Пусть его нечистый прах развеет ветер Сила судьбы,

 "Пусть его нечистый прах развеет ветер"

"Сила судьбы", опера Верди, историческая сцена Мариинского театра, 4 декабря 2022 года
Дирижер – Валерий Гергиев.
Донна Леонора – Татьяна Сержан.
Дон Альваро – Михаил Векуа.
Дон Карлос – Владислав Сулимский.
Прециозилла – Наталья Евстафьева.
Падре Гуардиано – Юрий Воробьёв.
Фра Мелитоне – Александр Никитин.


Позавчера великая опера Верди вновь поразила всеми своими фатальными стечениями обстоятельств, порадовала захватывающей музыкой, замечательным пением и какой-то особенной энергией исполнения. И спектакль получился очень впечатляющим, увлекательным с первой минуты.
Молодые влюбленные, Леонора и дон Альваро в первом действии привычно препирались, теряя драгоценное время и выясняя, кто кого сильней любит, словно нарочно испытывали судьбу. И доспорились, их застукал бескомпромиссный отец, маркиз де Калатрава, поднял скандал, брошенный на стол доном Альваро заряженный пистолет случайно выстрелил и убил маркиза. И завертелся механизм кровной мести! Не успокоится дон Карлос, брат Леоноры, пока не убьет обидчика и опозорившую семью сестру. Эх, не металась бы Леонора в сомнениях - бежать или остаться еще на день, ускакали бы на быстрых коня молодые влюбленные, глядишь, все бы и обошлось! А так - сплошные мучения, разлука, необходимость скрываться, поиски убежища, страх разоблачения. И по пятам - дон Карлос с его неутолимой жаждой мести.
В финале - настигающая Леонору смерть от руки мстительного брата. Воистину, Fatalit;!
Именно о ней, о силе судьбы, фатальности событий проникновенно поет страдаюшая Леонора (Татьяна Сержан), живущая отшельницей при монастыре "Мадонна ангелов". Сколько муки в голосе! Какие мощные эмоции испытывает ее героиня! Татьяна Сержан большая мастерица создавать образы попавших в трагические обстоятельства женщин! У певицы очень выразительное драматическое сопрано яркой красоты и силы!
Столь же страстным в своей жажде мести был и дон Карлос Владислава Сулимского! Эмоции в нем просто кипят, обжигая и вызвавших их героев оперы, и зрителей. Они даже не дают ему умереть, хотя дон Альваро его почти убил на дуэли. Но кровная месть держит его на плаву сильнее обычной жажды жизнь! Мощный голос певца, феноменальной выразительности и магической силы воздейсивия ни на секунду не дает усомниться, что он доведет свою вендетту до конца и успокоится, лишь увидев ее результат. Хотя и в этой роли мятущегося мстителя у Владислава Сулимского есть светлые моменты. Чудесную балладу дона Карлоса "Я Переда, студент из Саламанки" в таверне он спел лирично и мягко. Совсем иначе звучат два коротких торжественных дуэттино с доном Альваро, скрывающимся в армии под чужим именем, где герои клянуться друг другу в дружбе, а затем блестяще исполненная сцена и яростная маршеобразная ария мести, вся дышащая смертельной угрозой и переслоенная траурными мотивами. И до последнего рокового удара клинка, сразившего Леонору, вышедшую за зов умирающего дона Карлоса из своего уединенного убежища отщельницы, героем Владислава Сулимского двигала эта неуемная энергия возмездия.
Достойно спел партию дона Альваро Михаил Векуа, с неожиданной вокальной выразительностью, не только энергией и темпераментом, но и мягкостью. В душе этого героя тоже клокотали страсти и бушевали демоны, что, кажется, и после смерти ему не найти успокоения. "Пусть его нечистый прах развеет ветер", - желает ему дон Карлос. И, похоже, слова его сбылись.

Порадовала в этот раз и цыганка Прециозилла Натальи Евстафьевой. Несмотря на резковатые верхушки, ее пение отличалось звучностью, а актерская игра - хорошим вкусом. Голос интересного тембра было прекрасно слышно на фоне оркестра и в Ратаплане. И Ратаплан был исполнен весьма впечатляюще.
Вообще, сцена в военном лагере, начиная с карточной игры у палатки дона Альваро, когда он чудом спасает дона Карлоса от расправы шулеров, меня всегда особенно привлекает своей яркой музыкой, пронизанной военными символами - музыкальными сигналами военного горна, которые регламентируют всю жизнь военного лагеря: специальные мелодии дают сигнал "подъем", "внимание", "отбой", "тревога", призывают быть готовыми в построению, к вступлению в бой, к отступлению. Их в музыке третьего акта великое множество. И, конечно, меня захватывает зажигательная тарантелла, почему-то в этой постановке оперы превращенная в странный танец с деревянными сапожками (очень похожий на популярную с полвека назад финскую "Летку-енку").
Замечательные были и падре. Падре Гуардиано Юрия Воробьева с его густым мягким басом, излучающий спокойствие и умиротворенность, восхищал красивым тембром голоса и благопристойными манерами. Всегда радуюсь, когда он поет партию настоятеля монастыря "Мадонна ангелов".
Полная его противополодность - фра Мелитоне Александра Никитина. Вечно брюзжащий, всем недовольный, невоздержанный на язык брат-монах - персонаж комический, и певцу он очень удался. Громогласный, энергичный фра Мелитоне кроет едким словцом всех вокруг - и солдат с маркитантками в военном лагере, и ждущих подаяния бедняков, и своих собратьев-монахов. Отличный образ!
И спекталь в целом оставил очень позитивное впечатление! Словно подзарядил энергией.


Рецензии