Мой отец

Мой отец, Бастрыкин Иван Ильич, родился 22 июня 1920 года на  станции Отрадо-Кубанская  Гулькевического района Краснодарского края в многодетной казацкой семье.  На  родине  окончил  семилетнюю  школу,  трудился в колхозе,  а когда ему исполнилось 18 лет,  был призван на действительную военную службу.  Ивану Ильичу посчастливилось по комсомольскому набору начать эту службу на  Краснознаменном  Балтийском флоте,  в легендарном Кронштадте.  Здесь он получил военную специальность радиста Военно-морского флота.

 А в  1939 году  началась  советско-финская  война и  отец попал  на фронт.  Позднее  он вспоминал  какой тяжелой была эта война.  Особенно запомнились ему лютые зимние холода, которые создавали неимоверно тяжелые  условия  для  сражающихcя.  А затем снова был Кронштадт.  Здесь  Иван Ильич прошел ускоренное  обучение на курсах командиров,  получил офицерское звание.  А вскоре началась  Великая Отечественная  война.  Первый период войны  он  служил  в  Кронштадте,  а  затем  был  направлен на Северный флот.  Во время Великой Отечественной войны его отец, мой дед Бастрыкин Илья Каллистратович в 1942 году был расстрелян немецко-фашистскими оккупантами во дворе собственного дома, в станице Ново-Михайловская Краснодарского края, как отец комсомольца и краснофлотца, сражавшегося на фронтах борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

Иван Ильич Бастрыкин всю войну,  в командных должностях сражался на торпедных катерах Северного флота. О войне вспоминал скупо, больше любил,  не без юмора,  рассказывать о многочисленных морских традициях, которые познал за годы службы в Военно-морском флоте.

 А после войны остался в Ленинграде.  Здесь и встретился  с моей мамой, Антоновой Евгенией Антоновной.  Все  последующие  годы  отец работал  электрогазосварщиком  высокого  разряда  на  Адмиралтейском  судостроительном  заводе.  И очень  гордился  этим.  Гордился  своей  принадлежностью  к  героическому  рабочему  классу  Великого города  Ленина.  Иван  Ильич  был  коммунистом,  в  партию  вступил  в тяжелом 1942-ом году.  Он хорошо понимал роль и значение рабочего класса для нашей страны. В разговорах дома всегда тепло отзывался о своих товарищах по стапелю. По натуре был коллективистом, последовательным сторонником правды и справедливости.

Каждый  спуск  нового  корабля  был  и  его праздником.  Однажды,  по его  приглашению  я побывал на спуске корабля на  Адмиралтейском.  Это  событие произвело на меня огромное впечатление  и хорошо помнится до сих пор. Это был настоящий праздник труда без заорганизованности и официальной суеты. Он был естественным  результатом  колоссального труда  многотысячного коллектива рабочих, инженеров,  конструкторов,  всех  тех  кому  были  дороги такие  великие и святые понятия,  как наша Советская Родина, ее Военно-морской флот,  традиции дедов  и отцов – таких же создателей кораблей для защиты морских рубежей.  Многие,  кто  был  на  празднике, еще помнили войну и очень хорошо понимали, что значит еще один крейсер для флота.

Уважение к человеку труда,  рабочему классу Иван  Ильич передал  мне навсегда.  И еще: он никогда не противопоставлял свое звание  военно-морского офицера званию рабочего, строителя военно-морских кораблей.  Для  него  это были  состояния  одного порядка, одной шкалы измерений.  Отец очень много знал, много читал.  Поэтому  хорошо разбирался в русской литературе.  Отлично играл на русской семиструнной  гитаре.  Прекрасно,  как  и  всякий уважающий  себя  моряк,  танцевал  чечетку.  Любил, как и всякий морской офицер гостей, праздничное дружеское застолье.

 Иван Ильич  был  очень  доброжелателен,  прост в общении, но очень хорошо понимал,  что такое  мужское и офицерское достоинство. К сожалению, я не помню его в офицерской форме, но в нашей  комнате на стене долго висел  его военно-морской кортик. Иван Ильич был очень скромным человеком: даже 9  мая он  почему-то   стеснялся  надевать  боевые  награды.  Ограничивался только  орденом  Великой Отечественной войны и наградными колодками.

А в 1990 году произошло событие, которое по-хорошему взволновало его.  Неожиданно пришла повестка из военкомата. Вернулся он оттуда сдержанно-счастливым. С маленькой коробочкой. А в ней медаль «За отвагу».  Он был  удостоен  ею в  далеком 1944-ом.  И вот только  теперь, спустя столько лет награда нашла героя.

Иван Ильич трудился до тех пор,  пока у него доставало сил.  А когда тяжело заболел, встретил этот факт достойно  и  мужественно.  От  лежания  в  больнице  отказался – интенсивное  лечение  начинать  было слишком поздно.  Слишком долго  он скрывал  от близких свое тяжелое заболевание.  Умер Иван Ильич 17 апреля 1993 года. Похоронен он на Южном  кладбище  Ленинграда.  Недалеко  от жены, моей мамы. Их разделяют всего лишь триста метров или всего лишь три минуты ходьбы...


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Александр Иванович! В г.Кронштадте в 1941 году был в учебке и потом служил на линкоре "Марат" мой родной дядя краснофлотец БЧ-5 Бакшанский Василий Демьянович 01.11.1921 года рождения. Все знаем, что героический линкор "Марат" из крупнокалиберных линейных орудий оборонял Ленинград от фашистов. Он тогда стоял у стенки в суд.рем.заводе Кронштадта. 16 сентября 1941 года мой дядя Вася погиб, находясь на боевом посту в трюме корабля от авиационной бомбы во время налета фашистской авиации. В конце девяностых я провел розыскную работу сведений о нем по поручению другого дядя Филиппа Демьяновича (1923 г.р.), побывал и в центральном Военно --морском музее, где были сведения об уцелевших(очень мало) с линкора"Марат) общался с ветераном линкора, который проживал в то время Ленинграде, потом поехал в Гатчину в центральный архив, узнал, что есть братская могила маратовцев, поехал искать ее в Кронштадте. Кладбище огромное несколько остановок автобуса.Но Бог помог мне быстро найти и направил в нужном направлении. Деревья вокруг, людей совсем мало, спросить не у кого. Шел и молился. Но Господь привел прямо к стеле, окруженной якорными цепями и огромными якорями. Я нашел там дядину фамилию, стоял и плакал. На коленях тоже стоял и молился, рядом с каменной бескозыркой. Не передать то, что я там испытал, Александр Иванович. Ведь мои дедушка и бабушка так и не дождались и не узнали ,что останки их сына, где-то, захоронены(бюрократическая отписка на их запрос). Бабушка Поля, мне часто говорила, что я внешне похож на дядю Васю. Мой отец Евгений Демьянович был младше своего старшего брата Васи на 12 лет, и решил тоже, связать, свою судьбу с флотом, отошел в вечность 1975 подполковником морской инженерной службы в г.Баку, третьим в поколении тоже, военным моряком офицером стал я. Вот так дядя Вася кронштадтец начал нашу династию.Вижу, что у Вас тоже династия военных. Может быть Иван Ильич прересекался с моим дядей и в 1941 был, также, был там в учебке? Во любом случае в начале войны несколько месяцев они оба были в Кронштадте, где-то, рядом. У нас светлая память о них. С уважением. Олег Бакшанский.

Олег Бакшанский   18.04.2023 15:10     Заявить о нарушении