Глава 74. Уход за стариками. Михайловское

Мон.София старалась как могла исполнять обязательство перед одинокими стариками, знакомыми с о.В при жизни и оставшимися без попечения родных. Сначала это был «старец» Иван Васильевич, муж Марии Сергеевны, регента, которую все знали в Д-м районе. Марья Сергеевна преставилась ко Господу, а её благочестивый супруг остался одиноким и беспомощным. За ним посылали ухаживать м.Алевтину. Она не выдержала и уехала, потом рассказывала ужасы. Ну это, конечно, было не очень умно посылать девицу ухаживать за лежачим стариком. Для этого можно было найти хотя бы бывшую замужем женщину. После м.Алевтины туда приехала ин.Татьяна и ухаживала за ним до конца. Потом возникла такая же проблема, кому ехать к мон.Варваре, келейнице покойного о.Андрея. Пока наша Варька была, так сказать, изгнанной из монастыря, она жила там и приглядывала за старушкой. Потом Варьке стало тяжело. М.София вернула её, заменив ин.Анной. Мать Анна в отличие от Варьки была более житейски адаптированным человеком, ведь она когда-то имела мужа, растила сына. Ин.Анна сопровождала пожилую мать Варвару во время операции на глаза. Была её поводырём и связью с миром.

 
Через несколько месяцев повар ин.Евгения решила подлечиться. На самом деле, Евгения так привлекала к себе внимание мон.Софии, чтобы та её оценила бы по достоинству, поклонилась бы ей и воскликнула: "Возвращайся, никто не умеет готовить так прекрасно, как ты!" Но ничего подобного не последовало. Квартира Евгении сдавалась, поэтому она нагрянула в гости к мон.Варваре. Кажется в этот момент ин.Анна уехала обратно в Болдино, решив, что наступило её чудесное избавление и архангел Михаил её услышал. Потому что двоим там ужиться было сложно. Тем более ин.Евгения сама по себе сложный и токсичный человек.


Мать Евгения всегда со всеми вела себя по-разному. Если она видела, что можно человека безнаказанно обижать, она не оставляла от него ни рожек, ни ножек. Но если ты себя сам в обиду не давал, она начинала уважать и соблюдать дистанцию. Надо мной она всегда исподтишка подтрунивала. Мол, Надь, давай, становись поваром, у тебя получится, ты любишь готовить. При этом имелось в виду, что я элементарно не выдержу физической нагрузки. Я ей отвечала: «Я буду варить одни макароны с консервами, а ты тогда езжай петь в Дорогобуж». В общем, это пустословие не заканчивалось никогда. Ей нравилось всех задевать с улыбочкой, язвить с благодушным видом и пить нашу энергию. Мать Анна была для неё лакомым куском, потому что она всегда была за мир во всём мире и не решалась с ней поссориться. Этим и пользовалась ин.Евгения.


Готовить ин.Евгения очень старалась. Она всегда тщательнейшим образом продумывала меню в отличие от Лидии Николаевны. Лидия Николаевна могла запросто дать на завтрак овсяную кашу с салатом из помидоров и огурцов. Или подгоревшую солянку, или подпорченные долгим вымачиванием квашеные грибы.


Ин.Евгения вкладывала в приготовление пищи весь свой вкус, всю свою душу и силы, оставаясь при этом ядовитым человеком. Когда ин.Евгения оказалась в Михайловском почти на полгода, всем было хорошо. Поваром в смену Евгении работала м.София. И хоть готовила София без души, зато негатива в воздухе было намного меньше.


Приехав из Михайловского ин.Евгения начала по своему обыкновению подкалывать меня, что мне тоже надо бы съездить поухаживать за мон.Варварой. Я в принципе была б и не против. Но, во-первых, кто б меня заменил в Дорогобуже? А во-вторых, с мон.Варварой у меня были свои счёты, хоть я и не была с ней знакома лично.

 
Это было давно. Михайловское всегда считалось у нас в районе да и вообще в Московской области неким духовным центром. Храм там всегда был открыт и отец Андрей считался духовным прозорливым старцем. Его келейница, монахиня Варвара ревниво оберегала его покой от навязчивых посетителей.


В 1997 году о.Олег Строев повёз нас(певчих и прихожан) на автобусе после службы в Михайловское на Архангела Михаила(21 ноября). Я тогда была ещё школьницей. Собирались просто «взять благословение» у старца. Мне очень было надо к старцу. В тот момент мы с сестрой тайком от родителей пели в церкви и очень боялись папу. Он имел над нами сильную власть. Потому что он запугал нас в детстве. С нашего крещения прошёл всего лишь год. Мы должны были снова лететь в Африку и жить там без причастия, в страхе быть разоблаченными папой. А папа ни много ни мало грозил смертельной расправой.

 
Начитавшись православной литературы, я верила, что старец знал о нашем приходе и знал волю Божию о нас. Очень нужна была поддержка хоть какого-то духовного человека, батюшки или доброй матушки. И вот вспоминаю, как стою у калитки отца Андрея ещё с парой-тройкой женщин. Вся наша группа уже ушла. Остались самые настойчивые. В окне мелькнуло бледное лицо монахини Варвары. У меня текли слёзы, а она не открыла. Посчитала, что не надо нам к батюшке. Вот этого я со всем своим юношеским максимализмом простить ей не смогла. Теперь же после смерти отца Андрея она оказалась никому не нужна.


В итоге, когда преставился Иван Васильевич, мать Татьяна переселилась к мон.Варваре и тоже ухаживала за ней до конца. Она исполнила таким образом обещание, данное о.В, что они не бросят её после кончины о.Андрея. Хотя надо отметить, что родственники, претендующие на жилплощадь и имущество, были и у Ивана Васильевича, и у мон.Варвары.


  http://proza.ru/2022/12/06/1162


     Фото из интернета.


Рецензии
Еще раз вечера доброго, Надежда!

Одно могу сказать, уход за тяжело больными и немощными людьми - тяжелейший труд, и далеко не каждому по силам вынести такое испытание. Знаю об этом не понаслышке, пришлось ухаживать за родителями-инвалидами, и бабуля у меня почти десять лет лежала, практически не вставая. И даже то, что дело приходилось иметь дело с родными людьми, не было страховкой от того, что порой едва не впадал в отчаяние. И потому, могу представить, каково это было в тех случаях, когда ухаживать приходилось за незнакомыми фактически людьми. Далеко не каждому это дано...
Ну, а что до поварихи с ядовитым характером, увы, далеко не всегда талант в каком-то деле сочетается с отзывчивым добрым характером. К сожалению, талантливые в чем-либо люди нередко обладают несносной натурой.
Сталкивался с такими людьми, и вот тут соглашусь с Вами - иной раз будешь готов махнуть рукой на чье-то мастерство, лишь атмосфера в коллективе была нормальной.
Жаль, что такие ситуации бывают, как видим, и в монастырях...

С самыми добрыми пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   05.07.2025 19:54     Заявить о нарушении
Вечера доброго Вам, Сергей! Спасибо большое за отклик! Я тоже совершенно не понимаю, почему так любят в церковной среде привлекать к уходу за лежачими и немощными именно монахинь. Это очень странно. Ухаживать должны потенциальные наследники. Либо они должны нанимать профессиональных сиделок. Но как любят люди выплывать засчет тех, кто никак свой труд не оценил. На такие послушания можно ставить сестёр только по желанию, иначе они не справятся и будут мстить больным.

Насчет Евгении тоже согласна с Вами. Здесь банальная гордыня и тщеславие. Она ценила свое поварское искусство выше церковного пения, раз посылала меня в Михайловское. Только вот она не хотела вспоминать, что готовить можно научить любого. А петь далеко не каждого. И уж тем более регентовать хором не каждому дано. Но вот такая странная ограниченность мышления у взрослой, образованной и опытной женщины, которую я долгие годы изо всех сил пыталась уважать, жалеть и любить. Но она рушила все попытки своей непролазной глупостью и ехидством. Поэтому дружба наша развалилась. И Вы правы, что выберешь здесь скорее покой и мир с пересоленной кашей матери Софии, чем вкусные блюда и бесконечные истерики матери Евгении.

С уважением и теплом,

Эмилия Лионская   06.07.2025 00:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.