть больше месяца и вовремя понял, что это не мое.
В середине декабря намечался финал ташкентского КВН. В ректорат университета пришло официальное письмо от организаторов этого мероприятия, в котором была выражена просьба командировать нас (меня и Сергея) на финальную игру.
Поездку нам разрешили, но Сергей ехать отказался (видимо, из-за телевизионных дел).
Одновременно мы подготовили выступление, которое показали два раза. Первый показ состоялся в концертном зале музыкальной школы. Вспоминать о нем не хочется. Пришло человек тридцать, все выступление было никчемным. Второе, во Дворце детского и юношеского творчества в третьем микрорайоне, прошло более удачно. И  точки зрения наполняемости зала, и касаемо качества выступления. Примечательным было то, что в это время к команде присоединился Мамаджанов Ёдгор, который стал заметной фигурой в коллективе.
Эти два выступления явились как бы моим бенефисом – почти все заработанные деньги ушли на мою поездку в Ташкент.
Поездка в Ташкент получилась запоминающейся. Я, для экономии денег, решил поехать на автобусе, вместе с коммерсантами, которые ехали в столицу за товаром. По дороге с автобусом что-то случилось, всех высадили. Хорошо, следом шли другие автобусы – нас рассадили. Разумеется, сидячих мест не было, - половину дороги пришлось ехать стоя. На границе с Таджикистаном, во время паспортного контроля, пограничник почему-то обратил внимание на меня – мои документы он посмотрел особенно тщательно. Помню, что он спросил, с какой целью я еду в Ташкент. Я ответил, что по делам, связанным с учебой, благо, у меня был с собой студенческий билет.
В Ташкент приехали к часам одиннадцати вечера. Поужинав в чайхане на «Ипподроме», я отправился к станции метро имени Горького. Рядом с этой станцией находился проспект Луначарского, где жил Вагапов. Я так думал, что живет. На деле оказалось, что здесь находится офис его фирмы. Об этом я узнал позже, а в тот вечер, я до двух ночи прождал хозяев. У меня был и телефонный номер этой квартиры, и я раза десять звонил из телефона-автомата.
В два ночи я сидел на автобусной остановке возле дома, который был мне нужен. Было довольно тепло, несмотря на декабрь, и я уже думал, что переночую на остановке. Но подъехала милицейская машина, у меня проверили документы, и посоветовали гостиницу, которая располагалась на соседней улице. Переночевать стоило тысячу сумов (по тем временам сумма серьезная), и я отказался.
Потом на моем пути опять оказалась милиция, на этот раз, это были блюстители порядка, работавшие на станции метро имени Горького. Они предложили мне переночевать в комнате охраны. Не безвозмездно. Я купил бутылку водки, какой-то прохладительный напиток (магазин-будка работал круглосуточно). Устал от этих перипетий настолько, что смог уснуть на узенькой скамеечке.
Все следующее утро, с шести до девяти часов,  я катался на метро: от одной конечной станции до другой, и обратно. Убивал время.
Потом поехал в театр имени Горького, который находился на «Бродвее». Здесь я и встретился с Вагаповым. И узнал, что живет он совсем по другому адресу. Но это было уже не важно.
Целый день я провел в театре имени Горького: наблюдал за подготовкой команд к игре. «Женихи» занимались записью фонограммы – оказалось, что у них она готова не полностью. В последний день! Я тогда понял, что цейтнот, в котором иногда оказываюсь я, это «цветочки». Но, правда, у нас не было своего музыканта, а у «Женихов»  был.
Суетился и Кучмар. Помню, что он беспокоился насчет караоке – я тогда еще слабо представлял себе, что это такое.
Кроме того, в одной из комнат за кулисами театра работали музыканты, записывающие фонограмму для известной певицы Кумуш Раззаковой. Так, во всяком случае, информировал нас один из «Женихов».
Незадолго до начала игры я стал свидетелем любопытной сцены. Дмитрий Вагапов и один из «Женихов» зашли в уборную, и, убедившись, что кроме них никого здесь нет, стали обсуждать вопросы для разминки. Я стоял в это время немного на расстоянии, как говорится, «на стреме». Я понял, что в КВН вопросы разминки охраняются строже секретов Пентагона.
Игру я наблюдал из-за кулис. Не очень удобное место для наблюдения, и мне больше удавалось заметить реакцию зрителей. На выступление «Женихов» публика реагировала живее. Неплохо отреагировали зрители и на мою шутку, которую со сцены произнес Алим. Ее потом процитировала газета «Класс!»:
- У квнщиков в штате Мичиган есть добрая традиция: напиваться перед игрой.
- Но в Мичигане нет КВН!
- А когда они напьются, им уже по барабану – есть КВН в Мичигане или нет.
Хорошо отыграл Вагапов и капитанский конкурс.
В-общем, «Женихи из Ташкента» были объективно сильнее «Первого в очереди».
Во время награждения победителей, меня вызвал ведущий и вручил официальное приглашение на фестиваль КВН, который должен был пройти в феврале. Я тогда еще и не задумывался о том, сможем ли мы поехать.
Потом был банкет. Там же в театре имени Горького. Приехали на квартиру к Вагапову далеко за полночь. Спал я без задних ног.
Утром проснулись поздно. Решил, что уеду вечерним поездом. И целый день смотрел видеокассеты с записями игр большого КВН. А вечером опять был банкет, на этот раз в каком-то ресторане, который мы с Кириллом искали очень долго. У него был пейджер, на который Вагапов отправлял сообщения с указаниями маршрута – ресторан находился во дворе частного дома, и мы долго плутали по улицам Ташкента. До конца банкета я не досидел, мне нужно было на поезд. Помню, что заказал блюдо с каким-то диковинным названием. Оказалось, грибы. И мне пришлось с тоской наблюдать, как другие едят более питательные мясные блюда. С тех пор я стараюсь заказывать только «лично» знакомые яства.
В январе 1997 года я ушел из Наманганского телевидения, и даже не пошел получать зарплату. Я решил: лучше делать более-менее нормальный КВН, чем «никакое» телевидение.
14 января мы выступили со своей армейской программой в воинской части, которая помогла нашей команде с реквизитом. Приняли нас нормально.
Потом (в феврале) были концерты во Дворце детского и юношеского творчества, в которых впервые приняла участие Камалова Анжела. Также мы пригласили в команду учеников школы № 42 - Михеева Дмитрия и Габдуллину Олесю, которые хорошо зарекомендовали себя на играх школьного КВН. Помню, они вели «Киноконцерт по вашим письмам», и Олеся поразила своей импровизацией.
Кроме того, в команду были включены Таджибаев Анвар (младший брат Руслана) и Ибрагимов Музаффар (студент факультета биологии). Анвар в «Киноконцерте по вашим письмам» показал что-то вроде мужского стриптиза в песне «Stop» Сэм Браун.
После концерта я остался в городе, у Таджибаева Руслана. И надо же такому случиться, что Кирилл разузнал, где я и позвонил. Мы поговорили. Он рассказал о фестивале в Сочи, о том, что «Женихов» пригласили в Воронежскую лигу КВН, и что они рассчитывают на мою помощь. Титель даже упомянул о том, что я могу поехать на игру вместе с «Женихами».
В это время Т. Шамсибаев стал проректором НамГУ, и активно стал продвигать вопрос о команде КВН. Вместе с О.А. Голубцовым я побывал на приеме у заместителя хокима  Наманганской области Дадажановой Д,Д. В областном хокимияте нам обещали помочь с костюмами.
Деньги, заработанные на концерте, мы вложили в запись фонограммы. Этим занимался Таджибаев Руслан, а музыкантом был Абдуллаев Азим. И опять стоит отметить, что фонограмма получилась очень хорошей.
Примерно тогда же я предложил название для команды – «Наманганская Аномалия». Это название давно уже привлекло мое внимание. Аномалия – что-то ненормальное, не вписывающееся в обыденные представления, на мой взгляд, самое подходящее для названия команды КВН. Никто со мной не спорил насчет названия: кажется, название команды никого, кроме меня не волновало.
В ректорате нам обещали поездку на фестиваль. Сценарий я написал достаточно быстро – по требованию организаторов нужно было везти приветствие и «музыкалку». Я не стал особо напрягаться. И было отчего. Фестиваль должен был пройти в детском оздоровительном лагере «Семург», который находился далеко от Ташкента, и зрителей, кроме самих команд, не должно было быть. Поэтому я решил повезти на фестиваль «внутриклубные» шутки, то есть шутки, больше понятные самим квнщикам. А лучшие – приберег для игр.
Чтобы убедить руководителей области, что нашей команде КВН стоит помогать, проректор решил пригласить их на нашу генеральную  репетицию. Свою фестивальную программу мы показали в малом актовом зале университета. Я хорошо понимал, что она будет не очень понятна для людей, незнакомых с «кухней КВН» (об этом уже говорилось выше). Поэтому перед выступлением, я предупредил высоких гостей, что программа специфичная, и что на игры мы повезем совсем другое.
Выступили мы четко, без заминок. Конечно, рассчитывать на бурную реакцию не приходилось – люди все-таки серьезные. Помню, что хоким области сказал после нашего выступления: «Для Намангана сойдет». Я же полагал, что сойдет не только для Намангана.
Незадолго до поездки возникла еще одна проблема. Мы опять поссорились. Речь, разумеется, идет обо мне и Таджибаеве. Опять-таки не могу вспомнить, из-за чего возник конфликт. Единственный в команде, кто поддержал Таджибаева, была Анжела (это и понятно, ведь именно он пригласил ее), все остальные были на моей стороне. И опять получилось так, что Таджибаев не поехал на фестиваль. А с ним и Карпенюк Игорь. Учитывая то, что Таджибаев принимал самое активное участие в создании фонограммы, было не очень красиво по отношению к нему не взять его на фестиваль.
К сожалению, Шамсибаев не разрешил привлечь к участию в команде Габдуллину Оксану, аргументировав это тем, что она еще школьница и тому подобное. И к тому же, проректор включил в состав команды студентку факультета иностранных языков – Актуганову Диану. Честно говоря, талантами она не блистала, и единственное, в чем ее можно было задействовать, была подтанцовка.
Следующей проблемой были деньги. Живые деньги. Которых не было. Помнится, в ту пору корреспондентка «Наманганской правды» Сильвия Цатурян взяла интервью у команды, и написала о ней заметку в газете, в которой были такие слова: «Наша команда – это квартира, которой нужен свет, газ, вода». Это был намек на отсутствие спонсора. Как сообщили организаторы фестиваля, каждая команда должна была сама оплатить проезд, проживание и питание в ДОЛ «Семург». Влетало это удовольствие в копеечку.
Шамсибаев решил, что можно оплатить расходы безналичным расчетом. Мы договорились с Вагаповым, что университет переведет на счет  его фирмы определенную сумму, а он, обналичив деньги, оплатит наше проживание в «Семурге».
Экономии ради, мы поехали в Ташкент в общем вагоне. И пожалели об этом. Не было свободных мест, никто не выспался толком. В столицу приехали уставшими, и не очень веселыми. Старшей ехала Лариса Ахуновна Апанасюк, и она потребовала, чтобы обратно ехали в более комфортных условиях. Никто не с ней не спорил.
Из Ташкента в Хаджикент (где располагался «Семург») ехали на автобусе вместе с другими командами. Лагерь мне понравился. Находился он в очень живописной местности, кругом горы, свежий воздух. Благоустроенные коттеджи, спортивные площадки, аллеи и беседки – все идеально подходило для отдыха. И фестиваля. Нас поместили в один коттедж с «Женихами», которые как бы взяли над нами шефство.
В первый вечер было общее собрание команд, на котором нам вкратце объяснили, как будет протекать наше существование в лагере. Единственное условие – не выходить без разрешения за пределы лагеря. Подъема и отбоя, как таковых, не было. До утра дискотека. В-общем, отрывайся, не хочу. Меня обрадовало то, что будет проводиться чемпионат по футболу. Победившей команде был обещан какой-то приз.
Эти три дня мне запомнились на всю жизнь. Все было просто замечательно – общение с другими командами, круглосуточное ничегоделанье, возможность на других посмотреть и себя показать.    
 В первый день фестиваля команды должны были показывать приветствия. Ведущими были два Дмитрия – Левин (капитан «Ташкентских каникул») и Вагапов. Выполнили они свою функцию, надо признать, на высшем уровне.
Наше приветствие прошло не так успешно. На другое я и не рассчитывал. Для меня самым интересным было посмотреть на другие команды. Только перечислю их: «Женихи из Ташкента», «Первый в очереди», «Пока все дома» (ТашМИ-1), «Доктор Ватсон» (ТашМИ), «Ангелы из АДУ» (Андижанский государственный университет), «Театр абсурда» (Ташкентский архитектурный институт), «Милашки» (Ташкентская государственная консерватория). Команды были разные, самобытные и не очень. Одной из самых «самобытных» оказалась команда «Отдел кадров». Никто так и не понял, что они показали.
Что же было в нашем приветствии? Начиналось оно с эпиграфа и короткого диалога:
- Смешалось все в календаре:
И фестиваль не в январе.
И путь к нему нам стал короче,
Ведь он в «Семурге»,  а не в Сочи.
- Ну, как тебе в «Семурге»?
- Как?  Как говорят французы: «А lа guerre как лагерь».
Потом вся команда вышла на сцену и исполнила песню «Коммунальная квартира» группы «Дюна». Согласно моему стратегическому плану, она должна была определить курс команды на своеобразный КВН.
Наманганская команда - 
Ненормальный КВН,
Скажем дружно слово «ландыш».
И подумаем:  «Зачем?»
Если чайник, сверху крышка,
А внутри, конечно, чай.
Текст у песни умный слишком,
Если хочешь – подпевай!
Это аномальная, ненормальная команда!
Это наманганский наш, аномальный КВН!
Если мы на фестивале,
Нету в Намангане нас.
Мы вчера себя искали,
И нашли  лишь через час!
От Находки до Парижа,
Песни этой нет умней.
Кошка превратилась в мышку,
Мышка спела «Yesterday»!
Сюда Азим вставил кусок из песни «Yesterday».
Еще в приветствии были песни «Так нельзя» Кая Метова (ее предложил Ланков Алексей), «Мгновения» из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» (в эстрадной обработке) и «Высоко» группы «Браво». В первой песне мне по душе были первые строчки:
Уроки плаванья давал Муму Герасим,
Ко дну плыла она не кролем и не брассом.
Так нельзя, так совсем нельзя!
На рельсах загорать Каренина любила,
И от загара ее руки-ноги ныли.
«Мгновения» скажу, без ложной скромности, получилась очень качественной. Процитирую ее целиком:
Не думай,  если Бог  не дал мозгов.
Не кушай,  если начался вдруг  кариес.
И знай:  у круга не найдешь  углов.
И не ищи углов – искать запаришься!
У каждого барана есть овца,
Свинья и гусь, все знают,  - не товарищи!
А сын козла есть копия отца,
Различий не ищи!  Искать запаришься.
У маленьких микробов суть одна –
Они вредны,  от них быстрей состаришься.
Хоть истина в вине,  ты точно знай:
Искать ее в стакане ты запаришься!
У песни этой длинной есть конец,
Конец приходит,  знаем, и терпению.
А кто послушал, скажем: «Молодец!»
На этой строчке прекращаем пение…
В финальной песне приветствия был афоризм, которым по праву я горжусь:
От улыбки закалялась сталь,
Эта сталь была самой прочной!
В эту же песню я вставил тайную мечту о будущих победах:
Фестиваль – это праздник начала,
Впереди ждет нас праздник большой.
Мы однажды дошли до финала,
Что ж теперь мы пойдем «по второй»…
А шутки, как я уже говорил выше, были для внутриклубного использования. Самыми запоминающимися были, пожалуй, следующие:
- А летом как замечательно было! Выйдешь утром в поле с косой…
- Ну, ничего,  что косая. Лишь бы человек был хороший.
Ее потом процитировали ведущие фестиваля. Следующая шутка была связана с приходящим персонажем. На сцену выходила грустный парень и между ним и стоящими в линейке завязывалась беседа.
- Здравствуйте.
- Здравствуй.  А почему ты такой грустный?
- Понимаете,  это такая история.  Нас было трое друзей. Один залез на дерево, упал и сломал ногу. Второй тоже залез на дерево, упал и сломал ногу. Я залез на дерево,  упал…
- И сломал ногу?
- Нет, со мной ничего не случилось.
- Но почему же ты такой грустный?
- Здравствуйте.  Это такая история. Нас было три друга. Первый залез на дерево, упал и сломал
  ногу.  Второй…
- Залез на дерево, упал и сломал ногу!
- Да! А откуда вы знаете?
- Здравствуйте!
Первоначально роль приходящего была за Карпенюком, но из-за его отказа ехать на фестиваль, текст был отдан Анжеле. Разумеется, текст был слегка переделан. Шутка имела успех.
А в-общем, приветствие было среднее.
Здесь же на фестивале мы познакомились с Дмитрием Онучиным, руководителем фирмы «Веста-Д», которая являлась главным спонсором чемпионата КВН Республики Узбекистан. Также встретились с известным телевизионным журналистом Кидановым, который был ведущим игр КВН на чемпионате КВН города Ташкента. С ним у кое-кого из нашей команды завязались неформальные отношения, что послужило темой для внутрикомандных шуток. И тогда же я впервые увидел журналиста Семена Новопрудского, чьи статьи про КВН в газете «Молодежь Узбекистана» я внимательно изучал. У нас в приветствии была шутка, в которой обыгрывались слова из одной статьи Новопрудского. В ней он написал, что в мировой истории лучше всех разминку играли Маяковский Бернард Шоу. А в регламенте фестиваля был пункт, согласно которому команды могли получить призы за лучшую шутку, музыкальный номер и ответ на разминке. По этому поводу я ввел в текст приветствия следующий диалог:
- А за лучшую разминку мы можем получить приз?
- Нет.
- Почему?
- Потому что, по мнению эксперта Семена Новопрудского, лучше всех разминку играют  Шоу и Маяковский. Насколько я помню, они не из нашей команды.
Я специально взял этот текст себе, чтобы посмотреть на его реакцию. Реакция была вполне благожелательной.
Меня же ждал приятный сюрприз. «Женихи из Ташкента» вызвали меня на сцену и вручили книгу «КВН - 35», которая вышла честь 35-летнего юбилея игры. Эту книгу я уже видел у Вагапова, когда в декабре 1996 года ездил в Ташкент. А теперь такая есть и у меня. Я в тот же вечер обошел квновскую тусовку, и получил автографы всех известных лиц КВН Узбекистана. Кто-то из девушек даже оставил следы своих губ. Потом уже у меня появилась некрасивая мысль, что этим подарком «Женихи» просто хотели загладить свою «медвежью услугу» во время прошлогоднего финала. Не знаю.
Была также разминка с залом. На сцену пригласили капитанов команд, других желающих. Подробностей не помню, в памяти осталось то, что отвечали на вопросы, в основном, Вагапов, Левин и Кучмар.
Утром мы придумали, что на все мероприятия, типа завтрак, обед и ужин, наша команда будет ходить строем и с речевкой. Как это бывает в детских оздоровительных лагерях. Хотелось выделиться хоть чем-нибудь. В то же утро все команды пригласили для жеребьевки футбольного турнира. Это была еще одна возможность проявить себя. Так как на это мероприятие мы шли с речевками «Наманган – чемпион!» и «Навбахор» - чемпион!», нас приняли за две команды. Было очень смешно.
Было достаточно холодно. Спортивную обувь я не захватил, пришлось играть босиком. Самым далеким от спорта человеком в команде был Алибаев Сергей, а потому по доброй бразильской традиции, он был поставлен в ворота. Отстоял он неплохо, да и мы не ударили лицом в грязь. Выиграли у всех соперников и стали чемпионами. С тех пор я часто повторял: «Наша команда – самая футбольная из всех квновских, и самая квновская – из футбольных».
Запомнилась колоритная фигура квнщика из команды «Театр абсурда». Он ходил по полю в хоккейной форме с надписью «Фетисов». Его так и стали называть «Фетисов».
Потом у нас взял интервью корреспондент газеты «Правда Востока». Эту маленькую заметку с фотографией я до сих пор храню. На ней вся команда, а на переднем плане книга «35-летие КВН».
Вечером второго дня были музыкальные выступления.
Наша программа называлась «История КВН». В качестве летописца выступал я, в качестве иллюстраций к моим историческим изысканиям были песни.
С точки зрения КВН музыкальный конкурс был более добротным, но также рассчитан на квнщиков. Я насытил текст названиями команд, терминологией КВН, одним словом, всем присутствующим на фестивале это было близко и знакомо.
Начинался мой текст следующими словами:
- Перебираю архив КВН. А как все начиналось… Просто. То есть,  с простейших. Вся Земля была покрыта толстым-толстым слоем шоколада…  Нет,  конечно! Толстым слоем воды. И вот вызвала команда «Инфузории-туфельки» на КВН команду «Сибирских валенок»… Конечно,  это был примитивнейший КВН. В текстах было много воды,  разминка затягивалась на миллионы лет…
Потом звучала песня «Cara mia» группы «Баккара» (более известной на постсоветском пространстве как «Мы не знали сами» в исполнении Филиппа Киркорова). У нас ее пела Бережная Наташа. Она вышла на сцену в качестве одноклеточного организма, из которого впоследствии развились все живые существа на Земле:
Пусть микробов только видно
В микроскоп,  но нет обиды,
Ведь пою я в настоящий микрофон.
Масляков - мой прапраправнук,
И евреи,  как не странно,
Тот же Гусман, Рабинович и Кобзон!
Не было б бактерий
Просто вдруг кефир исчез бы.
А его и так порою в магазинах нет.
Далее шел мой текст про первобытнообщинный КВН:
- До нас дошел череп квнщика из пещеры Тешик-таш. Он уже шутил выше пояса, и пользовался всеми благами цивилизации: санузлом за деревом и центральным отоплением: в центре пещеры разжигался костер, который и обогревал апартаменты… Однажды на разминке команда «Кроманьонские бродяги» «схавала» вопрос соперников, а заодно и их капитана… Особой популярностью пользовались шутки про «новых» неандертальцев, особенно про их пальцы.
Тут выходил Алибаев Сергей в накидке из шкуры, и пел песню «Парень из Африки»  группы «Кар-Мен»:
Я круче синантропов, я – «гомо сапиенс»,
Процветает бизнес мой!
Пещера  в центре леса и мамонт-«Мерседес»,
Вот такой-то я крутой!
Вчера привез из-за «бугра»
Зубил пятнадцать и четыре топора.
Навар имею я неплохой всегда,
И езжу круглый год я туда-сюда!
В следующем блоке я рассказывал о КВН периода античности:
- Особый размах игра получила в Древней Греции и Древнем Риме. КВН стал воистину народным. Народ кричал:  «Хлеба и зрелищ!»,  «Булочек и шоу!». (…) У спартанцев был обычай выбрасывать в пропасть новорожденного,  если тот оказывался евреем…
Здесь шла песня «Черемуха цвела» группы «Чай вдвоем», которую выбрал для себя Таджибаев Руслан. Из-за его отсутствия, песня осталась неизвестной. Чтобы как-то восстановить справедливость процитирую строки из песни:
Холодная рука валялась на арене,
Нога валялась там,  и пальцев было два.
Находчивый лежал, приник веселый рядом,
Какой-то лысый грек чесал свой голова.
Согласно хронологи шли средние века. Текст был соответствующим.
- Запомнилась встреча Московской химико-технологической семинарии имени Дмитрия Донского и Улан-Баторского бюро туризма  памяти Мамая на сцене Куликовского дворца молодежи.  Это же прикол на приколе. (…) И тогда же прошел первый фестиваль квновских команд  под названием  «Варфоломеевская ночь».
Сюда я вставил песню, которую написал на финальную игру – «Бессонница» Аллы Пугачевой. Ее исполняла Анжела.
В Париже в моде как всегда –
Лягушки и любовь.
И туалетная вода –
«Емелька Пугачев»!
Но вдруг запахло жареным.
Наверно,  Жанной д’Арк.
А на Руси с татарами
Разборки – не пустяк!
Во Франции вино – «бордо»,
У нас – одеколон.
Простите, то есть «миль пардон»,
Что спела обо всем…
Потом я говорил о новом времени, здесь шуток почти не было. Одну из них Вагапов посоветовал убрать, так как она уже где-то встречалась. После этого шла песня в исполнении Наташи Бережной из репертуара ее любимой певицы Тани Булановой «Купи-продай».
Забыла в песне я слова,  по рифме я спою «трава»,
Трава зеленая растет, кузнечик в той траве поет.
Лягушка съела кузнеца,  вот нехорошая была.
Родился текст тут сам собой:  и не хороший, не плохой!
Далее шло краткое резюме и финальная песня «Песня остается с человеком»:
Жили, знаем, в мезозое динозавры,
Но они исчезли насовсем.
Знаем,  точно, что сегодня, а не завтра –
Наступает эра КВН!
Я немного изменил свой текст в музыкальном конкурсе, вставив в него названия команд, принимающих в фестивале. Одна имела успех: «Появилась команда «Отдел кадров». Кто их так одел?».
Но у меня осталось впечатление, что команд не очень интересовало, что показывают их будущие соперники в сезоне. Наверное, все понимали, что команды привезли не самое лучшее. Это естественно – никакого отбора не было, команд приехало ровно столько, сколько могло участвовать в чемпионате республики. Зачем зря тратить качественные шутки на мероприятие, которое ничего не решает? Кстати, на фестивале проводился и «Красный фонарь», мы готовили свой номер, но почему-то так и не выступили. Если исходить из того, что показали другие команды, наше выступление вышло бы чересчур пресным и интеллигентным. 
На фестивале происходило много интересного. Самое приятное – дискотека. Которая продолжалась почти до утра. Для меня это было в диковинку, то, что я раньше считал дискотекой, не могло сравниться с тем, что я увидел здесь. Классная аппаратура, различные спецэффекты, музыка нон-стоп и беспрерывное общение! Все было просто замечательно! Можно было подойти к любой девушке и пригласить на танец. Я изжил там не один комплекс. В этом отношении фестиваль пошел мне на пользу: я понял, что в столице живут такие же люди, с ними можно общаться на равных, и наш уровень (духовный, интеллектуальный, социальный) не намного ниже. Я все боялся, что мы будем выглядеть провинциалами на фоне столичной продвинутой молодежи, но этого не произошло. Во всяком случае, я не заметил этого.
Интересный случай связан с одной из дискотек. На фестиваль приехала команда Ташкентской государственной филармонии «Милашки», в составе которой были одни девушки. Шутки у них были слабые даже для фестиваля, но они выделялись голосами. Особенно девушка по имени Севара. Симпатичная, похожая на мулатку, она классно, один в один, исполнила песню Уитни Хьюстон из фильма «Телохранитель». В-общем, была заметной фигурой на фестивале. Мы к ней подошли и выразили свое восхищение. А один парень из нашей команды на дискотеке пригласил ее на вальс.
А через год или два на всю страну стала знаменитой группа «Сидерис», в составе которой были девушки из команды «Милашки», потом Севара начала сольную карьеру и стала знаменитой певицей Севарой Назархан. Парень из нашей команды, который с ней танцевал, часто вспоминал об этом с гордостью, а я, если признаться, завидовал ему. И сейчас завидую и жалею, что не разглядел в той девушке будущую звезду эстрады, мог бы тоже пригласить на вальс. Было бы что вспомнить, похвастаться перед знакомыми. Что поделаешь – тщеславие имеет место быть в моем характере. И вряд ли это так плохо, без разумной доли тщеславия в КВН делать нечего.
Насчет Севары Назархан хочется добавить, что ее песня о Родине (на стихи Мухаммада Юсуфа) одна из самых моих любимых песен.
В последний вечер команда «Женихи из Ташкента» устроила банкет для всех команд. Это нам запомнилось надолго: в сравнительно небольшое помещение набились почти все квнщики, приехавшие на фестиваль. Учитывая, что с финансами у нас были трудности, для нас это было подарком судьбы. Нельзя было понять, что здесь происходит – стоял длинный стол, ломившийся от напитков и закусок и никаких стульев. Подходи с любой стороны, бери, что хочешь, уходи. Для нас, студентов, которые привыкли считать каждую копейку, это было просто «праздником чрева и души»! Сейчас об этом смешно вспоминать, но на последний день фестиваля у нас почти не осталось денег. У нас был только неприкосновенный запас, который предназначался для покупки билетов на обратную дорогу.
Впрочем, мы из-за этого особо не переживали, молодости свойственно жить одним днем. Сегодня мы веселимся, а что завтра делать, будем думать завтра – такая философия помогала преодолевать не одну проблему.
На следующий день был разъезд команд. Разумеется, было грустно расставаться с таким замечательным местом. Андижанская команда приехала на своем автобусе, и их капитан, мой старый знакомый по полуфиналу 1996 года, любезно предложил поехать вместе с ними. Разумеется, бесплатно. Предложение было очень заманчивое, учитывая состояние наших финансов, но у нас оставались кое-какие проблемы, связанные с документами. Дело в том, что для отчетности необходимо было оформить командировочные бумаги в фирме «Веста-Д». Этими вопросами занимался Вагапов, и, кроме того, университет перечислил на счет его фирмы сумму, немного превышающую ту, что была необходима для проживания в лагере, и он обещал возместить разницу. Это было очень кстати. Утром мы приехали в Ташкент, остановились в офисе фирмы Вагапова, а он отправился решать эти вопросы.
В офисе я был в декабре прошлого года, он располагался в обычной квартире. И оказавшись здесь, мы сразу же зашли на кухню и стали искать съедобное. Нашли только немного кофе и сахара. Кое-как утолили голод, и стали ждать хозяина офиса. Его приход был сродни празднику. Вагапов принес командировочные документы и деньги. Он объяснил мне, как обналичиваются деньги, что при этом удерживается НДС. Для меня все это было «китайской грамматикой» и мало волновало, главное, что у нас были деньги. Мы сразу же отправились в магазин покупать еду.
Обратно, как и было решено ранее поехали в плацкартном вагоне. Ничем особенным путь в Наманган не запомнился – все порядком устали, и физически, и морально...
Продолжение следует


Рецензии